Родителям о профилактике жадности, лжи и лени
консультация

Марченко Ольга Викторовна

как сформировать у ребёнка старшего дошкольного возраста нравственную основу

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelyam_o_profilaktike_zhadnosti_avtosohranennyy.docx23.02 КБ

Предварительный просмотр:

Уважаемые родители, поговорим о воспитании нравственности у детей….

Нравственные качества  необходимо формировать с раннего возраста. Начиная с 5 лет, ребёнок активно познаёт мир чувств и человеческих отношений. Именно в этот период у ребёнка формируются начальные личностные качества будущего гражданина, его нравственное сознание.

 В пятилетнем возрасте ярко проявляется просоциальное поведение (т.е. бескорыстное поведение, в его основе лежат действия, приносящие пользу другому человеку. Приставка «про» обозначает «действие в интересах кого-то»). Антипод просоциальному поведению – асоциальное поведение.

Ещё, в этом возрасте начинает развивается децентрация – способность к восприятию точки зрения другого ребёнка. Все названные новообразования позволяют формировать у старших дошкольников представления о таких значимых качествах личности, как, например,  доброжелательность, справедливость, трудолюбие, щедрости, ответственности, честности.

Уже к восьми годам  дети устойчиво усваивают основные нормы морали, регулирующие отношения человека к окружающим им людям и самому себе. Вот почему важно УСПЕТЬ! заложить основы нравственности в подрастающем человеке.

Вообще, самый лучший приём воспитания качеств нравственности – это личный пример. Демонтсрируя ребёнку личное поведение, отношение к событиям, людям, работе – мы, тем самым показываем, как нужно поступать и ребёнок это уясняет. Если родитель, к примеру, говорит ребёнку: «не обзывай других детей», но сам обзывает членов семьи – то и ребёнок поступит так же.

Для воспитания нравственности существуют специальные приёмы их легко применять в домашних условиях. Называются эти приёмы «...Поговорим?». В их основе лежат различные истории с обсуждением,  ориентирующие ребёнка на нравственную норму.  

Предлагаю вам несколько историй, для обсуждения с ребёнком, в домашнем кругу:

«Мышка-хвастунья»

Жила-была серенькая мышка и любила похвастать. Ходила и всем говорила, что не боится котов, что может обмануть любого из них. Однажды она хвасталась, хвасталась, сидя на заборе, оступилась и упала прямо кошке в лапы. Все затаили дыхание, как же мышка расправится с котом, а кот взял и проглотил её. Долго потом вспоминали мышку-хвастунью

Вопросы для беседы:

  1. Что случилось с мышкой?
  2. Почему её долго вспоминали?
  3. Тебе жалко мышку-хвастунью? Почему?

«Хвастливый кубик»

Жил в красивом ящике конструктор, и все детали всегда дружили между собой. Но однажды красный кубик сказал, что он – самая главная, самая красивая деталь, кто бы из детей что ни конструировал, всегда его берут.  Жители конструктора попытались возразить кубику, но тот был категоричен: «Если не верите, давайте убедимся. Я вполне могу жить один!». И ушёл от них… Утром дети взяли конструктор и начали играть, а о кубике никто даже не вспомнил. Кубик день ждал, другой и через три дня не выдержал и вернулся. Стыдно было, он на всю жизнь запомнил, что хвастаться плохо.

Вопросы для беседы:

  1. Прав ли был кубик?
  2. Действительно ли он являлся главной деталью конструктора?
  3. Почему рассказ называется «хвастливый кубик»?
  4. Быть хвастливым – это хорошо или плохо?

«Два лентяя»

Давным-давно, говорят, жили два мальчика-лентяя. Пошли они как-то в лес и увидели яблоню. На яблоне росли вкусные-превкусные яблоки. Проголодались лентяи. Один из них говорит:

-Давай потрясём яблоню, хоть яблок поедим.

Вот ещё выдумал, трясти дерево, давай лучше ляжем на землю – яблоко само в рот и упадёт.

Легли они под яблоню, рты раскрыли.

-Послушай, говорит один, а ведь если яблоко упадёт, его жевать придётся.

-И правда, согласился второй.

Так и вернулись они голодными.

Вопросы для беседы:

  1. Почему мальчики вернулись домой голодными?
  2. Хотел бы ты иметь таких друзей?
  3. Если бы ты был знаком с этими мальчиками, что бы ты им сказал?
  4. Правильно ли говорят: труд человека кормит, а лень портит?

«Покупка молока»

Дима пришёл домой из школы, собрался обедать. Мама сказала, что нужно сходить за молоком, у неё не было времени выйти из дому. Мальчик стал возмущаться: «Я не знаю, как покупать молоко, не хочу идти…»

Вопросы для беседы:

  1. Почему так не нужно поступать?
  2. Какие обязанности есть у тебя по дому?
  3. Нравится ли тебе их выполнять?
  4. Быть ленивым – это хорошо или плохо?

«Мама дочке говорила»

        Мама дочке говорила:

-Скоро сварится обед.

В магазин бы ты сходила, -

Видишь, хлеба в доме нет.

Не могу, сказала Лена, -

У меня болит колено.

-Значит плохо наше дело.

И давно болит колено?

-Давно.

-Очень жаль!

А я хотела взять тебя с собой в кино.

