Родительское собрание «Психопрофилактика экзаменационного стресса»
консультация
Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Материалы данного родительского собрания имеют профилактическую направленность в работе с родителями. Здесь раскрыты понятия: «стресс», «экзаменационный стресс», а также причины и симптомы его возникновения. Представлен ряд упражнений по профилактике стрессового поведения.
MP3 файлы к презентации можно скачать в моих АУДИО записях:
Скачать:
Предварительный просмотр:
Родительское собрание
«Психопрофилактика экзаменационного стресса»
«Стресс – это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете»
(Г.Селье)
Вводная беседа. Все чаще нам приходится слышать слова о том, что колоссальное влияние на нас оказывают стрессовые ситуации. Поэтому сегодня мы и поговорим с вами о том, что означает понятие «стресс». Более подробно рассмотрим понятие «экзаменационный стресс», причины его возникновения. Поговорим о симптомах экзаменационного стресса. Проведем ряд упражнений по профилактике стрессового поведения.
Стресс – это физиологические реакции человека, которые возникают при ответах организма на экстремальные требования внешней среды.
Во время стресса организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход из сложившейся ситуации. Стресс в небольших количествах нужен всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, без стресса вообще жизнь была бы скучной. Но с другой стороны, если стрессов становится слишком много, организм слабеет, теряет силы и способность решать проблемы. Сильные стрессы влияют на здоровье. Стресс снижает иммунитет и является причиной многих заболеваний (сердечно-сосудистых, желудочно-кишечных и др.). Поэтому необходимо уметь сопротивляться стрессовому состоянию и задавать себе позитивную жизненную установку.
Экзаменационный стресс – это сильное чувство беспокойства по поводу результатов предстоящих экзаменов и реакция организма на это переживание.
Причины экзаменационного стресса:
- Интенсивная умственная деятельность
- Нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения
- Нарушение режима сна и отдыха
- Негативные переживания
Главный фактор, провоцирующий экзаменационный стресс – это отрицательные переживания.
Симптомы экзаменационного стресса
- Физиологические симптомы
- Головные боли
- Тошнота и диарея
- Мышечное напряжение
- Углубление и учащение дыхания
- Учащение пульса
- Перепады артериального давления
- Эмоциональные симптомы
- Чувство общего недомогания
- Растерянность
- Паника
- Страх
- Неуверенность
- Тревога
- Депрессия
- Подавленность
- Раздражительность
- Когнитивные симптомы
- Чрезмерная самокритика, сравнение своей подготовленности с другими в невыгодном для себя свете
- Неприятные воспоминания о провалах на экзаменах в прошлом (своих или чужих)
- Воображение отрицательных последствий неудачи на экзаменах
- Кошмарные сновидения
- Ухудшение памяти
- Снижение способности к концентрации внимания
- Поведенческие симптомы
- Стремление заниматься любым другим делом, лишь бы не готовиться к экзаменам
- Избегать любых напоминаний об экзамене
- Уменьшение эффективности в учебе в экзаменационный период
- Вовлечение других людей в тревожные разговоры о предстоящих экзаменах
- Ухудшение сна и аппетита
Упражнение «Я и стресс»
Стресс – категория абстрактная. О ней все говорят, но его никто не видел. А эффективно работать можно только с тем, что отчетливо понимаешь, осознаешь, видишь. Каждый из нас сталкивается с ним очень часто. У каждого из нас есть свое понимание того, что такое стресс. Сейчас мы с вами материализуем свой стресс, придадим ему конкретную художественную форму.
Обратить внимание участников на то, что большее значение имеет степень искренности, то есть желание изобразить свои мысли, чувства, образы, которые пришли в голову сразу после того, как была озвучена тема.
Участникам предлагается нарисовать рисунок «Я и стресс». Он может быть выполнен в любой форме: реалистической, абстрактной, символической, художественной.
Вопросы для обсуждения
(в ходе обсуждения можно вносить некоторые изменения в свой рисунок):
1. Использован ли в вашем рисунке цвет? Посмотрите, какие цвета (или какой цвет) преобладает в рисунке. Что для вас значит именно этот цвет?
2. Где вы изобразили себя? Пометьте себя буквой «Я» на рисунке.
3. Как вы изобразили стресс? В виде живого существа, абстрактной фигуры, конкретного человека?
4. Посмотрите, сколько места занимает на листе ваше изображение и сколько — стресс. Почему?
5. При изображении себя и стресса использовали ли вы похожие цвета? Какие?
6. Мысленно разделите лист пополам горизонтальной и вертикальной чертами. Где оказалась ваша фигура?
