Игры для развития памяти и внимания
методическая разработка
Материал для родителей, в котором кратко и понятно описаны некоторые игры необходимые для развития памяти и внимания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_dlya_razvitiya_pamyati.docx | 680.73 КБ |
Предварительный просмотр:
«Развиваем память и внимание»
Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с детьми и уделяя внимание развитию памяти, вы учите малыша запоминать, сохранять и воспроизводить информацию.
Особенности дошкольного возраста состоят в том, что память малыша непроизвольна, и ребенок еще не способен ставить цель запомнить что-либо. Запоминание происходит помимо его воли и сознания. Поэтому с большей вероятностью ребенок запомнит что-то яркое и необычное, нежели то, что не представляет для него интереса.
Игра – это способ донести до ребенка дошкольного возраста необходимую информацию. Учитывая особенности возраста с помощью игр можно увлечь ребенка и разбудить интерес к обучению.
Играя с ребенком и выполняя упражнения, не забывайте хвалить и поощрять дошкольника. Не ругайте малыша за промахи, не стоит нервничать. Тогда интерес ребенка к занятиям не пропадет.
Игры и упражнения по развитию и тренировке различных видов памяти
Игра в слова. Запишите десять пар слов, которые связаны смыслом. Пары слов прочитайте ребенку вслух три раза. Слова говорите с интонацией и эмоционально. При произношении вами первых слов ребенок называет пару к каждому слову. Игра помогает развитию слуховой памяти и способствует концентрации внимания малыша.
Например: мяч — играть, вилка – кушать, карандаш – рисовать, краски – кисточка, комар — муха, снег — санки, лето – солнце, кошка – мышка, кровать – спать, песок – лопатка.
«Магазин» .Создайте импровизированный магазин, роль покупателя отдайте ребенку. Называйте ему по 5–7 предметов, которые нужно купить в магазине. Такого рода игры помогают улучшению слуховой памяти.
«Запомни фигуру». Приготовьте для малыша карандаш и лист бумаги. Покажите поочередно 3–5 геометрических фигур. Ребенок должен запомнить фигуры и изобразить на бумаге. Чтобы усложнить задание попросите дошкольника изобразить предмет в том цвете, который он запомнил.
«Чего не хватает?» .Расставьте перед ребенком в один ряд от 5 до 8 предметов. Дайте малышу 1 минуту для запоминания. После того как ребенок отвернется, уберите из ряда 2–3 предмета и перемешайте оставшиеся вещи. Ребенку нужно будет вспомнить, каких предметов не хватает.
Игра в картинки. Возьмите картинку или фотографию. Например, картинку с изображенной на ней комнатой. Дайте ребенку посмотреть на нее в течение 1–2 минут. Затем попросите рассказать о предметах в комнате и месторасположении вещей. Пусть он опишет внешний вид предметов.
«Расскажи историю». Игра развивает образную, словесную память, речь и внимание. Покажите ребенку историю без слов, используя игрушки или другие предметы. После того как закончите малышу предстоит кратко рассказать то, что он увидел.
«Мультфильм». У каждого малыша есть любимый мультфильм, который он видел не единожды. Пусть ребенок посмотрит фильм еще раз. После просмотра включите мультик без звука и попросите озвучить. Для эффективности занятия пусть малыш кратко перескажет сюжет. Такие игры формируют долговременную память и речь дошкольников.
«Вспоминай и показывай». Игры такого плана формируют двигательную и образную память. Предложите дошкольнику вспомнить и показать движения знакомых людей, животных. Сделайте вид, что не догадываетесь, кого изображает малыш, побуждая ребенка к новым идеям.
Запоминание букв. Приготовьте лист бумаги, на котором написаны в один ряд 5–7 букв (цифр). Дайте малышу время для запоминания (30 секунд) и попросите нарисовать запомнившиеся буквы на другом листке бумаги.
«Рисуй и запоминай». Назовите ребенку 5–6 словосочетаний и дайте малышу время к каждому из них сделать рисунок, который потом поможет ему вспомнить сказанное.
Поиск слов ребенку необходимо найти слово, которое находится в рамке. Для читающих детей возможен другой вариант игры, на одном листке бумаги напишите в столбик 8–10 слов и на втором листке 8–10 слов. Во втором столбике 2–3 слова из первого столбца повторятся вразброс, а остальные слова будут другими. Дайте ребенку лист с первым столбиком слов на 1–2 минуты. По истечении времени пусть ребенок найдет запомненные слова в листке со вторым столбиком.
Аудиокнига. Включите ребенку интересную, учитывающую особенности возраста, аудиокнигу. Время прослушивания не должно превышать 10–15 минут. Пусть ребенок кратко перескажет суть услышанного текста. Затем продолжите прослушивание аудиокниги.
Повторение сказанного. Продиктуйте ребенку цифры или буквы в любом порядке. Пусть ребенок повторит сказанное вами и нарисует на листке бумаги то, что поможет ему вспомнить полученную информацию. Спустя день пусть малыш припомнит, глядя на рисунки, названные вами буквы или цифры.
Прохождение лабиринтов. Разгадывание лабиринта формирует у малыша усидчивость и устойчивое внимание. Для начала предложите дошкольнику пройти лабиринт на бумаге при помощи карандаша. Затем усложните задание, попросив найти верную дорожку зрительно.
Мнемотехника - искусство запоминания.
Мнемотехника - это система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций. Мнемотехника – навык, требующий тренировки. Это значит, что здесь нет «волшебных таблеток» – хитрых техник, узнав которые вы сразу же станете запоминать в 10 раз больше информации.
Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, пословицу, сказку, стихотворение, можно «записать» используя картинки и символьные знаки. Глядя на схемы , ребенок воспроизводит полученную информацию.
составитель: педагог-психолог Симакова Я.С.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения для развития памяти и внимания на уроках иностранного языка
Очень часто приходиться слышать от учащихся, что у них плохая память. Однако нередко они просто не умеют запоминать, не знают приёмов успешного запоминания. Данная презентация поможет учителю использо...
Развитие памяти и внимания учащихся на уроках иностраннаго языка
Данная статья раскрывает вопросы развития памяти и внимания на уроках иностранного языка, а также содержит рекомендации и упражнения, которые могут быть использованы учителем на уроках и рекомендованн...
Развитие памяти и внимания обучающихся с нарушением психического развития на уроках русского языка в школе VIII вида.
В статье представлены некоторые виды заданий на развитие памяти и внимания обучающихся коррекционной школы на уроках русского языкаи чтения....
Игры с детьми для развития памяти и внимания
Какое же это прекрасно, весело, интересно проводить время с детьми ЗА ИГРОЙ ! Подобное времяпрепровождения "склеивает" и объединяет людей абсолютно разных поколений , создает неповторимую ат...
"Игры на развитие памяти и внимания"
Что нужно для того, чтобы ребенок рос любознательным, умным, сообразительным, чтобы мог реализовать все свои возможности, раскрыть способности? Наш совет: постарайтесь прислушаться к малышу, пон...