Автоматизация звука в домашних условиях
консультация

Лященко Алла Григорьевна

Автоматизировать звук, значит, ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtomatizatsiya_zvuka_v_domashnih_usloviyah.docx25.8 КБ

Предварительный просмотр:

«Автоматизация звуков в домашних условиях»

Автоматизировать звук, значит, ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на различном речевом материале.

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребенок произносит его изолированно совершенно правильно и четко при продолжительном или многократном повторении, то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил».

На этом этапе необходимо систематически выполнять домашние задания, направленные на автоматизацию поставленных звуков. Ежедневные занятия по автоматизации длятся по 5-15 минут в день.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в строгой последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

Переход  к новому материалу возможен только в том случае, если усвоен предыдущий.

Автоматизация звука в слогах.

Автоматизация звуков начинается с прямых открытых слогов, затем продолжается в обратных и закрытых слогах. Позже отрабатывается произношение звука в слогах со стечением согласных.

Например, при автоматизации звука [з] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: за, зы, зо, зу, затем в обратные: аз, ыз, оз, уз, далее в слоги, где звук находится между гласными: аза, азы, азо, азу, ыза, и, наконец, в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): зно, зда, збо, зво, зны, згу.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (зу – зуб). Закрепление произношения слов происходит когда данный звук находится в начале слова, затем в конце и середине слова.

Для автоматизации звука используют приемы отраженного повторения, самостоятельного называния слов по картинке, прочтение слов.

Полезны задания, направляющие ребенка на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком). При этом каждое слово проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно и утрированно).

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, далее автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

«Чего не стало?»

Можете использовать те же картинки или игрушки. Предложите ребенку еще раз внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну или две картинки. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, меняясь с ребенком ролями.

 «Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

 «Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, переворачивать картинки обратной стороной, добавлять новые. Ребенок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

«Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови «зимнее» слово со звуком [С]» (снег, снеговик, Снегурочка, снегирь, снежки, стужа, санки).

Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат!

Литература:

  1. Акименко В.М. Исправление звукопроизношения у дошкольников: практическое пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2015 – 141 с.
  2. Вакуленко Л.С. Воспитание правильного звукопроизношения у детей: Учебно-методическое пособие. – Мурманск: МГПУ, 2008. – 116 с.
  3. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ, 2016. – 216 с.
  4. Ханьшева Г.В. Логопед спешит на помощь: практикум по логопедии. - Ростов н/Д: Феникс, 2013 – 109 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звуков в домашних условиях

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер &l...

Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»

Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»...

Автоматизация звука в домашних условиях

Скорость прохождения  этапа автоматизации зависит от частоты выполнения домашних заданий. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день....

"Автоматизация звуков в домашних условиях"

quot;Автоматизация звуков в домашних условиях"...

Автоматизация звуков в домашних условиях

Автоматизация звуков в домашних условиях...

Консультация для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...

Буклет "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Материал поможет родителям закреплять поставленные звуки в домашних условиях....