Автоматизация звука в домашних условиях
консультация

Галина Сергеевна Корягина

Предварительный просмотр:

Автоматизация звука в домашних условиях

После того как звук поставлен его необходимо автоматизировать.

 Скорость прохождения этого этапа зависит от частоты выполнения домашних заданий, направленных на автоматизацию поставленных звуков. В идеале необходимы ежедневные занятия по автоматизации хотя бы по 5-15 минут в день.

Что значит автоматизировать звук? Это значит научить употреблять его в слогах, словах, предложениях, связной речи.  

К автоматизации поставленного звука можно переходить лишь тогда, когда ребёнок произносит его изолированно совершенно правильно и чётко то есть, когда учитель-логопед этот звук ребенку «поставил». Ни в коем случае не следует вводить в слоги и слова звук, который произносится еще недостаточно отчетливо, так как это приведет лишь к закреплению неправильных навыков и не даст улучшения в произношении.

Автоматизация звука осуществляется по принципу от легкого к трудному, от простого к сложному и проводится в следующей последовательности:

  • автоматизация звука в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных);
  • автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце);
  • автоматизация звука в предложениях;
  • автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах;
  • автоматизация звука в коротких, а затем длинных рассказах;
  • автоматизация звука в разговорной речи.

К новому материалу можно переходить только в том случае, если усвоен предыдущий.

Этапы и приёмы автоматизации поставленных звуков в речи.

Автоматизация звука в слогах.

Слог – более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слов, что облегчает их автоматизацию. .

Например, при автоматизации звука [Ш] в слогах мы соединяем закрепляемый согласный с гласными [а], [ы], [о], [у] сначала в прямых слогах: ша, шу, ши, шо, затем в обратные: аш, уш, иш, ош, далее в слоги, где звук находится между гласными: аша, аши, ашо, асу, затем  в слоги со стечением согласных (берутся те согласные звуки, которые не нарушены у ребенка): што, шта, шка, шма и т.д.

Автоматизация звуков в словах.

Автоматизация в словах сначала осуществляется с опорой на слоги (ша-ша-ша – шапка). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук – в конце и середине слова (машина, камыш).

Полезны задания, направленные на поиск слов, содержащих данный звук (придумывание слов с данным звуком).

Старайтесь вводить творческие упражнения, игры, от произнесения отдельных слов переходить к построению словосочетаний с ними и коротких высказываний.

Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая длительной систематической тренировки. Поэтому на каждую позицию звука в слове – в начале, середине, конце – подберите по 15–20 картинок. За одно занятие дается 10–16 слов, при этом каждое проговаривается 4–5 раз с выделением автоматизируемого звука (он произносится более длительно ).

На этом этапе проводится работа и над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук в слове, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Эта работа способствует эффективности процесса автоматизации. Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова является необходимым для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации.

Автоматизация звука в предложениях.

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов, в той же последовательности. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком (в каждом слове предложения есть автоматизируемый звук).

Автоматизация звука в чистоговорках, скороговорках и стихах.

Детям предлагают повторить или заучить чистоговорки, скороговорки и стихи.

Игры для автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.

Работа над звуком, от его постановки до употребления в самостоятельной речи, требует   выработки нового сложного навыка. Любой навык  требует много времени и усилий,  а также  определенной системы в занятиях, в том числе и при выполнении домашних заданий.

Я предлагаю вам несколько  игр, которые можно использовать на этапе автоматизации звука в слове.

«Угадай, что это?»

По фрагменту в овале  угадай предмет, соедини с нужной картинкой и назови. Например: Это лепесток ромашкиC:\Users\mcdk2\Desktop\конспекты к программам\к программе по звукопроизношению\Автоматизация звука Р\Автоматиация звука Р в картинках\авт2.png

Чётко произноси звук [ Р]

Игра «Закончи слово»

Сказать ребёнку, что волшебник загадал слова и написал только их начало. Нужно отгадать какие слова могут получиться из слогов. (Например: ЛА   -  лампа, лапа, ландыш;  ЛО- ложка, лодка, лошадь ( если автоматизируете звук Л).

