Необходимость формирования представлений родителей о будущем профессиональном выборе обучающихся как задача современной школы
учебно-методический материал (9 класс)

Титаренко Рита Владимировна

В статье  раскрывается работа с родителями по профессиональной ориентации учащихся с  умственной отсталостью, целью которой является не только раскрытие  предоставлений учащихся о мире профессий и дающее основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Необходимость формирования представлений родителей о будущем профессиональном выборе обучающихся как задача современной школы.

В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наши дети с проблемами в развитии требуют в этом плане особого подхода.

Для интеграции их в общество важно не только признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, но и оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности.

Значительная  часть детей с интеллектуальной недостаточностью,  оканчивающие специальные (коррекционные) школы и вступающие в самостоятельную жизнь, часто не готовы к полноценной жизни в обществе.

          Окончив школу, где учащимся было комфортно, немногие выпускники правильно определяются с выбором профессии, которой могут овладеть, далеко не все адекватно оценивают свои возможности и способности.

Некоторые из них, кто более здоров физически идут на производство, выполняя там тяжелые неквалифицированные виды труда, другие получают профессиональное образование в специальных группах колледжей. Однако  все они испытывают затруднения в последующем трудоустройстве, которые обуславливаются рядом факторов:

— психологической неготовностью к моменту перехода от обучения к сфере профессионального труда;

— отсутствием ясной жизненной перспективы, одной из причин которого является чувство социальной незащищенности;

-- неумение подчиняться приказам руководства;

--   неспособность занять свое место в трудовом коллективе;

— неадекватной самооценкой и недостаточно сформированной способностью оценки своих возможностей и способностей при определении профиля и содержания профессии;

— неспособностью адекватно учитывать влияние производственного микроклимата на человека и неготовность к преодолению определенных профессиональных трудностей и др.

        Таким образом, существует ряд серьезных проблем, нерешенность которых препятствует профессиональной интеграции в общество лиц с интеллектуальными нарушениями.

          В решении этой проблемы существенную роль играет система мероприятий по профессиональной ориентации, ставящая целью не только предоставление информации о мире профессий и дающая основу профессиональной ориентации, но и способствующая личностному развитию учеников, формированию у них способности соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями профессии.

     Поэтому профориентационная работа в коррекционной  школе должна быть нацелена на актуализацию профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями.

     Профориентация является одним из направлений воспитательной работы в нашей школе. Она  предполагает целенаправленное воздействие на личность школьника,  на понимание объективных условий, в которых будет осуществляться его трудовая деятельность.

Выбор будущей профессии – сложный и ответственный шаг в жизни каждого человека. От продуманного выбора профессии зависит будущая судьба ребенка, значение его места в жизни. Умственно отсталые школьники не осознают своей индивидуальности, особенностей своей психики, нервной системы, темперамента, волевой сферы.  Работа педагогов способствует более гибкому подходу в получении знаний и умений учащимися, их профессиональному самоопределению.

     Педагог может не только влиять на профессиональное самоопределение подростка, но и может помочь ему вооружиться доступными и понятными средствами, для реализации своих профессиональных перспектив.

     Работа педагогов строится на взаимодействии с родителями в  профессиональном становлении подростков.

     Дети ожидают от родителей пристального интереса к их внутреннему миру, учета их возрастных и индивидуальных особенностей. Но, к сожалению, уровень психолого-педагогических знаний многих родителей не позволяет им обратить внимание на те аспекты воспитания, взаимоотношений в семье, которые способствовали бы личностному, профессионально ориентированному формированию их детей. Кроме того, нужно признать, что «ожидания» многих родителей завышены. Родители переоценивают возможности своих детей, опять таки, в силу не знания индивидуальных возможностей.

     Одна из трудностей приспособления выпускников специальных коррекционных школ к жизни заключается в несоответствии их профессиональных, физических, интеллектуальных возможностей той оценке, которую они дают себе. В этом случае можно говорить о неадекватности этих личностных качеств действительному положению вещей.

Именно поэтому профессиональное самоопределение умственно отсталых детей должно осуществляться под руководством школы, семьи, общества.

