Программа работы с родителями
материал
Предварительный просмотр:
Программа работы с родителями
«СОТРУДНИЧЕСТВО»
Введение
Семья- это часть общественной системы.
Семья - важнейший институт социализации подрастающих поколений. Это персональная среда жизни и развития ребенка, качество которой определяется рядом параметров. Социально-культурный параметр зависит от образовательного уровня родителей и их участия в жизни общества; социально-экономический определяется имущественными характеристиками занятостью родителей на работе; технико-гигиенический зависит от условий проживания, оборудованности жилища, особенностей образа жизни; демографический определяется структурой семьи. Какую бы сторону развития ребенка мы ни взяли, всегда окажется, что решающую роль в его эффективности на том или ином возрастном этапе играет семья. Значительное место в системе работы классного руководителя с родителями учащихся отводится психолого-педагогическому просвещению. Накопление психолого-педагогических знаний родителей должно быть тесно связано с развитием их педагогического мышления, практических умений и навыков области воспитания.
Что требуется для того, чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую и социально зрелую личность? В первую очередь необходимо, чтобы учителя и родители действовали как союзники.
Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе, когда он еще не приобрел нужной способности к самоуправлению своими чувствами и поведением. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь зачастую именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов.
Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям при решении ими многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка.
Родители и педагоги - две мощнейших силы в процессе становления личности каждого человека, роль которых невозможно преувеличить. У обеих сторон есть свои преимущества, свои достоинства, своя специфика, и противопоставлять их не следует. Но современные родители - это воспитанники нашей отечественной школы, они несут на себе ее родимые пятна, ее достоинства и недостатки. Как хочется сделать родителей настоящими и искренними помощниками! Ведь от того, как относятся к школе родители, зависит и отношение к ней их детей.
Главные идеи:
1.Семья – основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.
2.Ребёнок – надежда и опора родителей, они вправе надеяться на его помощь, на уважительное отношение к себе.
3.Ребёнок должен расти и развиваться в атмосфере любви, доброты и поддержки, свободных от любых форм насилия.
4.Школа должна помочь ребёнку сохранить и укрепить связь с отчим домом и семьёй.
5.Школа и семья – союзники в формировании творческой личности.
Цель программы: осознание учащимися всех возрастов значимости семьи в жизни любого человека.
Задачи:
1. Создать условия для активного и полезного взаимодействия школы и семьи по вопросам воспитания учащихся.
2. Позитивно влиять на формирование у детей и родителей позитивных семейных ценностей.
3. Способствовать демонстрации положительного опыта воспитания детей в семье.
4. Создавать условия для духовного общения детей и родителей.
5. Преодолевать негативные тенденции в воспитании учащихся в отдельных семьях.
6.Создать систему целенаправленной воспитательной работы для психолого-педагогического просвещения родителей и совместного проведения досуга детей и родителей.
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями учащихся
Родителям и пятиклассников, и восьмиклассников необходимо помогать становиться хорошими родителями. Роль классного руководителя в этом процессе на всех этапах обучения нельзя недооценить. Поэтому главным направлением сотрудничества классного руководителя и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики. К психолого-педагогическому просвещению родителей необходимо привлекать специалистов различных направлений: врачей, юристов, психологов, учителей-предметников.
Психолого-педагогическое просвещение должно носить ярко выраженный опережающий характер. Например, поздно говорить родителям о подростковом возрасте, когда он уже наступил и принёс свои проблемы. Об этом и многом другом необходимо говорить с родителями гораздо раньше, чтобы они спокойно воспринимали те трудности, которые могут встретиться на их родительском пути.
Следующим направлением в организации сотрудничества классного руководителя и родителей является формирование у родителей принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству.
Вхождение родителей в единое школьное пространство начинается с ежегодной, традиционной экскурсии по школьному зданию. Такая встреча поможет родителям оценить изменения в оформлении школы, узнать о достигнутых школой успехах за учебный год, познакомиться с проблемами, которые требуют решения с участием родителей.
Создание ситуации эффективного взаимодействия школы и семьи невозможно, если педагог не будет знакомить родителей своих учащихся с теми требованиями, которые предъявляет школа к ученикам. В первую очередь, это знакомство с Уставом школы, с правилами поведения в классе, спортивном зале, библиотеке, столовой.
