Развитие межполушарного взаимодействия
консультация
В настоящее время мы часто слышим о важности развития межполушарных связей у детей, в продаже появились даже прописи для развития межполушарного взаимодействия. Попробуем разобраться: что же такое эти загадочные межполушарные связи и зачем они нужны. А также ответим на вопрос: как же определить, что у ребенка они недостаточно сформированы? И, наконец, как их развивать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_mezhpolusharnogo_vzaimodeystviya.docx | 453.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие межполушарного взаимодействия
Что бывает если межполушарное взаимодействие не сформировано?
Происходит неправильная обработка информации и у ребенка возникают сложности в обучении: проблемы в письме, проблемы в устной речи; в запоминании информации;
в счете как в письменном, так и в устном; в целом восприятии учебной информации.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
зеркальное написание букв и цифр; псевдолеворукость; логопедические нарушения;
неловкость движений; агрессия; плохая память; отсутствие познавательной мотивации; инфантильность.
Причины
Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано?
Причин может быть много, вот несколько из них:
- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
- родовые травмы;
- болезни ребёнка в первый год;
- длительный стресс;
- общий наркоз;
- малоподвижный образ жизни;
Как и зачем развивать межполушарные связи?
Мозг человека состоит из двух полушарий: левого и правого. У кого-то лучше функционирует левое полушарие, у кого-то правое, а самый хороший вариант, когда функционируют оба полушария головного мозга. Левое полушарие мыслит логически, а правое – творчески. Совершенно очевидно, что человеку необходимо и то, и другое.
Поэтому с самого детства желательно развивать межполушарные связи. Чем лучше будут развиты межполушарные связи, тем выше у ребёнка будет интеллектуальное развитие, память, внимание, речь, воображение, мышление и восприятие.
Упражнения развития межполушарного взаимодействия у младших школьников
Включение нейропсихологических упражнений в общеобразовательный процесс у младших школьников приводит к повышению усвоения изучаемого школьного материала. Нейропсихологические упражнения развивают произвольное и непроизвольное внимание, переключаемость и концентрацию, разные виды мышления, улучшают сенсомоторный контроль.
Существует несколько видов упражнений, основные из них следующие:
Дыхательные упражнения. Помогают восстановить нормальное дыхание как в состоянии покоя, так и в комплексе с разнообразными движениями. Это способствует правильному снабжению кислородом органов и тканей, выравниванию мышечного тонуса, снижению уровня возбудимости.
Глазодвигательные упражнения. Позволяют расширить зрительное восприятие, способствуют снижению синкинезий (рефлекторных движений, сопутствующих движению другой части тела или конечности).
Двигательные упражнения и растяжки. Стабилизируют тонус, способствуют нормализации двигательной координации, помогают регулировать вегетативные нарушения, осваивать пространство своего тела и окружающего пространства. Упражнения на развитие познавательных навыков. Совершенствуют познавательную активность ребенка (внимание, память, логику, концентрацию).
Артикуляционные упражнения. Способствуют решению проблем с произношением.
Дыхательные упражнения
1. «Шарик»
Сидя на полу. Вдох. Детям предлагается начать вдох, надувая в животе шарик, например, красного цвета (цвета необходимо менять). Пауза (задержка дыхания). Выдох.
2. «Пьём воздух»
Детям предлагается втянуть живот как можно сильнее. Пауза. Вдох. При вдохе губы вытягиваются трубочкой и шумом «пьют» воздух.
3. «Носики»
Сидя на полу. Дыхание только через левую ноздрю, а потом через правую ноздрю (при этом для закрытия правой ноздри используют большой палец правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, а для закрытия левой ноздри применяется мизинец правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
Глазодвигательные упражнения
1. Отработка движений глаз по 4 сторонам (верх, низ, направо, налево);
к себе (сведение глаз к переносице) и от себя. Сначала ребенок следит за игрушкой в руке взрослого, затем – игрушка в руках ребенка на расстоянии вытянутой руки (взрослый перемещает руку ребенка), затем ребенок самостоятельно передвигает руку с игрушкой на расстоянии вытянутой руки, затем игрушка в руках ребенка на расстоянии локтя. Упражнение отрабатывается лежа в медленном темпе с фиксацией в крайних положениях до 3сек.
Сначала правой рукой, затем левой и в дальнейшем обеими руками вместе.
Стараться, чтобы движение глаз было плавным и удержание предмета глазами в крайних положениях было стабильным.
В дальнейшем отработка этого упражнения может проводиться сидя и стоя.
2. Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, перевернутой восьмерки. Предмет перемещает ребенок.
3. Взрослый рисует в воздухе перед ребенком различные вертикальные, горизонтальные, кривые линии, различные фигуры, буквы, цифры, которые ребенок должен опознать, нарисовать в воздухе, затем на бумаге.
4. Описанные в 1-ом упражнении движения глаз сочетать с движением языка в ту же сторону, что и глаза и в противоположную ( отработку противоположных движений начинать тогда, когда уже хорошо будут двигаться глаза, будет хорошее удержание в крайних положениях до 5 сек). При отработке этого упражнения обращать внимание на то, чтобы движения глаз и языка были одновременными.
Двигательные упражнения и растяжки
1. «Кулачки»
Поочередное напряжение и расслабление рук сжатых в кулак.
2. «Медуза»
Сидя на полу, совершать плавные движения руками, подражая медузе, плавающей в воде.
3. «Выше всех»
Сидя или лежа на полу поочередное вытягивание вверх рук и ног.
4. «Руки-ноги»
Прыжки на месте с одновременными движениями руками и ногами.
А) Ноги вместе – руки врозь.
Ноги врозь – руки вместе.
Ноги вместе – руки вместе.
Ноги врозь – руки врозь.
Б) Ноги вправо – руки влево.
Ноги влево – руки вправо.
Ноги вправо – руки вправо.
Ноги влево – руки влево.
5. «Колечки»
Поочередно и как можно быстрее ребенок перебирает пальцы рук, соединяя с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
6. «Кулак – ребро – ладонь»
Ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ребенок выполняет пробу вместе с инструктором, затем по памяти в течение 8-10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом левой, затем двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении ребенку предлагается помогать себе командами («кулак – ребро- ладонь»), произносимыми вслух или про себя.
7. «Ухо – нос»
Левой рукой взяться за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук с «точностью до наоборот».
8. «Зеркальное рисование»
Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы, симметричные узоры или простые картинки. При выполнении этого упражнения вы почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга. Можно использовать специальные прописи для развития межполушарного взаимодействия, а также для развития межполушарного взаимодействия у детей существует специальная рабочая тетрадь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Особенности восприятия и переработки информации у учащихся. Развитие межполушарного взаимодействия у учащихся".
Презентация для психологического семинара....
Развитие межполушарного взаимодействия
Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Его можно развивать с помощью упражнений - комплекса движений, позволяющих активизировать межпо...
Развитие межполушарного взаимодействия
В статье представлены комплексы кинезиологических упражнений, которые могут с успехом использоваться на логопедических занятиях ...
Влияние движения на развитие межполушарного взаимодействия
Занимаясь с детьми хореографией на протяжении долгих лет, стала замечать, что в последнее время увеличилось число детей с нарушениями моторики. Меня заинтересовали причины происходящего, возможн...
Семинар для учителей начальной школы "Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия".
"Кинезиология. Комплекс упражнений для развития межполушарного взаимодействия"....
Комплекс логопедических упражнений для дошкольников и младших школьников с целью развития межполушарного взаимодействия.
Комплекс логопедических упражнений для дошкольников и младших школьников ...