презентация для проведения родительского собрания 7 кл
презентация к уроку (7 класс)

 Перевалова Надежда Викторовна
›Общение – реальность человеческих отношений, необходимая в любой деятельности.
›Категория «общение» является одной из главных в педагогической науке и профессионально-педагогической деятельности. Такие тесно связанные между собой понятия, как «человек», «личность», «деятельность», «общение», определяют также личностные и профессиональные качества.
›Для специалистов педагогической деятельности успех зависит от их общения с другими субъектами образовательного процесса: учащимися, коллегами и родителями детей, а взаимодействие становится самым важным профессиональным орудием.
›это профессиональное общение педагога с учащимися на уроках в процессе обучения и воспитания или вне занятий выполняющего конкретные педагогические функции, направленные на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и межличностных отношений между субъектами образовательной среды.
›Также это приемы и навыки социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств. Педагог активизирует этот процесс, организуя его и управляя им.
››

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_zanyatie_prezentatsiya_rodit.pptx175.96 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЭФФЕКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Слайд 2

Древнегреческие философы рассматривали человека как центр концентрических кругов. Близлежащий круг – это семья; следующий круг включает в себя близких и дальних родственников; третий круг – сограждане, и, наконец, четвертый круг – человечество. При всей условности такой образной схемы в ней заключена глубокая мысль. Эти связи, выступая в качестве условий и обстановки жизни и деятельности человека, формируют его духовный мир, поведение, и важнейшее место здесь занимают семья и школа .

Слайд 3

Сущность педагогического общенияс детьми и родителями Общение – реальность человеческих отношений, необходимая в любой деятельности. Категория «общение» является одной из главных в педагогической науке и профессионально-педагогической деятельности. Такие тесно связанные между собой понятия, как «человек», «личность», «деятельность», «общение», определяют также личностные и профессиональные качества. Для специалистов педагогической деятельности успех зависит от их общения с другими субъектами образовательного процесса: учащимися, коллегами и родителями детей, а взаимодействие становится самым важным профессиональным орудием.

Слайд 4

В. М. Целуйко дает определение педагогического общения : это профессиональное общение педагога с учащимися на уроках в процессе обучения и воспитания или вне занятий выполняющего конкретные педагогические функции, направленные на создание благоприятного психологического климата, оптимизацию учебной деятельности и межличностных отношений между субъектами образовательной среды. Также это приемы и навыки социально-психологического взаимодействия педагога и учащихся, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия, организация взаимоотношений с помощью коммуникативных средств . Педагог активизирует этот процесс, организуя его и управляя им.

Слайд 5

Эти два определения в принципе схожи, перекликаются и выполняют почти одни и те же воспитательные и образовательные функции. Однако, по мнению автора, общение в педагогической работе выступает: 1)как средство решения учебных задач; 2) как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса; 3) как способ организации взаимоотношения субъектов педагогической деятельности, обеспечивающих успешность обучения и воспитания.

Слайд 6

« Важна роль общения в педагогической деятельности, в работе любого человека, занимающегося целенаправленным обучением и воспитанием. Естественно, она требует от педагога профессионального управления своей коммуникативной деятельностью, что предполагает наличие у него ряда коммуникативных умений» Умения профессионально-педагогического общения автор условно делит на три группы: • межличностной коммуникации; • межличностного взаимодействия; • восприятия и понимания других людей.

Слайд 7

Умения межличностной коммуникации Умения межличностного взаимодействия Умения восприятия и понимания других людей Передавать рациональную и эмоциональную информацию. • Пользоваться вербальными и невербальными средствами передачи информации. • Организовывать и поддерживать диалог. • Активное слушание Организовывать совместную деятельность учащихся. • Управлять групповой динамикой. • Занимать адекватную ролевую позицию. • Оказывать психологическую поддержку учащимся и их родителям. • Занимать позицию конструктивной конфронтации. • Конструктивно разрешать педагогические конфликты Ориентироваться в коммуникативной ситуации. • Понимать эмоциональное состояние партнеров по общению (учащихся и коллег, родителей). • Распознавать скрытые мотивы и психологические защиты. • Социальная рефлексия

Слайд 8

Психологические барьеры, мешающие воспитательному процессу в семье (В. А. Кан - Калик) «Барьер занятости». Характеризуется тем, что родители постоянно заняты: работой, домашними делами, проведением досуга, друг другом ит.п. Им некогда обратить внимание на собственных детей, которые нередко просто мешают им.Этот «барьер» может возникнуть в разные возрастные периоды. Но на любом этапе развития личности ребенка он отрицательно сказывается на системе семейных взаимоотношений и дает опасные всходы. Так, в возрасте до шести лет ребенок, которым не занимаются родители, как правило, характеризуется некоторыми задержками эмоционального развития. Подобный «барьер» в подростковом возрасте чреваттем , что от родителей ускользают важнейшие изменения в личности ребенка: изменения в характере,отношениях с друзьями и т. п. Как результат: это вызывает отчуждение ребенка, некоторую автономизацию его личной жизни от жизни семьи, ведет к отстранению детей от собственных родителей; дети и родители живут разной жизнью, семья как воспитательная система не работает, даже если родители в целом положительные люди.

