Родительское собрание. Тема: «Тайм-менеджмент для детей».
методическая разработка (5 класс)

Мария Сергеевна Цымпилова

Чем раньше ваш ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.

Лукашенко М.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_roditelskoe_sobranie.docx601.58 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание.

Тема: «Тайм-менеджмент для детей».

Цель: знакомство с приёмами тайм-менеджмента (управления временем) для детей.

Задачи:

  1. Актуализировать проблему необходимости управления временем школьниками.
  2. Выявить причины нехватки времени у детей школьного возраста.
  3. Познакомить с приёмами тайм-менеджмента для детей.
  1. Введение.
  • Репродукция картины С. Дали «Утекающее время».

- Какие мысли, размышления навевает картина? («Время течёт»)

Один мудрец сказал, что каждый человек имеет только один-единственный сундук времени. И у одного человека в нем — пустота, а у другого — бесценное сокровище.

  1. Актуализация.
  • Беседа с родителями

Вопросы:

- Хватает ли вам времени в сутках, чтобы выполнить все дела? А всё ли успевают ваши дети?

- Как вы думаете, нужно ли учить ребёнка планировать своё время? Почему?

Педагог резюмирует сказанное:

  1. Особенность ФГОС– ориентированность на образовательные результаты нового типа. А именно – метапредметные результаты. Одной из самых сложных групп формируемых УУД являются регулятивные (целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, оценка, волевая саморегуляция).
  2. Тайм-менеджмент — одно из средств, помогающее создать благополучие человека, сохранить его здоровье. Тайм-менеджмент — это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы. Управлять временем нельзя, а организовать его можно!
  3. Актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый — проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознаёт свои потребности и умело «переводит» их на язык целей и задач. Человек- проектировщик умеет себя организовать, так как понимает, какие шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного). Он готов корректировать свою деятельность в случае неудачи. Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами тайм-менеджмента!
  4. Умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью успешного человека.

  1. Из теории вопроса.

Оглянемся назад и посмотрим, насколько нова эта тема? Будет лукавством сказать, что тайм-менеджмент — абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Почти у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, — типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям… Все перечисленное — элементы тайм-менеджмента! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получали ученики в школе, в настоящее время уже недостаточно.

Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Человек сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно.

Понятие «тайм-менеджмент» пришло к нам из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Работа по формированию навыков тайм-менеджмента у взрослых строилась в трех направлениях: «Цель», «Время», «Управление». Рассмотрим эти направления с точки зрения младшего школьного возраста.

Вопрос целеполагания неразрывно связан с интеллектуальным развитием человека. Умение видеть причинно-следственные связи, устанавливать последовательность действий, способность к анализу и синтезу — вот основа, на которой будет формироваться эта способность. Обучая ребенка тайм-менеджменту, нужно объективно оценивать его интеллектуальную готовность к освоению этих знаний. Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент — это организация деятельности по достижению собственной цели! Это возраст, когда цель ставит взрослый. Ребенок должен понять и принять цель, а также выстроить сам или с помощью взрослого путь ее достижения. Поэтому ориентирована на разграничение понятий «мечта», «желание», «цель».

Чаще всего цель ребенку задает взрослый, а роль детей сводится к тому, чтобы

понять, что же от них хочет родитель или педагог. А если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь. И получается следующая картина: взрослый ставит цель, которая значима для него; предлагает детям эту цель достичь; сам определяет время, когда ребенок должен этим заниматься; да еще и контролирует, чтобы всё было сделано в срок. И если «чадо» вовремя пришло к финишу с нужным для взрослого результатом, то взрослый считает, что сделал всё необходимое и достаточное. Ситуаций, в которых ребенок сам вырабатывает цели своей деятельности и определяет стратегию их достижения, в школьной практике очень мало.

Направление «Время»

Время — сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей. Время для ребенка и взрослого «течет» неодинаково. Восприятие времени детьми дошкольного и младшего школьного возраста строится с опорой на быт и природные явления. «Понедельник» — это когда у нас урок физкультуры, «неделя» — это время, когда нужно ходить в школу.

Направление «Управление»

Специфика определяется тем, что освоить приемы тайм-менеджмента теоретически невозможно. Это практическое умение! Всем известна поговорка, что можно лошадь привести к водопою, но нельзя заставить ее пить. Мы можем рассказать ребенку о том, как быть эффективным, как планировать свою деятельность и как распределять время. Но если он не увидит практической значимости этого знания лично для себя и не захочет освоить предложенные приемы, мы не можем считать, что достигли цели.

4. Беседа с родителями.

Планируем день.

Обучаясь тайм-менеджменту, просто необходимо завести ежедневник. Пусть он будет красивым и удобным, чтобы ребёнок записывал свои дела с удовольствием. Первые несколько дней помогайте школьнику распределить задачи. Соблюдайте режим: вставать и ложиться спать, а также завтракать, обедать и ужинать школьнику стоит в одно и то же время каждый день. Проследите, чтобы ребёнок правильно формулировал задачи (не «доклад», а «подготовить доклад по истории и сделать презентацию»), — так, открыв ежедневник, можно будет сразу понять, что именно требуется сделать. Дробите крупные задания на мелкие этапы, чтобы удобнее было отследить их выполнение. Жёсткие дела записывайте на конкретное время, гибкие — в соседнем столбце с указанием того, сколько примерно времени это займет. После этого впишите самые приоритетные гибкие дела в таблицу с жёсткими — так станет ясно, на что времени не хватит. В деле планирования очень важно не переоценить свои силы. Зачастую ребёнку кажется, что он успеет всё, а составление подробного графика поможет взглянуть на ситуацию реалистично. Дела, относящиеся не ко времени, а к ситуации («расспросить Мишу про вуз, в который он собирается поступать»), стоит записывать на отдельных страницах, пометив их цветным стикером и озаглавив в соответствии с тематикой («Всё про вузы»).

