Родительское собрание
консультация (5 класс)
Родительское собрание на тему "Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelskoe_sobranie_5_klass.docx | 26.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагог: Добрый вечер, уважаемые родители! Я рада видеть вас в нашем классе. Понимаю, как волнителен для вас настоящий момент. Мне очень приятно знакомиться с новыми учениками и их родителями, однако момент нашей встречи характерен еще и тем, что волнуетесь не только вы и наши дети, но, честно признаюсь, и я.
Понравимся ли мы друг другу? Обретем ли взаимопонимание и дружбу?
Сможете ли вы услышать, понять и принять мои требования и помогать нашим детям? Именно от этого зависит успех нашей с вами совместной работы.
Теперь у ваших детей будет новый учитель. Очень важно, чтобы при этом вы, любящие родители, находились рядом со своими детьми.
Теперь мы с вами — один большой коллектив. Нам предстоит вместе радоваться и преодолевать трудности, взрослеть и учиться. Учиться — значит учить самих себя.
Как правило, вместе с детьми учатся их мамы и папы, бабушки и дедушки. Учится вместе со своими учениками и учитель. Надеюсь, что наш коллектив будет дружным и сплоченным.
- Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка.
Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель - это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки (а она в Вашем лице, дорогие родители) учитель бессилен. Отсюда можно вывести правило:
- только сообща, все вместе, мы преодолеем все трудности в воспитании у учебы детей.
преподаватель знакомится с родителями, называя свое имя, отчество.
Педагог: мы с вами встречаемся впервые. Я рада всем вам. А теперь, чтобы познакомиться с вами, я оглашу список учеников, а вы, пожалуйста, скажите, здесь ли их родители. (Зачитывается список класса.)
Начнем наше собрание, тема которого «Социальная адаптация учащихся пятых классов к новым условиям обучения в школе».
Итак, у вашего ребёнка начальная школа уже позади. Он повзрослел, он стал учащимся пятого класса. Начало обучения учащегося в пятом классе совпадает с младшим подростковым возрастом. Но также пятиклассников ожидает смена системы обучения: вместо одного учителя, учителя по разным предметам, преподающие в разных кабинетах, и классный руководитель.
Успешная социальная адаптация учащегося пятого класса во многом зависит не столько от его интеллектуальной готовности, но главным образом от того, как хорошо пятиклассник может наладить свои взаимоотношения со сверстниками и педагогами. Как хорошо он усвоил школьные правила и соблюдает их, и может ли ориентироваться в новых условиях обучения.
Если для обучающихся начальной школы наиболее частые проблемы связаны с учебной деятельностью, то переход из начальной школы в среднюю связан в большей мере с проблемами межличностных отношений и личностного развития учащихся. Для учащегося младшего подросткового возраста очень важно мнение одноклассников и педагогов о нем и его поступках. Его постоянно преследует страх не соответствовать ожиданиям окружающих его людей, что приводит к тому, что очень способный учащийся не проявляет в должной мере все свои возможности.
Итак, давайте сейчас с вами рассмотрим некоторые проблемы социальной адаптации пятиклассников.
Первая проблема — это новые условия обучения
Когда ребенок учится в начальной школе, он ориентирован на одного учителя. Уже в середине первого класса педагог знал, какие способности у вашего ребёнка, мог помочь разобраться ему в сложной теме, знал, с помощью чего он может его поддержать и ободрить. Ваш ребенок мог спокойно приобретать знания в одном кабинете, вокруг него были одни и те же одноклассники, а требования к ведению тетрадей и выполнению различных заданий были одинаковые. Все для него было понятно и привычно. А первая учительница — как вторая мама, которая вовремя и направит и подскажет.
При переходе в среднее звено ученик, в первую очередь, сталкивается с тем, что у него стало много учителей по разным предметам, и каждый предмет (которых много) изучается в отдельном классе и на разных этажах.
У ребенка рушится его привычный мирок, и, конечно, привыкнуть ко всему этому не так просто. Надо запомнить всех новых преподавателей, запомнить, где располагается тот или иной кабинет. А на это требуется немало времени, потому что ему некому напомнить, какой будет следующий урок, и в каком кабинете он будет проводиться. Ко всему выше перечисленному, не следует забывать, что учащемуся надо заново выстраивать отношения со всеми педагогам – и отсюда высокая тревожность.