Слайд 9

«Барьер возраста». В данном случае понять собственных детей родителям мешает их возраст, так называемая «высота взрослости». Они не в состоянии войти во внутреннюю психологическую ситуацию ребенка, не чувствуют его переживаний, не понимают его интересов, игр, потребностей. Ведь то, что взрослому человеку кажется пустяком, для ребенка составляет смысл жизни: то, что важно и жизненно необходимо детям, порой нами воспринимается как мелочь и т. д. Ситуация: ребенок приходит домой и со слезами сообщает, что поссорился с приятелем, переживает. А мать говорит: «Ну, ничего, помиритесь». Она даже не дослушивает до конца рассказ о причинах ссоры. Ее можно понять – ей некогда. Да и детская ссора, в общем-то, несерьезна. Но это для взрослого человека . Для ребенка же это постоянно открывающийся перед ним сложный мир человеческих взаимоотношений. Очень верно об этом сказал выдающийся педагог Я. Корчак, подчеркивая, что взрослым необходимо подниматься до высоты детских чувств, тянуться, становиться на цыпочки. Как результат: родители не могут понять внутренний мир ребенка , как бы погрузиться в него, а значит, и организовать плодотворный воспитательный процесс в семье.

Слайд 10

«Барьер старого стереотипа». Р одители как бы не видяти не ощущают возрастной динамики личности собственного ребенка. Р одители привыкли видеть своего ребенка маленьким, несмышленым, неприспособленным и т. п. и по-прежнему воспринимают его как малыша, которым надо постоянно руководить: подсказывать, давать оценки и т. п. А сын или дочь уже выросли и требуют другого уровня отношений, но родители этого не понимают: раз ребенок, значит, еще маленький. На основе этого противоречия между привычным характером восприятия собственного ребенка и его объективно изменившимся внутренним миром и возникает данный «барьер», нередко вызывающий непонимание, раздражительность, конфликты, применение неверных методов психологического воздействия. Родители стремятся воз действовать , а надо взаимо действовать . Позиция отношений «по вертикали» должна сменяться позицией «по горизонтали», но родители этого не понимают, что дестабилизирует обстановку в семье, мешает плодотворному воспитательному процессу. Проявляться данный «барьер» может по-разному. Например, родители привыкли к тому, что младший школьник охотно прислушивается к их мнению в вопросах выбора друзей. Но вот он становится подростком, и социально-психологическая ситуация подвергается значительным изменениям: для него самого важно разобраться, с кем и как строить взаимоотношения. Однако родители не дают проявиться его самостоятельности в этой сфере жизни, они по-прежнему рекомендуют: «с этим дружи, а с этим не надо». Позиция «он еще маленький» чревата и тем, что нередко полностью сковывает самостоятельность ребенка, мешает ему активно развиваться. Как результат: родители порой буквально навязывают детям собственное видение их профессионального будущего, в результате чего они нередко всю жизнь расплачиваются за родительские притязания. «Барьер старого стереотипа» преодолевается с трудом и иногда ведет к тому, что родители мешают будущей взрослой жизни сына или дочери: стремятся диктовать стиль взаимоотношений в их семье и т. п.

Слайд 11

«Барьер воспитательных традиций» Его психология сложна, поскольку органично впитывает в себя как позитивные, так и негативные аспекты. Отрицательные воспитательные последствия: родители стремятся механически внедрять и воспроизводить в собственной семье формы, методы и средства воспитания, сложившиеся и бытовавшие в их семьях в период своего детства; пытаются воспроизвести, продублировать педагогику собственных родителей и не учитывают изменившиеся ситуации воспитания, уровень развития детей и т. п. Как результат : в силу педагогической безграмотности родители, усвоив своеобразный набор педагогических приемов , фактически не стремятся к поиску средств воспитания в своей семье, не анализируют ситуацию развития собственного ребенка . Это ведет к формированию неверного уровня воспитательных отношений. В воспитательных традициях есть и положительные моменты, которые не вредят развитию ребенка . Но необходимо шагать в ногу со временем. Дети в наше время стали более информированными; изменились система их потребностей, культурная ситуация в семье, появились новые средства информации. Все это привело к тому, что незаметно изменилась родительская ситуация в семье . Выход один: повышение собственной педагогической культуры, ликвидация педагогической безграмотности, тогда не будет необходимости утверждать собственный авторитет.

Слайд 12

«Барьер дидактизма». Он характеризуется тем, что родители постоянно, по каждому поводу поучают собственных детей: «не делай так, а делай этак; не поступай так; это правильно, а это – нет» ит.п. Каждый шаг ребенка фиксируется, оценивается, по поводу каждого движения даются рекомендации. Т ипичная ситуация . Ребенок звонит в дверь, мать открывает ему и тут же говорит: «Не хлопай дверью». Далее следуют другие рекомендации: «Вытри ноги» или «Сними туфли», «Не топай», «Мой руки». «Руки вымыл, как следует?», «Не ёрзай за столом», «Не смотри по сторонам», «Не болтай ногами», «Почему ты чавкаешь? Это некрасиво» и т.д. до бесконечности. Как результат : такая позиция родителей приводит ребенка в состояние постоянной напряженности , а это, в свою очередь, формирует нервозность. В зависимости от возраста дидактизм меняет свою форму, но, тем не менее, постоянно присутствует в системе отношений родителей с детьми. Все родительские воспитательные отношения дидактизируются , и из них порой исчезает очень важный для воспитания личностный аспект. Воспитание просто подменяется постоянными нравоучениями, что формализует воспитательный процесс, формирует у ребенка внутреннюю психологическую установку на постоянное ожидание поучений.

