Память первоклассника: как улучшить?
статья

Шатова Ольга Васильевна

Статья на тему: "Как улучшить память первоклассника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx106.97 КБ

Предварительный просмотр:

                                               ПАМЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА: КАК УЛУЧШИТЬ?

Когда возникает память?

Способность запоминать лица и предметы, осознанно радоваться любимым родственникам и игрушкам у ребёнка появляется в девять месяцев. Проверить этот факт просто – удалите из поля зрения малыша его обожаемого мишку, и ребёнок тут же примется зрительно его искать. Это свидетельствует о том, что кроха помнит, что у него есть такая игрушка, и прекрасно знает, как она выглядит.

В возрасте 3–4 лет память ребёнка особенная, непреднамеренная. То есть малыш не пытается получше запомнить тот или иной факт, реалии и эмоции запоминаются сами собой. Однако именно детское восприятие вкупе с тем, когда люди, предметы, события перемежаются со связанными с ними эмоциями, отражает общеизвестный факт: дошкольники лучше всего запоминают явления, связанные с эмоциональной стороной жизни. Соответственно, для того чтобы ребёнок испытывал желание получать новые знания, сам процесс обучения должен вызывать положительные эмоции. Связь «эмоция – память» найдёт мгновенное отражение и в процессе учёбы. Если изучаемое на уроках абсолютно неинтересно малышу, если на занятиях он чувствует себя некомфортно, то процесс обучения будет сопровождаться негативными эмоциями, а следовательно, и запоминаться новая информация будет медленно и плохо.

Дошкольники лучше всего запоминают явления, связанные с эмоциональной стороной жизни. Чтобы ребёнок испытывал желание получать новые знания, сам процесс обучения должен вызывать положительные эмоции.

Детская память

Начинать заниматься развитием памяти ребёнка нужно с младшего школьного возраста. Новая информация благодатно принимается детьми, и следует учить ребёнка выбирать из огромного потока новостей только важное и нужное. Детская память тоже «не резиновая», и в противном случае ребенок будет с лёгкостью впитывать пустые новости, а для действительно полезной информации у него просто не останется «места».

Уже первый класс начальной школы готовит для детей первые трудности. Именно в первом классе каждый ребёнок сталкивается с новым видом деятельности – обучением. Причём обучением серьёзным – с дисциплиной, с концентрацией, с большим потоком информации, с необходимостью не только слушать и понимать, но и воспроизводить услышанное. К сожалению, далеко не все первоклассники успешно справляются с новой школьной нагрузкой.

Причины ухудшения памяти у первоклассника

Усталость. В первую очередь врагом памяти может стать банальная усталость. Плохой сон, отсутствие режима, повышенная нагрузка, связанная с учёбой и занятиями в секциях, – всё это негативно влияет не только на общее самочувствие ребёнка, но и на развитие его памяти.

Повышенная нагрузка. Чрезмерное количество дополнительных занятий в секциях, кружках и клубах не только физически не позволяет ребёнку «продохнуть», но и настолько загружает малыша, что его способность к восприятию и запоминанию новой информации резко снижается. Как и взрослые после тяжёлого рабочего дня только и мечтают добраться до тёплой постели, так и «загнанный» бесчисленными занятиями и тренировками ребёнок уже не имеет желания, да и не в состоянии учиться.

Стресс. Если вовремя не заметить, что ребёнок с трудом справляется со своей нагрузкой, и не изменить его расписание (уменьшить количество дополнительных занятий, перенос тренировок на другое время и т.д.), то вместо увлечённого, умного и счастливого  рядом может оказаться затюканный ребёнок в стрессе.

Стресс могут вызвать любые негативные происшествия в жизни ребёнка. Неблагоприятная атмосфера в доме, развод родителей, смерть близких, переход в другой класс, переезд в другой город, гибель домашнего любимца – всё это наносит рану ребёнку, негативно влияет на детский организм и неизбежно отражается на его памяти.

Плохое питание. Некачественная пища, недостаток витаминов и минералов негативно сказывается на организме в целом. Однако в первую очередь «удар» приходится по головному мозгу. Замедленность реакции, потеря концентрации, ухудшение памяти – наказание за плохое питание.

Отсутствие интереса. Мы уже говорили о том, что дети запоминают информацию не так, как взрослые. Взрослые выделяют для себя важные аспекты и стараются их запомнить, исходя из практических соображений. Дети же запоминают лишь тот материал, который их увлекает. Следовательно, если нужная для запоминания информация ребёнку не интересна, то и запоминаться она будет с огромным трудом.

