Воспитание интереса к чтению
статья по литературе по теме
Стаья содержит описание приемов, которые помогут организовать чтение учащихся художественной литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
формирование интереса к чтению | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация работы с текстом художественного произведения на уроках литературы как одно из средств формирования читательских способностей учащихся
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ № 3 МО г. Горячий Ключ
Тарасова О.Г.
- Актуальность проблемы организации чтения
Одна из актуальных проблем, стоящих перед современным учителем русского языка и литературы, -«упорное» нежелание учеников читать тексты художественных произведений. «Скучно», «неинтересно», «нет времени», «не самый важный предмет», «не пригодится» - вот неполный перечень причин, которые называют учащиеся 10 -11 классов, достающихся «по наследству». Часто в начале изучения большого по объему текста можно услышать совет «посмотреть экранизацию – и достаточно». Часть детей считает, что почитать учебник – уже великий подвиг. Но, как убеждает опыт, взывать к здравому смыслу «еще не взрослых, но уже и не детей», приводить аргументы (например, такой, «практический»: успешное освоение программы по литературе обеспечивает 30 % успешной сдачи ЕГЭ по русскому языку) – бесполезно. Значит, нужно искать какие – то другие пути привлечения к чтению. Как найти те «общие точки», которые не превратят урок литературы в разговор слепоглухого с глухонемым?
Итак, главная задача учителя литературы – побуждение к чтению, формирование читательских способностей. А сформированные читательские способности есть и смысл литературного образования, и результат.
- Основные этапы организации работы с текстом
Организацию работы с текстом художественного произведения делю на несколько этапов.
1 этап. «Побуждение к чтению».
Цель первого этапа –заинтересовать будущего читателя, побудить его к чтению. Основные формы – презентация книги, слово о писателе, блиц – опрос родителей.
2 этап. Выявление первичного читательского восприятия.
Цель второго этапа – выявить первичное читательское восприятие текста (анкетирование), собрать материал для будущих проблемных ситуаций на уроке, разработать систему уроков по произведению с учетом интересов учащихся.
3. Организация анализирующего чтения.
Цель третьего этапа – организовать повторное анализирующее чтение с указанием конкретных заданий, частей, глав, вопросов, над которыми нужно подумать в ходе чтения. Обязательное условие третьего этапа – опора на результаты работы, проведенной на втором.
Перед выявлением первичного читательского восприятия текста провожу тестированный опрос на знание текста: вписать героев в интерьер; по описанию усадьбы определить, в чьем имении оказались, узнать персонажей по фактам биографии, деталям портрета и т.д. Вопросы такие, что требуют однозначного ответа, времени на уроке уходит немного, проверять быстро, а учитель уже знает, что ожидает его на следующем уроке: кто книгу прочел, кто «просматривал». Кто не делал ни того ни другого.
4. Основные приемы побуждения к чтению
Презентация книги или автора – один из способов заинтересовать читателя. Для презентации книги выбираю самые яркие или контрастные эпизоды. Например, перед изучением романа Гончарова «Обломов» читаем отрывок из первой главы (портрет, описание лежания героя как нормального состояния и эпизод, в котором лежебока Обломов дает пощечину Тарантьеву. Что изменилось в жизни? Что заставляет человека с «голубиной душой» прибегнуть к столь решительным мерам?
Проведение опроса родителей о героях литературных произведений. Кто такой Обломов? Каким представляете Маяковского? Ответы родителей послужат завязкой будущего урока.
Слово о поэте (писателе) тоже играет важную роль в побуждении к чтению. Требования к «Слову» просты: не должно быть громоздким, перенасыщенным фактами, но обязательно эмоциональным. Это может быть психологический портрет автора, яркие страницы жизни, демонстрация нескольких портретов разных художников с обязательным заданием «считать информацию»: какие грани личности переданы в каждом из них? Что изменилось? Слово о поэте желательно завершить списком стихотворений, по которым читатели попытаются составить свое впечатление о художественном мире автора.
Еще один способ побуждения к чтению – составить вопросы к тексту. Вопросы делим на две группы: на знание текста (кто? где? когда?) и «жизненные», как называют их дети. «Жизненные» вопросы – это вопросы по проблематике произведения.
5. Выявление первичного читательского восприятия.
Второй этап организации работы с текстом можно условно назвать выявление первичного читательского восприятия. Причем придаю ему большое значение: именно на отзывах, откликах о прочитанном строю уроки. Во- первых, достаточно легко создать проблемную ситуацию: сколько людей, столько и мнений. Во-вторых, используя высказывания ребят, их легко привлечь к разговору.
