Консультация. Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье опекуна или попечителя.
консультация
Консультация. Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье опекуна или попечителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsii_opekunam.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация. Воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей, в семье опекуна или попечителя.
Взяв на себя ответственность о воспитании и заботе ребёнка, оставшегося без попечения родителей, нужно помнить, что в его памяти или восприятиях остаются образы и чувства их к своим родителям. Какими бы ни были родители ребёнка - уважайте их и их судьбы такими, какие они есть (прежде всего речь идёт о людях, которые дали ему жизнь, о его маме и папе). Тогда и ребёнку, а затем и подростку и вам будет значительно легче жить рядом, общаться, любить и уважать друг друга. Тогда ваша помощь будет принята и приятна и вам и ребёнку. Как это сделать? Представляя перед собой родителей ребёнка, сделайте им длительный поклон.
Если они маленькие, то это выражается в их замкнутости, неуверенности, молчаливости, а если они постарше, то испытывают комплекс неполноценности, ущербности, а в целом у всех занижена самооценка. Как построить правильно отношения с таким ребенком, помочь ему почувствовать себя равным с другими детьми, научить адаптироваться в любых жизненных ситуациях, сохранить чувство собственного достоинства?
Как общаться с ребенком?
Правильное общение опекунов (попечителей) с детьми помогает повысить уверенность ребенка, его чувство собственного достоинства. В любом возрасте дети должны чувствовать уверенность в том, что они могут рассказать вам обо всем, что происходит в их жизни. Как достичь этого?
* Принимайте ребенка таким, какой он есть. Любить детей нужно не из-за внешних или внутренних качеств, а за то, что они есть. Не бойтесь говорить ребенку, что он вам дорог и важен.
* Не стройте общение только из рассказа о чем-либо или поучении. Общение – это умение выслушать мнение ребенка, понять его эмоциональное состояние. Если Вы чем-то заняты и не можете выслушать ребенка, не делайте вид, что слушаете его. Скажите, что заняты чтоб поговорите с ним позже.
* Общаясь с ребенком, старайтесь не прерывать его, сохраняйте зрительный контакт, используйте язык жестов, улыбайтесь.
Данные правила действуют в том случае, если опекуны (попечители) с самого начала используют их в общении с детьми. Однако, опекунам (попечителям) порой не хватает новых навыков общения с ребенком, которые могли бы позволить им найти лучший выход из ситуации. Где искать помощь?
Методы преодоления трудностей общения?
Современные психологи считают, что наиболее эффективной помощью для опекунов (попечителей) и детей являются коммуникативные образовательные программы, т.н. курсы общения с детьми. На курсах акцент ставится на том, чтобы помочь осознать свой стиль общения с детьми, свои цели и способы воспитания. Курсы помогают справляться с трудностями воспитания настолько эффективно, что даже переходный возраст переносится легко как для опекунов (попечителей), так и для детей.
Другой помощью в воспитании ребенка являются семейные консультации, в которых принимают участие все члены семьи, включая детей. Семейные консультации часто организуются в виде мини тренингов общения, где члены семьи могут обсуждать сложные семейные ситуации, стиль общения друг с другом, учатся правильному общению, используя помощь и советы психолога. Психолог создает комфортную и доверительную атмосферу, помогает приобрести новые навыки общения с детьми. Поэтому необходимо с первых дней появления у вас подопечного ребенка обратиться за консультацией и помощью психолога. Вместе мы достигнем понимания.
Впервые годы жизни собственную и психологическую защищенность, удовлетворение потребностей ребёнка, развитие его личных качеств обеспечивают опекуны. И от того, что с первых лет заложено в ребёнке: аккуратность, соблюдение личной гигиены, режима дня, осознание и выполнение своих прав и обязанностей, дисциплина, нравственные качества, будет служить основой его безопасности и уверенности строить свою судьбу.
Общие правила, позволяющие легче приучить ребенка к аккуратности:
1. Поддерживать порядок должно быть легко. Минимум вещей в детской. Минимум игрушек в один момент времени в доступе (удобнее всего оставлять на поверхности 15-20 игрушек – и менять их раз в неделю-две на другой набор).
2. Мусорные корзинки в каждой комнате облегчают поддержание порядка. Представьте, что с каждой картофельной шкуркой вам нужно было бы бегать из кухни в комнату. Удалось бы избежать горки очистков на ближайшей поверхности? Вряд ли.
3. Хотите, чтобы ребенок выглядел аккуратно? Пока он не вырос достаточно, чтобы определять чистоту и «приличность» футболок или юбок на глаз, приучите его всю снятую одежду складывать в бак для грязного белья. Очень удобно поставить такую корзину в детской, рядом с кроватью. Сразу решится две проблемы: вы всегда будете уверены, что ребенок одет в чистое, даже если он одевался сам – и при уборке станет понятно, куда класть лежащую на полу одежду: в шкаф или в корзину.
4. Помогите ребенку не запускать комнату – там, где достаточно пятнадцатиминутной ежедневной уборки, дети справляются сами. А вот накопившийся за месяц беспорядок вызывает у них панику.