7. Есть ли на рисунке какой-либо барьер между вами и стрессом? Может быть, вы держите в руках саблю, зонт или что-то еще? Если вы почувствовали необходимость, нарисуйте еще что-либо, что может защитить вас от стресса.
8. Есть ли у вас почва под ногами, на что вы опираетесь? Или вы висите в воздухе? А в жизни на кого вы можете опереться? Если такие люди существуют в вашей реальной жизни, но их почему-то нет на рисунке — дорисуйте их.
9. Какие свои сильные стороны во взаимодействии со стрессовой ситуацией вы могли бы отметить? Постарайтесь найти не менее трех позиций, по которым вы чувствуете себя уверенно. Какие личностные качества помогают вам добиваться успеха?
10. Что бы вам хотелось изменить или как бы вам хотелось улучшить свое состояние в стрессовой ситуации? Какие личностные качества и/или другие факторы мешают вам улучшить его?
Упражнение «Каналы чувств»
Участникам предлагается подумать, какие способы борьбы со стрессом он использует (каналы выхода чувств). Далее каждый называет свои способы, ведущий, уточняя, заносит каналы выхода чувств в таблицу.
Ч | У | В | С | Т | Во |
После того, как все участники высказались, ведущий поясняет, что означает название каждого канала.
Израильский профессор Мули Лаад предложил модель, сущность которой состоит в том, что можно выделить, по крайней мере, шесть каналов, которыми люди пользуются для преодоления состояний стресса.
- Чувство (эмоциональный канал) – человек обсуждает свои ощущения, пытается сбросить напряжение с помощью плача, описания чувств.
- Ум (когнитивный канал) - человек стремится получить информацию, составляет планы, устанавливает порядок предпочтений, пытается понять логику ситуации.
- Верования (система верований и убеждений) – человек обращается к религии, обращается к приметам, к мифам, пытается придать смысл ситуации или событию, испытывает надежду.
- Социум (социальная сфера) – человек пытается найти поддержку у друзей и родных, принимает на себя общественные функции.
- Тело (телесный канал) – человек стремится к физической активности, к совместной деятельности; испытывает облегчение при массаже, ванне, принятии пищи.
- Воображение (сфера фантазии) – фантазии о путешествиях, юмор (в том числе черный юмор), творчество (в любом виде искусства).
При этом профессор Лаад утверждает, что у каждого человека существуют все шесть каналов, но превалирует обычно один из них.
Существует огромное количество приемов саморегуляции, релаксации и других способов снятия эмоционального напряжения, НО они не будут действовать, пока в семье не будет гармоничных доверительных взаимоотношений. Наблюдается значительный рост напряжённых отношений внутри семьи. Таким фактором является несовпадение позиций в общении. Нередко родители пытаются разговаривать с детьми с позиции власти и превосходства, в то время как дети, в соответствии с демократическим духом современного общества, слушают их с позиции равенства. Подобное несовпадение в значительной степени снижает эффективность авторитарных стратегий воспитания, а также – провоцирует рост числа конфликтов. Отсутствие осознания этой причинно-следственной связи со стороны родителей может вести к протестным или девиантным формам поведения и социализации.
Позиции в общении: Родитель, Взрослый и Ребенок
Позиции в общении в рамках концепции Э. Берна.
Основной тезис:
«Позиция Взрослого способствует проявлению взрослой позиции y другого человека.
Позиция Родителя задает y другого позицию ребенка и наоборот. Пребывание родителя в эго-состоянии Взрослого дает ребенку возможность почувствовать психологическое равенство c матерью или отцом, способствует усвоению правил логики и здравого смысла».
Говоря о воспитании, очень важно понимать собственные стереотипы воспитания, которые не являются результатом осознанного выбора воспитателя, а обычно перенимаются либо «по-наследству» от своих родителей, либо являются следствием представлений об отношениях ребёнка и родителя, полученных из близкого социального окружения, средств массовой коммуникации и информации. Только тогда, когда родитель начнет это понимать, он сможет выстраивать более эффективное взаимодействие с детьми.
Осознание родительских установок
Основной тезис: «На наши взаимоотношения c детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями, независимо от нашего желания - пока мы не осознаем их. Если же установка осознана - она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить».
Чтобы лучше понять себя и мотивы своего поведения, Предлагаю родителям потренироваться в применении техник эффективного взаимодействия с ребенком, увидеть новые пути разрешения проблемных ситуаций.
Один из мотивов работы родителей - стремление к взаимопониманию со своим ребенком. Понять ребенка - значит услышать его чувства, проникнуть в глубинную мотивацию его поведения. Необходимым навыком здесь является навык «активного слушания».
