Родительское собрание. Тема: «Тайм-менеджмент для детей».
методическая разработка (5 класс)
Чем раньше ваш ребенок научится грамотно организовывать свое время, тем более спокойно, бесстрессово и эффективно пройдут его школьные годы, и тем более радостную, насыщенную и наполненную событиями жизнь он проживет.
Лукашенко М.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_roditelskoe_sobranie.docx | 601.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Родительское собрание.
Тема: «Тайм-менеджмент для детей».
Цель: знакомство с приёмами тайм-менеджмента (управления временем) для детей.
Задачи:
- Актуализировать проблему необходимости управления временем школьниками.
- Выявить причины нехватки времени у детей школьного возраста.
- Познакомить с приёмами тайм-менеджмента для детей.
- Введение.
- Репродукция картины С. Дали «Утекающее время».
- Какие мысли, размышления навевает картина? («Время течёт»)
Один мудрец сказал, что каждый человек имеет только один-единственный сундук времени. И у одного человека в нем — пустота, а у другого — бесценное сокровище.
- Актуализация.
- Беседа с родителями
Вопросы:
- Хватает ли вам времени в сутках, чтобы выполнить все дела? А всё ли успевают ваши дети?
- Как вы думаете, нужно ли учить ребёнка планировать своё время? Почему?
Педагог резюмирует сказанное:
- Особенность ФГОС– ориентированность на образовательные результаты нового типа. А именно – метапредметные результаты. Одной из самых сложных групп формируемых УУД являются регулятивные (целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль и самоконтроль, оценка, волевая саморегуляция).
- Тайм-менеджмент — одно из средств, помогающее создать благополучие человека, сохранить его здоровье. Тайм-менеджмент — это особый подход к жизни, при котором человек оптимально использует свои временные ресурсы. Управлять временем нельзя, а организовать его можно!
- Актуальность тайм-менеджмента связана с запросами современности на особый — проектный стиль деятельности. Это означает, что человек и в профессиональной сфере, и в личностной сфере, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Он осознаёт свои потребности и умело «переводит» их на язык целей и задач. Человек- проектировщик умеет себя организовать, так как понимает, какие шаги и в какой последовательности необходимо предпринять для достижения результатов. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного). Он готов корректировать свою деятельность в случае неудачи. Плодотворность проектировщика напрямую зависит от степени владения приемами тайм-менеджмента!
- Умение организовывать свое время стало актуальной компетентностью успешного человека.
- Из теории вопроса.
Оглянемся назад и посмотрим, насколько нова эта тема? Будет лукавством сказать, что тайм-менеджмент — абсолютно новое явление в образовательном пространстве. Обучение детей навыкам планирования всегда было важной задачей школы. Почти у всех детей начальной ступени обучения на стене рядом с рабочим столом висит плакат «Мой режим дня». Дневник, сопровождающий детей на всех этапах обучения, — типичный пример планировщика. А еще есть расписание уроков, план подготовки к определенным мероприятиям… Все перечисленное — элементы тайм-менеджмента! Но приходится признать, что тех навыков организации деятельности, которые традиционно получали ученики в школе, в настоящее время уже недостаточно.
Современный ребенок растет и развивается в интенсивной среде. Человек сталкивается с колоссальным потоком новой информации, которая постоянно обновляется, с большим количеством деловых и личных контактов (в том числе и виртуальных). Быть успешным в современном мире, не научившись управлять этими потоками, невозможно.
Понятие «тайм-менеджмент» пришло к нам из бизнеса. Изначально система разрабатывалась для взрослых людей с целью повышения производительности их деятельности. Работа по формированию навыков тайм-менеджмента у взрослых строилась в трех направлениях: «Цель», «Время», «Управление». Рассмотрим эти направления с точки зрения младшего школьного возраста.
Вопрос целеполагания неразрывно связан с интеллектуальным развитием человека. Умение видеть причинно-следственные связи, устанавливать последовательность действий, способность к анализу и синтезу — вот основа, на которой будет формироваться эта способность. Обучая ребенка тайм-менеджменту, нужно объективно оценивать его интеллектуальную готовность к освоению этих знаний. Для того чтобы ребенок мог сформулировать цель деятельности, он должен обладать высоким уровнем развития самосознания, хорошими рефлексивными способностями. Ведь тайм-менеджмент — это организация деятельности по достижению собственной цели! Это возраст, когда цель ставит взрослый. Ребенок должен понять и принять цель, а также выстроить сам или с помощью взрослого путь ее достижения. Поэтому ориентирована на разграничение понятий «мечта», «желание», «цель».