 «Чего не стало?»

В этой игре можно использовать  картинки или игрушки. Предложите ребенку  внимательно рассмотреть картинки, назвать их, запомнить и закрыть глаза. В это время уберите одну картинку. Ребенок, открыв глаза, должен сказать, чего не стало. Повторите игру несколько раз, убирая каждый раз разные картинки.

«Что изменилось?»

Это один из вариантов предыдущей игры. Вы можете менять картинки местами, убирать их, добавлять новые. Ребёнок должен рассказать обо всех изменениях.

«Что лишнее?»

Подберите картинки так, чтобы их можно было сгруппировать по разным признакам (можно использовать картинки из лото, выбрав из них те, в названии которых есть нужный звук). Попросите ребенка найти и назвать лишний предмет и объяснить свой выбор.

Объединять картинки в группы можно по-разному. Например, рысь-корова-ворона-жираф-ракета. Из данной серии последовательно можно убрать «ракету» - неживая, затем «ворону» - птица, потом «корову» - домашнее животное. Две оставшиеся картинки (жираф и рысь) предложите ребенку сравнить между собой и сказать, чем они похожи и чем отличаются, т.е. попытаться найти и подробно описать черты двух сходных предметов.

«Загадки»

Для этой игры вам потребуются: 6-7 картинок или игрушек, в названии которых прячется закрепляемый звук. Вместе с ребенком назовите их, выделяя голосом нужный звук. Затем опишите любую из них, ребенок должен догадаться, о чем идет речь и назвать нужную картинку или игрушку. Повторите игру несколько раз. А теперь предложите ребенку роль ведущего. Ваши возможные ошибки наверняка повысят интерес малыша к игре.

 «Слова вокруг нас»

Попросите ребенка внимательно посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук. Слова называйте по очереди, не забывайте иногда ошибаться и давать ребенку возможность заметить Вашу ошибку и исправить ее.

Затем усложните игру - вспоминайте слова с закрепляемым звуком по какой-то определенной теме: «Назови животных, в названии которых есть звук [Р]» (зебра, носорог, тигр, пантера, кенгуру, жираф) или «Назови  игрушки»  со звуком [Ш]» (машинка, мишка, мышка, шарик).

В эту игру вы можете играть где угодно, используя любую свободную минутку: по пути в садик, в транспорте, во время приготовления пищи). Дома в эту игру можно играть с мячом.

Игра «Посчитай»

https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5568277346c7a/sbornik-domashnikh-zadanii-dlia-avtomatizatsii-zvuka-r-u-dietiei-4-7-liet_5.jpeg                          https://fsd.kopilkaurokov.ru/uploads/user_file_5568277346c7a/sbornik-domashnikh-zadanii-dlia-avtomatizatsii-zvuka-r-u-dietiei-4-7-liet_12.png         

Нужно посчитать предметы от 1 до 6

(Например: одна ракета, две ракеты, …шесть ракет  и т.д

 

 Закончи предложения словами со звуком С.

  • У Сони есть... (косы, бусы, косынка, собака, санки).
  • На суку сидит... (сойка, сова, оса, соловей, соболь).
  • В саду стоит... (сосна, скамейка, Соня, собака, слива).
  • На столе много... (салфеток, посуды, салатов, мисок, сосисок).
  • В сумке у Сони... (капуста, ананас, компас, поднос, носки).

Постепенно, незаметно для себя, ребенок начинает правильно произносить закрепляемый звук не только в отдельных словах, но и во фразах. Во фразе должно быть как можно больше слов с закрепляемым  звуком. Лучше, если фразы будет придумывать сам ребенок, сначала с вашей помощью, а затем и без нее.  Еще лучше, если у вас будут получаться короткие, забавные стихи. Они легко запоминаются, и ребенок охотно рассказывает их всем - родным и знакомым.

     Пусть занятия принесут малышу радость – от этого во многом зависит результат.

Удачи Вам!!!



Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ  ДИДАКТИЧЕСКИХ  ИГР  И УПРАЖНЕНИЙ  (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.

Дошкольный возраст - решающий этап в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

 С каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией. В связи с этим авторы коррекционных методик по устранению тяжелых нарушений речи значительную роль отводят развитию физиологического и речевого дыхания, которое у детей с указанными речевыми патологиями нарушено (М.Е. Хватцев ,Л.С. Волкова, В.И. Селиверстов, А.Г. Ипполитова, 3.А. Репина)

Нарушение иннервации мышц периферического речевого аппарата плохо отражается на функциональных свойствах дыхательной системы. Выдох становится неплавным и непродолжительным, голос слабым, тихим, немодулированным. Всё это влияет на разборчивость речи ребенка. Поэтому одной из первостепенных задач в системе нормализации произносительной стороны речи детей, является развитие речевого дыхания.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Речевое дыхание, в отличие от физиологического, является произвольным.

Нарушения речевого дыхания могут быть следствием общей ослабленности, аденоидных разращений, различных сердечно – сосудистых заболеваний.

Существует множество несовершенств речевого дыхания:

  • неумение рационально использовать выдох;
  • речь на вдохе;
  • неполное возобновление запаса воздуха.

Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто эти дошкольники недоговаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Обратная ситуация у дошкольников, имеющих укороченный выдох – они говорят фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз. Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.

Важнейшие условия правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряженная артикуляция. Правильное речевое дыхание, четкая артикуляция являются основой для звучного голоса.

Во время проведения описанных ниже игр необходим постоянный контроль за правильностью дыхания. Параметры правильного ротового выдоха:

- выдоху предшествует сильный вдох через нос или рот – «набираем полную грудь воздуха»;

- выдох происходит плавно, а не толчками;

- во время выдоха губы складываются трубочкой, не следует сжимать губы, надувать щеки;

- во время выдоха воздух выходит через рот, нельзя допускать выхода воздуха через нос (если ребенок выдыхает через нос, можно зажать ему ноздри, чтобы он ощутил, как должен выходить воздух);

- выдыхать следует, пока не закончится воздух.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени  и обязательно чередовать с другими упражнениями.

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:

  • не заниматься в пыльном, непроветренном, или сыром помещении;
  • температура воздуха должна быть на уровне 18-20 С;
  • одежда не должна стеснять движений;
  • не заниматься сразу после приема пищи;
  • не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии.

Рекомендуется начать с непроизвольных для ребенка игровых упражнений:

  • дутьё через трубочку в стакан с водой;
  • надувание воздушных шаров;
  • дутьё на разноцветные вертушки, султанчики;
  • игра на духовых музыкальных инструментах;
  • пускание мыльных пузырей;
  • задувание свечи.

В логопедической работе я широко использую  игровой метод, который предполагает использование различных игр и упражнений.

Упражнения могут выполняться в исходном положении лежа, сидя, стоя, а также в сочетании с движениями и речью. (Использую картотеку дидактических упражнений по развитию дыхания, картотеку игр на координацию речи с движением)

C:\Users\Санжар\Desktop\P1030826.JPG

Перечисленные ниже игры и упражнения помогут научить ребенка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания.

«Поем песенку»

Вдохнуть воздух через нос, постепенно и медленно выдыхать воздух, произнося звук «а» (сочетания звуков ау, ауи и т. д.). Выдох контролируется ладонью.

«Задуй свечку»

Дети держат полоски бумаги на расстоянии около 10 см от губ. Детям предлагается медленно и тихо подуть на «свечу» так, чтобы пламя «свечи» отклонилось. Логопед отмечает тех детей, кто дольше всех дул на «свечу».

«Покатай карандаш» 

- вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш..

«Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки.

«Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с).

«Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз.

«Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине «ш-ш-ш».

«Накачать шину»

Детям предлагают накачать «лопнувшую шину». Дети «сжимают» перед грудью руки в кулаки, взяв воображаемую ручку «насоса». Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «с-с-с». При выпрямлении вдох производится непроизвольно.