Вторая проблема — изменение требований
Период социальной адаптации пятиклассников еще усложняется и тем, что у разных учителей-предметников разные требования. Одни требуют завести общую тетрадь, другие — простую, но их должно быть несколько. Например, учитель английского языка требует завести тетрадочку-словарь, учитель биологии требует выписывать все термины. На уроках литературы больше ценится высказывания собственных мыслей, а на уроках истории требуют документально подтверждённых истин. И все эти новые требования надо не только запомнить, но и постараться соблюдать, не запутавшись.
Третья проблема — это отсутствие постоянного контроля классного руководителя
В начальных классах у ученика был один учитель, который отслеживал выполнение домашнего задания по всем предметам у всех, без исключения, учеников и мог вовремя подсказать, если что не так. Одному ученику напомнит, чтобы он не забыл принести карандаши, у другого спросит, как здоровье, зная, что у него частые головные боли, и может остаться с ним после уроков, чтобы помочь выполнить домашнее задание.
При переходе учащихся в среднюю школу такой индивидуальный подход к учащемуся исчезает. У каждого учителя-предметника большая нагрузка, много учащихся из различных параллелей и запомнить особенности всех своих подопечных он не в состоянии. Поэтому у пятиклассников может сложиться впечатление, что они никому из учителей-предметников не нужны, значит, можно что-то не выполнить, и в общей массе учащихся это пройдет незамеченным. Со стороны классного руководителя появляется некоторая «безнадзорность». Он не может постоянно следить за поведением учащихся на переменах. Не может полностью организовать их досуг после уроков.
Сейчас я предлагаю вам сравнить на практике, чем отличается жизнь учащегося начальной школы от учащегося среднего звена, а сделаем мы это с помощью психологической игры «Экзамен для родителей».
Игра «Экзамен для родителей»
(Родителям учащихся пятых классов предлагается ответить на несколько вопросов)
1. Как Вы думаете, сколько учебных предметов изучал ваш ребёнок в четвертом классе? (11)
2. А сколько учебных предметов он изучается сейчас в пятом классе? (12)
3. Вспомните, пожалуйста, сколько педагогов было у вашего ребёнка в четвертом классе? (3)
4. А сколько учителей-предметников обучает его сейчас? (10)
5. Самое наибольшее количество уроков в день в четвертом классе? (5)
6. Вспомните, пожалуйста, учебные дни недели, которые являются самыми трудными и напряжёнными у вашего ребенка в пятом классе? (например, 5 «А» четверг, пятница 6 уроков, 5 «Б» вторник, пятница 6 уроков, 5 «В» среда, пятница 6 уроков)
Вот вам и наглядный пример, как изменилась жизнь ваших детей при переходе в среднее звено. А сейчас я предлагаю вам определить с помощью теста, есть ли у вашего ребенка проблемы на этапе социальной адаптации к новым условиям обучения
Тест для родителей «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?»
Если вы согласны с утверждением, то поставьте «+». Если утверждение к вам не относится, то поставьте «-».
1. Моему ребенку нравится учиться в школе.
2. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу.
3. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома.
4. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью.
5. В классе у него много друзей.
6. Ему не нравятся учителя в школе.
7. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, проводимых в школе.
8. Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине).
9. Мой ребенок редко делает уроки без напоминания.
10. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе.
— Подсчитайте количество совпадений: 1 «+», 2 «-», 3 «+», 4 «-», 5 «+», 6 «-», 7 «+», 8 «-», 9 «-», 10 «+».
8-10 баллов — у вашего ребенка хорошее отношение к школе и, скорее всего, у него в ближайшее время не возникнет проблем. Учиться ему интересно, все ладится. Вам пока опасаться неожиданностей приходится.
6-7 баллов — в школе дела обстоят неплохо. Чтобы закрепить это положение, почаще давайте понять ребенку, что вы внимательны к его успехам и радуетесь вместе с ним.
4-5 баллов — будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. Постарайтесь выяснить сейчас, пока ситуация не ухудшилась, в чем или в ком источник школьных переживаний вашего ребенка.
1-3 балла — ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Нужно срочно выяснить причины, зайти в школу, поговорить с учителями, другими специалистами и совместно наметить конкретные шаги к исправлению ситуации.