5. Музыка – помощник при уборке. Телевизор – помеха.
6. Велико искушение отвести для уборки время перед сном. Не поддавайтесь этому искушению! Самое удобное время – перед ужином: у вас еще будет время на приятные дела, чтобы закончить день чем-то радостным.
7. Не наказывайте уборкой! Помните: мыть полы или стирать одежду в наказание – это значит обесценивать важность и нужность того, что делает ребенок.
8. Не жалейте похвалы! Даже если поддержание порядка обязанность ребенка, поблагодарите его, похвалите и поддержите.
И помните: аккуратность – это труд. А для облегчения этого труда уже придумано многое.
Как привить интерес к знаниям и учёбе.
«Знания пригодятся тебе в жизни, они расширяют кругозор» – эти слова не несут никакого смысла для детского восприятия. Ребенку же интересно существовать в моменте. А значит, тяга к знаниям должна быть внутренней потребностью. И развивать ее необходимо задолго до школы. Но каково приходится ребенку, который был свободен в выборе занятий, не приучен к режиму дня.
И вот здесь очень важно, чтобы дети даже не в самых комфортных условиях сохраняли интерес к учебе. Мотивация к получению знаний – это то, чем опекунам будущих школьников стоит озаботиться заранее. И вот здесь очень важно, чтобы дети даже не в самых комфортных условиях сохраняли интерес к учебе. Мотивация к получению знаний – это то, чем опекунам будущих школьников стоит озаботиться заранее.
Учиться – не означает сесть за письменный стол, достать учебник и выполнять задания по образцу. К этому постепенно можно прийти, но начинать занятия с маленькими детьми стоит только в игровой форме. Считать, повторять цвета, узнавать свойства предметов гораздо интереснее на прогулке, трогая и сравнивая. Изучить право и лево можно легко во время регулярной зарядки.
Развивать память – во время простой игры: накрываете несколько игрушек платком (лучше, если это будут знакомые и связанные между собой предметы, например, фигурки персонажей любимого мультфильма), просите ребенка запомнить игрушки и закрыть глаза, убираете один предмет за спину и спрашиваете: кто исчез? В эти своеобразные прятки дети могут играть очень долго, если то, что прячется под платком, им нравится. Таким образом, в любую игру можно внести небольшой учебный элемент.
Научите детей добывать информацию.
Рано или поздно у ребенка возникнет вопрос, на которой вы не будете знать ответа. И тогда у вас появится отличная возможность продемонстрировать, как вы сами ищете ответ на вопрос в энциклопедиях, словарях, интернете. Подогревайте интерес к тому, чем ребенок уже заинтересовался. Он увлекся Древним Египтом? Сходите вместе в книжный магазин и выберите новую литературу по этой теме, смастерите вместе пирамиду, найдите в сети документальные фильмы и вместе посмотрите их. Дайте ребенку понять, что чем больше информации он узнает, тем лучше разберется в предмете.
Важно научить ребенка выражать свое мнение, задавать вопросы, делать выбор. Для этого возможность выбора нужно предоставлять с раннего возраста: в чем ребенок сегодня хочет идти в детский сад, какую книгу почитать перед сном, какой кружок ему было бы интересно посещать: ИЗО или ритмику. Пусть младший член семьи принимает участие в обсуждении семейных вопросов, даже если он пока только слушатель. То, что он сидит рядом с вами, повышает значимость его мнения и присутствия.
Подстраивайте учебные пособия под ребенка.
Если ребенок отказывается выполнять какой-либо тип заданий, не настаивайте, переходите к следующим. До некоторых вещей нужно дорасти. Возраст, указанный на учебном пособии, не должен быть маяком, означающим, что ваш пятилетка не справляется с заданием, данным для возраста 4-5.
Занимайтесь вместе.
Многие дела можно и нужно делать вдвоем: рисовать одну на двоих картину, раскрашивать, мастерить поделки. Даже задания в развивающих пособиях можно разделить. Во-первых, самое ценное для ребенка –вы рядом с ним, во-вторых, он видит результат совместной деятельности, а в-третьих, просто оставаясь рядом, вы развиваете усидчивость, которая будет необходима в школе. Играя вместе, вы можете проследить за настроением ребенка, увидеть, что вызывает у него трудности. Но важный момент: почувствуйте, с какими заданиями ребенку важно справиться самостоятельно, а в какой момент можно подключиться с помощью. Некоторые, даже очень маленькие дети, расстраиваются, когда взрослые им подсказывают слово, не дожидаясь, когда малыши сами найдут ответ, и тем самым лишают их радости от внезапной догадки.
Придерживайтесь режима дня.
Режим нужен не только для того, чтобы упорядочить день, но и выработать привычку чередовать активные игры и занятия – это такая репетиция будущей схемы «урок-перемена». Например, после обеда у вас традиционные полчаса чтения, потом ребенок смотрит мультфильм, затем вы идете на прогулку, а после улицы садитесь рисовать или играть с азбукой и т.д.
