«Профилактика экстремизма в подростковой среде и безнадзорности несовершеннолетних»
план-конспект
«Профилактика экстремизма в подростковой среде и безнадзорности несовершеннолетних»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
profilakticheskaya_beseda_s_roditelyami.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Профилактическая беседа с родителями
«Профилактика экстремизма в подростковой среде и безнадзорности несовершеннолетних»
Экстремизм является одной из наиболее сложных социально-политических проблем современного российского общества, что связано, в первую очередь, с многообразием экстремистских проявлений, неоднородным составом организаций экстремистской направленности, которые оказывают дестабилизирующее влияние на социально-политическую обстановку в стране.
В подростковой среде в социальных медиа фиксируется стремление подростков к группам, продвигающим разрушающее поведение через темы социопатии, массовых и серийных убийств, обесценивания собственной жизни и стремление к смерти, сатанизм и псевдомистические культы, наркомании, ритуальных убийств и самоубийств, нацизма и национализма, экстремизма и радикализма.
Распространению экстремистских идей в подростковой среде способствуют следующие психологические особенности возраста:
- равенство психофизических и физиологических возможностей подростка уровню взрослого человека (скоростные, силовые характеристики);
- психическая неустойчивость в силу доминирования отдельных сторон (черт) характера;
- установка на негативизм и эмансипацию подростка по отношению к взрослым;
- стремление к демонстрации зрелого поведения;
- неустойчивость и противоречивость ценностных ориентаций, мировоззрения.
- В анализе лиц, склонных подпадать под влияние экстремистских ценностей и установок, внимание следует уделить подросткам:
- испытывающим сложности с формированием социальной, гендерной, личностной идентичности, а также находящимся на периферии школьного коллектива, с ограниченным числом социальных контактов;
- из неблагополучных (в том числе и неполных) семей, где один или более родителей в возрасте 50 лет и старше;
- с высоким уровнем эмоциональной лабильности, гиперактивности, истероидно-демонстративными и астено-невротическими характерологическими проявлениями.
В активности распространения деструктивных идей и движений прослеживаются определенные неочевидные цели:
- массовое распространение деструктивной информации в социальных медиа;
- обесценивание традиционных ценностей. Формирование у подростков искаженных ценностей;
- создание у пользователей социальных медиа ощущения неблагополучия и опасности не только в сетях – в виртуальном мире, но и государстве – в объективной реальности;
- вербовка внушаемых и ориентированных на деструктив людей для дальнейшего вывода их деструктивной активности в объективную реальность;
- дестабилизация социальной и политической жизни государства.
Именно молодежь представляет собой группу риска, склонную к агрессивно-экстремистским действиям. В силу своего возраста, молодые люди характеризуются такими психологическими особенностями, как:
- максимализм и нигилизм,
- радикализм и нетерпимость,
- безоглядность и непримиримость,
- склонность к объединению в группы,
- мировоззренческая неустойчивость,
- низкий уровень критического мышления и самоанализа.
Неудачи в поиске самоидентичности, которые при определенных жизненных условиях и наличии питательной среды могут выступить пусковым механизмом их антисоциальной активности.
Выявленные поведенческие особенности подростков в социальных сетях позволяют предположить, что в объективной реальности это проявит себя следующим образом:
- снижение успеваемости или отказ от посещения занятий;
- систематические прогулы занятий;
- отсутствие авторитета в окружении подростка, который мог бы оказать на него позитивное влияние;
- отсутствие рычагов воздействия на мотивацию, мысли и желания подростка;
- неуважение и травля учителя.
- агрессивное, обесценивающее, игнорирующее, снисходительное отношение учеников к учителю, запугивание и травля учениками учителя;
- формирование школьных банд.
- Склонность к деструктивному поведению возможно установить по основным поведенческим признакам:
Внешний вид
Одежда с агрессивными надписями и изображениями, футболки с надписями: «Ненависть», «Natural Selection», «Wrath», «shooting», «A.C.A.B.», «Ave Satan», «Во имя Сатаны», «Нормальные люди бояться меня», «Нечего терять», «Оффник» и т.п.; футболки со следующими изображениями: воровская звезда, люди с оружием, кровь, перевернутый крест, перевернутая пентаграмма, нацистская символика, символика СССР и другие агрессивные изображения и надписи/
Наушники. Подросток большую часть времени ходит в наушниках и избегает общения с окружающими. Такое поведение указывает на стремление подростка закрыться от реального мира, отделиться от окружающих, и желание погрузиться в свой внутренний мир, свои переживания и фантазии;
Пирсинг. У подростка много пирсинга в ушах и на лице.
От 4 и более суммарных проколов у девочек, от 2 и более проколов у мальчиков – свидетельствует о склонности к саморазрушительному поведению;
Телесные повреждения.
На царапины и синяки. Если синяки, царапины и повреждения появляются на теле подростка чаще 2 раз в месяц – это может указывать на осознанное или не осознанное желание причинить себе вред самостоятельно или опосредованно. К данному пункту в том числе относятся случаи, когда подростки как бы случайно ударяются, падают или получают синяки по невнимательности.