Случается, что школьник стремится полностью снять с себя ответственность за выбор своей будущей профессии и переложить ее на родителей. Однако часто родители и сами затрудняются ответить на вопросы, что интересует их детей и каковы их планы на будущее. Некоторые из них строят мифы относительно будущего своих детей, обсуждают с ними профессии, которые не доступны детям в связи с их особенностями. А часть родителей негативно относятся к учебе ребенка в специальной школе и практически машут на его будущее рукой. Задача педагогов и специалистов школы, работающих с детьми с интеллектуальными нарушениями направлена на работу с родителями таким образом, чтобы они стали опорой и поддержкой своим детям, тем более в вопросе непростого выбора, который повлияет на их дальнейшую жизнь. Исходя из этих точек риска, мы активно привлекаем родителей через организацию родительских собраний по самоопределению, к участию в ярмарках, конкурсах, выставках детского творчества, консультациям и т.д. В школе для родителей проводятся консультации педагога-психолога, соц.педагога, классные родительские собрания о семейном укладе, о значении семьи для ребенка, о распределении семейных обязанностей, о том, как правильно готовить детей к самостоятельной жизни и др.

          Для повышения эффективности профконсультирования большое значение имеет привлечение к этой работе родителей подростков.  Как и со школьниками, с родителями возможно проведение групповой и индивидуальной работы. В основе индивидуальной работы с родителями лежит изучение семьи. Ход консультации зависит от выявленной позиции родителей, их влияния на профессиональное самоопределение детей. Благодаря участию родителей в учебной и воспитательной работе возрастает их авторитет в глазах детей , возникает атмосфера доверия и взаимного уважения. Особенно полезна организация таких видов деятельности, в которых родители могут проявить свои профессиональные навыки. Данная работа благотворно влияет на совершенствование профориентации учащихся.

     В процессе профконсультирования, школьный педагог-психолог как в работе с детьми, так и их родителями придерживается следующих принципов:

  • Умение проявлять эмпатию, рефлексию, принятие.
  • Толерантность по отношению к лицам с ОВЗ, их надеждам, страхам и личностным затруднениям;
  • Открытость к восприятию ;
  • Готовность к работе со специалистами смежных областей (дефектологами, психиатрами, педиатрами, невропатологами).

С результатами диагностического исследования родителей подростков с интеллектуальными нарушениями  нужно начинать знакомить с  позитивной информации для того, что бы эмоционально расположить их к восприятию информации об ограничениях в сфере выбора профессий.

Работа по формированию представлений родителей о будущем профессиональном выборе обучающихся педагогами школы направлена на то, чтобы у родителей сформировать сознание о необходимости  соблюдать принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям и возможностям подростка, соотнесенных с реальным состоянием его здоровья и имеющимися ограничениями. Подросток должен осознавать свои перспективы реализации в будущей профессиональной деятельности.

Расширение сферы общения детей и родителей усиливает  влияние взрослых, значительно обогащает воспитание и формирование учащихся, как личность. Именно поэтому одной из важных задач в работе с родителями является не поиск отдельных эффективных форм и методов работы, а обоснование и утверждение системы совместной работы по подготовке учащихся к сознательному выбору профессии. Система работы должна включать в себя оптимальное сочетание педагогического просвещения с руководством педагогическим самообразованием родителей, сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм работы по профориентации, учет положительного опыта семейного воспитания, использование этого опыта в работе. К семейному воспитанию и педагогическому просвещению необходимо подходить дифференцированно на основе глубокого знания внутрисемейных отношений, различных особенностей семей, родителей и детей, с учетом образования и жизненного опыта родителей, отношения родителей к выбору профессии детей.            

Сущность педагогической пропаганды заключается в том, чтобы познакомить родителей с целями, задачами и содержанием профориентационной работы, установить согласованность в мерах педагогического воздействия на учащихся, создать у родителей реальные представления о профессиях.

В нашей школе сложилась своеобразная система взаимодействия педагогического коллектива с родителями по профессиональной ориентации учащихся.

Эта работа интегрирует следующие направления:

1. Диагностику детей и родителей.

2. Профессиональную информацию.

3. Профессиональную консультацию.

 I направление – диагностика детей и родителей.

Предусматривает две составных части:

Во-первых, изучение возможностей ребенка;

Во-вторых, изучение уровня притязаний родителей в отношении будущей профессии и места работы ребенка.