Большое внимание классный руководитель должен уделить традициям проведения школьных уроков, внеклассных мероприятий в школе. Ознакомить родителей учащихся класса с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе: родители должны знать, каковы традиции школы и педагога в организации работы с дневниками учащихся, их тетрадями; какова система контроля выполнения домашних заданий, критерии оценки деятельности ученика на уроке.
В пятом классе необходимо познакомить родителей с теми изменениями в урочной деятельности, которые встретятся у детей, с приёмами развитий читательских умений ребят на уроке, с учебниками, по которым они будут учиться, с их структурой. Родителям всегда интересно знать, какие темы в изучении школьных предметов являются наиболее сложными и нуждаются в дальнейшем обсуждении с ребёнком дома.
Родительский коллектив класса необходимо познакомить с перспективами развития детского коллектива, давать им возможность стать активными участниками классных дел, в каждой четверти знакомить с планом воспитательной работы. В планировании воспитательной работы большое внимание уделяется участию самих родителей во всех внеклассных мероприятиях. Родители школьников должны быть вместе со своими детьми в театрах и музеях, на экскурсиях, в походах и поездках, на семейных праздниках и классных часах, на открытых уроках, проводимых по инициативе ребят класса и родителей.
Одним из очень важных направлений в работе классного руководителя является диагностика.
Диагностика в работе с классом помогает выявить проблемные ситуации в отдельных семьях, даёт возможность классному руководителю выбрать правильную линию поведения с родителями тех учеников, положение которых в семье чрезвычайно трудное.
Предварительная диагностика необходима при подготовке:
∙родительских собраний;
∙тематических и индивидуальных консультаций;
∙внеклассных мероприятий;
∙организации поездок и экскурсий.
Оперативная диагностика необходима в конфликтной ситуации между родителями и детьми, при подготовке к собеседованиям, в решении проблем, которые могут возникнуть у школьников друг с другом, а также у родителей и детей.
Итоговая диагностика проводится в конце учебного года: по результатам участия класса в праздниках, классных и школьных конкурсах. Это необходимо для того, чтобы увидеть проводимые мероприятия через призму восприятия всеми присутствующими. Это даст возможность дальнейшего совершенствования работы с семьёй и учащимися.
Очень значимым направлением деятельности классного руководителя с семьями учащихся является коррекционная работа.
Главным назначением коррекционной работы является оказание родителям психолого-педагогической помощи и поддержки в решении проблемных ситуаций семейного воспитания: кризы адаптации к школьному обучению, раннее половое созревание детей, нестабильность положения ребёнка в семье, потеря родителей или близких людей, развод родителей.
Коррекционная работа предполагает организацию мероприятий в классе по профилактике вредных привычек (курение, наркомания).
Индивидуальная коррекционная работа должна быть направлена на работу с семьёй, в которой растут одарённые дети. Задача классного руководителя состоит в том, чтобы создать условия для максимального развития таланта и способностей такого ребёнка, с одной стороны, а с другой стороны – сохранить его душевное спокойствие и комфортное положение в детском коллективе.
Формы взаимодействия классного руководителя и семьи
Групповые | Индивидуальные |
∙ родительские собрания ∙заседания родительского комитета ∙ лекции приглашенных специалистов | ∙индивидуальные консультации ∙беседы ∙посещения на дому |
Основные направления организации сотрудничества классного руководителя с родителями
Программа включает следующие мероприятия по приоритетным направлениям в сфере совместной деятельности классного руководителя, родителей и учащихся:
⮚ изучение семей учащихся;
⮚работа с родителями;
⮚ работа с проблемными семьями;
⮚ сотрудничество учителей и родителей в организации воспитательной работы в классе;
⮚ работа с семьей в системе дополнительного образования;
⮚ работа с педагогическими кадрами.
Направления сотрудничества | Цель | Мероприятия |
Изучение семей учащихся и знакомство их с системой обучения в школе
| Изучение семей учащихся | Предусматриваются: - изучение семей учащихся; - создание банка данных; - формирование единых педагогических требований; - составление социальных паспортов семей; - посещение семей; - диагностика
|
Работа с родителями | Повышения педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребенка в семье и школе, вовлечение их в воспитательный процесс школы
| Создание условий для участия семей в воспитательном процессе школы: -дни открытых дверей в школе; день семьи; - классные родительские собрания; - занятия для родителей; - дни «открытых уроков»; - тематические собрания с привлечением специалистов - индивидуальная работа с родителями; - внеклассные мероприятия с привлечением родителей. |
Работа с проблемными семьями | Оказание помощи проблемным семьям, снижение правонарушений среди подростков, устранение злоупотреблений со стороны недобросовестных родителей, уменьшение количества проблемных семей.