Слайд 13

Г. Б.Монина , Е. К. Лютова-Робертс обращают внимание , что в некоторых случаях, в том числе и в ситуациях педагогического общения, одна из сторон испытывает трудности при вступлении в контакт с партнером . Иногда педагоги, не имеющие достаточного опыта взаимодействия с родителями и обладающие к тому же определенными личностными чертами (стеснительность, неуверенность в себе и др.), со страхом думают о предстоящей беседе с какой-либо мамой или бабушкой, а тем более о выступлении на родительском собрании. В. А. Ясвин , говоря о профессиональных требованиях, утверждает, что эффективной педагогической деятельности мешает ряд профессионально-психологических барьеров, характерных для школьных учителей

Слайд 14

Профессионально-психологические барьеры учителей при взаимодействии с субъектами образовательной среды «Барьер узкопредметной профессиональной установки» заключается в том, что многие учителя в процессе своей педагогической деятельности сформировались как узкие предметники, нацеленные в основном на качественное преподавание своей учебной дисциплины. Для этой категории учителей характерна недооценка воспитательной и развивающей функций школьного образования . Критерием успешности образовательного процесса для них выступает исключительно обученность учащихся. «Барьер субъект - объектного отношения к учащимся» тесно связан с предыдущим. Он заключается в том, что деятельность учителя направляется не на личность учащегося, а лишь на его познавательные способности как на субстрат для формирования знаний. Формирование личности на практике часто отождествляется лишь с интеллектуальным развитием . При этом воспитательная активность учителя направлена на то, чтобы ребенок стал «удобным учеником » (этот феномен отмечался еще Я. Корчаком).

Слайд 15

«Барьер педагогической безответственности» обусловливается недостаточным уровнем педагогической культуры многих учителей. В процессе своей профессиональной деятельности учителя далеко не всегда учитывают риски того или иного воздействия, оказываемого ими на процесс личностного развития конкретных школьников. Это относится к взаимодействию как с учащимися, так и с их родителями. Характерно, что, как правило, педагоги обладают определенным представлением о негативном влиянии на формирование личности ребенка тех или иных своих действий, но это не является для них серьезным сдерживающим фактором. «Барьер недостаточной технологической подготовленности» учителя к функции воспитателя, проектировщика и организатора образовательной среды заключается в том, что многие из педагогов, которые хорошо понимают новые приоритеты образовательного процесса, оказываются технологически не подготовленными к их эффективной реализации. Данная проблема обусловлена преимущественной профессиональной подготовленностью учителей в области дидактики и методики преподавания, в то время как современные психолого-педагогические технологии межличностного взаимодействия, проектирования образовательной среды, разрешения конфликтных ситуаций, индивидуального консультирования и т. п. остаются для многих учителей попросту неизвестными.

Слайд 16

«Барьер сокрытия педагогических трудностей» состоит в том, что учитель не стремится обсуждать с коллегами возникающие трудности, старается скрыть свои профессиональные неуспехи. Из-за этого теряется мощный ресурс коллективного анализа педагогических ситуаций и их преодоления на основе партнерского взаимодействия между педагогами. «Барьер педагогической пассивности». Долгие годы функционирования школы в условиях тоталитарного строя обусловливают значительную степень социальной, в том числе и профессиональной, апатии педагогов, которая проявляется, в частности, в их низкой сверхнормативной активности. Учителя далеко не всегда стремятся к повышению своей профессиональной квалификации, мало читают специальную периодику, уделяют недостаточно внимания освоению новейших педагогических технологий. Для многих педагогов характерно неверие в свою возможность повлиять на какие-либо решения школьной администрации, они замыкаются в рамках преподавания предмета, считают, что проблемы личностного развития учащихся вне урока их не касаются и т. п.

Слайд 17

По мнениюА . Джерсилда , учитель для углубления самопонимания и осознания своей Я-концепции должен просто научиться задавать себе некоторые вопросы и отвечать на них с предельной откровенностью: 1. Считаю ли я себя завершенной, полностью сформировавшейся личностью или у меня есть резервы внутреннего роста и развития? 2. Достаточно ли я уверен в себе? 3. Способен ли я терпимо воспринимать различные точки зрения? Достаточно ли у меня интеллектуальной гибкости, чтобы избегать догматизма и не утверждать, скажем, что есть только один метод решения подобной задачи, только один учебник, где данная тема изложена правильно, только один способ научиться чему-то и т. д. 4. Считаю ли я себя способным принимать в свой адрес критику, необходимую для моего личного и профессионального развития? 5. Могу ли я открыто обсуждать с другими свои личные и профессиональные проблемы? 6. Знаю ли я в действительности, как мои ученики воспринимают мир, в частности, каким кажусь им я сам? Могу ли взглянуть на себя их глазами? 7. Что служит для меня преимущественным ориентиром – люди или объекты? Нравятся ли мне тесные контакты с учениками или, наоборот, я предпочитаю безличное, отчужденное общение с ними? 8. Стараюсь ли я установить причину затруднений, которые возникают у учащихся в учебе, или я всегда готов отнести их на счет их неспособности? Пытаюсь ли я изменить характер учебных заданий отстающих учеников, чтобы дать им возможность почувствовать успех, понимание, уверенность в себе? 9. Пробуждает ли мой стиль преподавания у школьников любовь к учебе и интерес к предмету?

