Когда вместе интересно.
материал
Доклад на конференции об организации работы с родительским сообществом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_roditelskim_soobshchestvom.docx | 32.95 КБ |
Предварительный просмотр:
01.12.2017
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тему моего выступления вы видите на слайде это – Дети, родители, классный руководитель. Когда интересно вместе.
И именно в такой последовательности. Поскольку дети, как коллектив, находятся друг с другом по 6-7 часов, рядом с родителями по 3-5 часов в день, а классный руководитель и того меньше – час - полтора.
В начале учебного года я, как классный руководитель, определила для себя задачи.
- создать условия для классного коллектива как воспитывающей среды, обеспечивающей развитие каждого ребенка;
- организовать все виды групповой, коллективной и индивидуальной деятельности классного коллектива;
- предпринять меры для обеспечения благоприятного психологического климата в классе.
Причем все три задачи одинаково важные.
Я стала классным руководителем 5 «А» класса, получив его от опытного учителя начальной школы Таркиной Татьяны Ивановны. Класс сильный. Татьяна Ивановна научила их не только читать и писать, но и петь, декламировать, танцевать.
Сложность состояла в том, что в классе было много лидеров, которые к счастью не сколачивали вокруг себя группки, но совершенно не терпели лидерство другого.
Не имея опыта работы в качестве классного руководителя, я не стеснялась обращаться за советом в Татьяне Ивановне, директору, завучам, другим классным руководителям.
В традициях нашей школы не отмахиваться от проблем коллег, а помогать словом и делом.
Итак, я принялась за дело…
Есть дела, которые я могу сделать или организовать сама, а есть те, с которыми мне не справиться самой.
К первой группе дел я отношу следующее :
1) Тематические классные часы, проведенные в первом учебном году по следующе тематике:
- «Мальчик – маленький, но мужчина» (16.10.2015 - учитель ОБЖ Сочнев Ю.В.);
- «Уголовное преследование за причинение телесных повреждений» (13.11.15 – юрист ОП Семин О.Н.);
- Классный час «Если друг оказался вдруг…» (04.03.16 –обсуждение короткометражного фильма «Забыли»);
- Классный час - диспут: Кто тебе друг? (16.03.16 – обсуждение фильма «Ссора».
2). Участие класса в школьных мероприятиях:
- Дни здоровья, где проводятся спортивные состязания;
- Посвящение в Пятиклассники;
- Концерты, посвященные Дню учителя, Дню матери, Дню Победы…
- Конкурсы, посвященные 23 февраля и 8 марта 2017 г. и другие
3) Экскурсии на каникулах
- Томск, Новосибирск, Красноярск
А вот ко второй группе дел, которые направлены на выполнение поставленных задач, я отношу те, где мне нужна помощь, над которыми мы работаем вместе с родителями
Основы взаимодействия классного руководителя с родителями сформулировал ещё Василий Александрович Сухомлинский: «Только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье "
Все мы знаем, какую роль несёт семья во всестороннем и гармоничном развитии личности ребёнка, ведь именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется их характер.
Работа с родителями занимает огромное место в деятельности классного руководителя. Я стараюсь сделать родителей соучастниками всего педагогического процесса. Для этого используются различные формы и мероприятия этой работы – назову основные из них:
1. Изучение семей учащихся.
Достигнуть какого бы то ни было успеха в воспитании ученика, возможно только при индивидуальном подходе к его родителям, только при наличии контакта с его семьёй.
Знакомство с семьёй ребёнка началось для меня с анкеты, которую я раздала детям в сентябре 2015 г. на первом классном часе, в 6, 7 классах они её обновили. Она заполняется дома, вместе с родителями, и включает в себя не только вопросы, связанные с информацией для заполнения страниц школьного журнала “сведения о родителях”, “о занятости” и “состояние здоровья учащихся”, вопросы, позволяющие мне хорошо узнать особенности и условия семейного воспитания своих учеников.
Например, “С кем ещё, кроме родителей, ты проживаешь в доме?” Прошу перечислить всех братьев и сестёр с именами, указать их возраст, чем они занимаются. Так, я узнала, что Дима – старший ребёнок в семье, у него есть сестра, нет папы и он главный мужчина в семье. И когда он повредил голеностоп, я знала, что это случилось не во время не игр и забав, и действительно, несчастье случилось в то время, когда он заливал воду в систему отопления, выполняя мужские обязанности по дому.
Вторая часть анкеты содержит вопросы только для родителей.
Графа «Пожелания, опасения, вопросы» в 5 классе осталась практически не заполненной родителями. Из 23 заполненных анкет, лишь в двух анкетах имелась запись с пожеланиями работать с ребенком индивидуально, в двух – опасения в связи с переходом ребенка в среднее звено школы и одно - с пожеланиям участия класса во всех школьных мероприятиях.
