Памятка родителям :"Этапы развития речи в норме"
консультация
Памятка родителям : "Этапы развития речи в норме"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
09cf-0012ce7e-66e8b29b.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ
Этапы развития речи в норме и симптоматика задержки развития, для своевременного выявления и обращения к специалисту за консультацией.
Речь в своем развитии проходит определенные этапы:
| экспрессивно-мимический; |
| предметно-действенный; |
| речевой. |
Данная памятка разработана с учетом анкетирования родителей в детской поликлинике, она предназначена для родителей дошкольников, в ней отражены периоды речевого развития в норме, а также даны примеры жалоб родителей, с которыми обычно обращаются мамы малышей к логопеду и психоневрологу. Надеемся, что наши советы помогут вашему ребенку овладеть правильной речью!
К концу первого месяца отчетливо проявляются экспрессивно-мимические средства общения. По характеру плача младенца можно понять некоторые желания.
С двух месяцев общение устанавливается с помощью взгляда и первых мимических движений, затем ребенок начинает улыбаться и взмахивать руками. Крик становится всё более интонированным, выразительным.
В 3-4 месяца начинают формироваться избирательное внимание к речи окружающих. Ребенок начинает узнавать голос матери. Появляются первые активные попытки повторить отдельные элементы речи взрослых. Постепенно становятся не только разнообразными интонации, но и усложняются сами звуки, появляется гуление. К концу 4-го месяца младенец воспроизводит многообразие звуков. В этот период развития у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему. Ситуативно-личностная форма общения оказывает влияние на дальнейшее развитие ребенка.
Основания для беспокойства:
| не реагирует на звуки; |
| не поворачивает голову в сторону взрослого; |
| недостаточная интонационная выразительность; |
| однообразное гуление; |
| отсутствие смеха; |
| не формируется избирательное внимание к речи окружающих. |
В 7-10 месяцев. Вторая половина младенчества - это изменение отношения ребенка к окружающему миру. У него начинается период активного интереса. Малыш не только общается со взрослыми, но и начинает исследовать различные окружающие его предметы. В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка начинает формироваться предметно-действенные средства общения. В лепете ребенка 6-7 месяцев уже проявляются первые специфические интонационные черты окружающего его языка. Появляются ритмические повторения слогов: эй-йа,ба-ба,а-тять…и т.д. Так закладывается и формируется имитационное подражание звучащей речи: тон, ритм, темп., мелодика, интонация. С развитием словесной речи эти компоненты будут подчиняться слову, фразе. Развиваются способности не просто слышать звуки, но и воспринимать звучащую речь. На 7-8 месяце ребенок понимает многие слова, узнает названия некоторых предметов, которые ему показывают.
Основания для беспокойства:
| отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета); |
| невыполнение простых словесных команд; |
| отсутствие подражательных игровых действий. |
В 10-12 месяцев. К концу первого года жизни малыш в эмоционально значимой ситуации начинает выражать свои желания, намерения речевыми средствами, например: на, дай, там, мама, папа, бах, ав-ав, би-би и т.д.Причем одинаковыми по звучанию словами ребенок обозначает различные понятия : "дай" - возьми, отдай, приглашение поиграть и т.д.
Основания для беспокойства:
| не реагирует на свое имя; |
| отсутствие лепетных слов. |
После года развитие речи идет стремительно. Ребенок произносит все больше и больше осмысленных звукосочетаний, слов, состоящих из одного-двух слогов. Значение слов все еще варьируется в зависимости от ситуации и переживаемых ребенком эмоций. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать. Годовалые дети понимают значение многих слов, к полутора годам могут показать некоторые части тела , выполняют простые инструкции , понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. К 1,5 годам в самостоятельной речи ребенка около 20 слов, в 2 года - 50 слов. Характерно, что большинство фраз произносится в утвердительной форме.
На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают истории (5-10 минут). У них увеличивается не только запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству - изобретаются новые слова. К 3-м годам возникает потребность к самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь включает 1500 слов. Вместо простой двухсложной фразы он начинает использовать развернутые предложения. С овладением фразовой речью совершенствуется усвоение грамматической системы языка. Появляются характерные признаки речевого обобщения.
Основания для беспокойства:
| стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. При появлении этого явления ребенок большей частью вместо целого слова воспроизводит его часть или искажает , используя аморфные слова. Например : "девочка"- дека, "купи"-пику; |
| из накопленных слов ребенок не строит фразу; |
| отсутствие глаголов и предлогов в речи; |
| грамматическое оформление предложений грубо искажено; |
| Наличие межзубных свистящих звуков и боковых шипящих (во время речи кончик языка находится между зубов, обильное слюнотечение); |
| ограниченная подвижность языка наверх (короткая уздечка языка). |
В 4 года фразы, произнесенные ребенком, включают уже предложения, состоящие из 5-6 слов. В этом возрасте они начинают сопровождать свою игру речью. Словарный запас достигнет к 4-м годам 2000 слов.
К 5-ти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его лексика обогащается синонимами, антонимами и т.д.
В 5 лет заканчивается формирование фонетико-фонематической стороны родного языка, что в значительной мере готовит к овладению чтением.
К концу 5-го года высказывание ребенка начинают напоминать по форме короткий рассказ. Дети пользуются развернутой фразой с предлогом, у них развита связная речь.
К 6-ти годам происходит овладение значением производных слов и в словообразовательной деятельности ,снижается интенсивность словотворчества, формируются операции самоконтроля и критического отношения к своей речи.
Основания для беспокойства:
| Нарушено звукопроизношение (с, з, ц, сь, зь, ш, ж, ч, щ, р, рь ,л, ль, к, г,…) |
| Снижено фонематические восприятие (смешения в речи "саша" - саса, шаша; "железо" - зелезо; "течет" - чечёт…) |
| Бедный словарный запас; |
| Не может или затрудняется сгруппировать и назвать предметы, действия, признаки по обобщающему признаку (овощи,фрукты,посуда, одежда,транспорт…); |
| Не знает предлогов - в, на, из, … из-за, из-под, неправильно согласовывает слова в роде, числе и падеже и т.д. |
| Нарушена слоговая структура слова (трудно повторить сложные длинные слова) |
| Не может связно рассказать о происходящих событиях, составить рассказ по серии картинок, пересказать адаптированную сказку или рассказ. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Для родителей. Этапы развития детской речи
Родители могут познакомиться с этапами развития детской речи от 0 до 7 лет....
Этапы развития речи ребенка.
Памятка для родителей....
Консультация для родителей "О роли родителей в развитии речи детей"
quot; Важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко и правильно произносили все звуки и слова"....
Консультация для родителей "Что нужно знать родителям о развитии речи малыша"
Консультация о нормах и этапах развития речи ребенка раннего возраста...
Консультация "Этапы развития речи от 0 до 7 лет"
Поэтапное развитие речи....
Буклет для родителей "Этапы развития речи"
Материал для родителей по развитию речи ребенка....
Буклет-памятка "Советы родителям по развитию речи детей 3-4 лет"
Представленные игры помогут родителям в развитие речи их малышей...