Слайд 18

Технологии взаимодействия педагога с родителями и детьми Американский психотерапевт, исследователь семейных отношений Вирджиния Сатир предложила типологию стилей родительского воспитания, которую С. В.Кривцова, Е. А. Мухаматулина сочли возможным перенести на учителей и условно назвали их поведение позицией «на пьедестале». Авторы утверждают, что позиция «на пьедестале» неоднородна. Есть разные «пьедесталы» учительского поведения, на которые взбирается человек, чтобы спрятать свою личность, на наш взгляд, не только от учеников, но и от родителей, коллег. Потому как выбранный однажды стиль поведения, отношения к людям, своей работе человек проявляет, как правило, одинаково среди всех субъектов образовательного процесса в профессиональной деятельности. Позиция «на пьедестале» характерна для человека , который в силу своей профессии чувствует себя наделенным особой властью и всегда знает правильный ответ на поставленные жизнью вопросы. Рассмотрим пять позиций «на пьедестале» и результат выбранного стиля поведения и отношения к людям.

Слайд 19

«Учитель – Начальник на пьедестале». Его «пьедестал» – власть . От учеников он требует, прежде всего, послушания. Он похож на тирана, который постоянно подчеркивает свою силу, все на свете знает и считает себя образцом добродетели. Он всех обвиняет и держит в страхе. Это «опытный» учитель, который хорошо знает скрытые пороки и тайные страхи своих учеников (да и своих коллег тоже). Он умело использует эти знания для поддержания своего авторитета. Он чувствует себя облеченным властью и поэтому особенно принципиален. Он считает, что учитель должен давать ответы на любые вопросы и по любому поводу иметь свою, единственно правильную, точку зрения. Смена принятых в обществе стереотипов, любые неопределенные ситуации мучительны для «учителей-Начальников». Результаты учительского поведения: конфликты, обиды, «бунт» учеников, отсутствие искренности во взаимоотношениях.

Слайд 20

«Учитель – Компьютер на пьедестале». «Учитель – Компьютер на пьедестале». Его «пьедестал» – компетентность. Он требует от учеников знаний, информации, фактов. Это вещатель с каменным лицом, произносящий прописные истины, похожий на робота. Он считает, что не только в обучении, но и в воспитании главное – компетентность. Если ею кто-то и обладает, то это он сам. Его речь богата безличными предложениями («Все знают, что…», «Хорошо известно, что…», «Говорят…», «Есть мнение…»), а местоимений первого лица практически не содержит. Это закрытый, холодный учитель. Результаты учительского поведения: снижение у учеников уверенности в себе, отсутствие у них положительных эмоций на уроках (особенно у тех из них, кто встречает затруднения в овладении предметом) и, в конце концов, снижение мотивации к занятиям, даже отвращение к ним, несмотря на то, что такой учитель все делает «ради своего предмета».

Слайд 21

« Учитель – Мученик на пьедестале » Его «пьедестал» – бесконфликтность . От учеников он ожидает послушания. Он хочет только служить другим. Идет на большие жертвы ради пустяков и всегда выступает с позиции миротворца. Больше всего он боится конфликтов, испытывает постоянное чувство вины и взваливает на себя чужую работу. По сути, он все время избегает душевного напряжения, сопутствующего конфликтам. Результаты учительского поведения: одних учеников такая позиция провоцирует на манипуляцию учителем, у других формирует страх возникновения проблем (проблемы ребенка так расстраивают учителя, что, когда у ребенка что-то случается, он чувствует себя не вправе сказать об этом и испытывает чувство вины).

Слайд 22

«Учитель – Приятель на пьедестале». Его «пьедестал» – популярность. От учеников он требует хорошего к себе отношения. Это снисходительный товарищ, всегда и все готовый простить (независимо от возможных последствий). Такой учитель ведет себя беззаботно и, по сути, равнодушно по отношению к ученикам и их проблемам. Результаты учительского поведения: отсутствие у ребенка чувства ответственности.

Слайд 23

« Учитель без пьедестала » Его позиция – партнерская . Партнерская позиция для учителя означает отсутствие вообще какого-либо пьедестала. Это человек, который знает, что нет никакого, даже самого гуманного, основания для утверждения своей правоты за счет другого. Представители не партнерской позиции могут сказать: «Я прав, потому что я облечен властью», или «Я прав, потому что я умнее», или «Я прав, потому что я лучше». Однако ничего подобного не придет в голову учителю-партнеру, так как для него «Я прав» обязательно подразумевает «Ты (мой ученик) не прав». Результаты учительского поведения: учителя-партнеры «…ощущают себя лидерами-вдохновителями, а не авторитарными руководителями. Свою задачу они видят в том, чтобы научить детей оставаться людьми в любой жизненной ситуации. Они готовы сообщать своим ученикам негативные оценки так же, как и позитивные, они готовы огорчаться, гневаться, расстраиваться так же, как веселиться и радоваться… Их поведение не расходится со словами»

Слайд 24

Методика контактного взаимодействия педагога с родителями (М. В.Лаврентьева) 1-я стадия. Поиск контактов. Цель: добиться взаимопонимания с родителями, преодолетьбарьеры , снятьнапряжения в общении. Предполагаемый результат: добиться внутреннего согласия с родителями.