Чаще всего цель ребенку задает взрослый, а роль детей сводится к тому, чтобы
понять, что же от них хочет родитель или педагог. А если у ребенка нет своей цели, то нет и желания найти время для того, чтобы ее достичь. И получается следующая картина: взрослый ставит цель, которая значима для него; предлагает детям эту цель достичь; сам определяет время, когда ребенок должен этим заниматься; да еще и контролирует, чтобы всё было сделано в срок. И если «чадо» вовремя пришло к финишу с нужным для взрослого результатом, то взрослый считает, что сделал всё необходимое и достаточное. Ситуаций, в которых ребенок сам вырабатывает цели своей деятельности и определяет стратегию их достижения, в школьной практике очень мало.
Направление «Время»
Время — сложная категория как в философском, так и в физическом аспектах. Для ребенка отслеживание времени является очень трудной задачей. Время для ребенка и взрослого «течет» неодинаково. Восприятие времени детьми дошкольного и младшего школьного возраста строится с опорой на быт и природные явления. «Понедельник» — это когда у нас урок физкультуры, «неделя» — это время, когда нужно ходить в школу.
Направление «Управление»
Специфика определяется тем, что освоить приемы тайм-менеджмента теоретически невозможно. Это практическое умение! Всем известна поговорка, что можно лошадь привести к водопою, но нельзя заставить ее пить. Мы можем рассказать ребенку о том, как быть эффективным, как планировать свою деятельность и как распределять время. Но если он не увидит практической значимости этого знания лично для себя и не захочет освоить предложенные приемы, мы не можем считать, что достигли цели.
4. Беседа с родителями.
Планируем день.
Обучаясь тайм-менеджменту, просто необходимо завести ежедневник. Пусть он будет красивым и удобным, чтобы ребёнок записывал свои дела с удовольствием. Первые несколько дней помогайте школьнику распределить задачи. Соблюдайте режим: вставать и ложиться спать, а также завтракать, обедать и ужинать школьнику стоит в одно и то же время каждый день. Проследите, чтобы ребёнок правильно формулировал задачи (не «доклад», а «подготовить доклад по истории и сделать презентацию»), — так, открыв ежедневник, можно будет сразу понять, что именно требуется сделать. Дробите крупные задания на мелкие этапы, чтобы удобнее было отследить их выполнение. Жёсткие дела записывайте на конкретное время, гибкие — в соседнем столбце с указанием того, сколько примерно времени это займет. После этого впишите самые приоритетные гибкие дела в таблицу с жёсткими — так станет ясно, на что времени не хватит. В деле планирования очень важно не переоценить свои силы. Зачастую ребёнку кажется, что он успеет всё, а составление подробного графика поможет взглянуть на ситуацию реалистично. Дела, относящиеся не ко времени, а к ситуации («расспросить Мишу про вуз, в который он собирается поступать»), стоит записывать на отдельных страницах, пометив их цветным стикером и озаглавив в соответствии с тематикой («Всё про вузы»).
В конце каждого дня вписывайте дело «Запланировать следующий день».
«Возможные причины неэффективного использования времени»
Причины неэффективного использования времени можно разделить на две группы: внешние и внутренние.
Помехи извне — это плоды нашего рабочего окружения; события, отвлекающие внимание и лишающие контроля над временем. Эти убийцы времени бывают следующими:
- задержки при выходе из дому (Ключи забывали дома?);
- задержки в дороге (Очередь на маршрутку);
- болтовня с друзьями (типа коммуникации, Однокласники.ру и Вконтакте.ру (и др. социальные сети));
- неполадки с компьютером и доступом в Интернет;
- электронная почта (спам);
- поиск папок, ручек и т. д.;
- телефонные звонки;
Кроме внешних пожирателей времени существуют и внутренние, которые съедают ваше время изнутри: ваши черты характера и личные качества, вызывающие простои в работе, а в результате стресс и осознание того, что ничего не успеваете. Избавляться от них нужно, но это будет более проблематично, чем избавление от внешних убийц. Внутренние помехи являются частью нашей жизни и от привычек очень тяжело избавляться.