Отклонения в поведении
Уводит взгляд. Подросток избегает зрительного контакта, предпочитает смотреть вниз (себе под ноги);
Проявляет нервозность. Признаки нервозности (чешется, без необходимости и часто поправляет волосы и одежду, кусает губы, топает ногой, чешет нос, оглядывается по сторонам). Эти признаки должны быть выраженными и длиться продолжительное время (они не должны быть связаны с предстоящей контрольной, родительским собранием и т.п.);
Демонстрирует преувеличенную эмоциональную реакцию, неадекватную ситуации, например, смеется без повода или смеется над смертью, плачет без повода, или плачет о позитивных сообщениях, агрессивно реагирует на незначительные замечания или шутки;
Проявляет навязчивое рисование. Подросток рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу чернилами.
Социальные отклонения
Прогулы.
Подросток неоднократно отказывается от посещения занятий или от выполнения заданий учителей;
Конфликт с учителями. Подросток угрожает учителю, запугивает его, или проявляет агрессию в его сторону;
Изоляция. Подросток демонстративно держится вдали от остальных учеников (сидит «на отшибе», уходит из класса во время перемены, после уроков уходит из класса первым); не общается с остальными членами класса в социальных медиа.
Игнорирование сверстниками.
Другие стараются держаться подальше от подростка, обходят его стороной, шарахаются, когда он проходит рядом; либо наоборот, хихикают, когда называют его имя (если он не смеется сам), шутят над ним «не по доброму», избегают общения с ним в форме игнорирования;
Анархистское движение – деструктивное движение, основанное на противостоянии действующему правительству, манифестирующее своей целью свержение власти. Базируется на идеях анархизма, как системе взглядов на управление обществом.
Анархизм — общее наименование ряда систем взглядов, основывающихся на человеческой свободе и отрицающих необходимость управления обществом с помощью государства. Анархисты выступают за самоуправление, то есть за систему независимых собраний граждан, самостоятельно управляющих своей жизнью и трудом на рабочем месте, в районе проживания и т. д. Анархистское общество представляет собой добровольную конфедерацию таких собраний.
Основные опасности анархистского движения:
экстремизм, вандализм, массовые беспорядки, самоубийства,
убийства, насилие, шантаж, поджоги и подрывы, вооруженные
нападения.
Характерные особенности
- Читает литературу анархистского содержания;
- Интересуется историей революций;
- Выражает желание поучаствовать в революции;
- Призывает окружающих свергнуть власть;
- Выражает негативное отношение к органам правопорядка (особенно ФСБ);
- Выражает
- Негативное отношение к действующему правительству;
- Интересуется созданием оружия;
- Интересуется взрывчатыми веществами, взрывами, поджогами;
- Не признает или отвергает существующие нормы поведения и правила;
- Не признает авторитетов;
- Имеет кумиров: революционеры прошлого и настоящего, Михаил Жлобицкий, герой из фильма «V значит Вендетта».
- Процедуры нейтрализации деструктивных намерений на разных этапах:
- На этапе размышления о возможности необходимо разъяснять подростку негативные последствия такого поведения, аккуратно переключить внимание на другую сферу.
- На этапе формирования желания необходимо разъяснить негативные последствия такого поведения, а затем, используя имеющиеся ресурсы, приступить к решению проблем подростка, оказывать ему сопровождение.
- На этапе планирования необходимо сказать о негативных последствиях такого поведения, а затем, используя ресурсы, помочь в решении проблем подростка и поставить его на учет психолога для коррекционной работы.
Современный молодежный экстремизм характеризуется своей неоправданной жестокостью, высокой степенью агрессивности, массовостью.
Экстремистский характер поведения, в основе которого лежит мощный потенциал накапливаемой агрессивности из-за невозможности реализации своих социально-политических интересов и жизненных планов, а также потеря ориентиров социокультурной идентичности частью российской молодежи, выступает фундаментом молодежных экстремистских организаций.
Причины, по которым молодежь вступает в экстремистские организации:
- конфликтные отношения в семье;
- алкоголизация родителей;
- состояние фрустрации (блокировка актуальных потребностей: нехватка денег на самое насущное, долги, потеря интереса к старым друзьям и невозможность появления новых, отсутствие впечатлений);
- острое чувство непонятости и безвыходности;
- диффузная идентичность - постоянное чувство пустоты, противоречия в восприятии самого себя, и бледное, плоское, скудное восприятие других;
- информационный и коммуникативный голод;
- общая эмоциональная неудовлетворенность.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактикиа экстремизма в подростковой среде
Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....
Профилактикиа экстремизма в подростковой среде
Интерактивный урок-лекция с элементами дискуссии , посвященный профилактике экстремизма....
"Профилактика экстремизма в подростковой среде"
"Профилактика экстремизма в подростковой среде"...
Профилактика экстремизма в подростковой среде
Памятка для родителей, так же для использования в проведении классного часа по теме "профилактика экстремизма в подростковой среде"...
Памятка "Профилактика экстремизма в подростковой среде"
В составе современной Российской Федерации более ста этносов, в том числе около тридцати наций. Взаимоотношения между различными нациями этническими и религиозными группами всегда отличались своим про...
Профилактика экстремизма и ксенофобии среди несовершеннолетних
Профилактика экстремизма и ксенофобии среди несовершеннолетних...
Классный час 5-11 классы Профилактика экстремизма в молодежной среде "Мы против экстремизма!!!"
Мы против экстремизма!!! Цель: формирование устойчивой жизненной позиции, не допускающей в поведении экстремистских настроений.Задачи:1. Воспитательная задача: сформировать у воспитанников отрица...