 «Фокус» Это упражнение с кусочком ваты, которое подготавливает к произнесению звука [р]. Вата кладётся на кончик носа. Ребёнку предлагается вытянуть язык, загнуть его кончик вверх и подуть на ватку, чтобы сдуть её с носа.

 «Комарик»

Исходное положение: сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик — «з-з-з»; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох — и поворот в другую сторону.

 Выполнение дыхательных упражнений в игровой форме вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Дошкольник, освоивший правильное дыхание, нуждается в постоянном контроле и наблюдении за правильностью его дыхания. Отсюда необходимость постоянного повторения дыхательных упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания. Все упражнения достаточно просты и не требуют специальной подготовки от родителей. За счет постановки правильного дыхания, быстро и эффективно преодолеваются речевые нарушения. Сокращается время для постановки и автоматизации речевых звуков, речь становится более четкой и внятной.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗВИТИЕ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ у детей с нарушениями речи с помощью дидактических игр и упражнений Подготовила учитель-логопед МКОУ ДО «МЦДК» Корягина Г.С .

Слайд 2

Для чего нужна дыхательная гимнастика? Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из лёгких через гортань, глотку, полость рта наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукопроизношение, создаёт условия для поддержания нормальной громкости речи, чёткого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.

Слайд 3

Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении и проветрить его; Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного обеда или ужина; Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения; Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди. После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3с.

Слайд 4

Игры и упражнения для развития речевого дыхания. Для развития речевого дыхания детям предлагаются упражнения в игровой форме, что вызывает у ребёнка положительный эмоциональный настрой, снимает напряжение и способствует формированию практических умений.

Слайд 5

Игровые упражнения на дыхание

Слайд 6

Упражнение «Забей мяч в ворота» Возьми поролоновый (теннисный)мячик Положи перед футбольными воротами Забивай гол плавной струёй воздуха Теперь забивай гол резкой, отрывистой струёй воздуха Посчитай сколько голов ты забил

Слайд 7

Игры и упражнения Для выработки плавной воздушной струи можно использовать мыльные пузыри Надувание шаров Задувание свечи Вертушки Султанчики Игра на дудочке

Слайд 8

Игры и упражнения «Покатай карандаш» - вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по столу круглый карандаш. «Греем руки» - вдыхать через нос и дуть на озябшие руки, плавно выдыхая через рот, как бы согревая руки. «Комарик» - сесть, ногами обхватив ножки стула, руки поставить на пояс. Вдохнуть, медленно повернуть туловище в сторону; на выдохе показать, как звенит комарик – « з-з-з »; быстро вернуться в исходное положение. Новый вдох – и поворот в другую сторону.

Слайд 9

Игры и упражнения «Трубач» - поднести к губам воображаемую трубу. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, на выдохе произнося «ту-ту-ту» (10-15 с). «Жук» - сесть, руки развести в стороны, немного отведя их назад, - вдох. Выдыхая, показать, как долго жужжит большой жук – «ж-ж-ж», одновременно опуская руки вниз. «Шину прокололи» - сделать легкий вдох, выдыхая показать, как медленно выходит воздух через прокол в шине « ш-ш-ш ».

Слайд 10

Дыхательные упражнения помогут быстрее освоить труднопроизносимые звуки

Слайд 11

Спасибо за внимание!!!



Предварительный просмотр:

Нарушение  письменной речи у учащихся младших классов.

Способы их предупреждения и устранения.

Письменная речь - это графически оформленная устная речь. Она предполагает умение логически мыслить и правильно передавать свои мысли, анализировать написанное и тесно связана с развитием устной речи. При недоразвитии речи часто возникают различные нарушения письма.

Эта неспособность к письму и чтению называется дисграфией (расстройство письма) и дислексией (расстройство чтения)

Расстройства письма и чтения часто сопутствуют друг другу.

- У ученика недостаточно развит фонематический слух, вследствие чего он не представляет звукового состава слова. Этот ученик не может слить буквы в слоги, а слоги в слова, хотя буквы уже известны ему. Читая, набирает слова по буквам, а когда дойдет до конца слова, то начало уже забыто и произносится совсем не то слово, что написано в книге.

