Отбор - определение потенциальных возможностей детей.
методическая разработка по физкультуре на тему
Предварительный просмотр:
Отбор-определение потенциальных возможностей детей
Спортивная одаренность-это благоприятное для настольного тенниса сочетание врожденных и приобретенных физических и психических качеств, а также способность спортсмена быстро и эффективно развивать эти качества в процессе ее спортивной тренировки.
Первичные признаки каждого из компонентов, составляющих спортивную одаренность, могут и должны быть выявлены уже у новичка, в чем собственно, и состоит искусство отбора.
Рациональная система отбора позволяет правильно укомплектовать спортивные группы наиболее способными детьми, а, следовательно, и наиболее перспективными, помогает новичку найти тот вид спорта, к которому у него больше задатков и, где наиболее полно он сможет раскрыть свои потенциальные возможности.
В основе отбора лежит глубокое и всестороннее изучение личности ученика, выявление его психологических особенностей, оценка топологических свойств нервной системы и уровня развития физических качеств.
Процесс отбора в ДЮСШ можно разделить на 3 этапа:
1этап - предварительный осмотр (от первого занятия до 2-4 месяцев).
2этап - углубленная проверка в процессе первоначального обучения (3-6 месяцев).
3этап - многолетнее систематическое индивидуальное изучение занимающихся для окончательного определения спортивной специализации.
В прошедшие годы среди специалистов в области н/тенниса не сложилось согласия относительно того, в каком возрасте можно и нужно приступать к занятиям этим видам спорта.
Сам процесс формирования единой точки зрения осложнялся тем, что в ходе дискуссии раздавались также голоса людей, которые никогда не занимались со спортивной молодежью. Именно эти специалисты протестовали против раннего начала.
Многолетний тренерский опыт автора книги (Л.Оман) подкрепляет правильность мнения о раннем начале обучения.
Настольный теннис относят к сложной разновидности игры в мяч, и он действительно является таковым. Играют здесь на небольшой площади и маленьким мячом, игра исключительно быстрая. Ее элементы необходимо применять в течение считанных секунд, материалы накладок ракеток различные, ими можно придавать мячу вращение самых разных направлений. Все это обусловливает сложность техники настольного тенниса, затрудняет ее усвоение.
Необходимо не менее 4-5 лет для того, чтобы даже при условии самых усердных занятий на тренировках усвоить технические элементы до такой степени, которая позволяет игрокам к 12-14 годам достичь среднего международного уровня. Настольный теннис требует быстрого мышления, мгновенной реакции, движений, доведенных почти до автоматизма. Развитие и закрепление этих качеств в молодом возрасте осуществляется легче и эффективней. По мере укрепления физических возможностей, которые являются основой всякой игры, одновременно формируются специфические навыки движений теннисиста.
Автор считает, что дети 6 лет уже могут начинать освоение техники настольного тенниса.
Естественно, решающее значение здесь имеет не хронологический, а физиологический возраст, т.е. степень развития, зрелость умственных способностей и физических качеств. Более быстрое развитие (акселерация) позволяет уже пятилетним детям приступать к изучению техники игры. Но встречаются также и такие ребята, которые не готовы к этому и в 9 летнем возрасте из-за отставания в развитии.
Сейчас во всем мире ведутся различные эксперименты, исследования в области отбора, где большая часть экспериментов принимает во внимание не специфику данного вида, а общие способности, уровень координации движений, умственное развитие, переносимый уровень нагрузок.
Специалисты проводят главным образом:
- антропологические исследования (по большой части с привлечением статистических данных, подготовленных на основе результатов обследований) они пытаются определить. Какие данные конструкции спортсмена, наиболее подходят для отдельных видов спорта;
- психологические исследования. К ним относятся эксперименты, направленные на раскрытие психических предпосылок и возможностей;
- определение физических данных, таких, как быстрота движений, выносливость, силовая скорость, гибкость, способность к расслаблению, чувство ритма, координация движений и т.д.
В практической жизни используют два метода отбора, отличающиеся по форме и содержанию: первичный и вторичный отбор.