Слайд 25

При первой встрече родители испытывают интерес друг к другу и одновременно волнение, чувство тревоги и настороженности , сомнение в том, будет ли достигнуто взаимопонимание, не пропадет ли желание общаться в дальнейшем. На этой стадии педагогу необходимо проявлять глубокий интерес, педагогический такт, искреннее уважение к родителям, деликатность, сдержанность, не оттолкнуть их непродуманными вопросами. В доброжелательном тоне участники беседы обмениваются мнениями по поводу каких-либо черт характера, особенностей поведения ребенка . При этом педагог заостряет внимание на положительных качествах личности воспитанника. В процессе первого общения, если оно строится на основе обоюдного уважения, желания достигнуть взаимопонимания, снимается напряжение во взаимоотношениях педагога и родителей, преодолевается недоверие друг к другу.

Слайд 26

2-я стадия. Поиск общей темы для разговора. Цель: найти общие интересы, построить первичную общность (приближение к«мы»). Предполагаемый результат : вызвать заинтересованность друг к другу, снять недоверие, вступить в контакт. На второй стадии педагог более активно проявляет интерес к воспитаннику, условиям семейного воспитания, выявляет, как проявляется забота родителей о ребенке, чувствуют ли они ответственность за его воспитание, судьбу. Педагог расспрашивает родителей, на какие положительные качества ребенка он может опираться в процессе воспитания или перевоспитания. Родители делятся наблюдениями, высказывают сомнения по поводу некоторых непонятных им поступков, особенностей личности ребенка.

Слайд 27

3-я стадия. Установление общих требований к воспитанию ребенка . Цель: осуществить совместный поиск положительных опор в качествах личности ребенка . Предполагаемый результат: добиться взаимопонимания . Учитель ведет разговор с родителями о педагогических условиях и возможностях плодотворного сотрудничества, подчеркивает, каким должно быть отношение к ребенку (вера в его физические и умственные возможности, доверие и уважение к нему). Ребенку предлагается конкретная помощь в развитии, ставятся преграды для развития отрицательного опыта поведения. Педагог побуждает родителей высказать взгляды на воспитание, выявляет методы, используемые ими, способы воздействия на отрицательные поступки ребенка. Мнения родителей, даже если они неверны, педагог выслушивает внимательно, не опровергая их, как бы поддерживая педагогическую позицию родителей, их уверенность в том, что они могут правильно воспитывать ребенка . Вместе с тем он предлагает им свои педагогические обоснования способов воздействия, призывает объединить усилия, предъявить ребенку единые педагогические требования. На данной стадии контакта у родителей и педагога укрепляется интерес друг к другу; стороны соглашаются на педагогическое сотрудничество, выработку единых требований к ребенку, согласование воспитательных усилий и влияний.

Слайд 28

4-я стадия. Упрочение сотрудничества в достижении общей цели. Цель: выявить качества, опасные, нежелательные для общения;осуществить дискуссию, изучение личности через снижение контроля. . Предполагаемый результат: упрочить сотрудничество Согласившись на совместное педагогическое сотрудничество, стороны уточняют воспитательные возможности друг друга, ставят единые цели и задачи в воспитании ребенка. В этот период педагог должен направить усилия на то, чтобы родители признали свои ошибки, недостатки в воспитании. Не исключены споры, возражения, несогласия по тому или иному поводу. Возможны критические замечания на предложения учителя. Но именно в таких открытых спорах учитель вскрывает истинную позицию семьи, ее воспитательные возможности и особенности. Это стадия прогнозирования возможных вариантов отношений педагога с родителями. У сторон могут возникнуть опасения, стоит ли до конца раскрывать себя, быть предельно откровенным. Но это не мешает упрочению сотрудничества на пути к достижению общей цели.

Слайд 29

5-я стадия. Реализация индивидуального подхода к воспитаннику Цель: мотивировать родителей к дальнейшему сотрудничеству. Предполагаемый результат: сформировать у родителей воспитанника ипедагога чувство «мы». Педагог, акцентируя внимание на положительных моментах в воспитании ребенка, сообщает родителям о замеченных им изъянах в семейном воспитании. Откровенность педагога должна расположить к нему родителей, заставить их прислушаться к его советам. Он предлагает конкретные меры педагогического воздействия со стороны родителей. С целью упрочения контактов педагог не должен демонстрировать родителям свою всесильность, напротив, он может доверительно сообщить им о некоторых сомнениях, затруднениях в воспитании ребенка, прислушаться к предложениям отца и матери, попросить у них совета. На этой стадии вырабатывается целый ряд согласованных мер, направленных на воспитание и перевоспитание ребенка.