- Часто у ребенка с расстройством письма речь правильная, но он плохо дифференцирует ряд звуков: свистящие - шипящие, звонкие - глухие, и т.д.

- Есть ошибки, которые напрямую зависят от произношения, т.е. как говорит, так и пишет.

Письмо- это сложный навык и вид графо-моторной деятельности

Техника письма требует согласованной работы различных анализаторов:

•        Речедвигательного – помогает осуществлять проговаривание

•        Речеслухового – помогает произвести отбор нужного звука

•        Двигательного – помогает осуществлять движения мелких мышц кисти

•        Зрительного – участвует в подборе нужных букв

Сложные процессы перешифровки происходят в теменно – затылочно - височной областях головного мозга и окончательно формируется на 10-11-м  году жизни .

Исходя из вышесказанного, ясно, что процесс письма и чтения является многоуровневым, и только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью (письмом и чтением).

  Нарушение письма приводит к неумению делить слова на слоги, звуки, предложения на слова.

Примеры ошибок письма:

1.) Пропуски букв в слове (гласных,согласных).  [весна-всна]

2.) Перестановка букв , слогов в слове. [есть – етсь, бабочка – бачка]

3.) Искажение слов [Лошадь – дожит]

4.) Недописывание слов.

5.) Неумение согласовывать слова в предложении. [Сеня  сидит стул]

6.) Неумение правильно пользоваться родом, числом.

7.) Смешение: свистящих - шипящих, звонких - глухих, соноров  р - л;

8.) Оптическое смешение букв.

Профилактика нарушений чтения и письма должна производиться в дошкольном  возрасте, особенно у детей с речевыми нарушениями. Осуществляется работа с психологом по развитию психических процессов и с логопедом и воспитателем по развитию устной речи.

Методы устранения нарушений письма.

Коррекционная работа по уточнению и закреплению дифференциации (различение) звуков проводится с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный)

Например:

А.) Умение определять количество, последовательность и место слов в предложении

1.        Придумать предложение по сюжетной картинке и определить в нем количество слов.

2.        Придумать предложение с определенным количеством слов.

3.        Увеличить количество слов в предложении.

4.        Поднять цифру, соответствующую количеству слов в предложении.

Б.) Умение определить количество и последовательность звуков в слове. Место звука в слове.

1.        Придумать слова с 3, 4, 5 звуками.

2.        Разложить картинки в 2 ряда, в зависимости от количества звуков в слове.

3.        Вставить пропущенные буквы в слова.

4.        Преобразовать слова

а)        добавляя звук: рот - крот, мех - смех.

б)        изменяя один звук в слове: сук - суп - сух - сок - сор.

в)        переставляя звуки: пила - липа, палка - лапка.

              5.Отобрать картинки, в названии которых 4 и 5 звуков.

6.        От   записанного   слова   образовать   цепочку   слов   так,   чтобы   каждое последующее слово начиналось с последнего звука предыдущего:

дом - мак - кот - топор

7.        Игра с кубиком. Дети бросают кубик и придумывают слово, состоящее из определенного количества звуков в соответствии с количеством точек на грани.

8.        Вписать буквы в кружки. Например, вписать в данные кружки третью букву следующих слов: рак, брови, сумка, трава, сыр.  (комар)

9.        Какой звук убежал? (крот - кот, лампа - лапа, рамка - рама)

ИГРЫ,

которые могут помочь справиться с трудностями в овладении письменной речью.

1. «Корректор». Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву А зачеркнуть, а букву О обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д.

2. «Диктант». Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Ошибки пометьте на полях  зеленой или черной ручкой ( не используйте красную ручку.) Затем дайте тетрадь на исправление ребенку. Он имеет возможность самостоятельно найти ошибку и  не зачеркивать, а стереть ее, написать правильно.

3. «Пропущенные буквы» («Пропущенные слоги»). Ребенку дается текст с пропущенными буквами. Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах.

