Лекторий для родителей "Компьютер в жизни школьника"
статья

Багрянцева Александра Евгеньевна

Компьютер – мясорубка для информации.

 Компьютер – это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается.

Долгое время единственным и основным источником знания оставалась книга. Мы проникали к ней, как к роднику, наполняя душу живительной влагой. Она и сейчас остается для нас бесценной жемчужиной, которой мы часто любуемся и даем изысканное обрамление, но, увы, порой не обращаемся к ее целительным свойствам. Постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства, не всегда, к сожалению, развивая свои собственные возможности. Однако информационные потоки усиливаются с каждым днем, электронные средства ускоряют движение информации, она устремляется в космическое пространство. Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело с все большим объемом информации, которая год от года только возрастает.

Войти в XXI век образованным человеком можно только хорошо владея ПК и информационными технологиями; ориентироваться в лавинообразном потоке информации человеку помогает глобальная сеть Интернет. Большую помощь в овладении информационными технологиями окажут уроки информатики и ИКТ, полезные сайты в сети. Интернет для детей и взрослых.

Интернет – это сеть сетей, это возможность общения и передачи информации между людьми и компьютерами по всему миру. Что за информация передается по сети? Информация передается любая! Кто-то заказывает билет на самолет и бронирует место в гостинице, кто-то посещает виртуальный музей или выставку, кто-то покупает автомобиль или пиццу, кто-то ищет научную статью в библиотеках по всему миру или виртуальную версию журнала мод “Бурда”, кто-то получает и посылает электронную почту. В Интернете множество полезной информации – прогноз погоды, сводки новостей, электронные версии газет, журналов, литература, музыка, спорт. Но…! В Интернете есть и множество бесполезной, поверхностной информации – навязчивая реклама, вздорные измышления и т.д. Здесь перед детьми встает проблема выбора. Роль школы и родителей помочь правильно сделать этот выбор. Главное, что есть из чего выбрать!

В Интернете имеется множество сайтов очень полезных и для родителей, и для учащихся: образовательные сайты для дистанционного обучения, информационно-справочные сайты для абитуриентов, информационные сайты по основным предметам программы основного общего и среднего полного образования, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Информации в Интернете действительно очень много, информации и для учащихся, и для родителей. Роль родителей в ориентации учащихся в этом огромном информационном потоке очень значима. Ваша задача - контролировать и направлять своих детей в этом огромном, бурном море информации. Информация становится стратегическим преимуществом личности, социума, государства. Она открывает дорогу в новое общество, в новое образование, информация и знания являются фундаментом жизни человека, основой его благополучия, где информационные технологии выступают средством получения знания и инструментом “диалога” между народами.  Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. В период перехода к информационному обществу человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин “информационная культура”.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

 

1. В способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию; 

2. В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

3. В овладении основами аналитической переработки    информации;

4. В умении работать с различной информацией;

5. В знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;

6. В конкретных навыках по использованию технических устройств.

В связи с этим, в современном обществе понятие “грамотного человека”, компетентного специалиста расширено по сравнению с аналогичным понятием, используемым в последней четверти XX-века.

 Грамотный человек сегодня: владеет навыками функционального чтения (т.е. умение читать текст с определенной целью);

владеет одним-двумя иностранными языками;

 обладает компетентностью в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-технологий), имеет определенный уровень культуры в обращении с информацией.

Желание ребенка иметь дома компьютер, подключенный к сети Интернет, и уметь им пользоваться – это не прихоть, а веяние времени.

Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: “Компьютерами” - и не менее гордо: “Он за ним круглые сутки сидит!”. Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, вправо, “огонь”) совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга. “Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял”- так очень часто говорят родители. Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо?

Рассмотрим вопросы негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр. К сожалению, помимо подстерегающей детей компьютер мании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно сразу и не заметить невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. И основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка (а в него изначально природой заложено гармоничное сознание) в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти.

 

Ну а теперь, поговорим о пользе компьютера в жизни ребенка. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры - приключения, стратегические игры, на последнем месте - логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии. Наименьшее зло, как считает общество, представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Отмечают основные положительные аспекты компьютерных игр другой тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Спортивные и конвейерные (“Тетрис”) игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие оттого, что “стал умнее”, испытывает, прежде всего, сам ребенок.

Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.

 

 

     В.Г. Кротов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kompyuter_v_zhizni_shkolnika.docx17.3 КБ

Предварительный просмотр:

Компьютер в жизни школьника

Компьютер – мясорубка для информации.

 Компьютер – это резонатор того интеллекта, с которым человек к нему обращается.

