работа Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса
статья по теме

Беляева Екатерина Валентиновна

 

В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребёнка при Президенте Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребёнка, а в структуру образовательных учреждений введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса по инициативе Уполномоченного по правам человека в Московской области Александра Евгеньевича Жарова с участием Министерства образования Московской области.

      Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса в Рогачевской средней общеобразовательной школе выбрали меня, Екатерину Валентиновну Беляеву. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Долгих раздумий после окончания школы не было. Решено – буду как мама, учителем. И вот через 5 лет я стояла на пороге своей родной школы.

           «Воспитание детей – рискованное дело…»,- вспомнила я чьи-то строки. Но свой выбор в жизни сделала, и вот уже 35 лет работаю в сельской школе.

          Когда меня спрашивают, что самое главное в моей жизни, не колеблясь, без всяких раздумий могу ответить: любовь к детям.

           Мир детства… Сказочный мир… Мир особенный. Ведь дети живут своими представлениями о добре и зле, чести и бесчестии, они по-своему видят и чувствуют красоту.

           Проникая в этот сказочный мир, который зовется Детством, необходимо стать в какой-то мере ребенком. Ведь именно в этом случае дети впускают нас, взрослых, в свой мир и доверяют нам свои тайны, переживания. И именно нам, педагогам, доверено вести маленького человека в мир взрослой жизни.

Детство – самая счастливая и безмятежная пора в жизни человека, а дети как будущее государства, как счастье семьи, должны быть окружены любовью, заботой и находиться в центре доброжелательного внимания. К сожалению, иногда реальность свидетельствует о другом. В современном мире, беспокойном, нестабильном, нередко жестоком и плохо приспособленном для достойной жизни людей в первую очередь страдает ребёнок – от бедности, социальной несправедливости, кризисного положения семей, от эксплуатации и насилия, от болезней, террористических актов и военных конфликтов.

     В целях обеспечения эффективной защиты прав и интересов ребёнка при Президенте Российской Федерации учреждена должность Уполномоченного по правам ребёнка, а в структуру образовательных учреждений введена должность Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса по инициативе Уполномоченного по правам человека в Московской области Александра Евгеньевича Жарова с участием Министерства образования Московской области.

      Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса в Рогачевской средней общеобразовательной школе выбрали меня, Екатерину Валентиновну Беляеву. В прошлом пионерская вожатая социальный педагог, финалист конкурса «Самый «классный» классный» в 2005-2006 учебном году. По итогам конкурса  было издано методическое пособие «Самый «классный» классный» (Дмитров: ООО «Издательский дом «Вести»,2007.-120стр.), в которое вошли две мои разработки: классный час «Скажи наркотикам -  нет»  и устный журнал «Наша благодарность мужественным соотечественникам».        

      Началом моей работы стал координационный семинар, в котором принимала участие Андреева Валерия Юрьевна – Уполномоченный по правам ребёнка в Московской области. На этом семинаре я делилась опытом работы нашей школы.

      Создание полноценного института Уполномоченного по защите прав участников  образовательного процесса (далее - Уполномоченный) в образовательном учреждении способствует:

          - повышению воспитательного потенциала школы, качества социально- педагогической работы с учащимися;

         - обеспечению соблюдения прав и интересов социально незащищённых детей;

          - противодействию социальному сиротству, детской беспризорности и безнадзорности;

           - формированию здорового образа жизни в среде школьников;

           - внедрению разнообразных форм и методов гражданско-правового воспитания учащихся школы.

        Участники образовательного процесса часто сталкиваются с тем, что конфликты в школе разрешаются, как правило, с помощью административных рычагов – через учителя, руководство школы и в некоторых, особых случаях через руководство системой образования. Выбор средств в решении конфликтов невелик. Профессиональную помощь могут оказать, по сути, только школьный психолог и социальный педагог. Они осуществляют мониторинг и контроль психологического состояния учащихся, выявляют его влияние на развитие детского мышления, разнообразных способностей, формирование убеждений. Также в их задачи входит выявление причин различного рода проблем в учебно-воспитательной работе с учащимися, преодоление и профилактика отклонений в интеллектуальном и личном развитии школьников, помощь в решении конфликтных вопросов и ситуаций, а также взаимодействие поданным вопросам с другими участниками процесса. В связи с введением в нашей школе общественной должности Уполномоченного появилась возможность, опираясь на нормативно-правовую базу учреждения, оперативно решать возникающие проблемы. Уполномоченный нацелен на деятельность не в психологической сфере, а в области прав. Хотя его работа в определённой степени схожа с работой школьного психолога и социального педагога (например, в функциях наблюдения, мониторинга ситуации в школе или разборе случаев, касающихся чьих-то индивидуальных проблем), однако главное направление его деятельности – защита, охрана и пропаганда ценности прав участников образовательного процесса. Конечно, первичными являются права детей, поскольку образовательное пространство организуется собственно для них. Кроме того, из всех участников процесса ребёнок - наименее защищенный субъект.

