КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Что означает понятие «инвалид»?
консультация

Менлязова Анастасия Александровна

Что означает понятие «инвалид»?..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_detey-invalidov.doc60 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Согласно букве закона об инвалидах (Консультация юриста З.Н. Аникович)

Что означает понятие «инвалид»? Инвалид – это лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты (ч. 1 ст.1 ФЗ РФ № 181-ФЗ от 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 24.04.00 г.).

До какого возраста устанавливается категория «ребенок-инвалид»?

В возрасте до 18 лет (ч. 3 ст. ФЗ РФ №181-ФЗ от 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 24.04.00г.).

Какая государственная служба признает лицо инвалидом?

Признание лица инвалидом осуществляется Государственной службой медико-социальной экспертизы (ч. 4 ст. ФЗ РФ №181-ФЗ от 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями от 24.04.00г.).

Предоставляются ли лицам, осуществляющим уход за ребенком инвалидом до 18 лет, дополнительные выходные дни?

Да, предоставляются: - по письменному заявлению одного из родителей (опекуна, попечителя), в количестве четырех дополнительных оплачиваемых выходных дней в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц, либо разделены ими между собой по их усмотрению (ч. 1 ст. 262 ТК РФ). – женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы (ч. 2 ст.262 ТК РФ).

Предоставляются ли лицам, осуществляющим уход  за ребенком инвалидом, дополнительные отпуска без сохранения заработной платы?

Да, коллективным договором могут  устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью 14 календарных дней в удобное для них время (ст.263 ТК РФ).

Может ли работодатель направить в служебные командировки, привлечь к сверхурочной работе, работе в  ночное время, выходные и нерабочие дни работника, имеющего ребенка инвалида до 18 лет?

Нет, не может без письменного согласия работника и при условии, если такая работа запрещена ему по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением (ч.2,3 ст.259, ч. 5 ст.96 ТК РФ)

Может ли работодатель по своей инициативе расторгнуть трудовой договор с лицами, воспитывающими ребенка-инвалида до 18 лет? Нет, не может, за исключением увольнения по пункту 1, по подпункту «а» пункта 3, пунктами 5-8, 10, 11 статьи 81 ТК РФ (ч.3 ст.261 ТК РФ)

Обязан ли работодатель по просьбе лиц, имеющих ребенка-инвалида до 18  лет, установить неполный рабочий день или неполную рабочую неделю? Да, обязан. Оплата труда работника в этом случае производится пропорционально отработанному им времени или в зависимости от выполненного им объема работ. Работа на условиях неполного рабочего времени не влечет для работников каких-либо ограничений продолжительности основного оплачиваемого отпуска, исчисления трудового стажа  и других трудовых прав (ст.93 ТК РФ).

Предоставляется ли льгота по оплате жилья семьям, имеющим детей-инвалидов? Да, льгота таким семьям предоставляется в виде: - 50% скидки в оплате жилья (в домах государственного, муниципального и общественного фонда) и в оплате коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилищного фонда); - 50% скидки со стоимости топлива, приобретенного в пределах норм, установленных для продажи населению, для лиц, проживающих в жилых домах, не имеющих центрального отопления. Льготы в оплате жилья и коммунальных услуг, предоставляемые семьям, имеющим детей-инвалидов, распространяются на совместно проживающих с ребенком-инвалидом членов семьи. Вышеуказанные льготы предоставляются лицам в возрасте от 16-18 лет, имеющим инвалидность и их родителям или лицам их заменяющим.  На членов семьи, совместно проживающих с ребенком-инвалидом в возрасте 18 лет и старше, льготы по оплате жилья и коммунальных услуг не распространяются ( подпункт 1.1 пункта 1 Постановления губернатора Московской области от 28.04.98г № 110-ПГ «О мерах по реализации Федерального закона «О социальной защите инвалидов в РФ»  (с изменениями от 31.04.2000г).

Предоставляется ли льгота семьям, имеющим детей-инвалидов, по оплате за пользование телефоном?

Да, льгота представляется в виде 50% скидки по оплате за пользование телефоном и радиотрансляционной точкой (подпункт 1.2 пункта 1 Постановления Губернатора Московской области от 24.04.98 г. № 110-ПГ).

Предоставляется ли льгота по установке телефонов семьям, имеющим детей инвалидов?

Семьям, имеющим детей-инвалидов, телефон устанавливается вне очереди при наличии технических возможностей (п. 1 Постановления Губернатора Московской области от 10.06.01г. № 195-ПГ «О внеочередной установке телефонов вне очереди семьям, имеющим детей-инвалидов»).