Слайд 30

6-я стадия. Совершенствование педагогического сотрудничества Цель: обеспечение прочного контакта. Предполагаемый результат: обеспечить состояние защищённости, согласование действий и намерений. Обсуждается конкретный план целенаправленных воздействий на ребенка. Это стадия углубления и расширения педагогического сотрудничества, период распределения принятых и согласованных ролей, реализации единых педагогических воздействий на школьника. Как и на предыдущих стадиях, на последней целесообразно не предлагать готовые решения, не оказывать прямое давление на родителей, а создавать такие условия, которые побуждают родителей к активности, инициативе. Педагог, анализируя действия родителей, одобряет порой даже незначительные успехи в воспитании. На заключительном этапе сотрудничества важно всячески поддерживать и расширять создавшуюся педагогическую общность, укреплять педагогику сотрудничества, не ослаблять единство педагогических требований к ребенку. Необходимо также тщательно анализировать развитие процесса совместной деятельности педагога и родителей, направленной на коррекцию поведения ребенка .

Слайд 31

Итоги технологии К процессе контактного взаимодействия педагога с родителями необходимы шесть стадий, последовательно сменяющих друг друга. Скачкообразное их прохождение, а также ускорение их формирования может повлечь за собой разрыв отношений. Вместе с тем длительное пребывание педагога и родителей в той или иной стадии также нежелательно, так как затормаживается установление желательных контактов между ними. Переход к каждой последующей стадии возможен лишь тогда, когда достаточно прочно закреплены признаки предыдущей стадии. В то же время признаки отдельных состояний, специфичных для каждой стадии, являются сигналами не только ее наступления, но и перехода на другую стадию. Педагогически целесообразное поведение инициатора контакта (педагога) обеспечивает эффективное продвижение по ступеням отдельных этапов, благодаря чему и достигаются взаимопонимание, взаимодействие, взаимовыручка, взаимоуважение.

Слайд 32

« Трансактный анализ взаимодействия(Э. Берн)» Американский психотерапевт Эрик Берн в 1964 г. выпустил книгу под названием «Игры, в которые играют люди ». В ней он предложил свою модель манипулятивного общения , известную как « трансактный анализ взаимодействия людей ». (Трансакция – это действие, направленное на другого человека.) Личность в концепции Э. Берна рассматривается как совокупность особых состояний «Эго» («Я»),проявляющихся в специфических состояниях сознания и образцах поведения . Автор выделяет три основных «Эго-состояния» («Я-состояния»).

Слайд 33

Родитель – состояние, копируемое с родителей или иных авторитетных в детстве личностей. Кроме модели роли родителя оно содержит много других стереотипов и автоматизированных форм поведения, отражая традиции, ценности,нормы и правила. Родитель олицетворяет функции контроля над соблюдением норм и предписаний (которые человек заимствует, часто некритически, на протяжении жизни , а также покровительства и заботы). В сущности это актуализация моральной сферы личности.

Слайд 34

2. Ребенок – часть личности, сохранившаяся от подлинного детства, содержащая аффективные комплексы,связанные с ранними детскими впечатлениями,переживаниями . Это состояние может быть в двух формах: как естественный Ребенок , являющийся источником интуиции, творчества,спонтанных побуждений и радости; как приспособившийся зависимый Ребенок , который меняет поведение под влиянием Родителя (может быть послушным или, наоборот, капризным). В сущностиэто актуализация эмоциональной сферы личности. 3. Взрослый – состояние, в котором осуществляется переработка информации и вероятностная ее оценка для эффективного взаимодействия с окружающим миром; демонстрируются здравомыслие, независимость, компетентность. Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка , являясь посредником между ними. В сущности, это актуализация рациональной сферы личности.

Слайд 35

В различных жизненных ситуациях, прежде всего в процессе общения с другими людьми, личность находится, как правило, в одном из трех «Эго-состояний», которое в данный момент активизировано. По мнению автора, трансактный анализ общения выделяет три основные позиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднократно сменять одна другую в течение дня, либо одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого человека как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но одновременно и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых . СМ. Таблицу

Слайд 36

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, могут друг друга понять и два Ребенка. Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную взрослую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка. Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно отнестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взрослого, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрослого к позиции опекающего Родителя.

Слайд 37

Общение Родителя и Ребенка взаимодополняемо , поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребенок »), так и конфликтный («бунтующий Ребенок »). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (социальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например , общение продавца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

Слайд 38

Э.Берн высказывает мнение, что в личности каждого человека обнаруживаются все три составляющие, однако при условии плохого воспитания личность может деформироваться так, что одна составляющая начинает подавлять другие, что обусловливает нарушение общения и переживается человеком как внутреннее напряжение.

Слайд 39

Личностно ориентированная модель педагогического общения Личностно ориентированная модель общения базируется на связке, тандеме взрослого и ребенка Только переключившись с родительской позиции на взрослую, педагог способен проанализировать эффекты педагогического воздействия, сводящегося зачастую к «выращиванию» адаптированного ребенка. Не менее ценно, что педагог способен предвидеть последствия воздействия воспитывающего взрослого на ребенка: проанализировать и скорректировать родительское и педагогическое программирование. Ниже приведены девять возможных педагогических стилей общения.