Цель первичного отбора в том, чтобы каждого ребенка ориентировать на занятие таким видом спорта, для которого он располагает соответствующими данными. Не тренера отбирают ребенка для данного вида спорта, а ребенок (или его родители) избирают для себя тот или иной вид спортивных занятий.
В области настольного тенниса мы еще не располагаем теми определяющими и поддающими измерению параметрами, знанием индивидуальных черт характера, которые нужно искать в молодых спортсменах. Потребовался бы большой штат для проведения систематических наблюдений, чтобы установить определенные характеристики у каждого молодого человека, начинающего заниматься настольным теннисом. В тоже время развитие науки и технике дает нам основание для определенного оптимизма, вселяя надежду на то, что такое время вскоре наступит. До тех пор остается использовать существующие возможности, заключающие в том, что самому тренеру приходиться решать, с кем имеет смысл заниматься.
Даже заложенные в спортсмене возможности очень трудно развить, но еще труднее распознать в нем эти способности, сказать о ком-то, что он подходит или исключить его по причине негодности. Правда, в подростковом возрасте уже проявляется способность нервной системы обеспечивать быстроту движений, однако эта способность получает свое выражение только тогда, когда имеется уже развитая мускулатура и достигнут определенный уровень умственных способностей. До тех пор, пока, этого нет, достаточно зоркий наблюдатель замечает только то, что один ребенок бегает лучше, более ловко обращается с мячом, чем остальные. Для того же чтобы проявились физические возможности данной нервной системы, требуется обычно многолетняя работа.
Опыт показывает, каждый здоровый человек имеет особую предрасположенность к какому-либо виду спорта. Вопрос лишь в том, будет ли он заниматься именно тем спортом, для которого его данные наиболее подходят. Как правило, в выборе большую роль играет круг интересов и случайность. Можно привести много примеров, когда кто-то стал игроком в настольный теннис потому, что жил рядом со спортивным залом, где занимались этим видом спорта или футболистом, потому что рядом был стадион и т.д.
Следствием, в частности, этих факторов является то обстоятельство, что многие занимаются не тем видом спорта, для которого у них больше всего данных.
Как, каким методом можно выявить способность?
Среди подобных методов на первом месте следует упомянуть исследования физических данных (но только по той причине, что они лучше всего поддаются измерению). Центральная спортивная школа уже много лет назад в основу системы приема новых воспитанников положила испытания физических способностей. С тех пор она во многих отношениях развила эту систему. Детям предлагается бег на 30 и 120 м., прыжки в длину с места, метание теннисного мяча, различные упражнения на ловкость. Таким способом отбирали группы по некоторым видам спорта (различные виды легкой атлетики, командные виды спорта).
Нельзя отрицать, что поступающие, которые показали хорошие результаты на таких испытаниях, имеют преимущества по сравнению со своими товарищами, показавшими худшие результаты. И тем не менее у автора ( Л. Орман) сложилось впечатление, что эти испытания, основывающиеся на физических данных (даже когда они имеют целью дать картину координации движений и ловкости), не могут дать полезную информацию в первую очередь о тех, кто показывает также плохие результаты в том плане что отпадает надежда на достижения соответствующего уровня необходимо затратить различное количество энергии как спортсмену, так и тренеру. Поэтому представляется естественным, что тренеры ищут таких молодых людей, в отношении которых затраты энергии, труд является более эффективными.
Молодые спортсмены, живущие на периферии в небольших населенных пунктах, показывают лучшие результаты, чем жители крупных городов. Соотношение поступающих с количеством свободных мест само по себе влияет на уровень, не говоря уже о цели и установках.
Одни требования выдвигаются в отношении какой-нибудь областной команды первого разряда и совсем другие - в отношении команды-чемпиона, к этому следует также добавить, что в одних и тех же местах данные результатов молодых людей, вышедших из одной среды, различаются по отдельным годам приема. Опыт Центральной венгерской спортивной школы и мои собственные наблюдения свидетельствуют о том, что бывают сильные и очень слабые группы по годам обучения. Вероятно, имеются биологические причины таких отклонений.