Развивайте таланты.
Если вы заметили у ребенка склонность к определенной деятельности, будь то спорт, танцы, лепка или конструирование, если в его жизни есть большое увлечение, обязательно развивайте его в этом направлении. Даже если впоследствии какие-то школьные предметы будут вызывать сложности, у ребенка будет свое «зато», свой конек, любимое дело, которое придает уверенности в себе и дает силы учить даже не самые легкие предметы.
Создавайте небольшие сложности.
Настойчивость и целеустремленность развиваются, когда есть мотив к преодолению трудностей. Так младенец начинает ползать, когда хочет дотянуться до привлекательной игрушки. В жизни любого ребенка должен быть вызов, побуждающий его приложить усилия. Справляясь с поставленной задачей, ребенок получает большое удовлетворение, и это чувство, к которому он стремится в дальнейшем, берясь за новые задачи.
Но давая новое, чуть более сложное задание, убедитесь в том, что ребенок усвоил пройденный материал. Большинству детей нужно закрепить материал несколько раз, чтобы хорошо его понять. Поэтому начните свой домашний урок с того, что ребенку хорошо знакомо. Правильно ответив на ваши вопросы, он положительно настроится на занятие.
Не преувеличивайте роль наград.
Однажды сладости и игрушки, обещанные за выполнение вашей просьбы, перестают работать, их становится недостаточно. Ребенок должен испытывать внутреннее удовлетворение от сделанного, поэтому не стоит все успехи оценивать материальным призом. В идеале мотивированный ребенок выполняет задание не потому, что он ждет награды, а потому, что ему это интересно. И улыбка ваша и добрые слова похвалы от них – не меньшая награда, чем новая игрушка.
Ориентируйте ребенка на успех.
Когда спортивные тренеры и психологи настраивают игроков перед матчем, они произносят емкие фразы, позволяющие спортсменам сконцентрироваться и поверить в победу. Вы, зная особенности своего ребенка, может подбадривать его простыми словами: «У тебя все получится», «Ты справишься», «Все будет хорошо» и т.д. Из спортивной практики можно взять и другую идею – ставить цель, к которой ребенок будет стремиться. Чтобы идея работала эффективнее, цель можно изобразить в виде картинки или записать большими буквами – визуальное напоминание работает лучше вербального.
Обязательно нужно отмечать все, даже малейшие достижения ребенка в учебе. Дети не умеют воспринимать критику, а вот похвала для них очень важна. Без признания и успеха не будет желания развиваться дальше. Поэтому, интересуясь делами в детском саду, на кружке, подготовке или в школе, стоит делать акцент не на том, был ли ребенок первым, получил ли он сегодня хорошую оценку (звездочку, наклейку на тетрадь), а на том, чему он научился, что интересного сумел сделать.
- умение Будьте терпеливы.
Лучше если подготовкой ребенка к школе будет заниматься член семьи, менее склонный к раздражению. Дети любят подолгу раскладывать карандаши перед занятием, зависать и задумываться над заданиями, которые взрослым кажутся очень простыми, и здесь важно не торопить, дать возможность размышлять. Дети чутко замечают, когда вы нервничает, и могут замяться еще больше. Обстановка на занятии должна быть спокойной и доброжелательной, и обязательно привносить в домашние уроки элемент игры и шуток.
Игровая форма занятий и положительный ваш настрой помогут обрести навыки, которыми обладает мотивированный ребенок:
концентрироваться;- выбор заданий с повышенной сложностью;
- умение справляться с проблемами;
- самостоятельное выполнение уроков без вашего напоминания;
- положительное отношение к школе и процессу учебы.
В конечном итоге мотивация – это внутренний стимул, который ребенок однажды должен почувствовать в себе сам. Но пока он еще маленький, вы своей поддержкой и личным примером может ему в этом поспособствовать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа занятий по психолого-педагогической подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан, либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание «Близкие люди»
Целью данной программы является психолого-педагогическая подготовка граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан....
Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Программа подготовки лиц, желающих принять в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей...
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Появление ребенка в семье требует перестройки внутрисемейного взаимодействия. Чтобы преодолеть кризис, закономерно возникающий в этот период, семья должна выработать новые правила совместной жизни, ст...
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
В настоящее время общепризнанно, что для развития ребенка оптимальной формой его жизнеустройства является семья. Основными проблемными зонами семейного устройства детей, оставшихся без попечения родит...
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей
Принимая на воспитание ребенка, замещающие родители сталкиваются с целым рядом трудностей в воспитании приемных детей, которые, как показывает практика, в большинстве случаев не связаны с материальным...
Программа подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей.
Программа написана в соответствии с Примерной программой подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения...
Методика духовно-нравственного воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях Центра содействия семейному воспитанию.
Проблема духовно- нравственного воспитания воспитанников центра содействию семейному воспитанию является актуальной, так как речь идет о детях, с ранних лет, видевших падение нравственности - проявлен...