                         Гражданско-правовое пространство школы включает в себя деятельность различных структур и подразделений.

               Должность Уполномоченного – необходимое связующее звено, с помощью которого можно активизировать диалог власти и общества.

     Содержание правового образования учащихся  определяется с учётом коренных изменений, которые происходят в России и новым характером отношений между государством, личностью и социальным положением гражданина.

Вся работа Уполномоченного по защите прав участников  образовательного процесса чётко спланирована.

В нашей школе с 2011 г. действует кружок «Подросток и закон», в основе его работы лежит программа  для учащихся-волонтёров, координирующая деятельность по гражданско-правовому воспитанию.

Правовое воспитание учащихся школы - это цель работы кружка.

 Определены задачи деятельности кружка:

          - познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, конституцией РФ и др.;

          - помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии самосознания, самоопределении, профессиональном определении;

          - формировать у учащихся привычки, навыки правомерного поведения, помочь учащимся осознать себя, как личность в системе общественных отношений;

           - воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

     Обеспечением реализации гражданско-правового образования, решением конфликтных ситуаций между участниками образовательного процесса в школе занимается целый ряд служб, с которыми Уполномоченный тесно взаимодействует - это:

- совет по профилактике безнадзорности и правонарушений;

- социально-психологическая служба;

- школьная служба примирения;

- инспектор ОДН.

Наиболее сложные вопросы и проблемы, возникающие  в нашей работе,  мы решаем также и благодаря тесному сотрудничеству с  такими учреждениями Дмитровского муниципального района, как:

- Государственное учреждение социального обслуживания Московской области «Социальный приют для детей и подростков «Дом доверия». (На базе школы открыта группа дневного пребывания для  детей из социально незащищённых   семей);

- ГБУСО МО «Дмитровский центр социальной помощи семье и детям»;

- Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Остров надежды»;

- МУЗ «Дмитровский центр медицинской профилактики».

           Благодаря совместной  работе с  этими учреждениями участникам образовательного процесса оказывается психологическая, юридическая и социальная помощь, в первую очередь, несовершеннолетним, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.

         Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Произошло разрушение статуса семьи как воспитательного института. Даже во внешне вполне благополучных семьях часто отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями. Причинами семейных проблем становятся не только социальные трудности, но и неблагоприятный психологический климат, неумение строить внутрисемейные отношения.

          Не всегда родители справляются со своими обязанностями. Это происходит по разным причинам. Сложнее всего, конечно, тем семьям, где ребёнок воспитывается одним из родителей (без супруга или супруги) родителям. Опекуны также сталкиваются с множеством проблем. Все эти факторы  ещё осложняются и социальными неблагополучиями (пьянством, безработицей).

          В результате акции «Этажи заботы», которая  ежегодно по рекомендации Управления образования проводится школой,  были выявлены факты асоциального поведения родителей: злоупотребление алкоголем, отсутствие внимания и заботы к собственным детям. Данным  семьям (Лаптевы, Мельниковы, Докины,  Логинкины, Блиновы) была оказана психологическая и медицинская помощь.  Благодаря проведенной работе в настоящее время дети и родители проживают совместно, ситуация в семьях изменилась в лучшую сторону.

           1 ноября 2010 г. после продолжительной  болезни ушёл из жизни  ученик 9-го класса Сычёв Вячеслав. Помощь в организации лечения, приобретении лекарственных препаратов и похорон ребёнка была оказана школой и социальным приютом для детей и подростков «Дом доверия».