Предоставляется ли льгота по транспортному обслуживанию лицам, осуществляющим уход за детьми-инвалидами и детям-инвалидам?

По транспортному обслуживанию родители, опекуны, попечители и социальные работники, осуществляющие уход за детьми-инвалидами и дети-инвалиды имеют следующие льготы: - бесплатный проезд на всех видах транспорта общего пользования городского и пригородного сообщения, кроме такси; - 50% скидку со стоимости проезда на междугородних линиях воздушного, железнодорожного, речного и автомобильного транспорта с о1 октября по 15 мая и один раз (проезд туда и обратно) в другое время года; - бесплатный проезд один раз в год к месту лечения и обратно; - бесплатный проезд к месту лечения (обследования) в автобусах пригородных  и междугородных внутрирегиональных маршрутов (xx/ 1?2?3? 4 cт.30 Федерального Закона РФ №181-ФЗ от 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»). Семьи, имеющие детей-инвалидов, имеют право на предоставление льгот по обеспечению им жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Настоящая памятка поможет семьям, имеющим детей с ограниченными возможностями, сориентироваться при решении жилищных вопросов.

Ставятся ли на учет на улучшение жилищных условий семьи, имеющие детей-инвалидов? Да, семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Жилые помещения предоставляются им с учетом здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств (ч.ч. 1,2 ст.17 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.95 г. «О социальной защите инвалидов в РФ).

Кто осуществляет учет семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий? Учет осуществляется по месту жительства специально уполномоченным органом местного самоуправления либо специально назначенным должностным лицом. Семьи, имеющие детей-инвалидов, принятые на учет как граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, включаются в отдельные списки для обеспечения жилыми помещениями в первоочередном порядке. Жилые помещения семьям, имеющим детей-инвалидов, предоставляется на каждого члена семьи в пределах нормы, устанавливаемой органами государственной власти субъектов РФ (ст. 3,5,6 Постановления Правительства РФ № 181-ФЗ от 27.07.96г.).

Имеют ли право семьи с детьми-инвалидами на дополнительную жилую площадь? Да, имеют, в виде отдельной комнаты, в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством РФ. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставления жилья в домах государственного или муниципального жилищного фонда. Дополнительная жилая площадь, занимаемая инвалидом (независимо от того, в виде отдельной комнаты или нет), не считается излишней и подлежит оплате в однократном размере с учетом предоставляемых льгот (ст. м17 ФЗ РФ №181-ФЗ от  24.11.95г. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Какие виды заболеваний у детей-инвалидов дают право семьям, имеющим детей-инвалидов, на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты? К таким заболеваниям относятся:

---активные формы туберкулеза всех органов и систем;

--- психические заболевания, требующие обязательного диспансерного наблюдения;

---трахеостома , каловые, мочевые влагалищные свищи;

---пожизненная нефростома мочевого пузыря, не коррегируемое хирургически;

--- недержание мочи, противоестественный анус;

--- пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания;

--- множественные поражения кожи с обильным отделяемым;

--- проказа;

--- ВИЧ – инфекция у детей;

--- отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функций нижних конечностей, требующее применения инвалидных кресел-колясок;

--- органические заболевания центральной нервной системы со стойким нарушением функций нижних конечностей, требующие применения инвалидных колясок и с нарушением функций тазовых органов;

---состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга;

--- тяжелые органические поражения почек, осложненные почечной недостаточностью 2 и 3 ступеней ( Постановление Правительства РФ от 28.02.96 г №214 «Об утверждении перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты»).

Какие условия являются основанием постановки на учет по улучшению жилищных условий семьи, имеющей детей-инвалидов? Основаниями для признания семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий и для принятия их на учет являются:

--- обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов РФ;

---проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;

--- проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно;

---проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений;

--- проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением;

--- проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих на праве собственности гражданам, не имеющим другой жилой площади.  При постановке на учет для улучшения жилищных условий инвалидов учитывается их право на дополнительную жилую площадь. Семьи, имеющие детей-инвалидов, могут быть признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий и по другим основаниям, установленным законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ (п.2 Постановления Правительства РФ №901 от 27.07.96г. «О предоставлении льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг»).