| Предусматриваются: - регулярное посещение проблемных семей; - проведение малых педсоветов; - совместная профилактическая работа с Советом профилактики правонарушений; - индивидуальные беседы и консультации; - изучение данных о занятости учащихся в кружках и секциях; - составление банка данных; -составление индивидуальных программ воспитания; ведение ежедневного учета пропусков занятий учащихся, склонных прогуливать уроки без уважительной причины |
Сотрудничество классного руководителя и родителей в организации воспитательной работы в классе;
| Создание единого воспитательного пространства «родители – дети – классный руководитель».
| - работа родительского комитета; -создание инициативной группы родителей; - поиск родителей – спонсоров классных внеклассных мероприятий; - помощь родителей в приучении детей к выполнению режима дня и правил для учащихся; -посещение членами родительского комитета «проблемных семей»; -организация ремонта кабинета. |
Работа с семьями одаренных детей | Развитие познавательных способностей учащихся | Предусматриваются: - оказание помощи в устройстве учащихся в школы дополнительного образования (ШДО), -беседы с родителями по оказанию помощи учащимся в организации режима дня. |
Работа с семьей в системе дополнительного образования
| Развитие творческих способностей учащихся.
| Предусматриваются: - оказание помощи в устройстве учащихся в кружки и спортивные секции; - привлечение родителей для ведения мини-кружков по интересам; |
6. Работа с педагогическими кадрами
| Вовлечение всех учителей предметников в воспитательный процесс класса.
| Предусматриваются: - беседы с учителями предметниками, ведущими уроки в классе; - посещение уроков класса; - оказание помощи в организации индивидуальной работы педагогов с учащимися класса |
Огромную роль в сотрудничестве родителей учеников и классного руководителя играет родительский комитет класса.
Родительский комитет класса– это объединение родителей, деятельность которых направлена на всемерное содействие педагогическому коллективу учителей, работающих в классе, классному руководителю в организации сотрудничества семьи и школы на благо учащихся класса.
Родительский комитет выбирается на родительском собрании в начале учебного года сроком на один учебный год. В него могут быть избраны родители любого ученика класса по их желанию или по предложению большинства участников родительского собрания класса.
Председатель родительского комитета выбирается из числа избранных членов родительского комитета на первом заседании.
О своей деятельности родительский комитет отчитывается перед родительским собранием.
Родительский комитет класса участвует в заседаниях Совета школы, в школьных конференциях, встречах родительских комитетов со школьной администрацией.
Заседания родительского комитета проходят 3-4 раза в учебную четверть. Принятые решения фиксируются в протоколе, который хранится у председателя родительского комитета.
Родительский комитет класса обязан:
∙ Помогать классному руководителю в налаживании контакта с коллективом родителей;
∙ Вовлекать родителей в совместную деятельность с детьми;
∙ Влиять на формирование культуры родительского общения;
∙ Быть посредником между семьёй, школой, общественными организациями в трудных жизненных ситуациях;
∙ Стимулировать подвижничество и ответственность в воспитании подрастающего поколения;
∙ Выступать с инициативами и предложениями по улучшению образовательно-воспитательного процесса в школе;
∙ Соблюдать этические нормы в общении с учащимися, их родителями и педагогами.
Родительский комитет имеет право:
∙ Активно участвовать в организации образовательно-воспитательного процесса в классе;
∙ Помогать классному руководителю и школе в приобретении учебников и пособий;
∙ Посещать вместе с классным руководителем учащихся на дому;
∙ Присутствовать на уроках и внеклассных мероприятиях;
∙ Высказывать своё мнение о проводимых в классе мероприятиях;
∙ Принимать совместно с классным руководителем определённые меры воздействия к тем родителям, которые не занимаются воспитанием своих детей;
∙ Проводить беседы с проблемными учащимися;
∙ Поддерживать тесный контакт с правоохранительными органами и общественными организациями в защиту прав и интересов ребёнка и семьи;
∙ Привлекать в случае необходимости различного рода специалистов для решения проблем семьи.
Примерный план работы родительского комитета на учебный год.