4. «Змейка» - дидактические игры со специальными картинками, где нужно отделять предлоги от слова, слова в предложении, предложения в тексте друг от друга. Эти игры помогают развить у ребенка навыки языкового анализа и синтеза, оптико-пространственные представления, навыки чтения и письма.

5. «Реши пример» Игра помогает уточнить и дополнить у детей знания о составе слова («кот» + «ик» = «котик»);

6. «Какие слова спрятались» . Детям нужно найти в одном слове другое («Начался первый курок (урок). Такая игра помогает формировать навыки звукобуквенного анализа и синтеза, навыки чтения и письма;

7. «Увеличь предложения» Предложите ребенку прочитать текст, а потом увеличить его словами из разных частей речи (прилагательными, наречиями и т. д.). Каждое предложение нужно увеличить на 1 – 2 слова. Эта игра помогает закреплять знания детей о частях речи, умения согласовывать слова во фразе, совершенствовать навыки связной речи.

8. «Графические диктанты». Дети сначала срисовывают изображения по клеточкам. Затем изображение срисовывается ребенком под диктовку взрослого. Такие диктанты совершенствуют мелкую моторику, развивают оптико-пространственные представления, зрительный гнозис (узнавание);

9. «Измени слова по образцу» (игры на развитие лексико-грамматического строя): «Назови ласково»   (дом-домик), «Один – много – нет»  (Мост-мосты-мостов, ухо-уши-ушей;), «Большой – средний – маленький» (усищи-усы-усики), «Какой – какая – какое» (синий шар, красивая сумка, спелое яблоко),  «Чей, Чья, Чьи» (лисий хвост ,медвежья лапа, заячьи следы).  и т.д. Все измененные слова записываются ребенком  под внимательным контролем взрослых.

11. Кроссворды, ребусы, шифровки и др. игры со словами  помогают детям развивать мышление, слуховое и зрительное внимание и память, навыки звукобуквенного анализа, навыки письма;

12. «Доскажи словечко» (в рифму), «Найди сходства», «Найди отличия», «Найти пару», «Найди, какие предметы спрятались» (на картинках и в словах) и др. игры для развития зрительного и слухового внимания.

13. «Что изменилось», «Чего не стало», «Запомни и повтори» со словами и картинками и т.д. Игры такого типа направлены на тренировку памяти (зрительной, слуховой)



Предварительный просмотр:

Самые распространенные ошибки родителей, дети которых занимаются с логопедом

 За время работы я выделила самые часто встречающиеся ошибки, которые совершают многие родители.  Прочтите и старайтесь не допускать их, тем самым помогая , а не усложняя работу ребёнку по исправлению речи.

1. Надежда на мгновенный эффект.

Коррекция речи – это долгий процесс и ждать волшебства после пары занятий, не стоит. Даже если исправить нужно всего 1 звук - вызвать его обычно удаётся достаточно быстро, но вот чтобы закрепить и ввести его в речь, могут понадобиться месяцы тренировок. Но только не стоит отчаиваться и бросать занятия – улучшение обязательно наступит!

2. Отсутствие четкого распорядка и системы занятий. Заниматься нужно регулярно и систематически. Если вы сегодня занимались, следующее занятие - забыли, потом куда-то уехали, то так не годится. Заранее подумайте, сможете ли Вы выдержать предложенный логопедом график, будет ли он удобен для вашей семьи? Если нет - ищите другие варианты.

3. Принуждение или, наоборот, безразличное отношение к занятиям

С одной стороны, принуждать заниматься нельзя. Уроки «из-под палки» редко доводят до добра и могут отбить у ребёнка  всякую охоту учиться чему-либо вообще. С другой, коррекционная работа – это скорее лечение, чем развлечение, поэтому неудивительно, что ребёнку может не нравиться повторять одно слово много раз или делать артикуляционные упражнения.. Но потакать чаду тоже не стоит – Вы ведь не кормите его одними сладостями и соками, лишь потому, что они ему по вкусу, а даете еще и овощи, потому что в них витамины, минералы и прочие полезные  продукты? Вот и здесь то же самое.  Ищите  компромисс!  