     В.Г. Кротов

Долгое время единственным и основным источником знания оставалась книга. Мы проникали к ней, как к роднику, наполняя душу живительной влагой. Она и сейчас остается для нас бесценной жемчужиной, которой мы часто любуемся и даем изысканное обрамление, но, увы, порой не обращаемся к ее целительным свойствам. Постоянно развиваясь и совершенствуя технологии, человек стал больше опираться на новые технические средства, не всегда, к сожалению, развивая свои собственные возможности. Однако информационные потоки усиливаются с каждым днем, электронные средства ускоряют движение информации, она устремляется в космическое пространство. Сегодня происходит глобальная информатизация общества, когда человек имеет дело с все большим объемом информации, которая год от года только возрастает.

Войти в XXI век образованным человеком можно только хорошо владея ПК и информационными технологиями; ориентироваться в лавинообразном потоке информации человеку помогает глобальная сеть Интернет. Большую помощь в овладении информационными технологиями окажут уроки информатики и ИКТ, полезные сайты в сети. Интернет для детей и взрослых.

Интернет – это сеть сетей, это возможность общения и передачи информации между людьми и компьютерами по всему миру. Что за информация передается по сети? Информация передается любая! Кто-то заказывает билет на самолет и бронирует место в гостинице, кто-то посещает виртуальный музей или выставку, кто-то покупает автомобиль или пиццу, кто-то ищет научную статью в библиотеках по всему миру или виртуальную версию журнала мод “Бурда”, кто-то получает и посылает электронную почту. В Интернете множество полезной информации – прогноз погоды, сводки новостей, электронные версии газет, журналов, литература, музыка, спорт. Но…! В Интернете есть и множество бесполезной, поверхностной информации – навязчивая реклама, вздорные измышления и т.д. Здесь перед детьми встает проблема выбора. Роль школы и родителей помочь правильно сделать этот выбор. Главное, что есть из чего выбрать!

В Интернете имеется множество сайтов очень полезных и для родителей, и для учащихся: образовательные сайты для дистанционного обучения, информационно-справочные сайты для абитуриентов, информационные сайты по основным предметам программы основного общего и среднего полного образования, энциклопедии, словари, справочники, каталоги. Информации в Интернете действительно очень много, информации и для учащихся, и для родителей. Роль родителей в ориентации учащихся в этом огромном информационном потоке очень значима. Ваша задача - контролировать и направлять своих детей в этом огромном, бурном море информации. Информация становится стратегическим преимуществом личности, социума, государства. Она открывает дорогу в новое общество, в новое образование, информация и знания являются фундаментом жизни человека, основой его благополучия, где информационные технологии выступают средством получения знания и инструментом “диалога” между народами.  Внедрение компьютеров, современных средств переработки и передачи информации в различные сферы деятельности послужило началом нового эволюционного процесса, называемого информатизацией, в развитии человеческого общества, находящегося на этапе индустриального развития. Информатизация обеспечит переход общества от индустриального типа развития к информационному. В период перехода к информационному обществу человек должен иметь определенный уровень культуры по обращению с информацией. Для отражения этого факта был введен термин “информационная культура”.

Информационная культура проявляется в следующих аспектах:

1. В способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;  

2. В умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;

3. В овладении основами аналитической переработки    информации;

4. В умении работать с различной информацией;

5. В знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности;

6. В конкретных навыках по использованию технических устройств.

В связи с этим, в современном обществе понятие “грамотного человека”, компетентного специалиста расширено по сравнению с аналогичным понятием, используемым в последней четверти XX-века.

 Грамотный человек сегодня: владеет навыками функционального чтения (т.е. умение читать текст с определенной целью);

владеет одним-двумя иностранными языками;

 обладает компетентностью в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-технологий), имеет определенный уровень культуры в обращении с информацией.

Желание ребенка иметь дома компьютер, подключенный к сети Интернет, и уметь им пользоваться – это не прихоть, а веяние времени.

Многие родители, услышав о том, что их ребёнок всерьёз увлёкся компьютером, зачастую не осознают серьёзность проблемы, путая стремление к наукам со способом ухода от реальности. Нередко приходится слышать заявления родителей, которые на вопрос, чем увлекаются их дети, высокомерно отвечают: “Компьютерами” - и не менее гордо: “Он за ним круглые сутки сидит!”. Подразумевая, видимо, что ребёнок изучает что-нибудь новое и полезное, а ребёнок в это время с помощью всего лишь пяти клавиш управления (вверх, вниз, влево, вправо, “огонь”) совершенствует ловкость рук и рефлексы головного мозга. “Лишь бы не курил, не пил, наркотики не употреблял”- так очень часто говорят родители. Проблема взаимоотношений детей и компьютеров обсуждается в обществе с тех самых пор, как персональные компьютеры пришли в наши квартиры на правах бытовой техники. Интернет лишь подлил масла в огонь. Но, как и десятилетие назад, общество по-прежнему не определилось, что же такое ПК для детей: зло или благо?