Представляется очевидным (во всяком случае, для меня) вывод о том, что устанавливать «проходной бал» необходимо всегда на основании исследования результатов, показанных молодыми людьми, в зависимости от того, сколько человек мы намерены отобрать.
Во избежание недоразумений надо подчеркнуть нельзя отказываться от испытания физических возможностей, но и недопустимо считать только их результаты реальными во всех отношениях.
Осуществляя отборы, некоторые тренеры отводят главную роль не количественным показателям, а «тренерскому глазу» и постоянным наблюдениям. Принцип состоит в том, что достижения возраста 10 лет (лично я люблю начинать заниматься с 7-8 летними детьми или еще более молодыми) я не прекращаю занятий ни с кем, или во всяком случае, не делаю этого сразу (исключение составляют те поступающие, физические данные которых не соответствуют с первого взгляда).
Таким образом, здесь осуществляется вторичный отбор, что есть не что иное, как селекция внутри вида спорта. Многие приходят к убеждению, что они не имеют ни желания, ни терпения заниматься настольным теннисом и отсеиваются. Происходит естественный отбор. Этот процесс постоянно возобновляется после перехода в следующую возрастную группу или завершения тренировочной программы и на этом основании мы оцениваем спортсменов. Наряду с оценкой уровня усвоения элементов игры на тренировках мы наблюдаем, как изменяются поведение и прилежание молодого спортсмена.
Некоторые практические методы отбора:
1. Испытание на координацию движений:
- стойка на одной ноге с открытками глазами (тест Озерецкого): спортсмен стоит на правой ноге, левая согнута в колене и подошвой соприкасается с коленом правой. Руки за голову. По секундомеру замеряется, сколько времени испытуемый может стоять, не двигаясь на месте;
- то же, с закрытыми глазами;
- стойка с открытыми глазами на одной ноге на доске (тест Флейшмена): к нижней поверхности доски прикреплена планка высотой 4 см шириной 2 и длиной 60 см. Испытуемый ставит руки на бедра и произвольно выбранной ногой встает на доску так, чтобы подошва располагалась параллельно продольной оси планки. После установления равновесия запускается секундомер. Измерется, сколько времени испытуемый может стоять не двигаясь.
- То же с закрытыми глазами.
2. Динамическая координация:
а) Броски в цель (тест Озерецкого): в 1,5 м. от испытуемого на уровне груди устанавливают мишень размером 25*25 см. На мишени изображены три круга.
В правой руке испытуемого, которую он поднял на уровне головы, резиновый мяч диаметром 5 см. Необходимо попасть в центральный круг броском без замаха. Броски производят по 3 раза правой и левой рукой. Попадание в центральный круг- 3 очка, в средний-2 и наружный -1 очко. Результат определяется по сумме очков за шесть бросков.
б) Укладка спичек (тест Озерецкого). Испытуемый сидит за столом, перед ним открытая коробка спичек, находящаяся на таком расстоянии, чтобы он смог ее легко достать полусогнутой в локте рукой. На одинаковых расстояниях от боковых стенок коробки кладут по 10 спичек. Испытуемый по сигналу должен сложить спички в коробок двумя руками, укладывая по одной спичке из каждого ряда, беря их большими и указательными пальцами. Начинать следует со спичек, расположенных ближе к коробке.
Время выполнения теста замеряют. Засчитываются только безошибочное исполнение.
3. Испытание на выносливость.
При испытании на выносливость наибольшее распространение получил так называемый тест Купера (12-минутный бег).
По нашим наблюдениям 8-9 летние девочки без особых затруднений способны пробежать за это время в среднем 2000м.
Это тест полезен тем, что с его помощью можно определить уровень нагрузки и одновременно испытать силу воли.
В развитии выносливости имеются 4 этапа.
Первый-воспитание общей выносливости - осуществляют в течение всего переходного и в начале подготовительного периода. Продолжительность первого этапа 2-3 месяца.
К средствам, способствующим развитию общей выносливости на первом этапе, можно отнести длительные, циклические упражнения с невысокой интенсивностью (при пульсовом режиме от 130-160 в 1 мин): бег (лучше кроссы), ходьба на лыжах, гребля, езда на велосипеде, плавание и др. При выполнение этих упражнений в работу вовлекаются почти все мышцы тела, что способствует усилению обмена веществ, стимулированию дыхательных процессов.