— А сейчас я ознакомлю вас с результатами психологического мониторинга социально-психологической адаптации пятиклассников к изменившимся условиям обучения. Проводился он с помощью следующих методик:
1. Анкета для оценки мотивации, разработанная Лускановой Н.Г.
2. Опросник «Чувства в школе».
3. Анкета для выявления тревожности пятиклассников в период адаптации
классный руководитель знакомит родителей с результатами мониторинга
По 1 анкете:
Уровни школьной мотивации:
25-30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности.
Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением
наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень чётко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки ли замечания педагога. В нашем классе 1% таких учащихся.
20-24 балла – хорошая школьная мотивация.
Наиболее типичный уровень для младших школьников, успешно справляющихся с
учебной деятельностью. При ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жёстких требований и норм. 4% учащихся.
15-19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше
вне учебных сторон. Такие учащиеся достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.10% учащихся.
10-14 баллов – низкая школьная мотивация.
Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьёзные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации в школе.1%
ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.
Такие дети испытывают серьёзные трудности в школе: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во
взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. В других случаях ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываясь выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. 2%
По 2 анкете:
В нашем классе превалируют такие чувства как: спокойствие, уверенность в себе, симпатия и доброта к учителям, благодарность и радость, тревога за будущее и ответственность.
Данные по 3 анкете:
Оценка уровня тревожности:
1–4 балла — низкий уровень.7%
5–7 баллов — средний уровень.9%
8–10 баллов — повышенный уровень.2%
11–15 баллов — высокий уровень.
— Чем же мы можем помочь своим детям? Позвольте дать вам ряд рекомендаций:
Воодушевляйте ваших детей на рассказы о своих школьных делах.
Не ограничивайтесь обычными вопросами типа: «Как дела в школе?» или «Как прошел день в школе?» Старайтесь каждую неделю выбирать время для беседы со своим ребенком о его школьных делах.
Старайтесь запоминать имена сверстников, детали и события, о которых ребенок рассказывает вам, старайтесь использовать их в дальнейшем для начала подобных бесед о школе. Обязательно старайтесь спрашивать ребенка о делах в классе, его педагогах и одноклассниках, школьных предметах.
Старайтесь регулярно беседовать с преподавателями вашего ребенка о его поведении, успеваемости и, конечно же, о его взаимоотношениях с одноклассниками.
Обязательно побеседуйте с классным руководителем, если чувствуете, что вы не знаете о его проблемах, связанных со школой. Даже если нет особого повода для беспокойства, консультируйтесь у классного руководителя не реже, чем раз в месяц.
Помогайте вашему ребенку выполнять домашние задания, но ни в коем случае не выполняйте их сами. Установите специальное время вместе с ребенком, когда вы будете выполнять домашние задания, и обязательно следите за их выполнением. Это поможет вашему ребенку сформировать хорошую привычку к обучению. Если ваш ребенок при выполнении домашнего задания обращается к вам за помощью, помогите ему, но, подчеркиваю, не выполняйте вместо него.
Особенные усилия следует прилагать для поддержания спокойной и стабильной атмосферы в вашем доме.
Релаксация «Секрет счастья» (выполняется под спокойную музыку)
— А сейчас я хочу предложить вам простой рецепт счастья. Если вам покажется, что ваше терпение на исходе, воспользуйтесь простым рецептом счастья: возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше ВЕРЫ. Все это хорошо перемешайте, намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите своему ребенку.
— Уважаемые родители, сегодня вы получили некоторые представления о трудностях, с которыми сталкиваются ваши дети при переходе в среднюю школу, постарались почувствовать проблемы своих пятиклассников.
Вы увидели, что переход в среднее звено – это новый этап в жизни вашего ребенка, и от того, какую поддержку вы окажете своим детям, будет зависеть их успешность в адаптационный период и во всей последующей школьной жизни.
Мы, взрослые — педагоги и родители — должны постараться помочь своим детям понять и принять новую систему требований, наладить взаимоотношения с педагогами, помочь найти им свое место в классном коллективе. Поверьте, это очень важно. И тогда ваши дети непременно будут стремиться к лучшему, будут стараться приносить вам только радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....