Зато в 6 классе, родители в анкетах смело рассуждали о том, какие мероприятия в прошедшем учебном году были удачными, какие хорошо было бы повторить, а графа «ваши предложения по улучшению микроклимата в коллективе класса» была наполнена живыми обдуманными предложениями.
Несомненно, положительные результаты дает посещение детей по месту жительства. В прошлом учебном году все классные руководители школы посетили детей по месту жительства, познакомившись на месте с условиями проживания учащихся.
В 7 классе, вследствие того, что школа ушла на ремонт, и мы вынуждены заниматься во вторую смену в другом здании, я дополнительно составила схему занятости детей, чтобы понимать, когда и у кого из детей есть свободное время для совместных классных мероприятий. Вот перед вами фрагмент Расписания кружков. Заняты не все дети, а 16 из 26, но я должна учесть, что 2 ребенка проживают на станции, 2 в отдаленном районе поселка и их подвоз осуществляется по расписанию движения школьных автобусов. Если обобщить, то в этом учебном году мы испытываем голодание в общении, но мы переживем.
2. Работа родительского комитета.
Все знают, что основная задача родительского комитета - содействовать школе в обучении и воспитании детей.
В теории я знала, что в состав родительского комитета, должно входить не менее пяти человек, из которых выбирается председатель РК. Они должны пользоваться авторитетом среди родителей класса и осознавать ответственность, которая возлагается на них в деле воспитания детей и взрослых.
Родительский комитет был избран на первом родительском собрании. Причем, предварительно я посоветовалась с Татьяной Ивановной - учителем начальной школы. И предложения родителей и мое (тайное) желание сошлись. В последующем состав родительского комитета остался без изменений. Так как его работа в полной мере соответствовала задачам, возложенным на этот выборный орган. И никаких предложений, типа, а давайте пусть другие поработают, не было. Так как в мероприятиях и подготовке участвует большинство родителей, а пассивных ничтожно мало
Заседания комитета проводятся по мере необходимости. Связь между родителями осуществляется так называемым “кустовым методом”: каждый из пяти членов родительского комитета отвечает за своих “подопечных” из числа родителей. Таким образом, любая информация, которую нужно довести до сведения родителей всех учащихся, может быть передана в течение одного дня. Свою функцию в оповещении выполняет и социальная сеть, где также выкладывается информация.
Деятельность родительского комитета осуществляется по плану, составленному в соответствии с планом учебно-воспитательной работы класса и школы. Для осуществления этого плана привлекаются члены практически всех семей учащихся. Приглашая родителей, я и члены родительского комитета убеждаем родителей, рассказывая насколько это важно и значимо для их ребёнка, класса, школы и вас.
3. Классные родительские собрания.
Родительские собрания – это школа воспитания родителей, формирующая родительское мнение, родительский коллектив. Для того чтобы родители имели возможность найти время, информация о проведении собрания передаётся заранее по нескольким каналам – во-первых, через ребёнка (запись в дневнике), во-вторых, через родительский комитет по телефону, в –третьих через социальные сети.
К собранию надо обязательно готовиться заранее. Классный руководитель должен полностью владеть всей информацией (успеваемость, посещаемость, поведение, внеклассная работа) обо всех учениках класса, а не только по трудным учащимся. Перед РС, я обязательно обхожу всех учителей - предметников, приглашаю их на собрание, в случае невозможности их личного участия беседую с ними о классе и учениках, чтобы доложить об этом родителям; пополняю портфолио класса новыми фотографиями, рассказывающими о школьной жизни ребят, грамотами, иной информацией.
Собрание должно проходить динамично, в деловой обстановке, по заранее составленному плану, чтобы родителям не было жалко “потерянного” времени. Каждый из присутствующих на собрании должен почерпнуть информацию, касающуюся его ребенка, почувствовать себя сопричастным ко всему происходящему в классе, иметь возможность высказаться и, в случае необходимости, получить рекомендации или советы по воспитанию ребёнка.
Классный руководитель должен показать родителям, что судьба их детей ему не безразлична, что он так же заинтересован в успеваемости и хорошем воспитании своих подопечных.
Не всё можно и нужно широко обсуждать на родительском собрании. Говорить со всеми родителями о проблемах с трудными детьми надо только в общем виде, не стоит конкретизировать. Лучше попросить родителей этих конкретных учащихся остаться для личной беседы с учителем.
4. Индивидуальная работа с родителями.
Индивидуальные беседы учителя с родителями, консультации, помогают установить непосредственный контакт педагога с членами семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей совместного влияния на ребёнка. Часто встречи или беседы по телефону происходят со мной по инициативе родителей, потому что они чувствуют, что я, так же как и они, готова приложить немало усилий, чтобы их дети выросли добрыми, умными, знающими.