4. Игнорирование домашнего задания и рекомендаций от логопеда.

 Логопед дает и рекомендации, и домашнее задание прежде всего во благо вашего ребенка, а не себя. Ведь это у ребенка, а не у логопеда  проблемы и  игнорируя эти советы, родители вредят ребенку, а не логопеду.

С  домашним заданием тоже все просто. Ребенок разговаривает неправильно каждый день (и по выходным, и по праздникам, и на каникулах)? Да. Значит, чтобы исправить речь, нам тоже нужно тренироваться каждый день. Если этого не делать ,  то на исправление речи можно потратить  много времени!

5. Отсутствие контроля за произношением ребенка.

«На занятиях мой ребенок Вас слушается и повторяет все правильно и четко, а когда хочет мне что-то рассказать, у него во рту снова каша!» - часто удивляются родители. Дело в том, что просто закрепить навыки недостаточно – надо еще и ввести их в речь. Для этого нужно всегда следить за его произношением и приучить его делать это самому. Ведь логопед не может находиться  с вашим ребенком круглые сутки. Но ни в коем случае не ругайте малыша - заметив нечеткий звук, просто произнесите слово правильно и спокойно попросите его повторить. Объясните, как красиво он научился говорить, как здорово у него получается, и договоритесь, что так теперь он будет делать всегда.



Предварительный просмотр:

Советы родителям детей, имеющих нарушение звукопроизношения

Приходя в первый класс, ребёнок должен говорить чисто, в соответствии с нормами родного языка .
В настоящее время приходится констатировать, что увеличилось количество детей с речевыми нарушениями в начальной школе и даже в среднем и старшем звене.
Нарушения речи, встречающиеся у учащихся, являются серьезным препятствием для успешного усвоения программного материала по чтению и русскому языку.
Если не устранить их своевременно, они могут вызвать чувство закомплексованности, помешают развитию природных способностей и интеллекта.
Нарушения письменной речи имеют место при значительном своеобразии, как в речевом развитии детей, так и в формировании ряда функций неречевого характера (пространственных и временных ориентировок, двигательных функций руки, слухомоторных координаций).
Названные функции либо задержаны в своём развитии, либо имеют искаженное развитие.
В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь.
Поэтому для устранения нарушений необходима единая система коррекционного воздействия.

 Занятия с логопедом рекомендуется проводить систематически, желательно не менее       2- 3 раз в неделю, а также практиковать ежедневные кратковременные (в течение 2-3 минут) упражнения. Если вы начали заниматься с логопедом, и по каким-либо причинам прервали занятия, не закончив их, то сформированные у ребенка или взрослого умения и навыки могут исчезнуть. Вам снова придется их восстанавливать, дополнительно выполняя ту же самую работу.

Артикуляционная гимнастика


 Язык – это главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.

Поначалу артикуляционную гимнастику необходимо выполнять перед зеркалом. Ребенок должен видеть, что язык делает. Мы, взрослые, не задумываемся, где находится в данный момент язык (за верхними зубами или за нижними). У взрослого человека артикуляция - автоматизированный навык, а ребенку необходимо через зрительное восприятие обрести этот автоматизм, постоянно упражняясь. Прежде чем начать занятия, лучше познакомить ребенка с названиями артикуляционных органов. Такое знакомство лучше провести в форме сказки. В результате ребенок должен усвоить названия органов: нижние и верхние зубы, нижняя и верхняя губа, небо, язык, гортань. Не огорчайтесь, если некоторые упражнения не будут получаться с первого раза даже у вас. Попробуйте повторить их вместе с ребенком, признаваясь ему: "Смотри, у меня тоже не получается, давай вместе попробуем". Если у ребенка не получается какое-то движение, можно помогать ему (шпателем, ручкой чайной ложки или просто чистым пальцем). Будьте терпеливы, ласковы и спокойны, и все получится. Занимайтесь с ребенком ежедневно по 3-5минут и несколько раз в день. Не следует предлагать детям сразу много упражнений, достаточно 2—3 упражнения.

