Родительское собрание.
методическая разработка (5 класс)
Одним из важнейших принципов образовательного процесса по приобщению дошкольников к истокам русской народной культуры является обеспечение эмоционально-психологического комфорта для детей. Поэтому данная разработка является очень значимой и полезной в педагогической практике. Главная цель разработки – вооружить воспитателей идеями проведения интересных и содержательных родительских собраний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_1.docx | 28.58 КБ |
Предварительный просмотр:
5 класс
Родительское собрание
Тема: «Что должны знать родители, когда их ребенок идет в 5 класс»
Цель: знакомство классного руководителя с родительским составом класса;
знакомство родителей друг с другом;
определение перспектив развития детского коллектива.
Задачи:
- создать эмоциональный настрой на совместную работу, атмосферу взаимного доверия между родителями и классным руководителем;
- изучить ожидания родителей от учебы в среднем звене;
- ознакомить родителей с основными направлениями воспитательной деятельности в среднем звене школы;
- провести выборы родительского комитета класса.
Форма проведения: собрание с элементами тренинга
План проведения собрания
- Организационный момент
- Знакомство
- Особенности адаптационного периода 5 класса
Тренинг-провокация
- Обсуждение учебно-воспитательных задач школы
- Планирование и обсуждение построения воспитательного процесса
- Организация здоровых условий для обучения детей
- Избрание классного родительского комитета для решения организационных вопросов
- Подведение итогов родительского собрания
Ход собрания
- Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители!
Прежде всего, хочу поблагодарить вас за проявленное уважение и за то, что нашли время прийти на собрание, чтобы обсудить все проблемы до начала учебного года.
Я поздравляю вас с тем, что ваш ребёнок практически стал пятиклассником, а это значит, что он, покинув стены начальной школы, вступил во взрослую жизнь «среднего звена».
Начало учебы в пятом классе особый этап в школьной жизни. Особым он является не только для родителей, но и для учеников. Все мы заинтересованы в том, чтобы нашим детям было комфортно и интересно в школе.
Итак, тема сегодняшнего собрания: «Что должны знать родители, когда их ребенок идет в 5 класс»
- Знакомство
- Классный руководитель рассказывает несколько слов о себе, образовании, семейном положении, даёт контактные данные.
- Анкетирование для родителей
- Особенности адаптационного периода 5 класса
(Классный руководитель знакомит родителей с особенностями возрастного периода учащихся, с их душевным состоянием, противоречиями и проблемами. Выдаёт памятку - рекомендации, с помощью которой родители смогут обеспечить ребёнку максимальную поддержку и оказать помощь в этот трудный период.)
Современный пятиклассник – какой он? Это особенный ученик. У него за плечами начальная школа, четыре года обучения, он привык к одному человеку, своей первой учительнице, привык к играм, сказкам, другим детским забавам. Ему очень хочется повзрослеть, но и со своими детскими развлечениями он еще не желает прощаться
Когда наши дети придут в 5 класс, они столкнутся с довольно трудным периодом – адаптационный период к средней школе. Они переходят к новой системе обучения: «классный руководитель – учителя-предметники», уроки у них проходят в разных кабинетах. К тому же переход из начальной школы в среднюю совпадает с концом детства, а это достаточно серьёзный кризис.
Сегодняшний пятиклассник энергичный и любознательный, умный и настойчивый, старательный и творческий, внимательный и находчивый, взволнован и иногда растерян. Он хочет учиться, хочет знать больше. Пятиклассник верит нам, учителям и родителям, и мы не должны его обмануть. Он ждет перемен, ждет, что в школе ему станет интересно. Желание хорошо учиться, делать все так, чтобы учителя были довольны, чтобы «мама, когда увидит дневник, не наказывала и не плакала» - достаточно сильно у пятиклассников.
Трудно ему в школе? Да. Современный пятиклассник имеет много новых предметов, у него новые учителя, от которых зависит, каким он будет через семь лет. К тому же, ему нужно приспосабливаться к требованиям разных учителей. Различные требования учителей зачастую оказываются им не под силу. Отсюда повышенная зависимость определенной части детей от взрослых, «прилипчивость» к учителю, плач, капризы; возникает чувство одиночества, что в школе они никому не нужны. Вследствие того, что ребенок не сможет выполнить определенных учебных задач, у него может снизиться интерес к учебе. Поэтому учителя и родители постоянно должны быть готовыми помочь детям, чтобы у них не возник так называемый симптом обесценивания своей позиции как ученика.
Почти у всех 5-классников слово «оценка» вызывает сильное эмоциональное (часто негативное) переживание. К сожалению, идя на урок, ученики заранее настраиваются на плохую оценку. Тем самым в них незаметно формируется низкая самооценка, что в дальнейшем негативно отражается на всех сферах жизни.
