Воспитание интереса к чтению
статья
Предварительный просмотр:
Воспитание интереса к чтению
Интересы нынешних маленьких детей часто сводятся к телевизору, электронным игрушкам, компьютерным «стрелкам», и «ужастикам». Поэтому книги уходят на задний план. А родители бьются над тем, чтобы научить и заставить ребенка читать. Но как, когда вокруг столько соблазнов?
После обследования 100 тысяч 15-летних подростков в 32 европейских стран немецкие ученые пришли к выводу, что чем больше ученики пользуются компьютерами в школе и дома, тем хуже их результат в изучении языков и математики. В то же время наличие дома у учащихся большой библиотеки положительно влияет на успехи в школе. Дома компьютеры очень часто отвлекают детей от домашнего задания. И в школах, где занятия проходят на компьютерах, ученики показывают худшие результаты.
Чтобы книга помогла дать ребенку заряд добра и светлого взгляда на мир, родители должны придерживаться двух правил в отношении ребенка: во-первых, воспитывать маленького читателя личным примером, во–вторых, ничего не делать за ребенка, если он все умеет делать сам.
Основное условие успешного формирования ребенка – читателя в семье – это единство книжного окружения и книжных интересов детей и родителей.
- В доме должны быть книги – и у взрослых, и у детей, т.к. «дом без книг, подобен телу, лишенному души». Истина, которая была известна древним римлянам.
- Книги должны быть разнообразными и необходимыми. На полках необходимо разместить: книги-справочники, научно-популярную литературу, любимые в семье книги для взрослых и детей.
Дошкольники любят, чтобы им читали. Книги в этом возрасте должны быть иллюстрированными. Ребенок, рассматривая картинки и слушая чтение, чувствует себя активным участником прочитанных событий.
Первоклассники самостоятельно читать не любят, т.к. они не овладели еще хорошо техникой чтения. Все усилия у них направлены на то, чтобы правильно прочесть слово, а не уяснить его смысл.
Вот несколько советов родителям по воспитанию любви к книгам.
1. Читать книгу необходимо поочередно с ребенком.
2. Взрослым нужно прочитать в книге самый яркий эпизод, а потом ребенку дочитать самостоятельно книгу до конца и спросить о чем он прочитал.
3. Из книги рассказать ребенку интересный эпизод, а что было дальше, он узнает, когда прочитает книгу сам.
4. Ребенку можно обмениваться книгами с одноклассниками из домашней библиотеки.
5. Спрашивать ученика о поступках героев, давать им свою оценку.
6. Пофантазировать вместе с ребенком о приключениях героя или о его дальнейшей судьбе.
Вот несколько игр для детей.
Игра называется « Очумелые ручки». Ребенок прочитал сказку про Машеньку и Медведя, а вы ему – лист бумаги и краски, пусть рисует персонажей. Или лепит из пластилина, или вырезает из цветной бумаги. Рукодельных фантазий множество. Можно написать письмо-обращение к герою. Писать можно и к доброму и к злодею. Вдруг злодей захочет стать добрым.
Ролевые игры не только могут быть интересными, но и полезными. Например, можно устроить заседание суда по обвинению злодейств Бабы-Яги, Карабаса- Барабаса, Кощея. Играть могут все члены семьи. Роли распределяются: судья, прокурор, адвокат, свидетели. Затем выносится приговор. В данном случае у ребенка развивается логическое мышление, справедливость, милосердие к осужденным.
Игра называется « Спектакль». Разыгрывается спектакль с участием домашних или маленьких друзей. Нужно дать ребенку проявить свои творческие мыслительные способности, развить фантазию.
Игра называется « Летучка». После прочтения спросить у ребенка, что он думает о каком-либо поступке героя, как относится к разным персонажам. А потом предложить созвать этих героев на совет и высказать свое суждение, просьбу, недовольство. В то же время родителям необходимо позаботиться и о том, чтобы правильно организовать ребенку рабочее место, приучить его к элементарной культуре поведения во время чтения, бывать с ребенком в книжном магазине – покупать и рассматривать ему книги.
Многие младшие школьники любят читать, но сами выбрать книгу не могут. Поэтому взрослым необходимо следить за подбором книг, которые читают их дети. В детских и школьных библиотеках имеются такие рекомендательные списки литературы. Целесообразно придерживаться этих рекомендаций. Читать детям книги для взрослых вредно, т.к.дети главным образом следят за развитием сюжета и вырабатывают вредную привычку читать поверхностно, пропуская описания природы, рассуждения автора, характеристики героев.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание интереса к чтению
Стаья содержит описание приемов, которые помогут организовать чтение учащихся художественной литературы...
Статья "Воспитание интереса к чтению"
В статье анализируется, почему дети не любят и не хотят читать, а также рассказывается о способах привлечения детей к книге...
Материал для родителей "Воспитание интереса к чтению у детей младшего школьного возраста"
Информация о том,как привлечь детей к чтению художественной литературы....
Семь секретов воспитания интереса к чтению
Буклет о способах мотивации ребенка к чтению....
Доклад на тему: «Воспитание интереса к чтению»
Доклад на тему: «Воспитание интереса к чтению»...
Несколько секретов воспитания интереса к чтению
Для того, чтобы ребенок стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные моменты. Возможно кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле...
ССЫЛКА на Статью в научно-образовательном журнале «Образовательный альманах" №1073770311 от 24.01.2023г. "Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности"
Чтение - "диалог" между родителями и детьми, между педагогом и учащимся, требующий усердия, работы ума и сердца....