В конце каждого дня вписывайте дело «Запланировать следующий день».
«Возможные причины неэффективного использования времени»

Причины неэффективного использования времени можно разделить на две группы: внешние и внутренние.

Помехи извне — это плоды нашего рабочего окружения; события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем. Эти убийцы времени бывают следующими:

  • задержки при выходе из дому (Ключи забывали дома?);
  • задержки в дороге (Очередь на маршрутку);
  • болтовня с друзьями (типа коммуникации, Однокласники.ру и Вконтакте.ру (и др. социальные сети));
  • неполадки с компьютером и доступом в Интернет;
  • электронная почта (спам);
  • поиск папок, ручек и т. д.;
  • телефонные звонки;

Кроме внешних пожирателей времени существуют и внутренние, которые съедают ваше время изнутри: ваши черты характера и личные качества, вызывающие простои в работе, а в результате стресс и осознание того, что ничего не успеваете. Избавляться от них нужно, но это будет более проблематично, чем избавление от внешних убийц. Внутренние помехи являются частью нашей жизни и от привычек очень тяжело избавляться.

Среди внутренних помех можно отметить:

  • неумение отказывать и говорить НЕТ;
  • привычка хвататься за все и сразу;
  • неверная оценка сроков и объемов работ;
  • желание всегда быть полезным и помогать всем;
  • природная медлительность;
  • отсутствие привычки вести записи;
  • излишняя общительность;
  • привычка приступать к работе не обеспечив себя всем необходимым;
  • не умение расставлять приоритеты;
  • привычка каждые 5-10 минут проверять почту (блоги, форумы, RSS) или другую информацию на сайте;
  • недостаток отдыха (постоянное сонно-выжатое состояние);
  • привычка полностью полагаться на память;
  • природная рассеянность;
  • привычка откладывать ежедневные дела на конец дня;
  • не умение следить за выполнение проекта;

Но надо не забывать, что ребенок никогда не научится управлять своим временем, если этого не будут делать родители! Поэтому настоятельно рекомендуется к этому приучаться вместе со своими детьми.

  1. Практикум.

Памятка «Способы успешного использования времени»

Родители в малых группах по 4-5 чел. предлагается самостоятельно, с помощью «мозгового штурма», исходя из проанализированных причин потери времени, найти способы управления временем и выбрать самые эффективные.

Затем выслушивается каждая группа, предложенные способы фиксируются на доске ведущим.

Далее ведущий обобщает предложенные способы, дополняет не названными, предлагая родителям подготовленные памятки.

Из приведённых в памятке советов родителям достаточно для начала выбрать всего 3, которым они готовы следовать с этого момента.

  1. Рефлексия.

-что удивило на сегодняшнем занятии?

- чему вы сегодня научились?

- что узнали нового о времени?

- чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными?

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1534889/6900db79-556f-459e-bd05-ef2715260221/s1200?webp=false

https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1972052/3ed66032-e0e2-4c12-bc7c-6cfb990f18aa/s1200

       

http://www.monitoringtimes.ru/pic/img_004_2b.jpghello_html_586eea78.jpghello_html_m45cee9c4.png

          Внешние причины неэффективного использования времени:

  • задержки при выходе из дому (Ключи забыли дома);
  • задержки в дороге (Очередь на маршрутку); пробка на дороге;
  • болтовня с друзьями (типа коммуникации, Однокласники.ру и Вконтакте.ру (и др. социальные сети));
  • неполадки с компьютером и доступом в Интернет;
  • электронная почта (спам);
  • поиск папок, ручек и т. д.;
  • телефонные звонки;
  • долгий просмотр телевизора;
  • долгая игра за компьютером;

Внутренние причины неэффективного использования времени:

  • неумение отказывать и говорить НЕТ;
  • привычка хвататься за все и сразу;
  • неверная оценка сроков и объемов работ;
  • желание всегда быть полезным и помогать всем;
  • природная медлительность;
  • отсутствие привычки вести записи;
  • излишняя общительность;
  • привычка приступать к работе не обеспечив себя всем необходимым;
  • не умение расставлять приоритеты;
  • привычка каждые 5-10 минут проверять почту (блоги, форумы,) или другую информацию на сайте;
  • недостаток отдыха (постоянное сонно-выжатое состояние);
  • привычка полностью полагаться на память;
  • привычка откладывать ежедневные дела на конец дня;

Литература:

  1. Радмила Шарифьянова. Тайм-менеджмент для подростков. Саморазвитие. Мотивация. Достижение целей. 2020г; 50 стр.
  2. Марианна Лукашенко. https://nashydety.com/files/Tajm-menedzhment%20dlja%20detej.pdf.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Тема: «Роль семьи в воспитании у детей сознательного отношения к учебе»

Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитан...

Родительское собрание. Тема: " Дети на дороге. Кто в ответе за их безопасность?"

Родительское собрание по ПДД с участием обучающихся. ...

Сценарий классного часа по теме: "Тайм-менеджмент"

Сценарий классного часа разработан для обучающихся 5 класса.Цель классного часа – погружение в тему и мотивация детей на освоение новых знаний и умений.Задачи:·...

Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»

Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»...

Буклет на тему: "Тайм-менеджмент по новому"

Популяризация работы Всероссийского телефона доверия. Информация предназначена для детей и их родителей. Направлена на информирование по ежедневному планированию с целью профилактики нарушения э...