На первом этапе с целью воспитания общей выносливости все спортсмены используют продолжительный бег с различной интенсивностью, особенно по пересеченной местности. При длительном беге с умеренной интенсивностью создаются благоприятные условия для повышения не только работоспособности сердечнососудистой, дыхательной и нервной систем, для совершенствования нервно-гуморальных процессов, но и работоспособности всего организма. Первый этап развития выносливости характеризуется постепенным увеличением продолжительности работы при относительно невысокой скорости передвижения (например, пробегание каждых 1000 м со скоростью 6-8 мин). От занятия к занятию длительность бега с такой скоростью увеличивается.
Для развития общей выносливости на первом этапе используют следующие методы тренировки:
- равномерный - прохождение тренировочной дистанции с равномерной малой скоростью, от занятия к занятию продолжительность работы увеличивается;
- переменный - непрерывное чередование тренировочной работы умеренной или малой интенсивности;
- кроссовый - выполнение тренировочной нагрузки (бег, ходьба на лыжах) умеренной или малой интенсивности по пересечной местности
- смешанный - чередование медленного бега с ходьбой. Обычно используется на первых занятиях у новичков.
На первом этапе целью развития общей выносливости могут быть использованы от 2 до 3 занятий в неделю.
На втором этапе (длительностью до 2,5-3 мес) продолжается развитие общей выносливости с помощью вида спорта, в котором специализируется спортсмен. При этом нагрузку умеренной интенсивности (при частоте пульса вдвое или чуть больше по сравнению с состоянием покоя) выполняют ежедневно и продолжительно. На всей дистанции частота пульса держится на относительно одинаковом уровне. Повышение ЧСС при сохранение скорости выполняемой работы служит сигналом к прекращению тренировки.
На этом этапе также применяют равномерные, переменный и кроссовый методы тренировки в большом объеме.
Используются также и метод постепенного втягивания, при котором спортсмен с постоянной скоростью в начале проходит постепенно увеличиваемую, а затем и уменьшаемую дистанцию.
Продолжительность выполнения в уверенном темпе упражнений избранного вида спорта с целью развития выносливости может составлять в беге на длинную дистанцию, в спортивной ходьбе- до 20-50 км., в лыжных гонках, гребле на байдарке до3-5 ч., в велосипедном спорте –до 100-150 км.
К концу второго этапа, когда достигнута норма продолжительности работы на выносливость, скорость может быть незначительна увеличена.
Третий этап (продолжительностью до 1-3 месяцев) характеризуется улучшением анаэробных возможностей организма и повышением силового и скоростного компонента выносливости. Для решения этих задач преимущественно используют: соревновательные упражнения в трудных условиях (бег по песку, глубокому снегу и др.), в облегченных (бег с горы, гребля по течению и др.) и в обычных условиях.
Упражнения на выносливость на третьем этапе выполняют с большей, чем на втором этапе, скоростью.
В одном занятии могут сосчитаться все три метода тренировки: например бег по равнине, в гору и под гору и т.п. Методы тренировки, используемые на этом этапе: повторность силовой (упражнения на выносливость с повышенным проявлением выносливости), скоростно-силовой (упражнения с повышенным проявлением быстроты и силы), повторно-скоростной (повторное выполнение с повышенным проявлением быстроты).
Четвертый этап (продолжительностью до 4-6 месяцев) направлен на воспитание специальной выносливостью по средствам упражнений вида спорта, в котором специализируется спортсмен, с интенсивностью, близкой к соревновательной и превышающей ее.
В цикличных видам спорта (бег, лыжные гонки. велосипедный спорт, плавание и др.) развитие специальной выносливости осуществляется по средством повторного прохождения дистанции со скоростью, превышающей соревновательную (на отрезках 200,400,1000 м и т.д.), в сумме этого превышения достигнуть 60-100% неболее.