Цели, форму проведения и организация диагностических мероприятий отражает нижеследующая таблица

Профориентационная диагностика с родителями учащихся.

Направление диагностики

цель

форма

организация

1

1 Изучение возможностей ребенка

Выявление характера, интересов, занятости и полезного досуга детей

 Опрос  Беседа  Анкетирование  тестирование

Осуществляется классн. руководителем, воспитателем ГПД и доводится до сведения родителей

2

Изучение уровня притязаний родителей по отношению к своему ребенку

Определение адекватности восприятия родителями своего ребенка его особенностей и возможностей

 Беседа

Анкетирование  Опрос

Проводится классным руководителем, дополняется воспитателем ГПД и доводится до сведения родителей

II направление – профессиональная информация.

 Объединяет:

Во-первых, профессиональную агитацию (наглядность);

Во- вторых, профессиональную пропаганду.

Формы и виды работ по профессиональной агитации:

 выставки детских поделок и рисунков совместных работ с родителями;

 классная газета, листовка о предприятиях города, где работают родители учащихся.

Формы и виды работ по профессиональной пропаганде:

 классные общешкольные родительские собрания;

 индивидуальные и групповые беседы;

 встречи со школьными и внешкольными представителями различных профессий;

 коллективно-творческие дела и воспитательные мероприятия на профориентационную тематику;

 экскурсии на место работы родителей.

Профориентационной работе в нашей школе  предшествует ознакомление с результатами психодиагностики и медицинской диагностики, имеющимися в личном карте подростка, так же учитывается специфика его основного нарушения.

В индивидуальном порядке, родителей учащихся знакомят с рекомендуемыми профессиями соотнесенными с реальным состоянием здоровья учащихся и имеющимися ограничениями.

Ниже приводятся классификация основных групп лиц с ОВЗ, разработанная российским дефектологом Николаем Николаевичем Малофеевым .

Ограничение профессиональной пригодности при различных заболеваниях

 

Болезни

Противопоказанные профессионально-производственные факторы

Некоторые рекомендуемые профессии и специальности

Органов зрения

Работы особо высокой точности, напряженности зрения. Работа с мелкими деталями; работа, требующая ношения очков; значительное физическое напряжение; запыленность воздуха, пребывание тела в наклонном положении.

Продавец, бармен, оператор птицефабрик, садовод, слесарь по ремонту автомобиля.

Органов слуха

Работа, требующая хорошего слуха и общения с людьми. Работа, требующая напряжения слуха, значительный шум и вибрация.

Чертежник, вышивальщица, швея, обувщик, цветовод, кондитер, фотограф.

Кожи

Контакт с токсическими и раздражающими кожу веществами, запыленность, неблагоприятный микроклимат; постоянное увлажнение и загрязнение, охлаждение рук.

Оператор ЭВМ, сборщик полупроводников, конструктор, чертежник.

Опрно-двигательного аппарата

Длительное пребывание на ногах, подъем и спуск по лестнице. Напряженная рабочая поза; значительное физическое напряжение (подъем и перенос тяжестей); работа на высоте, у движущихся механизмов.

Сборщик микросхем, телеграфист, швея.

Органов дыхания

Неблагоприятный климат; загазованность, запыленность; контакт с токсическими веществами; значительное физическое напряжение, все виды излучения.

Контролер-кассир, цветовод, киномеханик, оператор станков с пульт. управлением.

Сердечно-сосудистой системы

Значительное физическое напряжение; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, работа на высоте с движущимися механизмами, шум, вибрация.

Радиомеханик, портной, секретарь-референт, пчеловод.

Органов пищеварения

Контакт с токсическими веществами; значительное физическое и нервное напряжение; работа, связанная с нарушением режима питания; вынужденная рабочая поза.

Оператор ЭВМ, слесарь, декоратор-оформитель.

Почек и мочевыводящих путей

Неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами; вынужденная рабочая поза; работа, связанная с нарушением режима питания; вибрация.

Оператор ЭВМ, слесарь, декоратор-оформитель.

Нервной системы

Нервно-эмоциональное напряжение; шум и вибрация; неблагоприятный микроклимат; контакт с токсическими веществами, особенно нервнопаралитического действия.

