Потенциальные возможности ребенка с ОВЗ
статья
в данной статье разсказывается о возможностях и потенциалах детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shuba_statya_2.doc.docx | 26.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Потенциальные возможности ребенка с овз
Шуба Светлана Васильевна
Учитель-дефектолог,
Государственное Бюджетное Учреждение Владимирской Области «Центр психолого-педагогической и социальной поддержки» (ГБУ ВО «ЦППиСП»)
Потенциальные возможности ребенка будут зависит от раннего, грамотного и систематического обучения основным умениям и навыкам. Практика показывает, что умелое воспитание и раннее обучение позволяет расширить границы физических и интеллектуальных способностей ребенка, но нельзя забывать, что потенциальные возможности у всех детей разные.
Детям нужно учиться функционировать в быту, общаться с людьми, но из-за своих ограниченных физиологических возможностей они не могут полноценно выполнять какую-либо деятельность. Главная задача взрослого - максимально социализировать ребенка с ОВЗ в обществе. Чем раньше начнется работа, тем успешнее ребенок адаптируется в социуме.
Зачастую гиперопекой, излишней заботой, эгоистической любовью, стремлением оградить детей от всех возможных трудностей родители мешают их нормальному развитию. Дети-инвалиды остро нуждаются в родительской любви, но эта любовь должна быть альтруистической, учитывающей интересы ребенка, просто потому, что ребенок есть, такой – какой есть. Малышу предстоит дальнейшая не самая легкая жизнь, и, чем более самостоятельным и независимым он будет в раннем возрасте, тем легче сможет перенести все трудности и невзгоды во взрослой жизни.
Рекомендательные правила воспитания:
- Никогда не жалейте ребёнка из-за того, что он не такой, как все.
- Не ограждайте ребёнка от обязанностей и проблем. Если состояние ребенка позволяет, придумайте ему простенькие домашние обязанности, постарайтесь научить ребенка заботиться о других.
- Предоставьте ребёнку самостоятельность в действиях и принятии решений. Стимулируйте его активность; помогайте в поиске своих скрытых возможностей. Развивайте умения и навыки по самообслуживанию.
- Учитесь отказывать ребёнку в чём-либо, если считаете его требования чрезмерными. Однако проанализируйте количество запретов, с которыми сталкивается ваш ребенок, все ли они обоснованы.
- Помните, что будущее вашего ребенка во многом зависит от того, насколько он социализирован, адаптирован в обществе. Делайте все возможное, чтобы он привык находиться среди людей, умел и любил общаться, мог попросить о помощи.
- Помните, что ребёнок повзрослеет и ему придётся жить самостоятельно. Готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.
- Все действия должны нести регулярный, систематический характер, только в этом случае увидите результат своего труда
Рекомендации родителям по воспитанию ребенка с проблемами в обучении
С трудностями при обучении сталкиваются почти все дети, но одни преодолевают их довольно просто, другие мучаются сами, доставляют немало хлопот и родителям, и учителю. Давайте разберем, что мешает нам помочь ребенку преодолеть трудности. Беда не только в самих трудностях письма, которые фактически не позволяют ребенку учиться, но и в сопутствующих им постоянных конфликтах между учителем и учеником, ребенком и родителем, в формировании у ребенка чувства неполноценности, неудовлетворенности в себе, в своих силах. Беда и в том, что недовольство учителя и родителей, неудачи отталкивают ребенка от взрослых, и, если нет от них реальной помощи и поддержки, ребенок окончательно теряет веру в себя. Переживание собственных неудач усиливается во много раз при неправильной тактике поведения учителей и родителей. Увы, взрослые и в школе, и дома чаще ругают, укоряют, наказывают ребенка за школьные неудачи и гораздо реже могут оказать ему реальную помощь. Тактика наказаний бывает разной, и родители редко задумываются, что любые наказания больно ранят. Мы хотели бы обратить внимание родителей на некоторые факторы, усугубляющие школьные трудности, затрудняющие помощь ребенку.
Один из таких факторов - неправильная тактика взаимоотношений с ребенком:
-низкая сплоченность и разногласия членов семьи по вопросу воспитания,
-высокая степень противоречивости, непоследовательности, неадекватности,
-выраженная степень опеки и ограничительства в каких-либо сферах жизнедеятельности детей,
- повышенная стимуляция возможности детей, в связи с этим частое применение угроз, осуждений.
Отрицательно воздействуют на ребенка, способствуют конфликтам, создают стрессовые ситуации, а значит, усугубляют трудности такие черты личности родителей, и прежде всего мам, как:
-повышенная эмоциональная чувствительность, склонность легко расстраиваться и волноваться.
-эмоциональная возбудимость или неустойчивость настроения, главным образом в сторону его снижения.
- склонность к беспокойству.