4. Испытание на ловкость и чувство мяча: самым важным качеством теннисистов является ловкость и особенно чувство мяча. Чувство мяча – специфическая форма сенсомоторной функции, представляющая собой способность дифференцировано, сообразно целью обработать сенсомоторную информацию. Чувство строиться, прежде всего, на двигательных, зрительных, слуховых ощущениях, которые возникают при контакте с мячом. Чувство мяча играет важную роль обучения (оно его облегчает) и при технических решениях, требующих тонких ощущений. Эта способность хорошо различима уже в самые молодые годы, надо только дать в руки испытуемого мяч и попросить его выполнить различные упражнения. В частности:
- введение мяча одной рукой, меняя руки, по прямой, вперед и назад, поворотов в сторону, зигзагом;
- броски и приемы мяча одной и двумя руками, на месте и в движение;
- жонглирование мячом (целлулоидным) с помощью ракетки для настольного тенниса на месте и в движении;
- попадание мячом в какую-либо мишень качением;
- игра у стенки с посылкой мяча в условленном месте.
5. Испытание волевых качеств:
Собранность и волевые данные являются определяющими качествами спортсмена. Среди молодых спортсменов располагающих в основном равными уровнями способности, во всяком случае, тех, которые важны для настольного тенниса, - всегда пойдут дальше остальных те у которых более развиты рассматриваемые качества. Эти способности также проявляются в совсем раннем возрасте.
Нужно дать испытуемому такое задание, с которым он не в состоянии справиться сразу, однако после не долгих упражнений оно может быть выполнено, например, если он не умеет прыгать со скакалкой, ему надо дать задание без ошибочно выполнить, хотя бы 5 подскоков и сделать такие упражнения с ракеткой на жонглирование мячом, которые он еще не выполнял, но на разучивание их может потребоваться 30-60 минут. В этих случаях испытуемого следуют оставить разучивать упражнения самостоятельно и наблюдать издали.
Некоторые после некоторых неудачных попыток станут делать кое-как, а потом и вообще прекратят этим заниматься, но найдутся и такие, которые, не останавливаясь, ни на минуту с большим вниманием и усердием станут пытаться выполнить задачу. Из детей этой категории могут выйти теннисисты, которые будут внимательно и упорно заниматься на тренировках. Усердие, добросовестность, упорство помогут преодолеть многие трудности на пути теннисиста. Раньше достигнут выдающихся результатов те спортсмены, для которых характерен более высокий уровень человеческих, моральных и волевых качеств, которые систематически тренируются с большими нагрузками, даже если у них отсутствуют особые данные для занятия настольным теннисом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Выявление, поддержка и сопровождение одаренных детей в условиях сельской школы, реализация их потенциальных возможностей"
Данный проект показывает систему деятельности и организации работы с одаренными и талантливыми детьми. ...
Организация социально педагогической среды способствующей реализации потенциальных возможностей умственно отсталых детеи
Для максимального раскрытия потенциальных возможностей личностиребёнка, содействия его развитию в личностном и познавательном планеназрела необходимость создания специальной среды развития. Нам надоду...
Методика организации исследовательской деятельности по географии как средство формирования и развития потенциальных возможностей школьников.
Исследовательская деятельность – это совокупность действий поискового характера, ведущая к открытию неизвестных для учащихся фактов, теоретических знаний и способов деятельности....
родительское собрание «Роль семьи в развитии потенциальных возможностей ребенка»
Собрание посвящено актуальной проблеме – выявлению и развитию одаренности детей. В данной работе рассматриваются современные подходы в работе с одарёнными детьми. Э...
Урок профориентации для обучающихся 9 класса. Тема: «Развитие потенциальных возможностей человека для достижения личностного и профессионального успеха»
Как помочь обучающимся, особенно старшеклассникам, раскрыть их потенциальные возможности. Как внушить им, какую колоссальную роль играет личная ответственность в профессиональном...
Диагностика выявляющее потенциальные возможности детей.
Психолого - педагогическая диагностика на выявление особенностей и потенциальных возможностей детей....
«Раскрытие потенциальных возможностей детей с ТНР через современный подход к обучению грамоте и чтению».
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте – чтение, элементарные навыки пись...