Упражнение «Принятие чувств»
Участники делятся на микрогруппы, каждая из которых получает задание переформулировать неэффективные родительские ответы так, чтобы были приняты чувства ребенка.
Образцы заданий и возможные варианты ответов:
«Не смей его бить! Это же твой брат!» | ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».) |
«Не бойся. Собака тебя не тронет». | («Симпатичный пес... Ho если боишься - давай перейдем на другую сторону».) |
«Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» | («Я бы тоже расстроился. Ho, может, мы вместе найдем выход?») |
«Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» | («Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».) |
«Подумаешь - экзамен! Все сдевали и ты сдашь...» | («Да, экзамен - это сложно. Не волнуйся, у тебя все получится, мы верим в тебя, мы тебя любим».) |
B процессе обсуждения этого упражнения родители знакомятся c понятием «активного слушания», сл ушать активно - значит улавливать, что ваш ребенок пытается вам сказать на самом деле, что он чувствует на самом деле, и озвучивать эти чувства своими словами, окрашивая свои высказывания пониманием.
О наказаниях!
Упражнение «Наказание»
На фоне расслабления родителям предлагается вспомнить ситуацию, когда они были наказаны своими родителями.
Необходимо получить для себя ответы на следующие вопросы:
- Что вы чувствовали тогда?
- Каковы были ваши телесные ощущения?
- О чем вы тогда думали?
- Что вам хотелось сделать?
Обсуждение этого упражнения часто делает излишней какую-либо дополнительную информацию o негативных последствиях наказаний.
Установление границ дозволенного поведения
Я предлагаю родителям познакомиться со «стyпенчатой системой установления запрета» по методу Х. Джайнотта:
- Признать, что некое желание вполне может возникнуть y ребенка («Я понимаю, что тебе хочется...»).
- Четко определить запрет на какое-либо действие
(«Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как...»).
- Указать, каким образом ребенок может осуществить свое желание.
- Помочь ребенку выразить свое законное недовольство
(«Конечно, тебе это не нравится...»).
Единственная реальная защита ребенка от опасностей - это его здравый смысл и знание, что только он сам должен распознать эти опасности и принять соответствующие решения.
Передача ответственности ребенку
При передаче ребенку ответственности за решение проблем,
непосредственно затрагивающих его жизнь, необходимо выполнить
следующие 10 условий:
1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу c обеих сторон.
2. Не заниматься попутно каким-либо другим делом.
3. Заранее подготовить высказывание.
4. Исключить из него оценки («плохо себя ведешь, «лентяй») и обобщения
(«никогда», «всегда», «вечно»).
5. Говорить o конкретных действиях.
6. Говорить o своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты».
7. Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах.
8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию.
9. Следить за реакцией ребенка.
10. Завершить дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать,
похлопать по плечу и т.п.).
Упражнение «Антистрессовый чемоданчик»
У вас и ваших детей впереди долгая жизнь, чтобы прожить ее счастливо каждый из вас сейчас соберет «антистрессовый чемоданчик» в дорогу. У каждого из вас рисунок открытого чемоданчика. Сейчас мы вспомним разные способы снятия стресса и вы запишите на своем чемодане те способы, которые вас заинтересовали. Так у вас получиться антистрессовый чемоданчик, который поможет вам и вашим детям выходить из разных отрицательных ситуаций.
Какими способами можно помочь себе преодолеть стресс? (каждый раз вызывается один из участников тренинга и показывается способ снятия стрессовой ситуации) Итак, если у вас имеются признаки стресса, рекомендуется:
Способы преодоления стресса
- Самый простой способ - отдых и расслабление (прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или отсутствием абсолютно любой нагрузки). Выбор зависит только от индивидуальных особенностей человека.
- Аутотренинг. Упражнение «Формула самовнушения». Совет. Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут т быть спокойным, уверенным и мобильным.
- Релаксация.
Упражнение «Мышечная релаксация»
Упражнение «Дыхательная релаксация»
Упражнение «Сосредоточение на предмете»
- «Мозговой штурм». Предложите свой любимый способ выхода из стрессовой ситуации, который вы могли бы порекомендовать своим детям.
По желанию участники могут познакомить друг друга с содержимым своего «Антистрессового чемоданчика».
Рефлексия
Сегодня на занятии Вы собрали «Антистрессовый чемоданчик», его задача помочь Вам преодолеть стресс. Каждый из Вас теперь может помочь собрать «Антистрессовый чемоданчик» и своему ребенку.
У меня в руках чудесная мягкая игрушка. Она излучает свет, тепло, радость, счастье сегодняшнего дня. Вы будете передавать её друг другу и делиться впечатлением о сегодняшнем занятии (что Вам дало сегодняшнее занятие, что нового узнали и т.д.), дарить свои пожелания.
