Родителям о профилактике жадности, лжи и лени
консультация
как сформировать у ребёнка старшего дошкольного возраста нравственную основу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
roditelyam_o_profilaktike_zhadnosti_avtosohranennyy.docx | 23.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Уважаемые родители, поговорим о воспитании нравственности у детей….
Нравственные качества необходимо формировать с раннего возраста. Начиная с 5 лет, ребёнок активно познаёт мир чувств и человеческих отношений. Именно в этот период у ребёнка формируются начальные личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание.
В пятилетнем возрасте ярко проявляется просоциальное поведение (т.е. бескорыстное поведение, в его основе лежат действия, приносящие пользу другому человеку. Приставка «про» обозначает «действие в интересах кого-то»). Антипод просоциальному поведению – асоциальное поведение.
Ещё, в этом возрасте начинает развивается децентрация – способность к восприятию точки зрения другого ребёнка. Все названные новообразования позволяют формировать у старших дошкольников представления о таких значимых качествах личности, как, например, доброжелательность, справедливость, трудолюбие, щедрости, ответственности, честности.
Уже к восьми годам дети устойчиво усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим им людям и самому себе. Вот почему важно УСПЕТЬ! заложить основы нравственности в подрастающем человеке.
Вообще, самый лучший приём воспитания качеств нравственности – это личный пример. Демонтсрируя ребёнку личное поведение, отношение к событиям, людям, работе – мы, тем самым показываем, как нужно поступать и ребёнок это уясняет. Если родитель, к примеру, говорит ребёнку: «не обзывай других детей», но сам обзывает членов семьи – то и ребёнок поступит так же.
Для воспитания нравственности существуют специальные приёмы их легко применять в домашних условиях. Называются эти приёмы «...Поговорим?». В их основе лежат различные истории с обсуждением, ориентирующие ребёнка на нравственную норму.
Предлагаю вам несколько историй, для обсуждения с ребёнком, в домашнем кругу:
«Мышка-хвастунья»
Жила-была серенькая мышка и любила похвастать. Ходила и всем говорила, что не боится котов, что может обмануть любого из них. Однажды она хвасталась, хвасталась, сидя на заборе, оступилась и упала прямо кошке в лапы. Все затаили дыхание, как же мышка расправится с котом, а кот взял и проглотил её. Долго потом вспоминали мышку-хвастунью
Вопросы для беседы:
- Что случилось с мышкой?
- Почему её долго вспоминали?
- Тебе жалко мышку-хвастунью? Почему?
«Хвастливый кубик»
Жил в красивом ящике конструктор, и все детали всегда дружили между собой. Но однажды красный кубик сказал, что он – самая главная, самая красивая деталь, кто бы из детей что ни конструировал, всегда его берут. Жители конструктора попытались возразить кубику, но тот был категоричен: «Если не верите, давайте убедимся. Я вполне могу жить один!». И ушёл от них… Утром дети взяли конструктор и начали играть, а о кубике никто даже не вспомнил. Кубик день ждал, другой и через три дня не выдержал и вернулся. Стыдно было, он на всю жизнь запомнил, что хвастаться плохо.
Вопросы для беседы:
- Прав ли был кубик?
- Действительно ли он являлся главной деталью конструктора?
- Почему рассказ называется «хвастливый кубик»?
- Быть хвастливым – это хорошо или плохо?
«Два лентяя»
Давным-давно, говорят, жили два мальчика-лентяя. Пошли они как-то в лес и увидели яблоню. На яблоне росли вкусные-превкусные яблоки. Проголодались лентяи. Один из них говорит:
-Давай потрясём яблоню, хоть яблок поедим.
Вот ещё выдумал, трясти дерево, давай лучше ляжем на землю – яблоко само в рот и упадёт.
Легли они под яблоню, рты раскрыли.
-Послушай, говорит один, а ведь если яблоко упадёт, его жевать придётся.
-И правда, согласился второй.
Так и вернулись они голодными.
Вопросы для беседы:
- Почему мальчики вернулись домой голодными?
- Хотел бы ты иметь таких друзей?
- Если бы ты был знаком с этими мальчиками, что бы ты им сказал?
- Правильно ли говорят: труд человека кормит, а лень портит?
«Покупка молока»
Дима пришёл домой из школы, собрался обедать. Мама сказала, что нужно сходить за молоком, у неё не было времени выйти из дому. Мальчик стал возмущаться: «Я не знаю, как покупать молоко, не хочу идти…»
Вопросы для беседы:
- Почему так не нужно поступать?
- Какие обязанности есть у тебя по дому?
- Нравится ли тебе их выполнять?
- Быть ленивым – это хорошо или плохо?
«Мама дочке говорила»
Мама дочке говорила:
-Скоро сварится обед.
В магазин бы ты сходила, -
Видишь, хлеба в доме нет.
Не могу, сказала Лена, -
У меня болит колено.
-Значит плохо наше дело.
И давно болит колено?
-Давно.