- противоречивость личности.
-стремление играть значимую, ведущую роль в отношениях с окружающими
- фиксация на своей точке зрения, отсутствие гибкости суждений.
Нервные срывы родителей в виде окрика, наказаний, различного рода лишений отнюдь не способствуют формированию у ребенка уверенности в себе. Первое - обе стороны должны помнить о взаимном уважении, второе - понимание должно предшествовать советам и наставлениям. Важно научиться любить и ценить не успехи и достижения ребенка, а самого ребенка, вне зависимости от его успехов.
Как снять страх ребенка перед непреодолимыми на его взгляд трудностями, как помочь ему поверить в себя, как научить работать, не боясь неудач?
Основные правила:
1. Не спешите ставить оценку, особенно неудовлетворительную.
2. Не сравнивайте своего ребенка с товарищами, знакомыми, братьями и сестрами, подчеркивая его неудачи или удачи, успехи других детей. Все это травмирует ребенка, обостряет ситуацию неудачи. Кстати, оценка ребенка взрослым и особенно учителем оказывает серьезное влияние не только на самоощущение и самооценку. От этой оценки во многом зависит отношение к ребенку одноклассников.
3. Если есть хоть малейший прогресс, похвалите, подбодрите, подчеркните старание ребенка. Если не за что похвалить, не ставьте оценку, но обязательно подбодрите.
4. Не встречайте ребенка сакраментальным вопросом: Что ты сегодня получил. Даже если вы не будете его ругать за неудачу, даже если вы найдете в себе силы подбодрить, вы все равно не сможете скрыть своего огорчения.
5. Не надоедайте ребенку упреками по поводу домашних заданий. Не стоить переоценивать их значение, особенно на первых порах, ведь во второй половине дня работоспособность снижена, сказывается утомление, и непрерывная работа больше 15-20 минут порой не по силам. Если вы будете сидеть все время над душой ребенка, следя за каждым его движением, то это еще один повод поверить в собственную беспомощность.
6. Не ограничивайте любимые занятия из-за неудач в школе, не лишайте любимого дела. Запреты не дадут желаемого результата, а, наоборот, могут вызвать реакцию протеста, достаточно резкую по форме (и грубость, и слезы, и даже угрозы). Нельзя исключить и такую ситуацию, когда лишение любимого дела вызывает только желание забросить уроки, несмотря на давление родителей, и всякого рода наказания. Наоборот, при школьных неудачах нужно дать ребенку возможность реализоваться в чем-то другом, доказать (прежде всего, самому, а потом окружающим), что есть дело, которое он может сделать хорошо. Если такого дела нет, его надо искать и обязательно найти.
Как видите, проблема помощи ребенку при трудностях обучения совсем не проста, но главное - знать, что почти все трудности преодолимы. Нужны только желание, доброта и терпение родителей и учителя и их совместная работа.
Список литературы:
1. Беккер К.П., Совак М. Логопедия. - М, 1981.
2. Васильева КН., Новоторцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 1996.
3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для учителя и воспитателя / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993.
4. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. -М, 1985.
5. Жукова НС. Формирование устной речи: Учебно-методическое пособие. - М: Соц. - полит.журнал, 1994. - 96 с.
6 Жукова НС. и др. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - М: Просвещение, 1973. 220 с.
7. Зееман М. Расстройства речи в детском возрасте - М: Медгиз,1962. - 268 с.
8. Игры в логопедической работе с детьми / Ред.-сост В.И. Селиверстов. - М, 1977.
9. Аглая Датешидзе «Система коррекционно-развивающей работы с неговорящими детьми», М, 2012 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"
Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...
Арт - терапия как метод реализации потенциальных творческих (зачастую скрытых) возможностей ребенка
Арт-терапия – это (дословно) лечение «пластическим изобразительным творчеством» и является средством свободного самовыражения. Творчество дарит человеку прекрасную возможность выразить себя, выразить ...
Организация социально педагогической среды способствующей реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детеи
Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личностиребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном планеназрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надоду...
Отбор - определение потенциальных возможностей детей.
Отбор - определение потенциальных возможностей детей....
родительское собрание «Роль семьи в развитии потенциальных возможностей ребенка»
Собрание посвящено актуальной проблеме – выявлению и развитию одаренности детей. В данной работе рассматриваются современные подходы в работе с одарёнными детьми. Э...
Круглый стол для родителей на тему: «Роль семьи, родителей для развития потенциальных возможностей ребенка»
Данный материал содержит информацию для родителей о психологических особеннстях одаренного ребенка, о роли семьи в раскрытии его одаренности....
Потенциальные возможности ребенка с ОВЗ
Главная задача взрослого - максимально социализировать ребенка с ОВЗ в обществе. Чем раньше начнется работа, тем успешнее ребенок адаптируется в социуме....