Артикуляционная гимнастика нужна для  выработки правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения  тех или иных звуков. Взрослый  должен следить  за качеством и точностью  выполняемых движений, достаточным объемом движения, темпом выполнения,  переключаемостью с одного движения на другое,  наличием лишних движений.
В начале работы может быть напряженность движений речевых органов: языка, губ. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся свободными и координированными.
На подготовительном этапе используются два вида общеразвивающих упражнений — статические и динамические. Статические упражнения направлены на удержание артикуляционной позы в течение 6—10 секунд. Динамические упражнения требуют ритмического повторения по 6—8 раз движений, координации, хорошей переключаемости.

Статические подготовительные упражнения

Все упражнения делаются по счёт по два-три подхода

1.  «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на   нижнюю   губу.   Следить,   чтобы   язык   не   дрожал.   Держать по 7-10 секунд.
2.  «Чашечка».  Рот  широко  раскрыть.  Широкий  язык  поднять кверху, загнуть боковые края языка, потянуться к верхним зубам, но не касаться их. Удерживать язык в таком положении  7-10 секунд
3.  «Иголочка». Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед, напрячь его,  сделать узким. Удерживать в таком  положении   около  10 секунд.
4.«Горка».   Рот  приоткрыть.  Боковые  края  языка  прижать  к верхним коренным зубам. Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Удерживать в таком положении 10 секунд
5. «Трубочка».  Высунуть широкий  язык.  Боковые  края  языка загнуть   вверх.    Подуть   в   получившуюся   трубочку.    Выполнять в медленном темпе 10—15 раз
Каждое   из    перечисленных   упражнений    выполняется   четко, медленно по 8—10 раз.

 Динамические подготовительные упражнения

1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то  к  правому уху, то  к левому.  Двигать  языком  из  угла  рта  в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15—20 раз
2. «Лошадка».    Присосать   язык   к   нёбу,    щелкнуть   языком.
Щелкать медленно, сильно. Тянуть подъязычную связку. Проделать 10—15 раз
3.  «Грибок». Раскрыть рот. Присосать язык к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть. Проделать 15  раз.   В  отличие  от  упражнения  «Лошадка»  язык  не  должен отрываться от нёба
4.  «Качели». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку. Рот при этом не закрывать. Упражнение проводится под счет логопеда 10—15 раз
5.  «Вкусное    варенье».    Высунуть    широкий    язык,    облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта. Повторить 15 раз
6.  «Змейка».    Рот   широко   открыть.    Язык   сильно    высунуть вперед, напрячь, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Двигать языком в медленном темпе 15 раз
7.  «Маляр». Высунуть язык, рот приоткрыть. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу. Проделать 10 раз, меняя направление
8.  «Катушка». Кончик языка упереть в нижние передние зубы. Боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать в глубь рта. Проделать 15 раз. В  отличие  от  упражнения  «Горка»  язык  в  форме  валика  перемещается вперед-назад


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Автоматизация звука в домашних условиях

Автоматизировать звук, значит, ввести его в слоги, слова, предложения, связную речь.  Этап автоматизации звука представляет собой закрепление условно-рефлекторных речедвигательных связей на разли...

Автоматизация звуков в домашних условиях

Цель: познакомить родителей с принципами и приемами автоматизации поставленных звуков в домашних условиях.Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер &l...

Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»

Консультация для родителей «Автоматизация звуков в домашних условиях»...

"Автоматизация звуков в домашних условиях"

quot;Автоматизация звуков в домашних условиях"...

Автоматизация звуков в домашних условиях

Автоматизация звуков в домашних условиях...

Консультация для родителей "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Посещая регулярно занятия логопеда, звукопроизношение дошкольника может приобрести характер «кабинетной речи», когда в кабинете логопеда (или при просьбе повторить правильно) звуки получаю...

Буклет "Автоматизация звуков в домашних условиях"

Материал поможет родителям закреплять поставленные звуки в домашних условиях....