Необходимость формирования представлений родителей о будущем профессиональном выборе обучающихся как задача современной школы
учебно-методический материал (9 класс)
В статье раскрывается работа с родителями по профессиональной ориентации учащихся с умственной отсталостью, целью которой является не только раскрытие предоставлений учащихся о мире профессий и дающее основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Необходимость формирования представлений родителей о будущем профессиональном выборе обучающихся как задача современной школы.
В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наши дети с проблемами в развитии требуют в этом плане особого подхода.
Для интеграции их в общество важно не только признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, но и оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности.
Значительная часть детей с интеллектуальной недостаточностью, оканчивающие специальные (коррекционные) школы и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к полноценной жизни в обществе.
Окончив школу, где учащимся было комфортно, немногие выпускники правильно определяются с выбором профессии, которой могут овладеть, далеко не все адекватно оценивают свои возможности и способности.
Некоторые из них, кто более здоров физически идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, другие получают профессиональное образование в специальных группах колледжей. Однако все они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:
— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;
— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;
-- неумение подчиняться приказам руководства;
-- неспособность занять свое место в трудовом коллективе;
— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;
— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.
Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальными нарушениями.
В решении этой проблемы существенную роль играет система мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.
Поэтому профориентационная работа в коррекционной школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями.
Профориентация является одним из направлений воспитательной работы в нашей школе. Она предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника, на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.
Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба ребенка, значение его места в жизни. Умственно отсталые школьники не осознают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы. Работа педагогов способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.
Педагог может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, но и может помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.
Работа педагогов строится на взаимодействии с родителями в профессиональном становлении подростков.
Дети ожидают от родителей пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Но, к сожалению, уровень психолого-педагогических знаний многих родителей не позволяет им обратить внимание на те аспекты воспитания, взаимоотношений в семье, которые способствовали бы личностному, профессионально ориентированному формированию их детей. Кроме того, нужно признать, что «ожидания» многих родителей завышены. Родители переоценивают возможности своих детей, опять таки, в силу не знания индивидуальных возможностей.
Одна из трудностей приспособления выпускников специальных коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они дают себе. В этом случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей.
Именно поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.
Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. Однако часто родители и сами затрудняются ответить на вопросы, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Некоторые из них строят мифы относительно будущего своих детей, обсуждают с ними профессии, которые не доступны детям в связи с их особенностями. А часть родителей негативно относятся к учебе ребенка в специальной школе и практически машут на его будущее рукой. Задача педагогов и специалистов школы, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями направлена на работу с родителями таким образом, чтобы они стали опорой и поддержкой своим детям, тем более в вопросе непростого выбора, который повлияет на их дальнейшую жизнь. Исходя из этих точек риска, мы активно привлекаем родителей через организацию родительских собраний по самоопределению, к участию в ярмарках, конкурсах, выставках детского творчества, консультациям и т.д. В школе для родителей проводятся консультации педагога-психолога, соц.педагога, классные родительские собрания о семейном укладе, о значении семьи для ребенка, о распределении семейных обязанностей, о том, как правильно готовить детей к самостоятельной жизни и др.
Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе родителей подростков. Как и со школьниками, с родителями возможно проведение групповой и индивидуальной работы. В основе индивидуальной работы с родителями лежит изучение семьи. Ход консультации зависит от выявленной позиции родителей, их влияния на профессиональное самоопределение детей. Благодаря участию родителей в учебной и воспитательной работе возрастает их авторитет в глазах детей , возникает атмосфера доверия и взаимного уважения. Особенно полезна организация таких видов деятельности, в которых родители могут проявить свои профессиональные навыки. Данная работа благотворно влияет на совершенствование профориентации учащихся.
В процессе профконсультирования, школьный педагог-психолог как в работе с детьми, так и их родителями придерживается следующих принципов:
- Умение проявлять эмпатию, рефлексию, принятие.