-Очень жаль!
А я хотела взять тебя с собой в кино.
Покраснев, сказала Лена:
-Кажется, прошло колено.
Вопросы для беседы:
- Тебе понравилось поведение девочки Лены?
- Почему дочка сказала маме неправду?
- Как бы ты поступил в подобной ситуации?
«Жадный пенал»
Жил пенал в детском саду. Он старался все карандаши и ручки вместить в себя, даже те, которые не должны в нём находиться. Пенал был очень жадным и ни с кем не хотел делиться. Так продолжалось несколько дней., но однажды он не выдержал и треснул Чинить его было невозможно. Тогда пенал взяли и выбросили.
Вопросы для обсуждения:
- Чего не следовало делать пеналу?
- Почему пенал назвали жадным?
- Как бы поступил щедрый пенал?
- А хорошо быть жадным или щедрым? Почему?
«Две девочки»
В магазине цветов жили две розы. Их купили две девочки. Одна из них заботилась о цветке, и роза чувствовала себя прекрасно. А её подруга постоянно забывала поливать цветок, ленилась ухаживать за ним. Роза обиделась и заболела. Девочка подумала: «Зачем мне этот вялый цветок? Выброшу его» - так и сделала. А добрая девочка нашла этот цветок и не дала ему умереть.
Вопросы для обсуждения:
- Почему первая роза чувствовала себя прекрасно?
- Что случилось со второй розой?
- Как поступила добрая, трудолюбивая девочка?
- Чей поступок тебе понравился больше?
«Воровство»
Что такое, что случилось,
Что это за «волшебство»?
Пропадают вещи, деньги, -
Может это воровство?
Вопросы для беседы:
- Что значит воровать?
- Какого человека называют вором?
- Почему человек ворует?
- Можно ли в магазине взять игрушку и не заплатить за неё?
- Можно ли взять чужую игрушку, если она тебе понравилась?
Уважаемые родители, помните
«золотое» правило нравственности:
«Поступай с другими так,
как ты хотел бы,
чтобы поступали с тобой».
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК
ГОВОРИТ НЕПРАВДУ?
- Важно выяснить, ребёнок солгал преднамеренно или нечаянно
- Если преднамеренно, то какова причина (избежать наказания; привлечь к себе внимание; наличие болезненной потребности обманывать других)
- Нет ли в этом вины взрослых (не завышены ли требования к ребёнку; излишняя гиперопека; ревность между детьми; реакция на жёсткие наказания; не подражает ли ребёнок кому-то из окружающих)
- Не делайте замечание в присутствии посторонних. Постарайтесь наедине пояснить ребёнку почему обманывать – плохо.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ЖАДНИЧАЕТ?
- Как можно чаще употребляйте фразы: «хочешь, я поделюсь с тобой», «хочешь, с тобой поделится брат/сестра» и т.п.
- Чтобы избежать ссор из-за игрушек/принадлежностей в детской среде, применяйте правила очерёдности «по-очереди»
- При появлении жадности оценивайте ребёнка с позиции «плохой поступок»
- Постоянно поощряйте способность ребёнка делиться с окружающими.
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК
ВЗЯЛ ЧУЖУЮ ВЕЩЬ?
- Важно ребёнку пояснить понятия «своё» и «чужое». Почему чужое брать нельзя
- Ребёнок должен усвоить правило, прежде чем взять чужую вещь, нужно попросить разрешение у «хозяина»
- Учите отличать общественную вещь от собственной
РЕКОМЕНДАЦИИ
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ЛЕНИТСЯ?
- Позвольте ребёнку действовать самостоятельно, там где это возможно. Например, спросите: «Ты бы хотел накрыть на стол или приносить посуду, пока я буду накрывать?»
- Определите круг домашних обязанностей ребёнка: «Ты у нас большой, я могу доверить тебе вытереть пыль, убрать игрушки в ящик, помыть посуду» и.т.п., главное, чтобы обязанности были посильны для данного возраста
- Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам!
- Демонстрируйте негативное отношение к лини и безделью
Родителям
о профилактике жадности,
лжи, лени у детей.
Консультация подготовлена
О.В. Марченко,
педагогом-психологом
МБДОУ №5 «Звёздочка» г. Охи
Всегда можно встретиться
пн,вт,ср,пт 8.00 – 15.00
чт 11.00-18.00
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет для родителей по профилактике суицида
В буклете представлены рекомендации для родителей по профилактике суицида среди подростков...
Рекомендации родителям по профилактике гриппа
Будьте здоровы!...
Памятка для родителей по профилактике детского дорожного травматизма "Безопасность детей - забота родителей"
Общероссийская акция по безопасности дорожного движения...
Памятка для родителей "Рекомендации для родителей по профилактике суицидального поведения"
quot;Рекомендации для родителей по профилактике суицидального поведения"...
Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...
Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»
Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»...
Рекомендации родителям (лицам, замещающим родителей) по профилактике вредных привычек у подростков
Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это б...