Рассмотрим вопросы негативных последствий, в том числе зависимости от компьютерных игр. К сожалению, помимо подстерегающей детей компьютер мании, существует ряд других побочных эффектов от долгого общения с компьютером. Дети быстро приспосабливаются к окружающему миру, и к миру компьютеров тоже. Многие изменения можно сразу и не заметить невооруженным глазом (их сможет определить только опытный педагог или психолог). Например, это может отражаться на их эмоциональном состоянии — может наблюдаться повышенная агрессивность, вспышки насилия. Другое наблюдение — дети перестают фантазировать, становятся неспособными создавать собственные визуальные образы, с трудом обобщают и анализируют информацию. Компьютер может стать причиной долговременных нарушений в области психического и интеллектуального развития детей. У так называемого компьютерного поколения хуже работают некоторые виды памяти, наблюдается эмоциональная незрелость, безответственность. Некоторые ученые высказывают мнение, что чрезмерное развитие визуального восприятия у детей может нанести значимый ущерб осязанию и слуху. Тем не менее, разработчики веб-сайтов и программ для детей не видят ничего плохого в приобщении детей к высоким технологиям в совсем юном возрасте, если это происходит постепенно и в разумных пределах. И основной вред – это вред духовный: перестройка сознания ребенка (а в него изначально природой заложено гармоничное сознание) в сторону дисгармоничного мировоззрения, что побуждает и насаждает в детской душе страсти гнева, зависти.

Ну а теперь, поговорим о пользе компьютера в жизни ребенка. При условии разумного использования компьютеры могут помочь детям в развитии координации рук и глаз, а также других способностей. Результаты исследований показали, что существуют отчетливые половые различия в предпочтении игр. Мальчики чаще играют в игры, связанные с борьбой и соревнованиями, затем идут игры на ловкость, игры - приключения, стратегические игры, на последнем месте - логические игры. Девочкам больше всего нравятся игры на ловкость, затем логические, игры-приключения, игры, связанные с борьбой или соревнованием, и последними идут игры-стратегии. Наименьшее зло, как считает общество, представляют стратегические игры. Они дают возможность игроку идентифицировать себя с руководителем. Главным их достоинством, которое отмечают исследователи, является развитие навыка системного мышления. Отмечают основные положительные аспекты компьютерных игр другой тематики. Так называемые логические игры способствуют развитию формально-логического, комбинаторного мышления. Спортивные и конвейерные (“Тетрис”) игры развивают сенсомоторную координацию, концентрацию внимания. Любой педагог подтвердит, что освоение компьютера даст качественный скачок в освоении знаний. А удовольствие оттого, что “стал умнее”, испытывает, прежде всего, сам ребенок.

Безусловно, родителям надо более внимательно относиться к тому, чем занимается их ребенок вообще, и к тому, в какие игры он играет, в частности. Вред и польза компьютерных игр являются одним из тех вопросов, на которые невозможно дать однозначные ответы. Очевидно одно: все хорошо в меру, и каждый человек должен нести ответственность за свою жизнь, знать, что для него вредно и гибельно, а что идет на пользу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль домашнего задания в учебной жизни школьника

Данную презентацию можно исрользовать на родительском собраниии в 5 классе....

Родительское собрание "Формирование здорового образа жизни школьника"

   Здоровые дети - это великое счастье. На протяжении веков люди искали панацею от болезней и видели ее секреты то в специфике питания, то в закаливании, то в отдельных видах фи...

Использование здоровьесберегающих образовательных технологий в школе. Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни школьников в условиях перехода на новые образовательные стандарты"

«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитии, прочность знаний, вера в свои силы…»В.А.Сухомли...

Мобильный телефон в жизни школьников

Наверняка, вам встречалась информация о вреде мобильных телефонов (не самих аппаратов, конечно, а их излучения). Мы покажем вам факты, подтверждающие, что излучение мобильных телефонов вредно дл...

Методические рекомендации для родителей младших школьников "Режим дня в жизни школьника"

Задачи: 1.Показать родителям необходимость соблюдения правил гигиены и выполнения режима дня школьника. 2.Убедить родителей в необходимости формирования у ребенка привычки выполнения режима дня....

Родительский лекторий "Формирование здорового образа жизни"

Говоря о здоровом образе жизни и обеспечений прав ребенка на охрану здоровья, прежде всего, обратимся к документам, касающимся этого вопроса. Исторические исследования показывают, что уже в глубоко др...