Понятие неформального лидера и работа с ним
статья (11 класс)
Неформальные лидеры – это члены группы, которые официально не имеют руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение - лидерское. Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные - компетентность и отзывчивость, признание группой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_2021.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья учителя ОБЖ
Обухова Александра Михайловича
Понятие неформального лидера и работа с ним.
Неформальные лидеры – это члены группы, которые официально не имеют руководящей должности, но из-за своих личностных качеств, жизненного опыта и поведения заняли особое положение - лидерское. Существенные факторы, определяющие возможность неформального лидерства включают: возраст, должность, профессиональные знания и умения, психологию личности, личностные качества, из которых главные - компетентность и отзывчивость, признание группой.
Неформальный лидер получает от группы властные полномочия в принятии решений и распоряжении ресурсами. В своей деятельности он делает главную ставку на людей и взаимоотношения между ними. Принципиальное отличие неформального лидера от руководителя формальной функциональной или производственной группы заключается в поддержке формального руководителя административной системой с помощью внутренних нормативных документов (положения, инструкции, правила, регламенты). Неформальный лидер опирается на свой авторитет и межличностные отношения, а не на официальные властные полномочия.
Как же руководителю вести себя с неформальным лидером? Обычно, предлагаются следующие практические рекомендации.
Во-первых, увольнять неформальных лидеров возможно лишь в самом крайнем случае: коллектив будет слишком долго переживать уход такого человека. Если неформальный лидер уходит из группы, то в ней всегда начинаются брожения, которые длятся не день и не два, и нужно длительное время, чтобы в коллективе снова появился такой человек. К тому же своим уходом лидер только докажет несостоятельность начальника.
«Лучше всего таких людей рассматривать как партнеров, а не как врагов, - считает Павел Безручко, консультант «RHR International/ Экопси». - Неформального лидера нужно заинтересовать»[1] Руководитель может убедить оппозиционера в правильности своей позиции, приглашая, например, в команду по разработке стратегии. При этом не важно, какую должность в компании занимает неформальный лидер. Как правило, сотрудник зажигается, начинает жить целями компании, профессионально растет и через какое-то время может занять руководящий пост, если он обладает и другими компетенциями, необходимыми руководителю.
Во-вторых, неформальному лидеру нужно делегировать определенные полномочия, задействовать его ресурс. Например, его можно сделать ответственным за работу с ключевыми клиентами, или за работу на международных рынках, поручить провести совещание, руководить сбором информации о новом для компании рынке. В ходе выполнения им этих заданий на практике проявится возможность реализации формального лидерства, получения руководящей должности.
Нужно заметить, что не каждый неформальный лидер сам стремится стать начальником. Многих как раз устраивает статус лидера мнений или лидера в проведении корпоративного досуга. Если человек любит собрать коллег для игры в футбол или бильярд, то это еще не говорит о том, что он хочет регулярно отдавать распоряжения товарищам по работе.
В то же время есть неформальные лидеры, которые страстно желают стать лидерами формальными. Такому человеку нельзя предлагать вторую роль, это его никак не устроит. Он предпочтет остаться «серым кардиналом», если ему все-таки нравится манипулировать людьми исподтишка, либо может превратиться в антилидера, что чревато кризисом. Так что, вначале стоит понять жизненные приоритеты неформального лидера, а уже потом думать о его повышении.
Однако, в некоторых случаях увольнения неформального лидера не избежать. Ведь порой неформальные лидеры могут подрывать авторитет руководителя, ставить под сомнение его распоряжения и разлагать коллектив. Противостояние двух лидеров постепенно перетекает в плоскость борьбы за власть, когда каждый начинает бороться за влияние на сотрудников. В результате у коллектива снижается мотивация и люди перестают вкладывать душу в работу.
Если неформальный лидер ведет деструктивную деятельность, за спиной у руководителя критикует его решения и даже предлагает коллегам действовать иначе, чем решил начальник, возможны следующие варианты работы с ним:
- провести с «бунтарем» разговор начистоту и предложить ему добровольно изменить свое поведение, при этом неплохо предложить варианты повышения его статуса и расширения социального пакета.