Резчик по дереву, закройщик, столяр, мойщик посуды, сборщик.

III направление – профессиональная консультация.

Предполагает получение дополнительной информации о детях и родителях от школьных и внешкольных специалистов.

Школьная консультация включает специалистов:

 учителя профессионально-трудового обучения;

 педагог-психолог;

 медицинский работник;

 учитель-логопед;

 администрация.

 Внешкольная консультация включает специалистов:

 мастер производственного обучения (в ходе посещения проф учреждений города)

 специалисты ЦЗН.

Таким образом, эффективность профориентационной работы с родителями по формированию представлений родителей о будущем профессиональном выборе своих детей заключается в том, чтобы к окончанию школы родители адекватно ориентировались в возможностях ребенка при выборе профессии, путях профессиональной подготовки и дальнейшем трудоустройстве.

А для  оказания  помощи  и поддержки  в принятии   детьми верного  решения    в  выборе  профессии родители должны обладать следующими компетенциями:                                                                                    

  1. информационная  компетенция (знание   индивидуальных  особенностей детей, наличие    представлений  о  мире  профессий для людей с ОВЗ, знание результатов трудового обучения и трудовой подготовки подростка)      
  2. мотивационная компетенция (наличие значимых мотивов и потребностей реализации своей воспитательной функции, интерес к личностному профессиональному развитию своих детей);
  3. коммуникативная компетенция (ориентация родителей на бесконфликтное общение с детьми, педагогами и специалистами)
  4. социально-трудовая компетенция (активная  жизненная  позиция в  выборе  профессии, интеграции  в   общество, планирование  профессиональных   и   жизненных  перспектив)          
  5. аналитическая компетенция (умение анализировать уровень собственной готовности к выполнению воспитательной функции, оценивать результаты собственных достижений в своем профессиональном становлении и выборе своего ребенка)          

Памятка для родителей

Уважаемые папы и мамы!

1. Дайте своему ребенку право выбора будущей профессии.

2. Обсуждайте вместе с ним возможные «за» и «против» выбранной им профессии.

3. Рассматривайте выбор будущей профессии не только с позиции материальной выгоды, но и с позиции морального удовлетворения.

4. Учитывайте в выборе будущей профессии личностные качества своего ребенка, которые необходимы ему в данной специальности.

5. Если возникают разногласия в выборе профессии, используйте возможность посоветоваться со специалистами-консультантами.

6. Не давите на ребенка в выборе профессии, иначе это может обернуться стойкими конфликтами.

7. Помните, что дети перенимают традиции отношения к профессии своих родителей!

Сайты для родителей:

http://www.proforientator.ru/tests  Бесплатные тесты по профориентации


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о здоровом образе жизни у обучающихся с ОВЗ.

Формирование представлений о  здоровом образе жизни у обучающихся с ОВЗ....

Формирование проектно-образовательного маршрута обучающихся в условиях современной школы

Современная система образования ориентирована на поиск путей реализации вариативности и индивидуализации, остро нуждается в действенных моделях и способах достижения поставленных целей. На наш взгляд,...

Практика организации самоопределения и профессиональной ориентации обучающихся Гляденской основной общеобразовательной школы филиала муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Холмогорской средней общеобразовательной школы «Взгляд в будущ

Прежде чем предоставить помощь молодому человеку в профессиональном самоопределении к рабочей профессии, нужно понимать смысл предоставления помощи, чётко осознавать возможности развития личности в за...

Тема: «Формирование и развитие функциональной грамотности – одна из важнейших задач современной школы» (Мастер-класс)

Учебные предметы «История» и «Обществознание» обладают широчайшими возможностями для использования их в целях формирования функциональной грамотности учащихся. Необходимо регул...

Социальный подход к профессиональному выбору обучающихся

Каждый подросток на определенном этапе своей жизни сталкивается с проблемой выбора профессии. И часто этот выбор делается без оглядки на способности или желания молодого человека, исходя из востребова...

Конкурсная работа. Методическое объединение "ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ"

В работе каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия - быть классным руководителем. Воспитательная деятельность классного руководителя многообразна. В данной работе обобщен мой опыт по патри...