Стратегии работы с одаренными детьми
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
В статье подробно рассматриваются стратегии работы с одаренными детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
strategii_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 19.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Стратегии работы с одаренными детьми
Стратегия ускорения позволяет учесть потребности и возможности определенной категории детей, отличающихся высоким темпом развития. Следует иметь в виду, что ускорение обучения оправдано лишь по отношению к обогащенному и в той или иной мере углубленному учебному содержанию. Ускорение обучения наиболее подходит для школьников с математической и лингвистической одаренностью.
В качестве организационных форм ускорения могут рассматриваться:
- индивидуализация обучения;
- «перескакивание» одаренного ребенка через класс (несколько классов) в обычной школе.
Достоинства: создание условий для интеллектуального развития, самореализация одаренных школьников.
Недостатки: несоответствие интеллектуального уровня физическому и личностному развитию; непринятие педагогическим коллективом и одноклассниками; более раннее окончание школы, что затрудняет дальнейшее образование и трудоустройство одаренных школьников. Недостатки во многом снимаются при обучении одаренных школьников по углубленным и обогащенным программам.
Стратегия углубления эффективна по отношению к детям, которые обнаруживают экстраординарный интерес по отношению к той или иной конкретной области знания или области деятельности. При этом предполагается более глубокое изучение тем, дисциплин или областей знания.
В качестве организационных форм углубления могут рассматриваться
- использование методов опережающего обучения, способствующих более глубокому усвоению учебного материала;
- обучение мышлению (целенаправленное развитие интеллектуально-творческих способностей ребенка).
Достоинства: высокий уровень компетентности в соответствующей области знания, благоприятные условия для интеллектуального развития учащихся и т. п.
Недостатки: не все дети с умственной одаренностью достаточно рано проявляют интерес к какой-то одной сфере знаний или деятельности, их интересы носят широкий характер. Углубленное изучение отдельных дисциплин, особенно на ранних этапах обучения, может способствовать «насильственной» или слишком ранней специализации, наносящей ущерб общему развитию ребенка. Эти недостатки во многом снимаются при обучение по обогащенным программам.
Стратегия обогащения обучения ориентирована на качественно иное содержание обучения с выходом за рамки изучения традиционных тем за счет установления связей с другими темами, проблемами или дисциплинами. Кроме того, обогащенная программа предполагает обучение детей разнообразным способам и приемам работы. Такое обучение может осуществляться в рамках традиционного образовательного процесса, а также через погружение обучающихся в исследовательские проекты, использование специальных интеллектуальных тренингов по развитию тех или иных способностей и т. д.
Отечественные варианты инновационного обучения могут рассматриваться как примеры обогащенных программ.
В качестве организационных форм обогащения обучения могут рассматриваться:
- изменение не темпа (скорости) усвоения, а увеличение объема, или интенсивности обучения;
- профильные классы.
Достоинства: расширение кругозора; обогащение без установки на ускорение как на самоцель. Это дает ребенку возможность созревать эмоционально в среде сверстников, одновременно развивая свои интеллектуальные способности на соответствующем уровне.
Недостатки: обучающиеся часто высокомерно относятся к сверстникам, которые, по их мнению, с трудом усваивают азбучные истины.
Исследовательское обучение.
Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский творческий характер, и таким образом передать обучающемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей. В исследовательском методе в качестве основы выступают не знания, преподносимые детям в готовом виде, а их организованный, творческий поиск. Оно позволяет максимально учесть особенности одаренных детей.
Достоинства: дает полноценные, хорошо осознанные, оперативно и гибко используемые знания, которые ученик умеет применять в жизни.
Недостатки: педагог должен уметь увлечь обучающихся дидактически ценной проблемой, сделав ее проблемой самих детей.
Проблематизация.
Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем, этот метод очень близок к исследовательскому обучению. Фокус обучения в этом случае – использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций, что способствует формированию у обучающихся личностного подхода к изучению различных областей знаний, а также рефлексивного плана сознания.
Подобные программы не существуют как самостоятельные (учебные, общеобразовательные), а являются либо компонентами обогащенных программ, либо существуют в виде специальных тренинговых вне учебных программ.
Проблемное обучение предполагает, что обучающийся выделяет и ставит проблему, предлагает возможные решения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения. Учитель стремится не только передать определенную совокупность знаний, но и помочь делать самостоятельные выводы и открытия. Ученики спорят друг другом и оценивают разные возможности ответов. Для этого обучающихся необходимо обучать умению видеть проблемы.
Достоинства: усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути, процесса получения этих результатов, формирование познавательной самостоятельности ученика
Недостатки: не весь учебный материал можно построить в виде проблем; проблемное обучение не способствует отработке навыков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Рекомендации по работе с одаренными детьми в школе...
Методическая разработка с одаренными детьми в ДШИ «Особенности работы с одаренными детьми в условиях дополнительного образования»
Система работы с одарёнными детьми посвящён комплексному исследованию условий для внедрения в образовательный процесс учреждения развивающих форм и методов обучения, направленных на ...
ПРИМЕНИЕ СТРАТЕГИИ ФОРМИРУЮЩЕГО ОЦЕНИВАНИЯ В РАБОТЕ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.
Феномен одаренности по-прежнему остается загадкой. Но наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего их реальные жизненные проявления,...
Организация работы с одаренными детьми. Индивидуализация работы с одаренными детьми.
Практика развития творческого потенциала одаренных учащихся предполагает разработку и реализацию специальных образовательных программ, учебного плана и учебных ...
Система работы с одаренными детьми. Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми.
Рекомендации педагогам по работе с одаренными детьми....
Программа работы с одаренными детьми «Работа с одаренными детьми в общеобразовательной школе на уроке музыки»
Программа работы с одарёнными детьми разработана с учетом особенностей современной системы образования, в соответствии с программой развития МБОУ «СШ №25» и является основой для работы с о...