Покраснев, сказала Лена:

-Кажется, прошло колено.

Вопросы для беседы:

  1. Тебе понравилось поведение девочки Лены?
  2. Почему дочка сказала маме неправду?
  1. Как бы ты поступил в подобной ситуации?

«Жадный пенал»

Жил пенал в детском саду. Он старался все карандаши и ручки вместить в себя, даже те, которые не должны в нём находиться. Пенал был очень жадным и ни с кем не хотел делиться. Так продолжалось несколько дней., но однажды он не выдержал и треснул Чинить его было невозможно. Тогда пенал взяли и выбросили.

Вопросы для обсуждения:

  1. Чего не следовало делать пеналу?
  2. Почему пенал назвали жадным?
  3. Как бы поступил щедрый пенал?
  4. А хорошо быть жадным или щедрым? Почему?

«Две девочки»

В магазине цветов жили две розы. Их купили две девочки. Одна из них заботилась о цветке, и роза чувствовала себя прекрасно. А её подруга постоянно забывала поливать цветок, ленилась ухаживать за ним. Роза обиделась и заболела. Девочка подумала: «Зачем мне этот вялый цветок? Выброшу его» - так и сделала. А добрая девочка нашла этот цветок и не дала ему умереть.

Вопросы для обсуждения:

  1. Почему первая роза чувствовала себя прекрасно?
  2. Что случилось со второй розой?
  3. Как поступила добрая, трудолюбивая девочка?
  4. Чей поступок тебе понравился больше?

«Воровство»

Что такое, что случилось,

Что это за «волшебство»?

Пропадают вещи, деньги, -

Может это воровство?

Вопросы для беседы:

  1. Что значит воровать?
  2. Какого человека называют вором?
  3. Почему человек ворует?
  4. Можно ли в магазине взять игрушку и не заплатить за неё?
  5. Можно ли взять чужую игрушку, если она тебе понравилась?

Уважаемые родители, помните  

«золотое» правило нравственности:

 «Поступай с другими так,

как ты хотел бы,

чтобы поступали с тобой».

РЕКОМЕНДАЦИИ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК

ГОВОРИТ НЕПРАВДУ?

  • Важно выяснить, ребёнок солгал преднамеренно или нечаянно
  • Если преднамеренно, то какова причина (избежать наказания; привлечь к себе внимание; наличие болезненной потребности обманывать других)
  • Нет ли в этом вины взрослых (не завышены ли требования к ребёнку; излишняя гиперопека; ревность между детьми; реакция на жёсткие наказания; не подражает ли ребёнок кому-то из окружающих)
  • Не делайте замечание в присутствии посторонних. Постарайтесь наедине пояснить ребёнку почему обманывать – плохо.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ЖАДНИЧАЕТ?

  • Как можно чаще употребляйте фразы: «хочешь, я поделюсь с тобой», «хочешь, с тобой поделится брат/сестра» и т.п.
  • Чтобы избежать ссор из-за игрушек/принадлежностей в детской среде, применяйте правила очерёдности «по-очереди»
  • При появлении жадности оценивайте  ребёнка с позиции «плохой поступок»
  • Постоянно поощряйте способность ребёнка делиться с окружающими.

РЕКОМЕНДАЦИИ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК

 ВЗЯЛ ЧУЖУЮ ВЕЩЬ?

  • Важно ребёнку пояснить понятия «своё» и «чужое». Почему чужое брать нельзя
  • Ребёнок должен усвоить правило, прежде чем взять чужую вещь, нужно попросить разрешение у «хозяина»
  • Учите отличать общественную вещь от собственной

РЕКОМЕНДАЦИИ

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ РЕБЁНОК ЛЕНИТСЯ?

  • Позвольте ребёнку действовать самостоятельно, там где это возможно. Например, спросите: «Ты бы хотел накрыть на стол или приносить посуду, пока я буду накрывать?»
  • Определите круг домашних обязанностей ребёнка: «Ты у нас большой, я могу доверить тебе вытереть пыль, убрать игрушки в ящик, помыть посуду» и.т.п., главное, чтобы обязанности были посильны для данного возраста
  • Не делайте за ребёнка то, что он может сделать сам!
  • Демонстрируйте негативное отношение к лини и безделью

Родителям

о профилактике жадности,

лжи, лени у детей.

Консультация подготовлена

О.В. Марченко,

педагогом-психологом

МБДОУ №5 «Звёздочка» г. Охи

Всегда можно встретиться

пн,вт,ср,пт  8.00 – 15.00

чт 11.00-18.00

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Буклет для родителей по профилактике суицида

В буклете представлены рекомендации для родителей по профилактике суицида среди подростков...

Памятка для родителей "Рекомендации для родителей по профилактике суицидального поведения"

quot;Рекомендации для родителей по профилактике суицидального поведения"...

Мастер – класс с участием родителей Повышение профессиональной компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

   Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Малая осведомленность родителей в вопросах патологи...

Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»

Беседа с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «ВСЕ В РУКАХ РОДИТЕЛЕЙ»...

Рекомендации родителям (лицам, замещающим родителей) по профилактике вредных привычек у подростков

Как бы мы ни ограждали ребёнка, но однажды это может случиться. К вашему ребёнку подойдут - и предложат попробовать сигарету, алкогольные напитки или наркотик. Аргументация может быть различной: это б...