Спасибо за внимание!
Чувство
Ум
Верования
Социум
Тело
Воображение
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Стресс – это физиологические реакции человека, которые возникают при ответах организма на экстремальные требования внешней среды. Экзаменационный стресс – это сильное чувство беспокойства по поводу результатов предстоящих экзаменов и реакция организма на это переживание.
Причины экзаменационного стресса: Интенсивная умственная деятельность Нагрузка на одни и те же мышцы и органы из-за длительного сидения Нарушение режима сна и отдыха Негативные переживания
Симптомы экзаменационного стресса Физиологические симптомы Поведенческие симптомы Когнитивные симптомы Эмоциональные симптомы
Упражнение «Я и стресс»
Способы борьбы со стрессом Упражнение « Каналы чувств»
Осознание родительских установок Основной тезис: «На наши взаимоотношения c детьми оказывают влияние установки, сформированные еще в детстве нашими родителями , независимо от нашего желания - пока мы не осознаем их. Если же установка осознана - она перестает верховодить нами, мы можем ее изменить ».
(«Да, укол - это больно. Если ты боишься, можешь взять меня за руку».) («Я бы тоже расстроился. Ho , может, мы вместе найдем выход?») («Симпатичный пес... Ho если боишься – давай перейдем на другую сторону».) ( «Ты можешь злиться на брата, но бить его нельзя».) («Да, экзамен - это сложно. Не волнуйся, у тебя все получится, мы верим в тебя, мы тебя любим».) Упражнение «Принятие чувств » Не смей его бить! Это же твой брат !» « Не бойся. Собака тебя не тронет». «Улыбнись. Все не так плохо, как тебе кажется» « Подумаешь - укол! Даже малыш не боится, а ты...» «Подумаешь - экзамен! Все сдевали и ты сдашь ...»
(«Я понимаю, что тебе это хочется, значит мне потребуется твоя помощь...»). « Стyпенчатая система установления запрета» по методу Х. Джайнотта : Признать , что некое желание вполне может возникнуть y ребенка Четко определить запрет на какое-либо действие Указать , каким образом ребенок может осуществить свое желание Помочь ребенку выразить свое законное недовольство («Я понимаю, что тебе хочется...»). («Но я не могу позволить тебе это делать сейчас, так как...»). («Конечно, тебе это не нравится...»).
Передача ответственности ребенку 1. Спокойная обстановка. Готовность к диалогу c обеих сторон. 2. Не заниматься попутно каким-либо другим делом. 3. Заранее подготовить высказывание. 4. Исключить из него оценки («плохо себя ведешь, «лентяй») и обобщения (« никогда», «всегда», «вечно»). 5. Говорить o конкретных действиях. 6. Говорить o своих чувствах, мыслях, желаниях, чаще используя «я», чем «ты». 7. Заверить ребенка в своем дружеском участии в его делах. 8. Не превращать все в нудную, долгую нотацию. 9. Следить за реакцией ребенка. 10. Завершить дружеским физическим контактом (обнять, поцеловать, похлопать по плечу и т.п.).
Упражнение « Антистрессовый чемоданчик» https://www.youtube.com/watch?v=_klKJzo4LTY
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание по теме "Преодоление стресса при подготовке к итоговой аттестации"
В период итговой аттестации у учащихся возникают стрессовые ситуации. Родителям важно знать об этом и надо уметь помочь ребёнку справиться с возникшими проблемами. Данная разработка поможет найти сове...
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу».
Родительское собрание «Подготовка к единому государственному экзамену. Как противостоять стрессу»....
Родительское собрание "Как подготовить себя и ребенка к будущим экзаменам. Как противостоять стрессам."
Познакомить родителей с правилами проведения итоговой аттестации, проанализировать подготовленность детей к предстоящей аттестации и дать рекомендации родителям по оказании помощи детям в период подго...
Презентация к родительскому собранию: «Подготовка к единому государственному экзамену.Как противостоять стрессу?"
Данная презентация содержит информацию о психолого-педагогической поддержке учащихся в период подготовки и проведения единого государственного экзамена,...
Физиология стресса или "Как пережить экзаменационный стресс без ущерба для организма человека"
Влияние стресса на организм человека и пути его продоления...
Родительское собрание: "Повышение сопротивляемости стрессу"
Данная разработка представляет собой рекомендации родителям выпускников, испытывающих определённые психологические трудности при подготовке и сдаче ГИА....
Выступление педагога-психолога на родительском собрании "Как справится с экзаменационным стрессом"
В выступлении даются рекомендации родителям как помочь детям готовиться к экзаменам....