Взаимодействие педагогов и родителей в современном мире
статья

Гибадуллина Лилия

В век информационных технологий очень важно идти в ногу со временем. Поэтому на первый план выходит такое понятие как «виртуальная коммуникация».  В свою очередь, общество становится сетевым. В таком обществе, по мнению В.Н. Мининой и В.В. Васильковой, вовлеченность в сети становится необходимым условием существования людей: если человек не в сети, то он, как правило, исключен из общественной жизни. В современных реалиях виртуальное общение воспринимается как естественное средство освоения окружающего мира, ибо живое общение все чаще заменяется виртуальным.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Взаимодействие педагогов и родителей в современном мире»

Гибадуллина Л.Г., методист

МБОУ ДО «ЦТР «Салют» ГО г.Уфа РБ

В век информационных технологий очень важно идти в ногу со временем. Поэтому на первый план выходит такое понятие как «виртуальная коммуникация».  В свою очередь, общество становится сетевым. В таком обществе, по мнению В.Н. Мининой и В.В. Васильковой, вовлеченность в сети становится необходимым условием существования людей: если человек не в сети, то он, как правило, исключен из общественной жизни. В современных реалиях виртуальное общение воспринимается как естественное средство освоения окружающего мира, ибо живое общение все чаще заменяется виртуальным.

Под виртуальной коммуникацией принято понимать общение с удаленным собеседником или группой людей, с применением компьютера или смартфона с выходом в Интернет. Для многих людей виртуальное общение становится приоритетным, удобным и часто используемым.

В современном мире виртуальная коммуникация находит свое место и в системе образования. Под виртуальным взаимодействием в образовательной среде мы будем понимать дополненное возможностями современных компьютерных и интернет-технологий взаимодействие между родителями и педагогами.

Для того чтобы данное сотрудничество было наиболее плодотворным, в каждой образовательной организации целесообразно создать единое информационно-образовательное пространство (ЕИОП). ЕИОП – это система эффективного и комфортного предоставления информационно-коммуникационных, консультативных психолого-педагогических услуг субъектам образовательного процесса. Такая система сегодня динамично развивается с учетом последних технологических разработок и модернизации системы образования в целом. Создание виртуального пространства для взаимодействия с родителями может стать для педагога дополнительным источником получения информации от родителей, а также эффективным способом общения с другими педагогами и родителями.

Несомненным достоинством данного взаимодействия будет являться экономия времени родителей учащихся, что поможет им быть «достаточно информированными» о жизни детей в условиях тотальной занятости. Важно то, что подобное общение между педагогом и родителем не должно носить формальный характер, а должно быть направлено на положительное взаимодействие и в интересах каждого ребенка.

Тем не менее, организация виртуального взаимодействия с родителями является одной из интересных и продуктивных форм работы, которая показывает положительный результат и вызывает большой интерес, как у педагогов, так и у родителей. В литературе представлен опыт создания и ведения виртуального журнала, персонального сайта педагога и пр. Собственный педагогический опыт позволил нам выделить способы, формы виртуального взаимодействия педагога и родителей, а также выявить их плюсы и сложности.

Сайт учреждения. Все современные учебные заведения имеют свои сайты, где представлены программы, по которым ведется работа в группах, сообщаются сведения о педагогах, размещена дополнительная информация – различная документация, материально-техническое обеспечение, структура и органы управления, расписания и отчеты. На сайте нашего учреждения http://salut-ufa.ucoz.ru/index/obratnaja_svjaz/0-91   есть форма обратной связи. Но, для этого нужно указать адрес электронной почты. Письмо с текстом придёт на электронную почту учреждения. Если родитель не оставит свой номер телефона, то связь будет вестись только через переписку.  

К недостаткам взаимодействия через сайт учреждения можно отнести такие моменты: на сайтах размещается информация общего характера; педагог не имеет доступа к администрированию сайта; не все родители просматривают содержимое веб-страницы; отсутствует возможность личного общения, так как информация сайта находится в свободном доступе для каждого.

Группа в социальных сетях – один из главных инструментов, который позволяет установить равноправные связи между пользователями. При этом способе коммуникации родители становятся активными субъектами, а не просто пассивными слушателями. У родителей появляется возможность делиться своим мнением, а также принимать участие в групповых обсуждениях.

Подавляющее большинство современных родителей имеют аккаунты в социальных сетях (ВКонтакте, Одноклассники, Инстаграм). Создание сообщества в соцсетях, может существенно повысить эффективность взаимодействия между родителями и педагогами. Так как просмотр новостной ленты осуществляется многими регулярно, то родители будут всегда в курсе событий в группе, смогут увидеть актуальные фотографии или видео своих детей с занятий, что существенно повысит доверие к учреждению в целом.

Данный способ взаимодействия является многосторонним, поскольку родители не только могут видеть комментарии, фотографии, видео, которые размещает учреждение, но и сами родители могут комментировать, делиться мнением друг с другом. К преимуществам общения в соцсетях можно отнести: доступность просмотра информации всем участникам группы; возможность вести обсуждения, дискуссии; доступ в любое время суток; возможность выкладывания видео и фото; оперативность. Также родитель видит, что если группа активна, у группы много подписчиков, то в этом случае, уровень доверия к учреждению возрастает. К недостаткам отнесем: если группа находится в открытом доступе, то любой пользователь может просматривать информацию и оставлять комментарии. В этом случае администратору сайта нужно отслеживать нецензурные высказывания и отправлять их в спам.  

