Беседа о взаимоотношениях в семье. Внеклассное мероприятие.
классный час (9 класс)
Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека. Цель данного мероприятия: содействовать углублению моральных знаний школьников,формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей; воспитание уважение к представителям старшего поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bez_imeni_1.docx | 15.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа интернат № 68
Пушкинского района Санкт-Петербурга
План-конспект
воспитательного мероприятия
« Семья. Взаимоотношения родителей и детей».
Подготовил и провела:
Крутинь Н.Е., воспитатель 9 класса
Тема:« Семья. Взаимоотношения родителей и детей».
Цель:
- содействовать углублению моральных знаний школьников;
-формировать положительную нравственную оценку семейных ценностей;
--воспитывать уважение к нравственному опыту представителей старшего поколения;
-способствовать моральному развитию детей.
форма проведения: час общения.
План классного часа
- Интерактивная беседа.
- Информационный блок «Отцы и дети».
- Проблемный афоризм.
- Воспитывающие ситуации.
- Описание ситуации.
- Вопросы для обсуждения.
- Решение.
5. Заключительное слово.
6. Подведение итогов (рефлексия).
Ход беседы
1. Интерактивная беседа
Воспитатель: Сегодняшний наш разговор - это час общения. Это значит, что мы с вами будем разговаривать, спорить, убеждать друг друга. Общение будет плодотворным только в том случае, если мы будем откровенны, будем доверять друг другу. Тогда будет и радость, и польза от общения. Посмотрите вокруг себя улыбнитесь друг другу, настройтесь на доверительный разговор. Тема наша посвящена семье.
Семья – это не просто родственники, живущие рядом. Это близкие люди, которые сплочены чувствами, интересами, идеалами, отношением к жизни. Семья – это поддержка и опора, одна из главных ценностей в жизни человека.
Я вам хотела бы прочитать ещё одно определение слово СЕМЬЯ по Ожегову: «Семья – объединение людей, сплочённых общими интересами». О какой семье мы ещё не поговорили. Мы очень много времени проводим вместе. Учимся, участвуем в конкурсах и олимпиадах, спортивных мероприятиях, проводим различные праздники совместно с родителями.
Воспитатель. Вашему вниманию представлена русская пословица: «Вся семья вместе, так и душа на месте». Как вы это понимаете? (отвечают) (все в доме, здоровые, счастливые, в семье сложены тёплые отношения).
А что же такое дом? Послушайте стихи поэтессы Л. Сусловой.
А дом, заставленный добром, - ещё не дом.
И даже люстра над столом, - ещё не дом.
И на окне с живым цветком – ещё не дом.
И даже с чайником баском – ещё не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим Теплом.
О каком же Тепле идёт речь? Что же это за Истина, которая должна быть простой и понятной?
(Учащиеся предлагают свои варианты ответов).
Воспитатель. Но, к сожалению, в семьях между родителями и детьми иногда случаются конфликты. Ребята, поднимите руки, у кого были конфликты с родителями. (Дети поднимают руки.)
Вспомните, из-за чего происходили ссоры? (Поздно пришел, курю, долго говорю по телефону, сижу за компьютером, включаю музыку на полную громкость, не помогаю по дому и т. п.)
Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас около 1 млн . беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему же дети не могут найти общего языка с родителями? Как вы думаете?
Примерные ответы детей:
- Родители не дают свободы.
- Родители ругают, бьют, достают своими поучениями.
- Родители ненавидят своих детей.
- Родители все время работают, не занимаются с детьми.
- Родители жадничают, не дают денег.
Воспитатель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?
Примерные ответы детей:
- Дети не уважают родителей, не хотят их слушать.
- Дети презирают родителей за то, что они не могут заработать на достойную жизнь
- Дети ленивые, не хотят учиться, помогать по дому
- Дети не верят в Бога. И т. п.
Воспитатель. Сегодня мы не будем осуждать родителей. Попробуем их понять.
2. Информационный блок «Отцы и дети»
Отцы и дети. Эта проблема стара как мир. Противоречия между двумя поколениями были и будут всегда. Но именно в наши дни эти противоречия стали принимать такие уродливые формы. «Шнурки», «черепа», «предки», «родаки», «папик» и «мамик» - такими оскорбительными кличками величают своих родителей современные дети. А ведь вырастить и поднять на ноги детей в современной России - это почти подвиг. Традиция уважать родителей и вообще всех старших есть у каждого народа. Без этого ни один народ не смог бы сохраниться, передать свой опыт следующим поколениям. Народы Кавказа, где эти традиции очень сильны, даже секрет своего долгожительства объясняют тем, что у них принято почитать и уважать старших. А живут там люди по сто и больше лет, сохраняя здравый ум и работоспособность. Традиция почитать родителей и старших была всегда сильна и в России. Каждый христианин знал древнюю библейскую легенду о сыновьях Ноя. Вы знакомились с этой легендой на уроках литературы. Один из сыновей Ноя, Хам, посмеялся над отцом. За это потомки Хама навечно стали рабами, а само имя Хам стало нарицательным - так называют грубого, наглого человека, который никого не уважает, считает себя выше других. В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям.