Говорить с родителями надо просто, доступно, убедительно и обоснованно, но всегда с чувством заботы о ребёнке. Замечания, задевающие их самолюбие, постоянные жалобы на ребёнка, сосредоточивание внимания на его недостатках – этим можно лишь оттолкнуть от себя родителей и отдалить Надо постараться, чтобы беседы для родителей стали естественным видом связи со школой и им не предшествовало ожидание неприятной встречи с учителем, чтобы родители ученика чувствовали, что приглашаются в школу не только для получения назиданий и выговоров, а для конкретной помощи в деле воспитания их ребёнка.
Классному руководителю трудно представить свою работу без регулярной доброжелательной помощи родителей. Мне очень приятно, когда родители положительно отзываются о моей профессиональной деятельности, но не менее приятно слышать, когда коллеги говорят мне: “Какие хорошие у тебя родители!” или «Конечно, у тебя же родители хорошие!»
Работа классного руководителя – интересная, захватывающая, но отнимающая много времени и сил. Вместе с родителями она становится легче и плодотворнее.
Такой подход к организации системы в работе с родителями помогает формировать уважение к профессиональной деятельности педагога, подчеркивает значительность встреч родителей с учителем, стимулирует их интерес к школе и культуру родительского взаимодействия друг с другом и со школой.
Это была теоретическая часть, а сейчас я вам расскажу о тех мероприятиях, которые мы провели с родителями вместе:
Первое совместное мероприятие – Праздник, посвященный Дню пожилого человека, мы провели 03 октября, т.е спустя месяц с начала учебного года. Совместно с родительским комитетом мы пригласили в гости бабушек и дедушек. Это был эксперимент. И он удался. Отличное мероприятие стало традиционным и мы за 2 с половиной года уже пять раз собирались вместе с родителями, бабушками и дедушками.
Еще через месяц 12 декабря мы встретились с родителями на спортивном празднике «Папа, мама, я- спортивная семья». Команда родителей тогда победила, но дети совершенно не расстроились, ведь это их родители!
К слову сказать, памятуя о том, что в классе было много лидеров – цель всех моих мероприятий - объединить детей. Поэтому класс делю на команды только в исключительных случаясь, а в основном дети соревнуются против кого-то ( против родителей, против бабушек и дедушек, даже против меня – лишь бы у них была единая цель, достигнуть которую можно лишь объединив общие усилия)
В сентябре 2015 г. стартовал проект "Семья VK", направленный на популяризацию добрых семейных отношений и здорового образа жизни. Организатором и устроителем мероприятия стало Муниципальное автономное учреждение «Культура». Идея участия в акциях «Воскресенье с увлеченьем» (т.е. общего дела) нам приглянулась.
Я предложила директору МАУ «Культура» включить нас в число участников проекта с идеей «Класс – большая семья».
Предложение получило одобрение и мы: дети, родители и я начали работу…
В январе 2016 состоялся песенный этап проекта «Семья VK»
В конце января мы пошли в музей, где для нас провели викторину, затем мы катались на тюбингах и пили чай
В феврале мы участвовали в Викторине «Семейный винегрет», где наша команда заняла первое место
В марте был самый красочный, но самый ответственный этап проекта – танцевальный. Самый ответственный, потому что требования едины для всех семей – это участие детей и родителей. Представить на суд жюри танец детей не составляло никакого труда, он был готов, т.к. мы подготовили его заранее к школьному балу, а вот родители?
Посоветовавшись, решили, что сделаем танец из двух частей: детской и родительской и работа закипела.
Позже, выступив, мы пожалели, что все так быстро кончилось, ведь готовились мы две недели, а станцевали за полторы минуты
В апреле состоялось Подведение итогов проекта. По семейным обстоятельствам я не смогла участвовать в мероприятии, но у меня ХОРОШИЕ РОДИТЕЛИ. Все прошло без сучка, без задоринки! Нам вручен Диплом за участие в проекте…
А совместная работа классного руководителя и родителей на этом не закончилась
Уже 06 мая состоялось самое массовое мероприятие года - это Вечер, посвященный Дню Победы. Присутствовало более 50 человек. В гостях у ребят были родители, бабушки и дедушки.
Мы говорили о патриотизме, о том, что нельзя забывать страшное военное время и о том, что подвиг можно совершить и в мирное время
28 мая мы закончили учебный год на стадионе, где провели оздоровительно-увеселительный праздник- День именинника
в 2015-2016 учебном году учащиеся класса приняли участие в 90 различных мероприятиях,
из них – в 18 мероприятий приняли участие родителе, бабушки и дедушки,
В следующем 2016-2017 учебном году мы продолжили работу с родителями.