Месяц | Мероприятия |
Август | 1. Заседание родительского комитета, посвященного началу учебного года. 2. Встреча родительского комитета предыдущего учебного года с классным руководителем, определение кандидатур родителей для работы в новом родительском комитете. 3. Родительское собрание «Скоро в школу». Выборы членов родительского комитета. Знакомство с планов воспитательной работы на новый учебный год. |
Сентябрь | 1. Встреча родительских комитетов классов с администрацией учебного заведения. Экскурсия по школе, знакомство с планированием и основными задачами работы учебного заведения на новый учебный год. 2. Организация похода на природу. 3. Изучение родительским комитетом вопроса организации питания учащихся в новом учебном году |
Октябрь | 1. Рейд-проверка читательских формуляров учащихся класса в школьной библиотеке. Подготовка к конкурсу «Юного читателя» 2. Родительская конференция «Моя любимая книга» |
Ноябрь | 1. Классное родительское собрание «Итоги 1 четверти». 2. Поход в театр учащихся класса вместе с родителями. Совместное обсуждение «Театр в жизни нашей семьи» |
Декабрь | 1. Подготовка сценария празднования Нового года. 2. Оформление подарков и сюрпризов для учащихся. 3. Подведение итогов учебной деятельности учащихся класса за первое полугодие. Благодарственные письма родителям. |
Январь | 1. Заседание родительского комитета. Подведение итогов работы родительского комитета за первое полугодие. Тематическое родительское собрание «Роль общения в жизни школьника» 2. Встреча родительского комитета класса с учителем физической культуры и школьным врачом. |
Февраль | 1. Смотр-конкурс «Маленькие тайны дневника школьника». Анализ родительским комитетом отношения семей учащихся к ведению школьного дневника. 2. Подготовка праздничной встречи поколений ко Дню защитника Отечества. Поздравление пап, дедушек, мальчиков класса. |
Март | 1. Подготовка концерта к дню 8 марта. 2. Обсуждение проблем нравственных устоев личности. |
Апрель | 1. Участие родителей в неделе творчества класса. 2. Посещение уроков родителями класса. 3. Индивидуальные консультации для родителей психолога школа, социального педагога, врача школы. 4. Родительское собрание «Учение в радость» |
Май | 1. Подготовка к митингу, посвященному празднику Победы. 2. Подготовка праздничного вечера «Вот и стали мы на год взрослее». |
Июнь | 1. Участие родительского комитета в ремонте классного кабинета, подготовка необходимых учебных пособий по различным предметам к новому учебному году. 2. Годовой отчет о работе родительского комитета. |
План работы классного руководителя с родителями 5-6 класса (2019- 2021гг.)
Родительские собрания | 5 класс | 20019 - 2020 учебный год | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть |
Ваш ребёнок – восьмиклассник. Жизненные цели подростка | Как помочь подростку приобрести уверенность в себе. | О трудностях учения | Ваш ребёнок влюбился… | |||
6 класс | 2020-2021 учебный год | Как научиться быть ответственным за свои поступки. Уроки этики поведения для детей и взрослых | Поговорим о дружбе | Склонность и интересы подростков в выборе профессии | Как подготовить ребёнка и себя к будущим экзаменам | |
Открытые мероприятия для родителей | 5 класс | 2019-2021 учебный год | День открытых дверей в школе | Моя мамочка-лучшая на свете | Хобби моей семьи (взгляд со стороны ребёнка) | - |
6 класс | 2019-2021 учебный год | Я эту землю родиной зову | Моя семья – моё богатсво | Профессии моих родителей | - | |
Досуговые мероприятия | 5 класс | 2019-2021 учебный год | Волшебница осень (Фотовыставка родителей и учеников; выставка рисунков учащихся, посещающих школу искусств; час поэзии – чтение произведений русских авторов об осени) | Новогодний серпантин | Экскурсия в п. Русскинские в краеведческий музей | «Ура! Каникулы!!!» Майский семейный турслет |
6 класс | 2020-2021 учебный год | Откуда я родом. Изучаем родословную | Новогодний серпантин | Экскурсия в диспетчерскую ЖД. Экскурсия на городской хлебозавод. | Чаепитие в классе | |
Семейные КТД( коллективные творческие дела) | 5 класс | 2019-2020 учебный год | - | Конкурс поделок, выполненных совместно учеников с родителями (папы), посвященных Дню матери: «Тебе, родная, посвящаю!» | - | «Спасибо деду за Победу!» – участие в школьных спортивных состязаниях, посвящённых Дню Победы |
6 класс | 2020-2021 учебный год | Откуда я родом. Изучаем родословную (выставка презентаций, семейных альбомов, сочинений ) | - | Профессии моих родителей (конкурс презентаций) | «Спасибо деду за Победу!» – участие в параде, посвящённом Дню Победы |
Родительские собрания
Одной из важных форм установления контактов классного руководителя с семьями учащихся является классное родительское собрание. Главное его предназначение – согласование, координация и интеграция усилий классного руководителя и семьи в создании условий для развития духовно богатой, нравственно чистой и физически здоровой личности ребенка.
