Речевая готовность будущего первоклассника
консультация
Готовность к школе - это не только обучение счету и чтению, не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему справиться со школьной программой. Вот три основные параметра школьной готовности:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sobranie.docx | 13.91 КБ |
sobranie.pptx | 2.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Речевая готовность будущего первоклассника
Одной из наиболее острых и важных проблем современного общества является проблема воспитания молодого поколения, в условиях стремительно изменяющегося мира.
Готовность к школе - это не только обучение счету и чтению, не только покупка школьных принадлежностей, это функциональное развитие ребенка, которое в дальнейшем поможет ему справиться со школьной программой. Вот три основные параметра школьной готовности:
- интеллектуальная зрелость; -
эмоциональная зрелость;
- социальная зрелость.
Основным критерием интеллектуальной зрелости является речь ребенка.
Основными показателями речевой готовности являются:
1. Сформированность звуковой стороны речи.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать, дифференцировать фонемы (звуки) родного языка.
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
4. Пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
5. Сформированность грамматического строя речи.
6. Достаточный уровень речевой коммуникации.
7. Развитая мелкая моторика.
Современные родители, занятые поиском работы, удовлетворяющей их потребности, часто подменяют живое общение с детьми на их занятия с гаджетами.
Посредством интернета ребенок получает колоссальный поток информации, запоминая только нужную, но не в состоянии ее обработать и систематизировать. Начинает тип мышления и сознания называется клиповым. Конечно, необходимо учитывать, что интернет технологии - это неотъемлемая часть мира современного ребенка. Отобрать компьютер теперь не выход, а тупик в отношениях с ним. Значит надо искать альтернативу, менять условия и способы развития речи.
Рекомендации по развитию правильных речевых навыков.
- Создайте для ребенка его личное пространство, где будут находиться игрушки и игры, соответствующие современным требованиям, интересам и возрасту.
- Интересуйтесь его занятиями ненавязчиво и предлагайте свое участие, помня о том, что вы даете образец речевого общения, а ваш ребенок имеет меньше контактов с людьми, чем предыдущее поколение.
- Для развития общей осведомленности можно использовать умение ребенка делать фотографии на телефон, создавая цикл по разным темам: "Насекомые", "Птицы","Времена года","Сад-огород" и т.д. Важно потом просмотреть продукт своего творчества, запомнить названия, особенности, рассказать о них или придумать загадку. Задания такого плана помогут систематизировать знания и обогатить словарный запас.
- Путешествуйте и совершайте с ребенком экскурсии по городу, сделайте совместную видеосъемку значимых мест города. Не забудьте о названии города, своей улицы, (ребенок должен знать свой адрес). А потом покажите это друзьям или членам семьи, предложив ребенку роль экскурсовода (текст приготовьте заранее).
Фильмы можно снимать обо всем, но главное не количество, а умение рассказать о снятых событиях.
- Подберите «умные» компьютерные и интерактивные игры, которые помогут освоить счет, выучить буквы и даже складывать их в слоги.
- Посещение детских развивающих центров поможет освоить навыки коммуникации и речевого общения.
Эффективными методами взаимодействия с детьми нового поколения признаны сотрудничество, поощрение и похвала. Страхом, криками, угрозами добиться от них хороших результатов не получится.
- Самым проверенным способом развития речи является общение родителей со своими детьми. Вслушайтесь в речь своего ребенка.
Резюмируя, можно сказать, что четкая внятная речь будущего первоклассника, правильное звукопроизношение являются залогом успешного речевого развития и предупреждает возникновение трудностей общения ребенка в коллективе и неуспеваемость в школе.
Желаю вам успеха!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Желаю вам успеха! Дети. Они очень молоды. У них все впереди, а у нас впереди -только они! Братья Стругацкие
ТРИ ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРА ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
ОСНОВНЫМ КРИТЕРИЕМ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ ЯВЛЯЕТСЯ РЕЧЬ РЕБЕНКА. НАША РЕЧЬ - ПРОЦЕСС ОБЩЕНИЯ, ПОЭТОМУ ГОТОВНОСТЬ ИЛИ НЕГОТОВНОСТЬ К ШКОЛЕ ВО МНОГОМ ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ УРОВНЕМ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ.
ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ
1. Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким произношением звуков всех фонетических групп.
2. Полная сформированность фонематических процессов, умение слышать и различать,
3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи: умение выделять начальный гласный звук из состава слова; анализ гласных из трех звуков типа ау-и ; анализ обратного слога гласный — согласный типа: - aп ; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове и т.д. Оцениваются умение работать со схемой слова, разрезной азбукой, владеть навыками по слогового чтения.
4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.
5 . Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением; правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять предложения второстепенными и однородными членами; работать с деформированным предложением, самостоятельно находить ошибки и устранять их; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Владеть пересказом, сохраняя смысл и содержание произведения. Составлять самостоятельно рассказ-описание.
6. Достаточный уровень речевой коммуникации. Будущий первоклассник должен уметь слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, последовательно выражать свои мысли.
7. Развитая мелкая моторика. Учеными давно доказано, что мелкая моторика напрямую влияет на развитие речи ребенка, а в школьном возрасте оказывает прямое влияние на успешность усвоения учебного материала.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ПРАВИЛЬНЫХ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ .
Создайте для ребенка его личное пространство, где будут находиться игрушки и игры, соответствующие современным требованиям, интересам и возрасту. - Интересуйтесь его занятиями ненавязчиво и предлагайте свое участие, помня о том, что вы даете образец речевого общения, а ваш ребенок имеет меньше контактов с людьми, чем предыдущее поколение.
Для развития общей осведомленности можно использовать умение ребенка делать фотографии на телефон, создавая цикл по разным темам: "Насекомые", "Птицы","Времена года","Сад-огород" и т.д. Важно потом просмотреть продукт своего творчества, запомнить названия, особенности, рассказать о них или придумать загадку. Задания такого плана помогут систематизировать знания и обогатить словарный запас. - Путешествуйте и совершайте с ребенком экскурсии по городу, сделайте совместную видеосъемку значимых мест города.
Подберите « умные » компьютерные и интерактивные игры, которые помогут освоить счет, выучить буквы и даже складывать их в слоги. Развивающих игр много, важно чтобы они соответствовали возрасту и интересам ребенка. - Посещение детских развивающих центров поможет освоить навыки коммуникации и речевого общения; занятия рисованием, лепкой, выжиганием будут способствовать развитию мелкой моторики.
Эффективными методами взаимодействия с детьми нового поколения признаны сотрудничество, поощрение и похвала . Страхом, криками, угрозами добиться от них хороших результатов не получится. - Самым проверенным способом развития речи является общение родителей со своими детьми. Вслушайтесь в речь своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по предупреждение и коррекции нарушений речевого развития будущих первоклассников в условиях обучения на подготовительных курсах при общеобразовательных школах.
Данная программа составлена для будущих первоклассников с сохранным интеллектом. Программа рассчитана на кратковременный период подготовительного обучения при общеобразовательных шко...
Речевая готовность ребенка к школе Выступление на собрании родителей будущих первоклассников
Презентация иллюстрирует выступление учителя-логопеда на собрании родителей будущих первоклассников, цель которого познакомить родителей с требованиями школьной программы к уровню речевого развития уч...
Практическая консультация учителя - логопеда для родителей будущих первоклассников "Речевая готовность ребенка к школьному обучению"
Качественная подготовка ребенка к школе - залог его быстрой адаптации и успешного обучения в будущем....
Речевая готовность к школе будущих первоклассников
В статье даны практические рекомендации для родителей будущих первоклассников....
Речевая готовность к школе. Трудности первоклассников с речевыми недостатками при обучении чтению и письму.
Консультация для родителей о влиянии недостатков речи на успеваемость...
Родительское собрание. Выступление на тему: "Речевое развитие будущих первоклассников".
Как полезно провести летнее время....
Квест для родителей будущих первоклассников "Психологическая готовность школе. В семье - будущий первоклассник"
Что такое квест? (англ. «guest» - поиск). Это разновидность игр, в которых герой проходит по запланированному сюжету, стремясь выполнить какое-то задание. Так и мы сегодня, постепенн...