В 2010г. в результате ночного пожара  пострадала семья ученицы 10 класса Анохиной Анастасии. Мать и дочь остались без жилья и средств существования. Педагогический коллектив и родители учащихся выступили с инициативой об оказании помощи погорельцам: была собрана одежда и обувь. Администрация сельского  поселения Большерогачевское предоставила временное  жилье.

          Работая с детьми, часто приходиться посещать их семьи, видеть, в какой обстановке они живут, что их окружает. Зачастую оказывается, что в семьях с низким достатком растут не избалованные, а умные, отзывчивые, добрые дети. Сергеева Мария, ученица 10-го класса нашей школы, обладает всеми названными выше качествами. Круглая отличница, умница, воспитывается бабушкой. За отличную  учёбу, активное участие в  общешкольных и районных мероприятиях педагогический коллектив подарил Маше ноутбук. Депутаты районного Совета депутатов помогли в приобретении  одежды, обуви и мебели.

    В нашей школе создана  служба примирения. В процессе обучения  каждый ребёнок хотя бы раз был вовлечён в конфликты с другими учащимися, педагогами или родителями.

         Создание службы примирения позволяет силами самого образовательного учреждения предупреждать и преодолевать школьные конфликты и правонарушения учащихся; снизить уровень конфликтности,  что содействует устранению причин противоправного поведения школьников; обучить членов школьного сообщества новой восстановительной практике выстраивания отношений и реагирования в конфликтных ситуациях. Это помогает декриминализации подростковой среды.

    Если целью службы примирения является содействовать профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций, то её задачи заключаются в следующем:

- проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов;

- обучение школьников методам урегулирования конфликтов.

        Одним из примеров работы службы примирения может решение вопроса об опекунстве в следующей ситуации: ученик 6 класса Михайлов Егор после трагической гибели родителей находился под опекой бабушки. Материальные условия проживания ребёнка были удовлетворительными, но моральная обстановка в семье не отвечала требованиям: дедушка злоупотреблял алкогольными напитками, устраивал скандалы, в том числе и в ночное время. Бабушка не могла повлиять на своего супруга, ппоэтому было принято обоюдное решение о временном помещении ребёнка в социальный приют для детей и подростков «Дом доверия», где Михайлов Е. находится и настоящее время. Сейчас решается вопрос о дальнейшем опекунстве ребёнка. 

        Другим примером может служить ситуация с учащимся Гороховым А., учеником 9 класса. Весной 2011г. Алексей узнал, что он воспитывается в приёмной семье. Ребёнок испытал сильнейший психологический стресс. Следствием этого стали неподчинение родителям, нарушения дисциплины на уроках, пропуски учебных занятий, приводы в ОДН. Целенаправленная кропотливая  работа всех служб  школы начинает давать положительные результаты: во 2-ой четверти ученик успевает по всем предметам, сократились  пропуски уроков, он принимает активное участие в общественной жизни школы, не отказывается от помощи со стороны педагогического коллектива.

     Правовое образование детей – это путь к созданию устойчивой среды для развития правовой культуры подрастающего поколения, воспитания гражданственности.

      Задачи правового воспитания:

         - обеспечить учащихся знаниями о правах человека, правовой системе, структуре государства;

          - научить школьников применять теоретические знания в практических ситуациях;

           - сформировать у учащихся отношение к праву как к важному условию и механизму осуществления социальной справедливости, средству защиты индивидуальных и общественных прав и свобод.

   В школе проводятся олимпиады по праву, победители которых участвуют в районных олимпиадах. Ученица 10 класса Сафронова Юлия заняла 3-е место в районной олимпиаде. Школьная команда принимает участие в олимпиаде «Право и ответственность». Для учащихся создана Школа Правовой грамотности, которой руководит учитель истории и обществознания Елена Николаевна Папулова. Старшеклассникам очень нравится цикл занятий «На приеме у юриста», на которые приглашаются специалисты в области права и бывшие ученики нашей школы, которые в настоящее время являются студентами юридических факультетов.

    Учащимися разработан и принят правовой статус. Волонтёры, как помощники классных руководителей, Уполномоченного помогают проводить деловые игры, турнир знатоков права, правовую ассамблею сказочных героев (1-4 классы). Такая деятельность увлекает детей, сплачивает коллектив, развивает у школьников гражданские качества личности, способствует предотвращению конфликтных ситуаций в образовательном пространстве.