Классные родительские собрания эффективны лишь тогда, когда на них не только подводятся итоги успеваемости, но и рассматриваются актуальные педагогические проблемы. На таких собраниях обсуждение успеваемости учащихся не самоцель, а мостик к той или иной проблеме. При подготовке и проведении родительского собрания следует учитывать ряд важных положений:
Атмосфера сотрудничества школы и семьи по реализации программы усиления плюсов и ликвидации минусов в характере и поведении ребенка.
- Интонация собрания: советуем, размышляем вместе.
- Профессиональный задел педагога - знания, компетентность (знание жизни каждого ребенка не только в школе, но и за ее пределами, представление об уровне их потребностей, состоянии здоровья, отношений в детском коллективе).
- Добрые, доверительные отношения (доброжелательность, сердечность, взаимопонимание, взаимопомощь).
- Главные показатели эффективности родительского собрания - это активное участие родителей, атмосфера активного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.
Тематика родительских собраний с 5-й по 9-й классы
5-й класс
Тема собрания | Задачи собрания | Форма работы | Вопросы для обсуждения | Подготовительная работа |
Тема 1. «Трудности адаптации пятиклассников – первые радости и неудачи».
| 1. Познакомить родительский коллектив с особенностями адаптации детей к обучению в 5-м классе. 2. Предложить практические советы по адаптации ребёнка к школе. | Форма проведения: круглый стол.
| 1. Роль семьи и ее значение в адаптации школьника в связи с новым качеством обучения и возрастными особенностями ( выступление психолога). 2. Законы школьной жизни в обучении и воспитании школьника (выступление классного руководителя). 3. Требования к изучению и подготовке предметов (выступление учителей предметников). 4. Знакомство с результатами медосмотра 5 –классников. | 1. Анкетирование учителей, работающих в классе. 2. Анкетирование родителей пятиклассников. 3. Выставка рисунков детей «Мои первые дни в 5-м классе». Родительский комитет готовит фотовыставку «Ура! Мы – пятиклассники». 4. Приглашение врача и психолога |
Тема 2. Роль общения в жизни школьника.
| 1. Познакомить родителей с проблемами общения в детском коллективе 2. Наметить меры по преодолению проблем в общении | Беседа
| 1. Значение общения ребенка в семье. 2. Проблемы общения в детском коллективе. 3. Задачи школы и коллектива класса по преодолению проблем в общении. | 1. Анкетирование учащихся 2. Анкетирование родителей |
Тема 3. Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.
| 1. Познакомить родителей с ролью книги в развитии познавательных и нравственных качеств личности.
| Лекция классного руководителя о влиянии культурных традиций семьи на познавательную активность ребенка | 1. Книга и ее значение в развитии познавательных и нравственных качеств личности. 2. Культурные традиции семьи. 3. Влияние культурных ценностей семьи на познавательное развитие ребенка. 4. Рассказы родителей о традициях семьи по формированию культурных ценностей: чтение книг, газет, журналов; посещение театров и музеев; знакомство с природой; и т.д.
| 1. Анкетирование учащихся 2. Анкетирование родителей |
Тема 4. Итоги учебного года – «Вот и стали мы на год взрослее».
| 1.Проанализировать работу за год. 2.Подвести итоги. | Устный журнал | 1. Конкурс на лучший гимн класса. 2. Сюрпризы на тему: «В будущем году тебе желаю…» 3. Награждение родителей за активное сотрудничество с классом. | 1. Составить презентацию. 2. Подготовить грамоты и дипломы для награждения детей и родителей. 3. Подготовить номера художественной самодеятельности |
6-й класс
Тема собрания | Задачи собрания | Форма работы | Вопросы для обсуждения | Подготовитель-ная работа |
Тема 1. Психолого-возрастные особенности шестиклассников. | 1. Познакомить родителей с особенностями взросления ребенка в 6 классе 2. Наметить меры по корректировке многообразных влияний на школьника | Практикум
| 1.Место подросткового периода в развитии личности ребенка. 2.Анатомо- физиологические изменения в организме подростка. 3.Первые признаки возникновения чувства взрослости. Стремление к самоуважению. 4.Учет физических и психологических особенностей, сочетание уважения личности с требовательностью к ней, согласованность воздействия семьи и школы, разумная корректировка многообразных влияний на школьника. 5.Практические вопросы: Консультация врача, учителя физической культуры для родителей. Анкета для родителей: "Искусство жить с детьми" | 1. Консультация врача, учителя физической культуры для родителей. 2. Анкета для родителей: "Искусство жить с детьми" |
Тема 2. "Домашняя учебная работа шестиклассника".
