Советы логопеда
консультация
Предварительный просмотр:
ХАРАКТЕРИТИКА РЕЧИ
ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ
Возраст от 4 до 5 лет называется средним дошкольным возрастом. В это время отмечаются значительные изменения в развитии речи детей.
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЕ
Становление нормального звукопроизношения завершается к пяти годам; у большинства детей звуки уже введены в речь, и
наблюдается только некоторое смешение звуков Л и Р, С и Ш в многосложных словах, если в одном слове находятся оба парных звука (лаборатория, шерстяной).
ИНТОНАЦИЯ, ВЫСОТА,
СИЛА ГОЛОСА
Дети улавливают в речи взрослых различные интонационные средства выразительности и подражают им,
пересказывая сказку. Они произвольно могут менять высоту, силу голоса с учетом содержания рассказа. В этом возрасте умеют уже говорить шепотом.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ
ЗВУКОВОГО АНАЛИЗА
Становится возможным к пяти годам узнавание звука в слове, а также подбор слов с заданным звуком, то есть развиваются простейшие формы звукового анализа. Эта способность является новообразованием пятого года жизни и свидетельствует о том, что слово для детей перестало быть только отражением предмета, но получило значение само по себе. Звуковая оболочка слова перестала быть «прозрачной», незаметной для ребенка.
СЛОВАРНЫЙ ЗАПАС
Количество слов растет, к концу года составляет примерно 3000 слов.
Увеличивается количество местоимений, наречий, предлогов, союзов, так как дети употребляют в
речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Освоение речи ребенком выражается не только в обогащении его словаря, в появлении новых слов, но и в другом осмыслении знакомых слов. Дети относят предметы к определенной категории (платье — одежда), то есть достигают второй степени обобщения.
ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ
- возрасте от четырех до пяти лет ребенок усваивает основные грамматические формы: предложно-падежные формы имен существительных единственного и множественного числа, изменение имен прилагательных по падежам, числам и родам, правильное упот-ребление глагольных форм, наречий. Имеют место нарушения согласования числительных с существительными в косвенных падежах. Употребляются предлоги в самых разнообразных значениях. К пяти годам ребенок в своей речи пользуется сложноподчиненными предложениями с союзами потому что, поэтому, но при ответах на вопросы часто опускает главную часть предложения и начинает сразу с придаточного («Потому что болел»). Появляются предложения с однородными обстоятельствами.
СВЯЗНАЯ РЕЧЬ
Дети четырех-пяти лет очень пытливы, они задают много вопросов, им интересны качества и свойства предметов, они могут установить простейшие связи между явлениями природы.
Дети умеют не только слушать и понимать приказания и просьбы
взрослого, но и свободно
разговаривать друг с другом, рассказывать о том, что они видели или слышали, спорить, рассуждать, делать выводы.
- данном возрасте дети начинают овладевать монологической речью.
Ребенок среднего дошкольного возраста должен уметь связно расска-зать о событиях из собственной жизни, описать животных или заме-няющие их игрушки, рассказать об изображенном событии на картинке или на серии картинок. Он в состоянии пересказать знакомый текст.
Дети также начинают рассказывать не только о том, что видят и слышат, но и о том, над чем думают, чего хотят,
ждут. Особенностью мышления ребенка среднего дошкольного возра-ста является постоянное сочетание действия и речи.
ИТОГИ ПЯТОГО ГОДА
ЖИЗНИ
✔ Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной
временной и логической последовательности.
✔ Начинает формироваться внутренняя речь.
✔ Значительно обогатился
словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения.
- Грубых аграмматизмов в речи нет, возможны ошибки при постро-ении сложных предложений.
- Звукопроизношение полностью нормализовалось.
- Появляется способность к выделению звука из слова, то есть
формируются навыки звукового анализа слов.
- Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.
МБДОУ «Детский сад № 56»
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ
Подготовила учитель-логопед: Марина Александровна Кучер
г. Ачинск
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Консультации для родителей детей дошкольного возраста....
10 простых советов логопеда родителям.
Советы для родителей, как развивать речь ребенка с раннего возраста. Материал будет полезен для родителей, воспитателей ДОУ, логопедам....

Советы логопеда
1. Верьте в силы ребёнка. 2. Сопереживайте, радуйтесь и огорчайтесь вместе с ним. 3. Обучайте в игре. 4. Умейте выслушать ребёнка. 5. Перед отработкой речевого материала нацельте ребёнка на правил...
Советы логопеда
Советы логопеда по проведению артикуляционныз упражнений....

Советы логопеда
эти советы помогут родителям при общении с ребёнком, при выполнении домашнего задания учителя-логопеда. Ускорят процесс правильной речи....
Готов ли ваш ребенок к школе? Методика определения и советы логопеда.
Данная методика определения готовности ребенка к школе полезна родителям, логопедам, учителям начальных классов и воспитателям ДОУ....