        Гражданская позиция проявляется и в работе детей по пропаганде здорового образа жизни. Традиционной стала в школе акция «Будь здоров», в ней принимают участие с 1-го по 11 класс.

    20 января 2010 года в нашей школе был довольно насыщенный день. Гостями нашей школы были представители ТНТ Дмитров и  представитель Уполномоченного по правам человека в Московской области по Дмитровскому району Надежда Фёдоровна Родионова. Гости провели сочинение среди учеников 11-го класса на темы « Почему необходимо защищать детство», «Роль института Уполномоченного в школе», круглый стол и анкетирование с учениками 8-9-10 классов на тему законопроекта «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию детей».

      После вступления в силу закона Московской области от 4 декабря 2009г. № 148/2009-ОЗ «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в Московской области» 16 марта 2010г.  в МОУ средней общеобразовательной школе №4 г. Дмитрова состоялся районный семинар по теме «Комендантский час для подростков». В работе семинара приняли участие 320 человек, среди которых были представители  и нашей школы. В ходе обсуждения Закона Московской области разгорелась жаркая дискуссия. Кроме учеников и студентов,  в дискуссии приняли участие Уполномоченный по правам ребёнка в Московской области Андреева Валерия Юрьевна, Представитель Уполномоченного по правам человека в  Дмитровском  муниципальном районе Родионова Надежда Фёдоровна,  Уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса в общеобразовательных  учреждениях, эксперты, представляющие муниципальные органы и общественные организации. Все участники семинара согласились, что этот закон снизит детскую преступность, повысит ответственность родителей. По итогам семинара лучшие участники дискуссии были награждены Андреевой Валерией Юрьевной памятными  подарками.

           Ежегодно в нашей школе проходит декада правовых знаний. В дни декады традиционными стали   практикум «Защити свои права», круглый стол «Права детей», конкурс рисунков «Права – глазами детей».

        10 марта 2011 года проходило зональное совещание Уполномоченных  северного Подмосковья, на котором я представляла Дмитровский муниципальный  район и выступала с докладом «Организация взаимодействия структур, стоящих на защите прав участников образовательного процесса в Дмитровском муниципальном районе.»

          Мир, в котором мы живём, становится сложным и противоречивым. Изменяются социально-экономические и социально-политические системы, приобретают новые измерения наука, техника и культура. Характерное для человеческой цивилизации быстрое усложнение целей, средств и условий деятельности делает необходимым наращивание усилий людей по формированию динамичного ценностного основания для решения сложных проблем, для выработки новых смыслов жизнедеятельности. Решать такие задачи может понимающе познающий человек, способный свободно и сознательно осуще- ствлять выбор способов и средств деятельности при достижении ее цели. Школа помогает детям делать правильный выбор, противостоять негативному давлению сверстников и взрослых.  Мы используем разные формы воспитательной работы: классные часы и собрания; праздники (календарные, семейные); тематические вечера; диспуты; ролевые игры; конкурсы (коллажей, газет рисунков); акции; компании (рекламная,гражданская).  

        Для ребят важно приобретение следующих навыков:

        - вырабатывать собственное мнение о приоритетах в гражданском образовании;

        - отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать мировоззренческие установки;

        - находить конструктивные пути выхода из конфликтных ситуаций;

        - распознавать стереотипы и предрассудки в собственном поведении, поведении других людей, в информации, представленной СМИ;

        - диагностировать уровень сформированности толерантности у собеседников.

      Учащиеся смогут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

         - организации конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

         - выработки собственной гражданской позиции;

         - нравственной оценки социального поведения людей;

         - сохранения и укрепления здоровья, пропаганды здорового образа жизни.

7 апреля 2011года на базе МУ ЦДК «Синьково» прошла молодёжная акция «Имею право на жизнь», целью которой является пропаганда здорового образа жизни и организации на территории сельского поселения Большерогачёвское волонтёрского движения. В акции приняли участие 12 учащихся нашей школы.

С целью профилактики правонарушений большое внимание школа уделяет  досуговой деятельности учащихся во внеурочное и каникулярное время,  как на базе школы, так и на базе культурно- и спортивно-досуговых учреждений, расположенных на территории микрорайона (летний оздоровительный лагерь, музыкальная школа, библиотеки, клубы, ФОК, молодежный центр «Импульс»).          