| 1.Показать родителям значимость выполнения учащимися домашних заданий. 2.Предложить родителям рекомендации по контролю выполнения домашних заданий школьникам. 3. Дать рекомендации родителям по организации самообразования школьника. | Беседа: | 1. Повышение уровня умственной деятельности. Изучение предметов математического цикла. 2. Воспитание подростка и развитие у него наблюдательности. 3. Развитие памяти. Воображение и фантазия. Особенности мыслительной деятельности. 4.Самостоятельность составления школьником своего режима дня и воспитание привычки к соблюдению режима. 5. Причины нарушений выполнения учебных обязанностей шестиклассников, отношение к ним родителей. 6. Рекомендации в установлении определенного порядка в домашней работе ученика, в зависимости от характера занятий и особенностей его личности. 7. Практическое задание: Тест для родителей. | 1.Диагностичес-кое исследование мнения учащихся, учителей и родителей по теме собрания. 2. Подготовка с учащимися плаката-коллажа «Я учу уроки». 3. Подготовка памяток для учащихся по выполнению домашних заданий по разным предметам. 4. Выставка тетрадей учащихся с различными видами домашних заданий. 5. Газетные статьи по проблеме собрания. |
Тема 3. "Нравственное воспитание детей в семье". | 1. Воспитание у подростков в семье чувства товарищества, принципиальности, честности, дружбы. 2. Воспитание уважения и заботливого отношения к людям, скромности. 3. Правильное отношение родителей к дружбе мальчиков и девочек. 4. Забота родителей о заполнении свободного времени подростков | Конференция для родителей | 1. Вступительное слово учителя. 2. Выступления родителей: ⮚ Воспитание у подростков в семье чувства товарищества, принципиальности, честности, дружбы. ⮚ Воспитание уважения и заботливого отношения к людям, скромности. ⮚ Правильное отношение родителей к дружбе мальчиков и девочек. ⮚ Забота родителей о заполнении свободного времени подростков творческими занятиями. 3.Педагогический практикум. | 1. Подготовка выступлений родителей по теме собрания. 2. Задания педагогического практикума |
Тема 4. "Духовный мир подростка".
| 1. Показать родителям необходимость проявлять интерес к духовному миру ребенка. 2. Наметить меры по расширению духовного мира ребенка с помощью различных средств | Беседа
| 1. Необходимость внимания родителей к духовному миру школьника, знание его интересов и устремлений. 2. Потребности подростков. Потребности в общении со сверстниками, старшими. 3. Интересы подростков. Их изменения и психологическаяхарактеристик. 4. Читательские интересы подростков, любимая книга и любимые герои. Кино, театр, телевидение в жизни детей. Педагогический практикум: ⮚ Обсуждение с родителями письма матери… ⮚ Консультация школьного библиотекаря о расширении читательских интересов подростков, формирование читательской культуры. | 1.Анкетирова-ние учащихся и родителей. 2. Памятка родителям. |
Тема 5. "Что делает подростка "трудным"?