- предложить разработать принципиально новый вид деятельности;
- отправить неформального лидера в длительную командировку, в которой ему потребуется приложить максимум усилий;
- загрузить неформального лидера работой «по полной программе», чтобы было не до «революций»; можно перебросить его на самый трудный участок работы;
- в случае если вышеизложенные мягкие и щадящие меры не помогли, меры постепенно ужесточаются. Например, предлагается увольнение.[2]
Неформальная структура является неотъемлемой частью любой организации. Она может возникать как спонтанно, так и в результате определенной политики. Неформальная структура организации состоит из отношений, неписанных правил и норм. В неформальной структуре организации отсутствует иерархия власти, она базируется на общественных связях. К важнейшим характеристикам неформальной структуры организации можно отнести социальный контроль, сопротивление переменам и неформальное лидерство.
Неформальный лидер официально не занимает руководящую должность, но пользуется в коллективе авторитетом. Неформальному лидеру административная система не оказывает никакой поддержки. Неформального лидера можно сравнить с грозным оружием, которое в руках умелого руководителя может содействовать достижению больших результатов, но слабого, неумелого руководителя может привести к краху. Все зависит от самого начальника, от его умений, опыта. Увольнять неформального лидера можно только в самых крайних случаях. Лучше заинтересовать его работой, делегировать какие-либо полномочия. Руководителям не следует бояться неформальных лидеров, нужно учиться работать с ними и умело сочетать авторитет формальной власти с силой неформальной власти.
Список литературы
Григорьева Е.Ю. Социальный статус неформальных лидеров в системе управления персоналом. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.с.н.: 22.00.03. – СПб., 2006. – 24 с.
Колик А. Неформальный лидер в отделе продаж. // Управление сбытом. – 2010. - № 2. – с.19
Людковская А. Приручить неформала. // Ведомости. – 2002. – 30 апреля. – с.7
[1] Цит. по Людковская А. Приручить неформала. // Ведомости. – 2002. – 30 апреля. – с.7
[2] Колик А. Неформальный лидер в отделе продаж. // Управление сбытом. – 2010. - № 2. – с.19
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия для учащихся 5-6 классов «Кто такой лидер? Качества лидера»
Участники занятия «Кто такой лидер? Качества лидера» приобретут новые знания в области лидерства, навыки общения и коммуникации. Занятие способствует развитию у ребят творческих способност...
статья на тему «Лидером становятся или лидером рождаются?».
Есть множество точек зрения и теорий, которые вращаются вокруг темы лидерства. При этом на сегодняшний день нельзя с уверенностью полагаться и принимать за истину, какую бы то ни было из них....
сценарий проведения зонального этапа районного конкурса лидеров детских общественных объединений "Лидер XXI века"
СЦЕНАРИЙпроведения отборочного тура районного конкурса «ЛИДЕР XXI ВЕКА». Цели и задачи конкурсаДать возможность юным организаторам показать свои знания, умения и таланты влидерстве;Повышение прес...
«Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе»
Педагогический совет 27.12.17 «Роль классного руководителя в повышении качества образования»Доклад классного руководителя 8 «Б» класса Распопиной Э.М.«Организация р...
"Организация работы классного руководителя с формальными и неформальными лидерами в классном коллективе"
Педагогический совет 27.12.17 «Роль классного руководителя в повышении качества образования»Презентация к докладу классного руководителя 8 «Б» класса Распопиной Э.М.&laqu...
Занятие по программе ОДОД "Школа Лидера" на тему "Понятие лидер. Основные качества лидера"
Цель занятия: создание условий для раскрытия лидерского потенциала обучающихсяТип занятия: практическоеОсновные виды деятельности учащихся: дискуссионное общение, игра...
Занятие 7. Лидер в общении. Мотивация лидера. Тайм-менеджмент лидера.
Цель: научиться межличностному общениюЗадачи:• развитие умения публичных выступлений;• способность убедительного выступления;• эффективное распределение времени....