Слайд 40

Стиль общения «Родитель – Ребенок». А) Оценка негативная. «Ты трус», «Ты безответственный человек», «Негодяй!» – это источник родительского внушения глупости и душевной слабости. Рекомендации: необходимо оценивать конкретные поступки ребенка ( например,вместо «тупой», «невнимательный», «глупый» лучше сказать: «Ты отвлекаешься и не думаешь сейчас!»,или вместо «трус» эффективнее: «Ты боишься» или «Ты струсил». Вместо «Совести у тебя нет!» «Это безответственно»). Данные замены позволят педагогам и родителям избежать «программирования». Т. Гордон подчеркивает: многие учителя уверены, что иногда полезно указывать на недостатки, неумение или глупое поведение ученика. Например : «Ты просто ленишься!» – осуждение, критика, обвинение. «Ты ведешь себя, как четвероклассник!» – высмеивание, придумывание прозвищ. «Ты просто не хочешь делать это задание!» – интерпретация, анализ, диагноз.

Слайд 41

Автор, говоря о языке неприятия на пути общения, приводит пять типов учительских реакций, которые не способствуют конструктивному общению, в результате приостанавливается взаимодействие обеих сторон, которое необходимо при решении проблем ученика, мешающих образовательному процессу. 1. Приказ: «Хватит жаловаться, задание должно быть выполнено!». 2. Предупреждение, угроза: «Работай, если хочешь получить хорошие оценки за этот год!». 3. Морализация, мольба, просьба: «Раз ты пришел в школу, ты должен учиться. Все свои проблемы оставь дома!». 4. Совет, предложение: «Тебе следует выработать правильный распорядок дня. Тогда ты будешь все успевать!». 5. Поучение, назидание, убеждение, приведение примеров: «Давай разберемся в твоих делах. До конца учебы осталось так мало времени, а ты еще не освоил и половины программы!».

Слайд 42

Предвосхищающая оценка. В. Сухомлинский призывал начинать любое дело с чувства успеха; оно должно быть не только в конце, но и в начале действия. Каждый педагог должен ежедневно, ежечасно самостоятельно решать одну и ту же задачу: за что похвалить ребенка , заметить лучшие стороны его поведения или отметить результаты, например: выполнил домашнее задание лучше, чем вчера, аккуратно заполнил дневник т. п. «Если Вы не знаете, за что похвалить ребенка, придумайте это!» – советует в книге «Нестандартный ребенок» психиатр и психотерапевт В. Леви . Главное, что должно быть передано ребенку, эта искренняя вера в его возможности .

Слайд 43

Запреты. Когда взрослые хотят пресечь те или иные действия ребенка, которые кажутся им неблаговидными или вредными, они прибегают к запретам. Общеизвестно, что«запретный плод сладок», запреты могут представлять собой вызов к действию. Как же быть взрослому, как исключить превращение запретаввызов ?. Один из путей – введение альтернатив: «Чтобы не думать о желтой обезьяне, думай о красной обезьяне или о белом слоне». Иными словами, указывать наряду с запретами необходимость или возможность осуществления замещающих действий, альтернативных запрещенному. Оценка складывается из двух моментов: из того, что мы говорим детям, и того, что ребенок сам, на основании наших слов, заключает о себе. Рекомендация: оценивать и хвалить поступоки только поступок

Слайд 44

Стиль общения «Родитель – Взрослый». Основная трудность заключается в том, чтобы, во-первых, воздействуя на ребенка, не поставить его в позицию Ребенка, ибо речь должна быть обращена к разумному началу ребенка (Взрослому); во-вторых, чтобы самому педагогу при общении не прибегать к позиции « Взрослый – Взрослый». Примером такого воздействия являются напоминания,предупреждения , советы («что надо сделать, чтобы…») , этот взгляд направлен на последовательное развитие (А. С. Макаренко). Здесь ребенку поставлена организационная задача, она гораздо полезнее. Меньше будет пользы, если вы скажете ребенку: «Вот тебе веник, подмети комнату, сделай это так или так»(«Родитель – Родитель»). Здесь перед ребенком поставлена только физическая задача, что неэффективно. Таким образом, гораздо лучше, если вы поручите поддержание чистоты в определенной комнате, а как ребенок будет это делать, предоставьте решать ему самому .

Слайд 45

Стиль общения «Родитель – Родитель». Общение такого рода практически отсутствует в практике воспитания. Между тем подобный стиль общения может быть весьма эффективным, если педагог правильно выбрал ситуацию. Например: педагог знает, что Рома не убрал игрушки, и вместо обычного для таких случаев нагоняя Роме наедине возмущенно говорит:«Ты посмотри, какое безобразие! Все было так чисто! Вечно эти игрушки устраивают беспорядок, а нам приходится отдуваться…». Задача педагога – обойти вопрос о личной ответственности Ромы, направить удар «мимо» и, таким образом, инсценировать диалог двух родителей («Родитель – Родитель»), создавая при этом особую атмосферу доверительного общения.«Вот видишь, Рома, придется нам вместе убирать»,то есть«вечно нам достается».

Слайд 46

Стиль общения «Ребенок – Взрослый». Этот стиль общения можно использовать в такой ситуации, где ребенок будет компетентнее взрослого. Например , дети играют, а взрослый просит принять его в игру, для этого научить его правилам. Важно при этом имитировать трудности освоения правил; ошибки взрослого должны иметь неигровой характер и не вызывать смеху детей. Задача педагога – воспитывать самоуважение ребенка как субъекта оказания помощи.