У детей этого возраста уже формируются личные взгляды на жизненные ценности и обучение. Но не все они могут ответить на вопрос: для чего я учусь? Поэтому создается «вакуум» мотива обучения. Происходит это потому, что прежние ценности ребенка уже не устраивают, а новые еще не сформировались.
Необходимо целенаправленно формировать у ребенка правильную стойкую мотивацию к учебе. Можно выделить следующие мотивы учения:
- учимся для жизни, а не для школы;
- каким я стану зависит только от меня;
- я взрослею, и это ответственно.
Если ученик сохранит эти мотивы обучения, то, окончив школу, он будет уверен в себе, целеустремленный, готов к взрослой жизни.
Большинство детей переживает 5 класс как важнейший шаг в своей жизни. Некоторые гордятся тем, что они повзрослели, другие мечтают начать «новую жизнь». Однако резкие изменения условий обучения, разнообразные и усложнённые требования, предъявляемые пятиклассникам, несомненно, вызывают у них стресс.
В этот период дети могут стать неузнаваемыми: тревога, робость, или, наоборот, развязность, чрезмерная суетливость, возбуждение охватывают их. В связи с этим у них может снизиться работоспособность, они могут стать забывчивыми и неорганизованными. Иногда нарушается сон, аппетит.
Многие дети ощущают одиночество, так как любимой первой учительницы уже нет рядом, а классному руководителю часто не хватает времени уделять им внимание в той же мере.
Проанализируем типичные проблемы пятиклассников и возможные пути их решения
Проблема | Возможное решение |
Стойкая привычка у детей к преувеличенной помощи родителей во время выполнения домашних заданий, творческих работ | Дать детям самостоятельность в выполнении заданий, проверка после выполнения. |
Создание у детей в конце 4-го класса психологического барьера – настороженного ожидания трудностей учебы в 5 классе | Знакомство родителей и учащихся со своими учителями уже в 4м классе, проведение адаптационных занятий |
Недостаточная техника чтения, большие проблемы, связанные с пониманием текста учащимися через бедный лексический запас у части детей, неумение делить текст на смысловые части и анализировать его | рекомендовать родителям постоянно предлагать учащимся задания на проверку знания и понимания содержания терминов, вести словарики терминов, читать вслух и анализировать условие упражнения, летом ежедневно читать вслух и пересказывать прочитанное |
Недостаточная скорость письма, нечеткий почерк у значительной части детей | Рекомендовать упражнения для развития мышц кисти руки, подходящую ручку, продолжать следить за правильностью написания букв и цифр, с правильной позицией ручки |
Неустойчивость внимания, слабо развитая оперативная память у многих детей | специальные упражнения на тренировку внимания и памяти |
Недостаточная тренированность долговременной механической памяти | Практиковать письменный опрос правил, предлагать для запоминания не только стихотворные, но и прозаические тексты |
Отсутствие у учащихся умений и навыков работать с энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной и дополнительной учебной литературой | Рекомендовать создать в классе собрание справочной литературы, предлагать учащимся задания с использованием справочников и словарей, поручать готовить сообщения, рассказы, сочинения по материалам дополнительной литературы |
Недостаточные умения устных вычислений (все арифметические действия в пределах 100 учащиеся должны выполнять устно) | Постоянное закрепление знаний: таблицы сложения и умножения, систематическое проведение содержательного и напряженного устного вычисления |
Ошибки в письменных действиях с многозначными числами | Регулярное повторение всех этапов алгоритма выполнения действия , систематическое включение в устную работу заданий на табличное умножение и деление, сложение и вычитание |
Недостаточное знание правил порядка выполнения действий ( в том числе и в выражениях со скобками) | После записи вычислительных примеров начинать с выделения отдельных «блоков», из которых он состоит, обращать внимание на «сильные» и «слабые» знаки арифметических действий, а затем расставлять номера действий |
Недостаточные умения решать текстовые задачи (даже и в одно-два действия) | Предлагать сначала представить себе ситуацию, о которой идет речь в задаче, изобразить ее на рисунках, схеме. Во время обсуждения решения ставить вопрос: как догадаться, что первое (второе, ... ) действие есть именно такое? |
Формальные представления о буквенные выражения, уравнения, его корне, способах проверки правильности решения уравнения | Больше внимания уделять первым этапам формирования понятия переменной, верного или неверного равенства, нахождению значения выражения с переменной |
Недостаточно грамотное речи учащихся | Чаще давать образцы чтения выражений, равенств, уравнений, неравенств, склонять числительные, тренировать в верном чтении выражений, использовании названий натуральных чисел и дробей в косвенных падежах |
Уважаемые родители! Постарайтесь обеспечить ребёнку спокойную, щадящую обстановку, чёткий режим, сделайте так, чтобы наш пятиклассник ощутил вашу поддержку и помощь.