Отсутствие интеллектуальных задач. Головной мозг необходимо не только правильно питать, но и тренировать. Если в повседневной жизни ребёнка отсутствуют задачки «на мышление», интересные квесты и упражнения на запоминание, то и эффект будет такой же. Нет тренировок – нет успеха.

Как улучшить память ребёнка?

Знать врага в лицо – это уже половина победы. Определив возможные негативные факторы влияния на память вашего ребёнка, можно успешно избавиться от них, соблюдая следующие рекомендации:

Следите за нагрузкой ребёнка. Именно вы записываете своё чадо на всевозможные секции, тренировки и кружки. Делайте это с умом! Наблюдайте за ребёнком и при первых признаках переутомления скорректируйте расписание или пожертвуйте каким-то дополнительным кружком.

Соблюдайте режим. Режим занятий и питания, сон в положенное время – внимательно следите за соблюдением этих важных пунктов в жизни ребёнка.

Общайтесь. Не всегда в наших силах спасти ребёнка от стресса. Но именно родители могут спокойно побеседовать со своим малышом, успокоить, снизить тревогу, объяснить ситуацию. Иногда стресс может быть вызван неблагоприятной атмосферой в классе или предвзятым отношением преподавателя к вашему ребёнку – вы не сможете этого узнать, пока не побеседуете со своим ребёнком.

Следите за питанием. Питание ребёнка должно быть правильным и сбалансированным. Мёд, орехи, молоко, морская капуста, жирные сорта рыбы, какао и чёрный шоколад, брокколи, помидоры, яйца – далеко не полный перечень верных продуктов для поддержания памяти в тонусе.

Увлекайте. При подаче своему ребёнку важной информации старайтесь сделать её интересной, увлекательной. Сообщите ему интересные факты, шутки или ребусы, связанные с новым материалом. Удовольствие – залог успешного усвоения и запоминания материала.

Тренируйте. Среди прочих упражнений обязательно выделите время на «задачки для ума». В специальных книгах и Интернете можно найти немало заданий, задачек и шарад, развивающих память и интеллект.

Запоминаем зрительно

Роль зрительной памяти важна, и нужно уметь эффективно использовать ее в процессе обучения. Важнейшей целью упражнений является формирование умения создавать мысленную картинку, зрительный образ. Это умение является одним из эффективных способов запоминания, который применяется для сохранения в памяти не только конкретного материала, но и абстрактного. Тренировать его легче на наглядном материале.

«Разноцветная лесенка»

Вариант 1

Для занятия вам потребуется 5 разноцветных карточек.

Ребенок должен в течение 10 секунд внимательно посмотреть и запомнить последовательность цветов. После этого карточки закрываются листом бумаги. Вы просите ребенка закрыть глаза и мысленно представить себе, как были расположены карточки. Затем ребенок должен перечислить, как располагались цвета друг за другом. Ответ сверяется с исходным образцом.

C:\Users\136\Desktop\9-5(1).jpg

Упражнения на развитие слуховой памяти

Запоминаем на слух

Уметь воспринимать и запоминать информацию на слух очень важно для ребенка. Ведь большая часть учебного материала подается в форме объяснения учителем. Устно педагог дает задания. Если ребенок прослушал, что ему объясняли на уроке, если он не способен запомнить на слух, то и результативность учебы будет низкая. Не зря народная мудрость гласит: «В одно ухо влетело, из другого вылетело».  Поэтому необходимо использовать специальные упражнения для тренировки умения запоминать на слух.

Вариант 1

Прослушай текст и запомни, что какого цвета. Раскрась предметы в соответствии с описанием.

Лето на даче

Летние каникулы мы с сестренкой проводим на даче. У нас есть небольшой, но уютный домик за городом. Когда утром поднимается яркое оранжевое солнце, наш домик выглядит очень жизнерадостно. Папа покрасил стены синей краской, как вода в речке, в которой мы купаемся. На коричневой крыше находится черная труба, из которой идет дым, если в доме в прохладные дни топится печка. Но это бывает редко, летом солнышко нагревает дом так, что окна почти всегда открыты. Как отражение солнышка, около дома растет большущий подсолнух с желтыми лепестками и коричневой серединкой, усыпанной семечками. Он машет нам большими зелеными листьями, когда на улице разыгрывается ветерок. Недавно мы помогали папе по хозяйству, он поручил нам покрасить новый забор в такой же цвет, как крыша нашего дома. Это у нас замечательно получилось, правда, и сами себя мы немного покрасили. Раскрась картинку в соответствии с описанием, и ты увидишь, как выглядит наша дача.