| 1.Помочь родителям понять значение в жизни ребёнка физиологических и психологических изменений, обратить внимание на собственное поведение в этот период. 2. Обсудить определённые правила поведения родителей в период полового взросления детей. | Беседа, психологи-ческий практикум | 1.Психолого-педагогическая характеристика "трудных" подростков. 2. Ошибки в школьном и семейном воспитании. Характер отношений и требований взрослых к "трудным" подросткам. 3. Профилактика и предупреждение правонарушений несовершеннолетних. Практикум: 1. Консультации психолога, социального педагога, нарколога, инспектора ПДН. 2. Обсуждение педагогической ситуации. | 1.Подготовка различного статистического материала по проблеме. 2.Выпуск родительской газеты. 3.Диагностика детей и родителей. 4. Классный час «Кто я? Какой я?». 5.Памятка для родителей по теме собрания. 6. Ситуации для обсуждения |
7-й класс
Тема собрания | Задачи собрания | Форма работы | Вопросы для обсуждения | Подготовитель-ная работа |
Тема 1. Психологи-ческая отчужден ность и проблемы становления личности. | 1. Выяснить роль семьи в формировании личности ребенка. 2. Определить зависимость поведения родителей от типа семейных отношений | Беседа
| 1. Роль семьи в формировании личности ребенка:
2. Зависимость родительского поведения от типа семейных отношений. 3. Эмоциональные деструктивные связи в семье и их влияние на формирование личности детей. 4.Практикум: Диагностика «На сколько вы хорошо знаете своего ребенка». | 1.Анкетирование учащихся и родителей. 2. Памятка родителям |
Тема 2. Психолого-педагогические аспекты ранней наркомании у детей и подростков.
| 1. Познакомить родителей с факторами, обуславливающими наркотическое заражение. 2. Определить меры помощи подростку в данной ситуации. | Беседа
| 1.Факторы, обуславливающие раннее наркотическое заражение: семья; характер; возраст. 2. Молодежная наркогенная субкультура, как социальный феномен: ⮚идеология наркогенной субкультуры; ⮚компоненты наркогенной субкультуры ⮚молодежные движения, как носители наркогенной субкультуры 3. О признаках употребления наркотиков: а) препараты из конопли б) опиумные препараты; в)психостимуля-торы. 4. Семьи подростков, использующих наркотические или токсикологические вещества. | 1.Анкетирование учащихся и родителей. 2. Подбор газетных источников о наркомании. 3. Оформление стенда «Нет наркотикам!» |
Тема 3. Детская агрессия.
| 1. Обсудить с родителями причины агрессивности и её влияния на взаимодействия подростка с окружающими людьми. 2. Формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности, возможных путей её преодоления. | Откровенный разговор | 1. Анализ проблемы агрессивности:
2. Роль семьи в проявлении детской агрессивности 3. Поощрение, наказание в семье 4. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности расположение. 5. Чем характеризуется и как влияет на преодоление агрессивности неприятие. 6. Законы преодоления детской агрессии. 7.Практикум: Экспресс - анкетирование родителей по проблеме собрания. | 1. Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания. 2. Классный час «Десять моих «Я». 3. Сочинение учащихся «Со мною что-то происходит…». 4. Анализ исследований психологической службы школы по проблеме детской агрессивности (по классу). 5. Памятка для родителей. |
Тема 4. Психофизи-ческое развитие подростков.
| 1. Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста. 2. Определить – что является в этот период жизни для ребенка главным? 3. Представить каким видит себя подросток. |
| 1. Трудный возраст:
2. Физическое состояние учащихся: Акселераты и Ремарданты. 3. За что ведет борьбу ребенок в этом возрасте? 4. Какими видят себя подростки. 5. Психологическая разминка. | 1. Памятки для родителей 2.Психологичеc- кие ситуации |
8-й класс
Тема собрания | Задачи собрания | Форма работы | Вопросы для обсуждения | Подготовительная работа |
Тема 1. О трудностях учения.
| 1. Познакомить родителей учащихся с результатами учебной четверти. 2.Показать родителям достижения и неудачи в учебном труде подростков. 3.Проанализиро-вать причины учебных неудач школьников. | Семинар-практикум | 1. Вступительное слово по теме собрания (выступление классного руководителя). 2. Анализ развития уровня интеллектуальных умений детей (выступление психолога) 3. Общий и индивидуальный анализ учебных результатов за четверть. 4. Анализ уроков посещенных родительским комитетом. 5. Анализ анкет учащихся, родителей и учителей 7. Подведение итогов.
| 1. Анализ учебных результатов школьников за четверть. 2. Сравнительный анализ интеллектуального развития 5-го и 8-го классов. 3. Анкетирование учащихся, родителей, учителей-предметников. 4. Посещение уроков по разным предметам родительским комитетом класса. 5. Подготовка списка литературы родителям для развития интеллектуальных умений школьника дома. |
Тема 2. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.
| 1. Выяснить роль семьи в развитии моральных качеств подростка. 2. Наметить меры по развитию моральных качеств подростка | Беседа
| 1. Закон и ответственность (выступление представителя правоохранительных органов). 2. Анализ классным руководителем развития коллектива класса за несколько лет и определение задач на будущее. 3. Разбор нравственных ситуаций. 4. Анализ анкетирования детей и родителей по теме собрания. | 1. Анкетирование учащихся и родителей. 2. Памятка родителям |
Тема 3. Принципы и методы воспитания детей в семье.