Главное правило - это заповедь: «Чти отца и матерь, да благо тебе будет и долголетен будешь на земли». В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».
В Библии сказано, что детей нужно воспитывать в строгости и послушании, чаще наказывать - не из жестокости, а для их же блага: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его». Библейские заповеди нашли отражение в пословицах нашего народа. О роли родителей для детей: «Нет такого дружка, как Родная матушка», «Как Бог до людей, так отец до детей», «Птица радуйся, весне, а младенец матери». О том, что нужно строго относиться к детям: «Наказуй детей в юности, упокоят тя на старости». О том, что нужно прислушиваться к советам родителей: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и набавления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, которые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.
3.Проблемный афоризм
Среди афоризмов, посвященных семье, мне попался очень интересный афоризм. (Читает.) «первую половину жизни нам отравляют родители, а вторую - дети» Как понять эти слова?
Примерные ответы детей:
- В детстве нас достают родители, потом мы сами становимся родителями, и нас уже достают свои собственные дети.
- Сначала мы не слушаемся родителей, а потом за это наши дети не будут слушаться нас.
- В детстве нас раздражают родители своими поучениями, потом мы будем раздражать наших детей.
А может быть, не ко всем относится этот афоризм?
Примерные ответы детей:
- Нет, есть такие семьи, где родители и дети - настоящие друзья, в таких семьях и дети, когда становятся родителями, тоже получают уважение от своих детей.
- Дело не в родителях, а в детях. Родители везде одинаковые: они хотят детям добра, потому и наказывают их. А если дети это воспринимают как отравление, то и их дети тоже ответят им тем же.
- А если дети уважают родителей, то и их дети тоже станут их уважать.
- Это относится к тем родителям, которые сами были грубыми и непослушными в детстве.
Воспитатель. Можете ли вы сказать, что родители отравляют вам жизнь?
(Дети отвечают.)
К счастью, есть еще семьи, в которых дети считают родителем друзьями, прислушиваются к их советам и замечаниям, гордятся ими.
4. Воспитывающие ситуации
Все-таки немало есть ребят, у которых добрые и хорошие отношения с родителями. Как же удается им избегать вражды и конфликтов? Сейчас мы попробуем испытать себя в нескольких ситуациях. Для начала создадим привычную семейную обстановку. Приглашаю уважаемых членов семьи занять свои места.
(К доске выходит папа с газетой, мама в фартуке, сестра с книжкой и бабушка со спицами. Они занимают свои места: папа садится на стул и разворачивает газету, бабушка садится на стул, мама, и сестра становятся рядом.)
Итак, тихий вечер после рабочего дня. Папа расположился с газетой на диване, мама хлопочет на кухне, сестра делает домашнее задание. А вы играете в новую компьютерную игру. Вдруг мама заглядывает в вашу комнату и строгим голосом заявляет:
М а м а. У нас закончился сахар. Ну-ка, бросай своих монстров – и в магазин!
Воспитатель. А у тебя самый сложный уровень! Что ты ответишь? Предлагаю выбрать лучший и худший варианты ответа:
а) «Сейчас закончится уровень и я схожу»;
б) «Пусть сестра сходит»;
в) «Можно без сахара обойтись. Я сахара не ем»;
г) «Завтра схожу».
Какой вариант ответа вам кажется самым лучшим?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Может быть, у вас есть свой вариант - самый бесконфликтный? (Прекратить игру и сходить в магазин.)
Еще одна ситуация. Сестра долго пыталась отогнать вас от компьютера, потом пожаловалась бабушке. Бабушка стала уговаривать.
Бабушка. Пожалуйста, уступи сестре компьютер, ты ведь уже три часа сидишь. А ей нужно срочно реферат по истории печатать.
Воспитатель. Предлагаются такие варианты ответа:
а) «Ей нужен реферат, а мне нужно пройти этот уровень»;
б) «Закончится уровень, и она сядет»;
в) «Может и от руки написать - подумаешь, реферат!»;
г) «Компьютер мне подарили, я и буду им распоряжаться».
Что можно выбрать?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще варианты можно предложить? (Уступить компьютер сестре и найти себе другое занятие.)
И, наконец, третья ситуация. Пока вы штурмовали свой ypoвень,позвонила классная руководительница и поговорила с папой. После этого разговора у папы возникли вопросы.