- Толерантность по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждам, страхам и личностным затруднениям;
- Открытость к восприятию ;
- Готовность к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами).
С результатами диагностического исследования родителей подростков с интеллектуальными нарушениями нужно начинать знакомить с позитивной информации для того, что бы эмоционально расположить их к восприятию информации об ограничениях в сфере выбора профессий.
Работа по формированию представлений родителей о будущем профессиональном выборе обучающихся педагогами школы направлена на то, чтобы у родителей сформировать сознание о необходимости соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.
Расширение сферы общения детей и родителей усиливает влияние взрослых, значительно обогащает воспитание и формирование учащихся, как личность. Именно поэтому одной из важных задач в работе с родителями является не поиск отдельных эффективных форм и методов работы, а обоснование и утверждение системы совместной работы по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. Система работы должна включать в себя оптимальное сочетание педагогического просвещения с руководством педагогическим самообразованием родителей, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы по профориентации, учет положительного опыта семейного воспитания, использование этого опыта в работе. К семейному воспитанию и педагогическому просвещению необходимо подходить дифференцированно на основе глубокого знания внутрисемейных отношений, различных особенностей семей, родителей и детей, с учетом образования и жизненного опыта родителей, отношения родителей к выбору профессии детей.
Сущность педагогической пропаганды заключается в том, чтобы познакомить родителей с целями, задачами и содержанием профориентационной работы, установить согласованность в мерах педагогического воздействия на учащихся, создать у родителей реальные представления о профессиях.
В нашей школе сложилась своеобразная система взаимодействия педагогического коллектива с родителями по профессиональной ориентации учащихся.
Эта работа интегрирует следующие направления:
1. Диагностику детей и родителей.
2. Профессиональную информацию.
3. Профессиональную консультацию.
I направление – диагностика детей и родителей.
Предусматривает две составных части:
Во-первых, изучение возможностей ребенка;
Во-вторых, изучение уровня притязаний родителей в отношении будущей профессии и места работы ребенка.
Цели, форму проведения и организация диагностических мероприятий отражает нижеследующая таблица
Профориентационная диагностика с родителями учащихся.
№ | Направление диагностики | цель | форма | организация |
1 | 1 Изучение возможностей ребенка | Выявление характера, интересов, занятости и полезного досуга детей | ∙ Опрос ∙ Беседа ∙ Анкетирование ∙ тестирование | Осуществляется классн. руководителем, воспитателем ГПД и доводится до сведения родителей |
2 | Изучение уровня притязаний родителей по отношению к своему ребенку | Определение адекватности восприятия родителями своего ребенка его особенностей и возможностей | ∙ Беседа ∙Анкетирование ∙ Опрос | Проводится классным руководителем, дополняется воспитателем ГПД и доводится до сведения родителей |
II направление – профессиональная информация.
Объединяет:
Во-первых, профессиональную агитацию (наглядность);
Во- вторых, профессиональную пропаганду.
Формы и виды работ по профессиональной агитации:
∙ выставки детских поделок и рисунков совместных работ с родителями;
∙ классная газета, листовка о предприятиях города, где работают родители учащихся.
Формы и виды работ по профессиональной пропаганде:
∙ классные общешкольные родительские собрания;
∙ индивидуальные и групповые беседы;
∙ встречи со школьными и внешкольными представителями различных профессий;
∙ коллективно-творческие дела и воспитательные мероприятия на профориентационную тематику;
∙ экскурсии на место работы родителей.
Профориентационной работе в нашей школе предшествует ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном карте подростка, так же учитывается специфика его основного нарушения.
В индивидуальном порядке, родителей учащихся знакомят с рекомендуемыми профессиями соотнесенными с реальным состоянием здоровья учащихся и имеющимися ограничениями.
Ниже приводятся классификация основных групп лиц с ОВЗ, разработанная российским дефектологом Николаем Николаевичем Малофеевым .
Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях
III направление – профессиональная консультация.
Предполагает получение дополнительной информации о детях и родителях от школьных и внешкольных специалистов.
Школьная консультация включает специалистов:
∙ учителя профессионально-трудового обучения;
∙ педагог-психолог;
∙ медицинский работник;
∙ учитель-логопед;
∙ администрация.
Внешкольная консультация включает специалистов:
∙ мастер производственного обучения (в ходе посещения проф учреждений города)
∙ специалисты ЦЗН.
Таким образом, эффективность профориентационной работы с родителями по формированию представлений родителей о будущем профессиональном выборе своих детей заключается в том, чтобы к окончанию школы родители адекватно ориентировались в возможностях ребенка при выборе профессии, путях профессиональной подготовки и дальнейшем трудоустройстве.
А для оказания помощи и поддержки в принятии детьми верного решения в выборе профессии родители должны обладать следующими компетенциями:
- информационная компетенция (знание индивидуальных особенностей детей, наличие представлений о мире профессий для людей с ОВЗ, знание результатов трудового обучения и трудовой подготовки подростка)
- мотивационная компетенция (наличие значимых мотивов и потребностей реализации своей воспитательной функции, интерес к личностному профессиональному развитию своих детей);
- коммуникативная компетенция (ориентация родителей на бесконфликтное общение с детьми, педагогами и специалистами)
- социально-трудовая компетенция (активная жизненная позиция в выборе профессии, интеграции в общество, планирование профессиональных и жизненных перспектив)
- аналитическая компетенция (умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в своем профессиональном становлении и выборе своего ребенка)
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.
2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.
3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.
4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.
5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.
6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.
7. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!
Сайты для родителей:
- http://www.ya-roditel.ru/parents/tests/attention.child.php Россия без жестокого обращения к детям. Консультации специалистов. Тесты. Советы и рекомендации.
- http://resurs-yar.ru/files/PDF/shag.pdf Статья для родителей детей, выбирающих профессию "Шаг навстречу себе"
- http://resurs-yar.ru/shkolnikam_i_abiturientam/vyberi_svoe_professionalnoe_buduwee/poznaj_sebya/ Профессиональные пробы
http://resurs-yar.ru/shkolnikam_i_abiturientam/vyberi_svoe_professionalnoe_buduwee/istorii_uspeha/ Истории успеха
http://resurs-yar.ru/shkolnikam_i_abiturientam/vyberi_svoe_professionalnoe_buduwee/malaya_enciklopediya/ostorozhno_ne_oshibis/ Осторожно, не ошибись!
http://resurs-yar.ru/shkolnikam_i_abiturientam/vyberi_svoe_professionalnoe_buduwee/malaya_enciklopediya/pravila_vybora_professii/ Правила выбора профессии
- http://salair26.ucoz.ru/publ/psikholog/pamjatka_roditeljam_devjatiklassnikov/2- 1-0-31 Памятка родителям
- http://co1495.edusite.ru/p118aa1.html Памятка выбирающему профессию
- http://www.prosv.ru/ebooks/Chistakova_Prof-probi/2.html Профессиональные пробы и выбор профессии
http://www.proforientator.ru/tests Бесплатные тесты по профориентации
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
формирование здорового образа жизни и укрепление здоровья -главная задача современной школы
статья...
Формирование представлений о здоровом образе жизни у обучающихся с ОВЗ.
Формирование представлений о здоровом образе жизни у обучающихся с ОВЗ....
Формирование проектно-образовательного маршрута обучающихся в условиях современной школы
Современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности и индивидуализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. На наш взгляд,...
Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ
Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...
Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)
Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регул...
Социальный подход к профессиональному выбору обучающихся
Каждый подросток на определенном этапе своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. И часто этот выбор делается без оглядки на способности или желания молодого человека, исходя из востребова...
Конкурсная работа. Методическое объединение "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ"
В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патри...