C:\Users\136\Desktop\9-9.jpg

Игры на развитие двигательной памяти

Запоминаем движения

Двигательная память играет важнейшую роль в жизнедеятельности человека. Разучивание движений развивает у ребенка координацию, дает разгрузку нервной системе и нагрузку мышечной системе. Подвижные игры необходимо включать в каждое занятие.

«Повторяй за мной»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь (мяч, скакалку).

Упражнение заключается в том, что ведущий показывает одиночные движения или серии движений, а дети смотрят, запоминают и правильно их повторяют. От классической утренней гимнастики это занятие отличается тем, что выполнение движений не сопровождается комментариями, то есть ребенок зрительно воспринимает последовательность движений и запоминает их путем повторения.

«Запрещенное движение»

Для занятия вы можете использовать подручный спортивный инвентарь.

Ведущий сообщает игрокам, что он будет показывать различные движения, которые все должны точно повторять за ним. Но одно движение повторять запрещено! В этот момент играющие договариваются, какое движение нельзя повторять за ведущим. Например, сегодня запрещенное движение — поставить руки на пояс. Ведущий старается запутать игроков, показывает движения в быстром темпе, отвлекает внимание смешными движениями. Задача играющих — не ошибиться и не повторить за ведущим запрещенное движение. Играть можно и в паре.

Ассоциации

Вариант 1

Задание заключается в том, чтобы выстроить к предмету ряд ассоциаций. Упражнение может выполняться как индивидуально, так и в группе, как в устной, так и в письменной форме. Сначала предложите придумать ряд ассоциаций к тем словам, на примере которых вы объясняли это понятие, чтобы показать, что зима ассоциируется не только со снежинкой. А затем предложите и другие слова.

чайник — вода, чашка, кухня, мама, завтрак, тепло

кошка —

аптека —

лес —

парта —

волосы —

ложка —

газета —

Правила повторения

Повторение — важнейший способ запоминания материала. Так как мы говорим о логических способах запоминания, то речь пойдет не о механическом, а об осмысленном, активном повторении и его правилах.

Если нужно запомнить небольшой по объему материал (например, правило), то прочитай его, установи логические связи, затем повтори несколько раз подряд, мысленно создавая зрительную картинку. Затем повтори через 10—15 минут, через час. Чтобы лучше запомнить информацию, повтори материал еще через несколько дней, через месяц.

Если нужно запомнить большой по объему материал, то прочитай его полностью. Затем разбей на части, прочитывай и рассказывай по частям, используя все предложенные выше способы запоминания, повторяя по несколько раз. В конце расскажи материал полностью. Повтори через некоторое время. Необходимо учитывать, что в первые два дня после заучивания происходит наиболее быстрое забывание, поэтому в течение этого времени материал нужно повторять.

Для долгого сохранения информации в памяти ее необходимо периодически повторять.

Предложенные нами упражнения помогут вашему ребенку овладеть основными способами запоминания. Если эти навыки будут отработаны, выполнение домашних заданий и восприятие учебного материала на уроке не вызовет у ребенка затруднений.

• Беседуя с ребенком, проверяйте, помнит ли ребенок материал из выполненных заданий через некоторое время.

• Для перевода информации из кратковременной памяти в долговременную требуется осмысление и повторение.

• Запоминание материала будет более прочным, если повторения разделены значительным временем.

• Интересуйтесь, какие способы запоминания ребенок использует во время выполнения домашнего задания. При необходимости подскажите ему наиболее подходящий способ.

Источники для статьи:

 Сборник упражнений "Развитие памяти младших школьников" сайт «Инфоурок»

ПАМЯТЬ ПЕРВОКЛАССНИКА: КАК УЛУЧШИТЬ? сайт «Начальная школа 21 века»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников.

"Будущие первоклассники" мероприятие для проведения на летней досуговой площадке для будущих первоклассников. Ступени - испытания психологически подготовят первоклассников к новому этапу их жизни....

Программа коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению "Я -первоклассник!"

Начало школьной жизни - серьезное испытание для детей, приходящих в первый класс, не у всех детей процесс адаптации происходит безболезненно. Для содействия обучающимся в социально-психологической ада...

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”

Программа сопровождения адаптации первоклассников к процессу школьного обучения «Мы - первоклассники”...

Праздник первоклассников «Посвящение в первоклассники и пешеходы»

                         Праздник первоклассников        «Посвящение в первоклассники и пешех...

Советы родителям первоклассников (или будущих первоклассников)

Материал будет полезен родителям будущих первоклассников. От того, как пройдет первый год в школе, во многом зависит все дальнейшее обучение....

Адаптационный период первоклассников (психологическая готовность первоклассников к обучению. Результаты адаптации)

В данном материале Вы сможете познакомиться с понятием адаптация и ее компонетами....