          Каждый человек приходит во взрослую жизнь из детства и от того, каким оно было, зависит наше будущее. Задача школы – сделать это детство, наполненным добротой, радостью, заботой и вниманием к ребёнку.

       Задача Уполномоченного – обеспечить взаимодействие всех участников образовательного процесса по защите их прав и, в первую очередь, несовершеннолетних.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

г.Дмитров, 2010г. Беляева Екатерина Валентиновна Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса Рогачевской средней общеобразовательной школы Управления образования Администрации Дмитровского муниципального района Московской области E-mail : dmit-roqa4evo@mail .ru Организация взаимодействия структур, стоящих на защите прав участников образовательного процесса, в Дмитровском муниципальном районе

Слайд 2

По инициативе Уполномоченного по правам человека в Московской области Жарова А.Е. с участием Министерства образования Московской области

Слайд 3

Беляева Екатерина Валентиновна Учитель географии Образование – высшее Педагогический стаж – 35 лет Категория - высшая Приказом от 26 января 2009 г. назначена Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса в учреждении МОУ Рогачёвская средняя общеобразовательная школа

Слайд 4

Координационный семинар с участием Уполномоченного по правам ребенка в Московской области Андреевой Валерией Юрьевной

Слайд 5

Программа «Подросток и закон» Цель: правовое просвещение учащихся школы. Задачи: познакомить учащихся с основами гражданского и семейного права, Конституцией РФ и др ; помочь учащимся в формировании гражданской и нравственной позиции, в развитии самосознания, самоопределении, профессиональном определении; формировать у учащихся привычки, навыки правомерного поведения; помочь учащимся осознать себя, как личность в системе общественных отношений; воспитывать чувство коллективизма, патриотизма, гражданственности, нравственности, формировать ценностные ориентации, развивать творческий потенциал.

Слайд 6

Мы изучаем права и обязанности

Слайд 8

Просветительская работа в школе Закон № 148/2009-03

Слайд 9

Дискуссионный клуб "Открытая школа"

Слайд 10

ГЛАВНЫЙ ВОПРОС ДИССКУСИИ «Комендантский час» для лиц моложе 18 лет поможет обществу решить проблему подростковых правонарушений? Нет! ДА!

Слайд 11

Дискуссионный клуб «Открытая школа» Тема семинара : «Поможет ли Закон № 148/2009-03 решить проблему подростковых правонарушений?» Закон № 148/2009-03 11

Слайд 12

Подведение итогов и награждение наиболее активных участников семинара Закон № 148/2009-03 12 Дискуссионный клуб «Открытая школа»

Слайд 13

Декада правового просвещения

Слайд 14

Военно-патриотическое воспитание

Слайд 15

Организация досуга

Слайд 16

Берегите детей!

Слайд 18

Спасибо за внимание! 18 Дмитров – город Воинской Славы

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

В учебном процессе происходят разные явления. Работа Уполномоченного необходима для урегулирования отношений между участниками образовательного процесса....

План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в школе

Перспективные направления деятельности Уполномоченного по  защите прав участников  образовательного процесса в школе: 1) Систематическая работа с обращениями участников образовате...

Отчёт о работе Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса

Основными задачами Уполномоченного являются:- содействие восстановлению нарушенных прав участников воспитательно-образовательного процесса;- оказание помощи родителям (законным представите...

План работы Уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса в МКОУ - ООШ с. Львовка на 2015-2016 учебный год

Цель работы: Обеспечение гарантий защиты прав, свобод и законных интересов участников образовательного процесса в образовательном учреждении....

Справка по итогам посещения на дому семьи, стоящей на ВШК, Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса

По словам Евы Лентовска (первого польского омбудсмена):  «Сочетание «Школа – правовое пространство» предполагает в деятельности школы акцент на уважение прав и свобод личн...

Положение Об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в Муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества

1.1.Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование...

1.1. Настоящее Положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса в муниципальном учреждении дополнительного образования центре детского творчества (сокращенно наименование – МУ ДО ЦДТ) (далее - Положение) разработано в соотве

1.1.Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом «Об образовании» на основании Устава МУ ДО ЦДТ (далее - Центр).1.2. Настоящее Положение регламентирует деятельность Педагогичес...