К большому сожалению, в перовом полугодии мы были очень ограничены во времени, т.к. подготовка к 10-му ежегодному балу и 85 –летнему юбилею школы отнимала все свободное время
Среди немногочисленных мероприятий хочется рассказать о празднике, посвященном Дню пожилого человека, который состоялся 22 октября. Этот праздник объединил 60 человек – детей, родителей и бабушек и дедушек.
Этот день отмечен еще и тем, что начальник Управления Образования вручила 12 благодарственных писем нашим родителям за творческий подход, за активное сотрудничество, отзывчивость, понимание и помощь.
В ноябре-декабре 2016 г. в рамках подготовки празднования 85-летнего юбилея школы наши родители приняли активное участие в соревнованиях по баскетболу, конкурсе «Папа, мама, я- спортивная семья!»
В связи с тем, что в школе объявлен карантин, мы встречались вне стен школы и в январе 2017 катались на тюбингах, пили чай в спортшколе.
А в феврале приняли участие во Всероссийской акции «Снежный десант»
А в мае вновь встретились со старшим поколением на празднике, посвященном Дню Победы
Дедушка и бабушка Лысенко Романа так написали в отзыве:
8 мая 2017 г. наш внук пригласил нас на праздник в честь Дня Победы. В зале, как обычно, присутствовало три поколения. Дети нас поздравили замечательным концертом. После концерта состоялось традиционное чаепитие. Было очень весело: участие в конкурсах, пение песен о войне, загадки и шутки надолго зарядили позитивом.
В июне этого года в школе началась подготовка к ремонту. И, конечно, мы не могли обойтись без помощи наших пап. Я с гордостью заявляю: ни один мужчина –папа не отказал в помощи! В разные дни девочки разбирали содержимое шкафов, упаковывали книги, папы разбирали мебель, упаковывали ее вместе мальчишками, вывозили!
И вот, уже новый учебный год!
С родителями мы встретились прямо в День Знаний! И я услышала те слова, которые меня окрылили: «Мы поможем!»
И вновь мы вместе. Первое совместное мероприятие: Поход. Пока мы с детьми работали на субботнике - приводили в порядок территорию, родители приготовились к нашей встрече: зажгли костер, накрыли стол!
Дети при виде родных веселых лиц, забыли про усталость и, поев, начали играть вместе с родителями.
Пятое по счету Мероприятие – встреча трех поколений, посвященное Международному Дню пожилого человека вновь собрало нас в октябре.
И вновь душевная обстановка, концерт, совместные игры, песни и танцы… И чувство удовлетворения! Какие у меня замечательные дети, родители и родители родителей!
Ну, и заканчивая свое выступления, хочу вернуться к теме выступления?
Когда же интересно всем детям, родителям и классному руководителю?
Интересно тогда, когда каждый заинтересован в общем деле, причем интересы могут различные (у детей развлечься, похвалиться успехами перед родителями, получить общественное одобрение, у родителей – полюбоваться на ребенка-артиста, увидеть его в новом качестве, услышать похвалу, у классного руководителя свои воспитательные цели и задачи), а итог общий положительный.
Успеха в делах, которые вам интересны!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Вместе интересно
материал из опыта работы класнного руководителя...
Интересные техники. Рисуем вместе с детьми! Штампинг
Автор: Ksu Осень! Деревья пылают на солнце яркими красками, и если вам тоже хочется вместе с ребёнкомпопробовать запечатлеть эту красоту, то вот некоторые очень простые техники....
Презентация педагогического проекта "Интересно вместе"
В презентации представлен педагогический проект с родителями. Данный проект разработан с целью сплочения родительского коллектива. Его реализация позволит донести до родителей простую истин...
«"АНСАМБЛЬ" – ЭТО ЗНАЧИТ "ИГРАЕМ ВМЕСТЕ", А ВМЕСТЕ, КОНЕЧНО, ИГРАТЬ ИНТЕРЕСНЕЙ!»
Сценарий тематической лекции-концерта ансамблевой музыки учащихся и преподавателей отделения духовых инструментов ДМШ....
Внеклассное мероприятие. Взаимосвязь родителей и детей "Как интересно и весело нам всем вместе"
спортивное внеурочное мероприятие для детей и родителей 3-5 классов...
Интеллектуальная игра "Что?Где?Когда". Интересные вопросы
Интеллектуальная игра "Что?Где?Когда". Интересные вопросы...
Открытый урок по окружающему миру в 1г классе на тему: «Когда учиться интересно»
Открытый урок по окружающему миру в 1г классе на тему: «Когда учиться интересно»...