 Сентябрь – месяц неразрывно связанный со школьным звонком, переменками, нарядными первоклашками, новенькими портфелями, первыми учебниками. Что делать тем детям, для которых 1 сентября лишено всего этого, так как они не могут пойти со своими сверстниками в школу. Проблема образования детей с ограниченными возможностями, с особенностями развития с каждым годом становится острее. Большинство школ не готовы принять детей с ЗПР, ДЦП, пониженным слухом или зрением. К сожалению, специалисты образовательных учреждений иногда забывают о своих прямых обязанностях, пользуясь незнанием родителей и их растерянностью, и сознательно отправляют их в спецшколы, интернаты и др. учреждения. Именно об обучении и образовании наших детей наша сегодняшняя подборка вопросов и ответов в правовом аспекте.

Как дети-инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях?

Дети – инвалиды обеспечиваются местами в детских дошкольных учреждениях в первоочередном порядке (п. 1 ч.6 Указа президента РФ № 1157 от 02.10.1992г. «О дополнительных мерах государственной поддержки инвалидов).

За чей счет производится содержание детей-инвалидов в дошкольных учреждениях? Содержание детей-инвалидов в дошкольных учреждениях осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта РФ (п.6 ст.18 Федерального закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.95г. «О  социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Какое образование имеет право получить ребенок-инвалид?

Ребенок-инвалид имеет право на получение среднего и общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (п.2 ст.18 Закона РФ №181-ФЗ от 24.11.95г. «О социальной защите инвалидов РФ»).

Имеет ли право ребенок-инвалид проходить обучение на дому?

Да, такое право имеет ребенок-инвалид, который по состоянию здоровья временно или постоянно не может посещать общеобразовательные учреждения. Органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы с согласия родителей (законных представителей), обеспечивают обучение этих детей на дому. Обучение на дому осуществляет образовательное учреждение, реализующие общеобразовательные программы и как правило, ближайшее к месту жительства ребенка-инвалида («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях , а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996г. №861,пп1,3).

Какой документ дает право ребенку-инвалиду проходить обучение на дому?

Основанием  для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности РФ.

Что предоставляет образовательное учреждение ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому? Образовательное учреждение:

--- предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

--- обеспечивает специалистам из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

--- осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию; - выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании ( «Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996года №861, п.5).

Могут ли родители (законные представители) при обучении ребенка-инвалида на дому приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений?  Да, могут приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996г. № 861,п.6).

Компенсируются ли затраты родителям (законным представителям), осуществляющим обучение и воспитание детей-инвалидов самостоятельно на дому?

Да, органами управления образования компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996г. №861,  п.8).

Имеют ли право родители (законные представители) производить обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении?

Да, имеют, только в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих общеобразовательные программы. Обучение может осуществляться только при наличии в учреждении специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 861 от 18 июля 1996г., п.7).

Имеется ли льгота для ребенка-инвалида при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования?  Ребенок-инвалид, которому согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих учреждениях, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения зачисляются вне конкурса (п.3 ст.16 Закона РФ «Об образовании от 13.01.96г. № 12-ФЗ).

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Что означают наши имена"

У каждого человека есть имя, которое дается ему при рождении и на протяжении всей жизни остается его опознавательным знаком. А вот откуда пошла традиция нарекать человека именем, какие имена давали лю...

"Творчество означает любовь к тому, что ты делаешь" Ошо

Звуки природы — Ghostly Music на Яндекс.МузыкеТворчество означает любовь к тому, что ты делаешьИзбранное из книги Ошо "Творчество. Высвобождение внутренних сил".Захотите скачать эту замечательную книг...

открытый урок по алгебре 7 класс"ЧТО ОЗНАЧАЕТ В МАТЕМАТИКЕ ЗАПИСЬ y = f(x)"

На уроке закрепления знаний по алгебре в 7 классе по теме "ЧТО ОЗНАЧАЕТ В МАТЕМАТИКЕ ЗАПИСЬ  y = f(x)"  необходимо разъяснить смысл записи y = f(x), понятий: кусочные функции...

Консультации учителя -логопеда для родителей, имеющих детей - инвалидов, детей с ОВЗ, ТНР

Тема: "Развитие и обогащение словаря ребёнка"Цель: Познакомить родителей с различными способами закрепления речевых навыков у детей в домашних условиях....

Понятия «дети с ограниченными возможностями здоровья», «дети-инвалиды»

Согласно федеральному закону "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (1995 г.), инвалид характеризуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций орган...

Консультация для педагогов «Работа с детьми инвалидами»

Во ―Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей говорится:  «Дети  мира  невинны,  уязвимы  и  зависимы.  Они  также  любо...

Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»

Консультация для педагогов «Формирование навыков самообслуживания у детей-инвалидов с нарушением умственного развития»...