Среди внутренних помех можно отметить:
- неумение отказывать и говорить НЕТ;
- привычка хвататься за все и сразу;
- неверная оценка сроков и объемов работ;
- желание всегда быть полезным и помогать всем;
- природная медлительность;
- отсутствие привычки вести записи;
- излишняя общительность;
- привычка приступать к работе не обеспечив себя всем необходимым;
- не умение расставлять приоритеты;
- привычка каждые 5-10 минут проверять почту (блоги, форумы, RSS) или другую информацию на сайте;
- недостаток отдыха (постоянное сонно-выжатое состояние);
- привычка полностью полагаться на память;
- природная рассеянность;
- привычка откладывать ежедневные дела на конец дня;
- не умение следить за выполнение проекта;
Но надо не забывать, что ребенок никогда не научится управлять своим временем, если этого не будут делать родители! Поэтому настоятельно рекомендуется к этому приучаться вместе со своими детьми.
- Практикум.
Памятка «Способы успешного использования времени»
Родители в малых группах по 4-5 чел. предлагается самостоятельно, с помощью «мозгового штурма», исходя из проанализированных причин потери времени, найти способы управления временем и выбрать самые эффективные.
Затем выслушивается каждая группа, предложенные способы фиксируются на доске ведущим.
Далее ведущий обобщает предложенные способы, дополняет не названными, предлагая родителям подготовленные памятки.
Из приведённых в памятке советов родителям достаточно для начала выбрать всего 3, которым они готовы следовать с этого момента.
- Рефлексия.
-что удивило на сегодняшнем занятии?
- чему вы сегодня научились?
- что узнали нового о времени?
- чем довольны, какие вопросы остались неразрешенными?
Внешние причины неэффективного использования времени:
- задержки при выходе из дому (Ключи забыли дома);
- задержки в дороге (Очередь на маршрутку); пробка на дороге;
- болтовня с друзьями (типа коммуникации, Однокласники.ру и Вконтакте.ру (и др. социальные сети));
- неполадки с компьютером и доступом в Интернет;
- электронная почта (спам);
- поиск папок, ручек и т. д.;
- телефонные звонки;
- долгий просмотр телевизора;
- долгая игра за компьютером;
Внутренние причины неэффективного использования времени:
- неумение отказывать и говорить НЕТ;
- привычка хвататься за все и сразу;
- неверная оценка сроков и объемов работ;
- желание всегда быть полезным и помогать всем;
- природная медлительность;
- отсутствие привычки вести записи;
- излишняя общительность;
- привычка приступать к работе не обеспечив себя всем необходимым;
- не умение расставлять приоритеты;
- привычка каждые 5-10 минут проверять почту (блоги, форумы,) или другую информацию на сайте;
- недостаток отдыха (постоянное сонно-выжатое состояние);
- привычка полностью полагаться на память;
- привычка откладывать ежедневные дела на конец дня;
Литература:
- Радмила Шарифьянова. Тайм-менеджмент для подростков. Саморазвитие. Мотивация. Достижение целей. 2020г; 50 стр.
- Марианна Лукашенко. https://nashydety.com/files/Tajm-menedzhment%20dlja%20detej.pdf.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание. Тема: «Роль семьи в воспитании у детей сознательного отношения к учебе»
Родительское собрание на протяжении многих лет остаётся одной из наиболее распространённых форм работы классного руководителя с родителями. Здесь решаются вопросы, касающиеся обучения и воспитан...
Родительское собрание. Тема: " Дети на дороге. Кто в ответе за их безопасность?"
Родительское собрание по ПДД с участием обучающихся. ...
Сценарий классного часа по теме: "Тайм-менеджмент"
Сценарий классного часа разработан для обучающихся 5 класса.Цель классного часа – погружение в тему и мотивация детей на освоение новых знаний и умений.Задачи:·...
Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»
Мастер-класс по теме: «Тайм менеджмент для школьников. Приемы эффективной организации времени»...
Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)/Родительское собрание «Специфика обучения и воспитания детей с ТНР (тяжелыми нарушениями речи)
Конспект родительского собрания. Время проведения: 1 период обучения, конец сентября....
Буклет на тему: "Тайм-менеджмент по новому"
Популяризация работы Всероссийского телефона доверия. Информация предназначена для детей и их родителей. Направлена на информирование по ежедневному планированию с целью профилактики нарушения э...