Мессенджеры. Схожими функциями с группами в социальных сетях обладают мессенджеры, которые устанавливаются на мобильные телефоны. Наиболее популярные из них: WhatsApp, Viber, Telegram. Основные достоинства систем мгновенного обмена сообщениями: оперативность; возможность коллективной и индивидуальной рассылки сообщений; высокая мобильность: камера смартфона позволяет снимать видео/фото и мгновенно выкладывать в группу. Среди недостатков мессенджеров можно отметить высокую стоимость смартфонов (не у всех есть такие телефоны) и излишнюю навязчивость многих «лишних» для конкретного родителя сообщений.

Блоги и странички педагогов. Личные страницы педагогов становятся все популярнее в приложениях Инстраграм или ВКонтакте, а также YouTube. Многие педагоги ведут блоги не только в личных, но и в профессиональных целях. На личных страницах педагогов размещаются информация о профессиональной деятельности, участии в конкурсах, других достижениях, познавательные статьи о развитии и воспитании детей, записи мастер-классов.

Положительным аспектом подобной формы взаимодействия с родителями являются ориентация на повышение их педагогической культуры и наглядное подтверждение компетентности педагога. Так современный педагог может не только сформировать положительный личный бренд, но и повысить свой авторитет, что в конечном счете будет способствовать построению доверительных отношений. Среди минусов отметим некомпетентность многих педагогов в плане ведения своей странички. Для того чтобы писать актуальные статьи, делать качественные фотографии и видео, необходимы особые навыки, к тому же не все педагоги готовы демонстрировать свой сложный путь профессионального роста. Ведение собственного блога занимает много времени, и делать это приходится в нерабочее время.

Проведение вебинаров и видеоконференций. Кроме вебинаров, можно организовать голосовые конференции при помощи программы Zoom или Skype. Практически у всех родителей есть возможность для установки этих программ. Данные программы помогают осуществить коллективные обсуждения актуальных проблем и просто общаться между собой. При проведении вебинара возможно использовать функцию «демонстрация экрана» монитора и донести до родителей необходимую информацию.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что в дистанционном режиме взаимодействие с родителями может осуществляться в нескольких форматах. Педагогу не стоит использовать сразу все каналы взаимодействия, а выбрать 2-3 оптимальных способа связи с разными целями (формальное общение, неформальная беседа, обсуждение индивидуальной проблемы). Дистанционное общение возможно и в тех случаях, когда родители не могут лично присутствовать на мероприятии в учреждении, но заинтересованы в его содержании.

Список использованной литературы и электронные ресурсы:

  1. Педагогика. Вопросы теории и практики. Pedagogy. Theory & Practice. 2020. Том 5. Выпуск 5. Издательство «Грамота».
  2. Данилова И.С., Орехова Е.Я., Шайденко Н.А. Поддержка родительства в информационную эпоху XXI века - месседж, который объединяет// Образовательное пространство в информационную эпоху - 2019: материалы Международной научно-практической конференции/под ред. С. В. Ивановой. М.:Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2019.
  3. Казакова Е. И. Цифровая трансформация педагогического образования// Ярославский педагогический вестник. 2020
  4. Карп Е.И. Новые формы информационного взаимодействия: роль виртуальных объектов в процессе интерактивного диалога//Вестник Ижевского государственного технического университета. 2010
  5. Крюков Р. В. Виртуализация общения как ценность и феномен современного общества//Идеи и идеалы. 2016. Т. 2
  6. Кушкарева Е.Г. Персональный сайт педагога как средство сетевого взаимодействия участников образовательного процесса // Образовательные инновации: опыт и перспективы: сборник материалов Межрегиональной (с международным участием) научно-практической конференции/под ред. Е. А. Рязанцевой, Л. Ю. Петровой, Н. В. Стребковой. Саратов: Саратовский областной институт развития образования, 2018
  7. Леушкин Р. В. Виртуальное социальное пространство: понятийная база исследования//Философская мысль. 2017
  8. Минина В. Н., Василькова В. В. От социального пространства к пространству онлайн социальных сетей: исследовательские подходы и вызовы//Социальное пространство. 2019

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг эффективного взаимодействия педагогов с родителями

Главная цель взаимодействия педагога с родителями – это совместная помощь ребенку в различных ситуациях воспитания и обучения.  Для реализации этой цели у каждого педагога в «арсенале» существует...

Тренинговое занятие «Взаимодействие педагога с родителями и учащимися».

Тренинговое занятие направлено на изучение психологических закономерностей, механизмов и эффективных способов межличностного взаимодействия для создания основы более эффективного и гармоничного ...

Взаимодействие педагогов с родителями

Работа педагогов с родителями по учебному и коррекционному взаимодействию...

Взаимодействие педагога и родителей

Консультация для педагогов на тему "Взаимодействие педагога и  родителей"...

Особенности организации взаимодействия педагогов и родителей, имеющих детей с особыми образовательными потребностями

Особенности организациивзаимодействия педагогов и родителей,имеющих детей с особымиобразовательными потребностями...

Современные эффективные формы и методы взаимодействия педагога с родителями

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Но, используя различные способы и методы взаимодействия, можно достичь плодотворных результатов....

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»

Семинар – практикум для молодых педагогов города «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»...