Кроме того, вы можете воспользоваться рекомендациями специалистов по обеспечению «гармонии между домашней и школьной жизнью ребёнка». Я вам эти рекомендации сейчас раздам.
- Обсуждение учебно-воспитательных задач школы
Отличительные особенности учебного плана в 5-х классах состоят в следующем:
- увеличивается учебная нагрузка – до 30 часов в неделю (по 6 уроков каждый день)
- Одним из новшеств стандартов второго поколения следует считать появление внеурочной деятельности в учебном плане школы. Эти часы не относятся к обязательной учебной нагрузке. Внеурочные занятия не продолжение, а углубление базового содержания образования. Это часы учебного плана по выбору. Теперь у каждого ребенка совместно с родителями появилась возможность выбрать себе интересное дело (кружки, секции, студии)
- Проблема сохранения и развития здоровья в последнее десятилетие приобрела статус приоритетного направления. Стандарт второго поколения обеспечивает формирование знаний, установок и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, заинтересованного отношения к собственному здоровью, знание негативных факторов риска здоровья и т.д. Третий час физкультуры направлен на формирование культуры здоровья, укрепление, сохранение здоровья детей в нашей школе.
- В соответствиями с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено портфолио. Поэтому основным элементом учета достижений учащихся становится портфолио личных достижений.
Планирование и обсуждение построения воспитательного процесса
5 класс – цель – создание и сплочение коллектива (к праздникам и знаменательным датам – воспитательные мероприятия; еженедельно воспитательные часы; на каникулах – экскурсии, поездки, походы).
(Заслушиваются пожелания родителей по внеклассным мероприятиям)
- Организация здоровых условий для обучения детей
- Ознакомление с Уставом школы
- Анализ летнего оздоровления
- Напоминание о правилах поведения; о режиме дня
- Напоминание о необходимости горячего питания как основном элементе сохранения здоровья учащихся – горячее питание
- Избрание классного родительского комитета для решения организационных вопросов
Для того, чтобы наше сотрудничество было более продуктивным и тесным, необходимо выбрать классный родительский комітет
(проходят выборы классного родительского комитета)
- Подведение итогов родительского собрания.
Ещё раз благодарю за то, что нашли время и пришли.
Уважаемые родители! Давайте будем активно сотрудничать. Мой номер телефона …, звоните, если у вас возникают какие-то вопросы, претензии, пожелания, если вам надо меня о чём-то поставить в известность или же лично побеседовать о успехах-неудачах своего ребёнка. Буду рада любому общению с вами и любому проявлению вашей активности и заботы о ребёнке.
Анкета для родителей
1) Ф.И.О.
мама: ____________________________________________________________________
папа: ____________________________________________________________________
2) Телефоны
домашний: _______________________________________________________________
сотовый: _________________________________________________________________
e-mail ____________________________________________________________________
3) Домашний адрес: _______________________________________________________
__________________________________________________________________________
4) Место работы, должность, рабочий телефон
мамы: ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
папы: ____________________________________________________________________
__________________________________________________________________________
5) Количество детей в семье, где обучаются : __________________________________________________________________________
6) Образование (высшее, неполное высшее, среднее специальное, среднее, неполное среднее):
мамы: ____________________________________________________________________
папы: ____________________________________________________________________
7) Социальное положение (рабочий, служащий, предприниматель, студент, пенсионер, безработный, инвалид):
мама: ____________________________________________________________________
папа: _____________________________________________________________________
8) Социальный статус (нужное подчеркнуть):
полная семья, малообеспеченные, многодетные, семьи-беженцы, семьи ликвидаторов ЧАЭС, семьи с детьми-инвалидами, неполные семьи (одинокие матери, воспитывает детей мать, воспитывает детей отец), проживают с родственниками (под опекой с выплатой пособия, под опекой без выплаты пособия, без оформления опеки)
9) Увлечения ребенка: _____________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
10) Личностные особенности ребенка (замкнутость, лидерство, тревожность, отсутствие самостоятельности и др.): _________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
11) Дополнительные сведения : __________________________________________________________________________
Памятка родителям пятиклассников
Ваш ребенок учится в пятом классе. Какие-то трудные моменты в его учебной деятельности не всегда заметны педагогам и классному руководителю.