Помогает в организации работы с текстом, большим по объему, и выявление первичного читательского восприятия в форме анкетирования. Прием не новый, но достаточно эффективный. Основу используемой анкеты составляют вопросы из статьи Б.З.Факторович «Наедине с книгой» (№11-12, «Русский язык и литература в школах Украины»). Вопросы, на первый взгляд, обычные, но помогают не только выявить первичное читательское восприятие, но и делают чтение осмысленным уже на первом этапе.
Вопросы анкеты
1. Какое впечатление произвела книга?
2. Что особенно запомнилось и почему?
3. Какие проблемы ставит автор?
Какие из них надо обсудить в классе?
4. По какой проблеме книги, с чтением и анализом каких эпизодов ты хотел бы выступить в классе (к какому эпизоду хотел бы высказать свое отношение)?
5. Назови наиболее важные, на твой взгляд эпизоды.
6. Какие трудности встретились при чтении? Какие слова и выражения остались непонятными?
7. . Какие вопросы возникли в процессе чтения?
8. Какие высказывания автора или его героев привлекли твое внимание?
9. Встречались ли в ранее прочитанных произведениях подобные ситуации, судьбы, характеры героев?
При всей «обычности» эти вопросы и помогают сделать обучение литературе лично значимым.
6. Организация анализирующего чтения.
Литературное образование определяется не только количеством прочитанных произведений, но и степенью глубины их восприятия. Поэтому следующий этап работы с текстом – организация повторного, анализирующего чтения, где подбираю специальные конкретные задания, предусматривающие создание проблемных ситуаций. Это задания, побуждающие учащихся делать сравнения, обобщения, выводы, сопоставлять факты, речь персонажей, портреты, эпизоды).
Однако центром урока литературы остается художественное произведение, и главное богатство – звучащий в классе текст. Тем более, что для отдельных ребят это будет единственная встреча с произведением. А чтение произведения- это уже его толкование.
Чтобы звучал текст, учу искать ответы только в самом произведении, отвечать цитатами. Если цитата большого объема – выписать ключевые, опорные слова. Не мешает и спросить: « Почему именно эти слова считаешь ключевыми?».
Можно, наоборот, идти «от цитаты». На уроках изучения драматических произведений учащиеся охотно выполняют задания по интерпретации отдельных реплик персонажей, авторских ремарок.
Конечно, хотелось бы учить «всё-читающих», но так на практике не бывает, и здесь необходимо согласиться с Мариной Цветаевой: «Меня вести можно только на контрастах, т.е. на всеприсутствии всего. Либо брать часть. Но не говорить, что часть эта – все». Берем часть, а ребята пусть знают, что это только часть.
Перечитать текст вторично заставляет ребят и проведение уроков в игровой форме. Игра является развлечением, она перерастает в обучение, в творчество. Это, несомненно, обучение в деятельности. Например, по прочтении комедии Д.И.Фонвизина «Недоросль» проводила в классе «Суд над Простаковой».
Работу над произведением завершаю традиционно: письменным ответом на вопрос, сочинением, дискуссией.
7. Заключение
Все начинается с чтения. Чтобы слово «отозвалось», подтолкнуло к раздумьям о жизни, его надо прочесть. И нынешних, «ничего-не-читающих» нужно как-то выводить на встречу с книгой. Просто призывать к необходимости чтения - бесполезно. Приемы, которыми поделилась выше, помогут учителю организовать чтение, пусть не весь роман прочтут, а только часть, но все-таки прочтут!
Литература
- Е.Н. Ильин «Рождение урока», Педагогика, 1986
- Б.З. Факторович «Наедине с книгой», «Русский язык и литература в школах Украины», №11-12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Воспитание интереса к чтению"
В статье анализируется, почему дети не любят и не хотят читать, а также рассказывается о способах привлечения детей к книге...
Материал для родителей "Воспитание интереса к чтению у детей младшего школьного возраста"
Информация о том,как привлечь детей к чтению художественной литературы....
Семь секретов воспитания интереса к чтению
Буклет о способах мотивации ребенка к чтению....
Доклад на тему: «Воспитание интереса к чтению»
Доклад на тему: «Воспитание интереса к чтению»...
Несколько секретов воспитания интереса к чтению
Для того, чтобы ребенок стал Читайкой, читал хорошо и с интересом, надо обратить внимание на некоторые, очень важные моменты. Возможно кому-то это покажется незначительным, не важным, но на деле...
Воспитание интереса к чтению
Воспитание интереса к чтению....
ССЫЛКА на Статью в научно-образовательном журнале «Образовательный альманах" №1073770311 от 24.01.2023г. "Воспитание интереса к чтению у учащихся младшего школьного возраста во внеурочной деятельности"
Чтение - "диалог" между родителями и детьми, между педагогом и учащимся, требующий усердия, работы ума и сердца....