Родительское собрание "Семья без насилия и жестокости"
методическая разработка
Родительское собрание "Семья без насилия и жестокости"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semya_bez_nasiliya_i_zhestkosti_-_sobranie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидовец Татьяна Валентиновна – зам.директора по ВР
МАОУ «Школа № 139»
Родительское собрание
«Семья без насилия и жестокости к детям»
Вот он сидит перед нами – взгляните!
Сжался пружиной, отчаялся он.
С миром оборваны тонкие нити
Словно стена без дверей и окон.
Вот они, главные истины эти…
Поздно заметили… Поздно учли…
Нет, не рождаются трудными дети,
Просто им вовремя не помогли.
Дети – наше самое большое богатство. Они и радость наша. Но они и наши заботы, и горе наше.
Но именно они – оправдание нашей жизни, надежда нашей старости. Они – наследники всего того, что мы в них создадим.
Именно состояние детства определят в будущем две основные задачи: восстановление генофонда и сохранение генотипа в государстве в целом и в каждом отдельном мегаполисе. Вот почему так пристально внимание государства к детству и к семье, как к главному социальному институту, являющемуся носителем свода законов, правил, норм поведения, жизни, общения, - словом, создателю «семейного кодекса», в который гармонично вплетается моральные, нравственные и духовные заповеди, определяющие смысл и образ жизни человека от его рождения и до смерти.
Именно семья несет в себе своеобразный родовой код и генетическую память, выстраивает систему семейно-брачных отношений, начиная с истоков – семейно-родительских отношений, наполняя их светом дружбы, веры, мира, высочайшей культуры. И если эта гармония детско-родительских отношений нарушится, то симптомы насилия, попутно влияющие на развитие ребенка, обретают свою угрожающую физическому и, что очень опасно, нравственному здоровью детей силу.
К сожалению, не уменьшается количество неблагополучных семей с аморальным микроклиматом и негативным воздействием на развитие детей, со слабой нравственно-трудовой атмосферой, что подрывает авторитет семьи, школы, развивает у несовершеннолетних бесчувственность, культивирует моральное уродство, насаждает чуждые нам модели поведения. Вследствие чего становится нормой насилие, жестокость, незащищенность детства.
Помимо непосредственного вреда физическому и душевному здоровью ребенка, насилие со стороны близких более всего влияет на то, как этот ребенок в будущем будет выстраивать отношения с людьми, прежде всего со своими детьми.
Таким образом, возникающий «цикл насилия» проявляется в связи поколений, о чем ярко, к сожалению, говорят факты: 73% детей – преступников вышло из семей, в которых нормой воспитания были различные формы насилия, а 61% детей, воспитывающихся в детских домах и приютах, число которых не уменьшается – это дети осужденных родителей и 48% из них тоже совершили в свое время преступления.
Госкомстат приводит цифры. Ежегодно без вести пропадают 1 млн. детей в РФ, в том числе 31,6% от насилия взрослых.
Российские ученые, а также ученые из городской научно-практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи подтвердили эти факты после выборочного исследования, сделали следующие выводы:
71% детей (в том числе 34, 6% младших школьников) испытывали в своей жизни физическое и моральное насилие.
В статусе «маленьких неудачников» оказались отверженные родителями 64,6% детей и подростков.
Ученые доказали, что насилием часто оказывается не только грубое и очевидно травмирующее применение силы, но и многие «традиционные» формы наказания.
Эти и другие исследования стали предметом принципиального анализа состояния нижегородской семьи, как воспитательного института, и определения необходимых условий, при которых ребенок благополучно развивался бы в семье.
Проблемы жестокого отношения к детям не решить на совещаниях и конференциях – нужны меры системной работы по предупреждению безнравственности родительства, профилактика асоциального поведения детей и молодежи.
Основное в той работе - стремление каждой семьи к здоровому образу жизни, осознанному материнству и отцовству, усвоению и принятию всего комплекса психолого-педагогических знаний, выработке соответствующих мотивов и установок, осознании и принятии их в качестве жизненных ценностей.
Наконец, в закреплении ориентаций семьи на духовные ценности семейной жизни, отцовства и материнства: любви, добра, преданности, созидания, уважения к традициям.
Ежегодно около 750 детей в нашем городе остаются без родительского попечения, становятся сиротами при живых родителях.
Что составляет основу модели благополучия семьи?
Во-первых – гуманистическое начало семьи, атмосфера любви к ребенку и его физическое и духовное бережение. Ибо нелюбовь разрушает здоровье, толкает ребенка к обиде, ненависти, отторжению от семьи… отсюда антипедагогическое отношение к детям, которое провоцирует безнадзорность, самоутверждение детей и особенно подростков в сомнительных уличных компаниях, наркоманию, правонарушения.