Переход ученика из начальной школы в среднюю школу совпадает со своеобразным концом детства - стабильным периодом развития в жизни ребенка. В пятом классе ребенка ждет новая система обучения: классный руководитель и учителя-предметники, преподающие новые дисциплины в разных кабинетах.
Одни пятиклассники гордятся тем. что повзрослели, и быстро втягиваются в учебный процесс, а другие переживают изменения в школьной жизни, и адаптация у них затягивается. В такой период дети нередко меняются - тревожатся без явных на то причин, становятся робкими или, наоборот, развязными, слишком суетятся. Как результат - у ребят снижается работоспособность, они становятся забывчивыми, неорганизованными, иногда у детей ухудшаются сон и аппетит.
Возрастные особенности младшего подростка:
- потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье;
- повышенная утомляемость;
- стремление обзавестись верным другом;
- стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе;
- повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе;
- стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского;
- отсутствие авторитета возраста;
- отвращение к необоснованным запретам;
- восприимчивость к промахам учителей;
- переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем;
- отсутствие адаптации к неудачам;
- отсутствие адаптации к положению “худшего”;
- ярко выраженная эмоциональность;
- требовательность к соответствию слова делу;
- повышенный интерес к спорту.
Признаки успешной адаптации:
- удовлетворенность ребенка процессом обучения;
- ребенок легко справляется с программой;
- степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;
- удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем.
Признаки дезадаптации:
- усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.
- нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.
- стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.
- нежелания выполнять домашние задания.
- негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.
- жалобы на те или иные события, связанные со школой.
- беспокойный сон.
- трудности утреннего пробуждения, вялость.
- постоянные жалобы на плохое самочувствие.
Чем можно помочь ?
- Первое условие школьного успеха пятиклассника — безусловное принятие ребенка, несмотря на те неудачи, с которыми он уже столкнулся или может столкнуться.
- Создавайте условия для развития самостоятельности в поведении ребенка. У пятиклассника непременно должны быть домашние обязанности, за выполнение которых он несет ответственность.
- Несмотря на кажущуюся взрослость, пятиклассник нуждается в ненавязчивом контроле со стороны родителей, поскольку не всегда может сам сориентироваться в новых требованиях школьной жизни.
- Для пятиклассника учитель – уже не такой непререкаемый авторитет, как раньше, в адрес учителей могут звучать критические замечания. Важно обсудить с ребенком причины его недовольства, поддерживая при этом авторитет учителя.
- Пятикласснику уже не так интересна учеба сама по себе, многим в школе интересно бывать потому, что там много друзей. Важно, чтобы у ребенка была возможность обсудить свои школьные дела, учебу и отношения с друзьями в семье, с родителями.
- Помогите ребенку выучить имена новых учителей.
- Если вас, что-то беспокоит в поведении ребенка, постарайтесь, как можно скорее встретиться и обсудить это с классным руководителем или психологом.
- Основными помощниками родителей в сложных ситуациях являются терпение, внимание и понимание. Постарайтесь создать благоприятный климат в семье для ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Бланк протокола родительского собрания ,доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей...
В данной папке находятся: бланк протокола родительского собрания, доверенность на сбор взносов,выписка из протокола родительского собрания об ответственности родителей за безопасность своих дете...
Рекомендации по проведению родительских собраний. Протокол родительского собрания на тему: "Социализация и социальная адаптация учащихся с нарушениями слуха"
Этапы подготовки к родительскому собранию: 1. Выбор темы собрания. 2. Определение целей родительского собрания. 3. Изучение классным руководителем и другими организаторами собрани...
Разработка родительского собрания для Городского конкурса на лучшую разработку родительского собрания, посвященного вопросам толерантности и профилактики
Родительское собрание в 6 и 7 классе «Как воспитать толерантного человека?» ...
Сценарий родительского собрания Семья — моя радость (родительское собрание совместно с детьми)
Сценарий родительского собрания,проводимого совместно с детьми 7-я — моя радостьЦель: раскрытие важности семьи для становления человека;способствовать сближению и взаимопониманию между...
«Родительское собрание как одно из основных направлений в сотрудничестве с родителями (методика организации и формы проведения родительского собрания)»
Родительское собрание включает в себя шесть обязательных компонентов:Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части собрания классный руководитель знакомит родителей с результатам...
Педагогический совет на тему: «Содержание и формы проведения родительских собраний. Технологии проведения родительских собраний»
Родительское собрание - это важный педагогический инструмент в руках учителя, это огромная ответственность: в этот день придётся рассказать каждой семье об их ...
Доклад на тему: " Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"
Доклад на тему: "Содержание и формы проведения родительских собраний. Технология проведения родительских собраний"....