Слайд 47

Стиль общения «Ребенок – Ребенок». Подобные ситуации используются в практике психотерапии. Например, чтобы освободить ребенка от страхов, педагог включает ребенка в кукольное представление, так как страхи могут проявляться в избегании контактов с детьми или импульсивной немотивированной агрессии. Например , за ширмой находятся педагог и один или несколько детей. Они манипулируют куклами так, чтобы их видели зрители – дети. Педагог имитирует, в роли лисы, кота, взаимодействующих с другими игровыми персонажами, ситуации неожиданного появления, угрозы, страха и защиты, хитрости и коварства, дружбы и обмана и т. д. В ходе игры создаются условия, при которых дети избавляются от собственных страхов. Иногда игра строится так, что взрослые и дети попеременно занимают позицию «защищающегося» и «нападающего» персонажа. Эмоция страха вытесняется эмоцией победы. Например: ребенок боится уколов. Воспитатель: «Сегодня играем в сюжетно-ролевую игру «Больница». Света сначала играет роль Доктора Айболита – приходите к ней лечиться, а Вова и Денис – пациенты. Потом доктором будет Вова, затем Денис будет всех лечить».

Слайд 48

Стиль общения «Взрослый – Родитель». Данный стиль общения превращает ребенка не просто в помощника учителя, а в защитника интересов учителя. Например , ребенку доверяют часы и просят следить за тем, чтобы учитель вовремя начал урок после перемены (для этого учитель точно в срок отлучится из класса). При этом педагог ссылается на чрезвычайную занятость, которая мешает ему следить за временем Необходимо в общении задать определенный тон, в котором присутствует озабоченность и подчеркнутая заинтересованность в помощи данного ребенка:«Я прошу тебя, потому что ты не забудешь».

Слайд 49

Стиль общения «Взрослый – Взрослый». Предполагает искренность в восприятии ребенка как взрослого– «на равных, стремление совместно с ним действовать, узнавать, открывать».

Слайд 50

Стиль общения «Взрослый – Ребенок». Данный стиль общения сформулирован как понимание, принятие и признание.Воспитывающий взрослый строит свое общение с ребенком на основеправила «трех П». Такой стиль ориентируется на личность ребенка. 1 . Понимание – умение видеть ребенка «изнутри», посмотреть на мир одновременно с двух точек зрения: своей собственной и ребенка, «чтение мотивов ребенка». 2. Принятие – безусловное положительное отношение к ребенку, его индивидуальности независимо от того, радует он взрослых в данный момент или нет – то, что в ТА называют «безусловным прикосновением». Это означает : «Я отношусь к тебе хорошо, независимо от того, справился ты с этим заданием или нет!» 3. Признание – это право ребенка на решение тех или иных проблем, по существу, это право быть взрослым. Нельзя обеспечить ребенку полное равенство. Что касается здоровья ребенка, здесь он может иметь свой «совещательный голос». В бытовых ситуациях Х. Дж. Джайнотт [17, с.37]предлагает альтернативный вариант. Например: «Какую вещь тебе дать – ту или эту?», «Что ты будешь есть – омлет или яичницу?».

Слайд 51

Давайте потренируемся! «Ты должен хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!» «Ты должен слушаться учителей и родителей!»

Слайд 52

Давайте потренируемся! «Ты должен хорошо учиться!» «Ты должен думать о будущем!» «Ты должен уважать старших!» «Ты должен слушаться учителей и родителей!» «Я уверен, что ты можешь хорошо учиться» «Интересно, каким человеком ты хотел бы стать? Какую профессию думаешь выбрать?» «Ты знаешь: уважение к старшим – это элемент общей культуры человека» «Конечно, ты можешь иметь свое собственное мнение, но к мнению старших полезно прислушаться»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Как выйти из конфликта в семье?" (презентация для проведения родительского собрания)

Данная презентация легла в основу родительского собрания в 7 классе. Предварительно проводилось анкетировании учеников. На собрании с родителями проводилась игра и анкетирование (вопросы анкеты могут ...

Подготовка к ЕГЭ по географии. Презентация для проведения родительского собрания

Подготовка к ЕГЭ по географии. Презентация для проведения родительского собрания...

Презентация для проведения родительского собрания по теме: Особенности ГИА и ЕГЭ в 2012-2013 учебном году. Работа создана Барбашовой Натальей Алексеевной учителем географии и экономики МКОУ СОШ № 251 г. Фокино

Презентация полезна классным руководителям девятых и одиннадцатых классов, а также родителям т.к. даёт ответы на многие вопросы и разъясняет особенности выпускных экзаменов в этом учебном году....

Презентация для проведения родительского собрания "Итоговое сочинение как допуск к ГИА на 2017-2018 уч.год"

Презентация для проведения родительского собрания "Итоговое сочинение как допуск к государственной итоговой аттестации на 2017-2018 учебный год подойдёт для использования завучам, классным руково...

Презентация к проведению родительского собрания "О значении домашнего задания в учебной деятельности школьника".

С помощью презентации можно провести лекцию для родителей о необходимости отслеживать выполнение домашнего задания пятиклассниками....

Функция"Родительский контроль" - презентация для проведения родительских собраний

Функция"Родительский контроль" - презентация для проведения родительских собраний. В презентации приведён перечень программ,имеющих функцию родительского контроля для ограничения доступа дет...

Презентация для проведения родительского собрания

Данная презентация содержит информацию, предназначенную для проведения родительского собрания в классах среднего звена....