Во-вторых – моделировать в семье атмосферу добра, накапливать в ребенке добрые духовные чувства, тягу к милосердию, проявлению заботы о других. Ибо переступить грань добра – значит озлобить ребенка, привести его к конфликтности, жестокости и к насилию.
В силу нарушения внутрисемейных детско-родительских отношений, духовной и психологической пустоты в семье значительно увеличился процент детей с отклонениями эмоционально-волевого развития и нравственного поведения. У этих детей отсутствуют четкие представления о нормах морали, об ответственности перед семьей, обществом, школой, государством.
В третьих. Моделировать в семье атмосферу доверия, правды, чести, достоинства, необходимости приобретения знаний, ведь именно это помогает серьезно мыслить, убежденно и легко развивать в себе лучшие качества, тогда как в обстановке лжи и предательстве ребенок усваивает унижение, ущербность, безвыходность. Ложь – главная роковая ступень к насилию.
В четвертых. Атмосфера высокой культуры отношений взрослых и детей, нравственных норм, развитие эстетических чувств, тяги к семейному чтению, семейным творческим событиям, красоте, культуре речи.
В пятых. Моделировать в семье здоровый образ жизни, атмосферу коллективно-творческого труда, стремления к компетентным знаниям, самодеятельности, самостроительству на основе творческого труда, спортивного азарта и физической культуры. Переступить порог трудолюбия и творчества – значит дать ребенку опасный вексель – жизнь за счет других, формировать инфантильность, ленивость, эгоизм, не желание сознательно социально адаптироваться, что ведет к опасным путям утверждения в жизни. И в этом смысле нас конечно волнуют криминальные семьи, внутрисемейные отношения в которых наносят значительный вред духовному и физическому здоровью ребенка. Это семьи пьющих отцов и матерей, развратного образа жизни родителей, насилия над детьми.
На учете и постоянном контроле комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Московского района на 1 января 2018 года состоит 55 семей, родители в которых ненадлежаще исполняют свои обязанности по воспитанию и содержанию несовершеннолетних детей, ведут асоциальный образ жизни, в этих семьях нарушена атмосфера любви к ребенку, допускается антипедагогическое отношение к детям, что, как правило, связано еще и с насилием и жесткостью по отношению к детям.
Что же такое насилие в семье или домашнее насилие?
Это повторяющийся с увеличением частоты цикл физического, сексуального, словесного, эмоционального и экономического оскорбления по отношению к своим близким с целью обретения над ними власти и контроля
Существуют следующие виды домашнего насилия:
- Физическое насилие
- Сексуальное насилие
- Психологическое насилие
- Экономическое насилие
Использование детей для установления контроля над взрослой жертвой
Насилие в семье проявляется во взаимоотношениях родственников или людей, живущих под одной крышей.
Статистика домашнего насилия
- Насилие происходит в каждой четвертой семье
- 40% всех тяжких телесных повреждений совершается в семье
- Ежегодно в России 12 000 женщин погибает от нападения мужа или сожителя
- Женщины и дети составляют 70% от всех тяжких насильственных посягательств, которые происходят в семье
Насилие в семье имеет тяжелые последствия как для взрослых, так и для детей
У взрослого – это может быть:
- разрушение семейных отношений, эмоциональное одиночество
- психические расстройства
- психосоматические расстройства
- самоубийства
- убийства своего мужа или сожителя
- алкоголизм, наркомания
У детей:
-суициды
-нарушения поведения, агрессия, тревога
-психосоматические расстройства (энурез, энкопрез и др.)
-нарушение сна, аппетита
-снижение успеваемости
-алкоголизм, наркомания
-применение насилия в своей семье в будущем.
Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно не происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации, и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.
Они часто оказываются неспособны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.
Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.
(Собрание разработано на основе материалов городской научно – практической лаборатории по проблемам воспитания и семьи города Нижнего Новгорода, (руководитель лаборатории Н.Н.Белик),
Нижегородского Женского Кризисного Центра)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
родительское собраниеСемья как фактор укрепления духовно – нравственного и социального здоровья детей
Собрание подготовлено для родителей учащихся 5-6 классов....
"Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми"
Презентация к занятию в рамках информационно-просветительской кампании по предупреждению насилия и жестокого обращения с детьми....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ТЕМА: «Детство без жестокости и насилия»
Целью родительского собрания являлась популяризация семьи, гармонизация семейных отношений и представлений родителей об истинном родительском авторитете и актуализации потребности его про...
Домашнее насилие, профилактика жестокого обращения с детьми в семье
Материалы для родительского собрания в школе на тему домашнего насилия и правовых последствиях жестокого обращения с детьми...
Приказ о выявлении насилия и жестокости над детьми
Ознакомительная информация...
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних
НАСИЛИЕ И ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С ДЕТЬМИ: методы психологической диагностики сексуального насилия несовершеннолетних...