| 1. Познакомить родителей с связью семейного воспитания и жизнью общества. 2. Определить социум подростка | Диспут
| 1. Связь семейного воспитания с жизнью общества. 2. Систематичность и последовательность воспитания. 3. Социум подростка. | 1. Анкетирование учащихся. 2. Анкетирование родителей |
Тема 4. Жизненные цели подростка
| 1.Определить жизненные цели подростка. 2. Наметить меры по оказанию помощи в выборе правильного пути подростком | Дискуссия
| 1. Жизненные цели подростка (вступительное слово классного руководителя) 2. Анализ анкет учащихся. (Тест «Вверх по лестнице», 3. Сочинение размышление «Письмо самому себе».) 4. Дискуссия по вопросу собрания. 5. Обсуждение памятки родителям. 6. Подведение итогов | 1. Анкетирование учащихся 2. Сочинение – размышление 3. Памятка родителям |
9-й класс
Тема собрания | Задачи собрания | Форма работы | Вопросы для обсуждения | Подготовительная работа |
Тема 1. Роль самооценки в формировании личности.
| 1. Показать родителям важность «самооценки» в формировании личности подростка. 2. Наметить меры по повышению самооценки ребенка | Диспут
| 1. Понятие «самооценка». Формирование самооценки личности. 2. Результаты тестирования по шкале тревоги Спилберга. 3. Меры по повышению самооценки ребенка. 4. Подведение итогов.
| 1. Анкетирование учащихся 2. Анкетирование родителей |
Тема 2. Помощь семьи в правильной профессиональной ориентации учащегося.
| 1. Показать родителям значение раннего определения профессиональных склонностей и способностей девятиклассников. 2. Формировать у родителей понимание значения самостоятельного выбора будущей |
| 1. Информация о учебных заведениях, в которые может поступить учащийся после 9 класса. 2. Анализ профессиональных интересов девятиклассников и отношение к ним родителей. 3. Рекомендации психолога по профориентации.
| 1. Анкетирование учащихся и родителей. 2. Приглашение представителей центра труда и занятости, представителей средних специальных учебных заведений. 3. Написание сочинений на тему «Профессии моей семьи». 4. Подготовка памятки для учащихся и родителей. |
Тема 3. Анализ учебной работы учащихся 9 классов.
| 1. Обсудить с родителями результаты успеваемости учащихся за I полугодие.
| Круглый стол | 1. Анализ отношения к учебе ( выступление учителей-предметников). 2. Анализ контрольных работ, диктантов и т.д. 3. Собеседование администрации школы с неуспевающими учащимися. | 1.Анализ учебных результатов школьников. 2.Изучение мнения учителей-предметников. 3.Проведение классного часа «Поговорим перед экзаменами…»
|
Тема 4. Анализ подготовки учащихся к экзаменам
| 1.Подготовить родителей учащихся к новой жизненной ситуации – сдаче их детьми экзаменов за курс базовой школы. | Беседа
| 1. Значение семьи в ответственные моменты жизни. 2. Готовность учащихся к сдаче экзаменов. 3. Эмоциональное состояние ребенка при сдаче экзамена (практические советы родителям) | 1. Беседы с учителями предметниками 2. Подготовка памяток для родителей по организации режима дня школьника перед экзаменами. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта:
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
Программа работы с родителями учащихся с выраженным недоразвитием интеллекта: "Уважая, Доверяя, Поддерживая"
Каждый родитель связывает с рождением ребёнка большие надежды на то, что он будет здоровым, умным и красивым. Сообщение о том, что ребёнок имеет физическую или психическую проблему, наносит семье боль...
программа работы с родителями
программа работы с родиелями на 2011-2012 уч.г....
Программа работы с родителями "Мостик"
Первый лист программы работы с родителями. Заинтересовавшихся полной версией, просьба, обращаться лично....
Программа работы с родителями "Ученик, родитель, я - вместе дружная семья"
Программа по воспитательной работе с учениками и родителями...
Программа работы с родителями (законными представителями) «Гимназия для родителей» на 2017 – 2019 гг. (8-9 класс)
Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребёнка. Воспитательная функция семьи должна рассматриваться в трёх аспектах:1....