П а п а. А почему это ты в школе сегодня отсутствовал?
Воспитатель: предлагаем только четыре:
а) «Мне уже 14 лет, и я не обязан перед вами отчитываться»;
б) «Захотел - и прогулял!»;
в) «У нас зачет был, а я не приготовился, вот и прогулял»;
г) «Как вы меня все достали!»
Какой же вариант ответа покажет почтение к родителям?
(Дети предлагают варианты ответов, обсуждают, какой из них самый оптимальный.)
Какие еще будут варианты - самые достойные? (Сказать, что больше такого не повторится.)
Ежедневно в семье возникают тысячи таких ситуаций. Реагируя на них, неплохо вспомнить древнюю восточную мудрость: «Вы можете однажды пожалеть о том, что смолчали, но о сказанном будете сожалеть долго».
Воспитатель. Во всех предложенных ситуациях родители вели себя безукоризненно. Но ведь родители тоже люди. Они тоже частенько срываются, грубят. И тогда никакой ребенок не выдержит, ответит грубостью. Предлагаю вам поработать в группах.
Первая группа - составит портрет идеальных родителей.
Вторая группа - создаст образ идеального ребенка.
Третья группа - составит портрет идеальной семьи.
Для выполнения задания нужно всего лишь закончить предложения, написанные на доске (показывает на доску, читает предложения для каждой группы):
- Идеальные родители - это...
- Идеальные дети - это...
- Идеальная семья - это...
На выполнение задания дается 3 минуты.
Послушаем, что же у нас получилось.
(Воспитатель дает слово детям из первой, второй, третьей группы.)
5.Заключительное слово
Мы сегодня говорили об уважении к родителям, о семейных ценностях. Всем известна древняя притча о трех буханках хлеба.
Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.
Вы знаете эту притчу и понимаете, о каком долге говорил этот человек: о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми.
Родители подарили нам жизнь, окружили бескорыстной любовью и заботой. Благодарность, любовь, уважение - вот единственное, чем можно заплатить за все это. Тех, кто не согласен с этим, предостерегал еще древнегреческий философ Сократ: «Берегись также, чтобы люди, заметив твое непочтение к родителям, не стали сообща презирать тебя, ибо никто не может быть уверен, что, сделав тебе доброе дело, получит от тебя благодарность».
6. Подведение итогов (рефлексия)
Какие чувства остались у вас после нашей встречи? Возникло ли чувство протеста, несогласия с некоторыми положениями?
Примерные ответы детей:
- Согласен, что родители не понимают сейчас детей. Они живут прошлыми идеалами.
- Считаю, ничего страшного нет в том, что родителей называют «шнурками» и «предками», они не обижаются, понимают юмор.
- Чувствуешь досаду, оттого что зря обижал родителей. Но иногда трудно молчать.
- Все это хорошо, но не для нашего времени.
- Как можно обидеть родителей? Они для нас самые любимые!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Счастливая семья" внеклассное мероприятие.
Сценарное решение направлено на совместное проведение досуга, которое воспитывает чувство любви и гордости за свою семью, уважение к родителям.Развивает интерес к истории своей семьи, семейным традици...
Состав семьи учащихся, родственные отношения, взаимоотношения в семье.
Формирование понятия о семье, родственных отношениях, умения правильно вести себя в семье, уважать и ценить семейные отношения....
Материалы для внеклассного мероприятия по теме: "Проблема взаимоотношения двух суверенных начал: общества и природы"
Проблема взаимоотношений в системе «Человек – Природа- Цивилизация» относится к числу вечных философских проблем. Является, по сути, неотъемлемой частью Природы, Человечество в своих отношениях с ней ...
Сценарий урока английского языка в 5 классе по теме "Семья. Взаимоотношения в семье. Глагол to be (быть, находиться)"
Данный урок предназначен для обучающихся 5 класса. Тема урока "Семья. Взаимоотношения в семье. Глагол to be (быть, находиться)". УМК К.И. КАУФМАН, М.Ю. КАУФМАН «СЧАСТЛИВЫЙ АНГЛИЙСКИЙ. РУ»/« HAPPY...
"Взаимоотношения между мальчиками и девочками" внеклассное мероприятие - тренинг для подростков.
Тренинг полезных навыков общения между мальчиками и девочками. Профилактика конфликтных отношений в классном коллективе. Целевая аудитория - учащиеся 5 - 7 классов, можно использовать в работе с...
ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ НА СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ В СЕМЬЕ.
Традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обу...
Внеклассное мероприятие «Сплочённость и успешность как проявление добрых взаимоотношений».
Данная работа может быть использована учителем на классных часах, на уроках "Основы духовно-нравственных народов России" в 4-7 классах....