Логопрактикум на групповом родительском собрании в подг.к школе группе. Думитраш И.Н., декабрь 2019
консультация
«Речевая готовность ребёнка к школе»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
logopraktikum_na_rod.sobranii_pog.gr_._dumimtrash_i.n.dekabr_2019.docx | 559.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«САЛЕМАЛЬСКИЙ ДЕТСКЙ САД «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»
Логопрактикум на групповом
родительском собрании
в подготовительной к школе группе на тему:
«Речевая готовность ребёнка к школе»
Подготовила: учитель-логопед, Думитраш И.Н.
с.Салемал, 2019
Цель: акцентировать внимание родителей на речевой готовности ребёнка к школе; показать роль родителя в формировании мотивационной сферы готовности к школе.
Перед школой осталось совсем немного времени, и Вы волнуетесь – готов ли Ваш ребёнок к школе. Как проверить, насколько хорошо ваш ребенок готов к школьному обучению именно со стороны речевого развития? Справится ли Ваше чадо с чтением и письмом в школе? По каким направлениям нужно «подтягивать» будущего ученика перед школой? Как определить речевую готовность к школе вашего ребенка? Давайте рассмотрим все направления, речевого развития.
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют в виду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты.
Наша речь – процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.
Сегодня мы поговорим о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс.
Родителям в первую очередь следует обратить внимание:
- правильное произношение всех звуков;
- умение различать звуки речи на слух;
- владение навыками звукового анализа и синтеза;
- словарный запас;
- сформированность грамматического строя речи;
- связную речь;
- речевую коммуникацию;
- сформированность графо моторных навыков.
Звукопроизношение и фонематический слух
В норме вся звуковая сторона речи должна быть усвоена ребёнком полностью к 5 – 6 годам. К этому возрасту ребёнок должен уметь различать звуки на слух и в произношении. Придя в школу, он должен отчётливо произносить звуки в различных словах, во фразовой речи, не должен их пропускать, искажать, заменять другими.
Навыки звукового анализа и синтеза очень важны при обучении грамоте и должны быть хорошо сформированы у будущего первоклассника.
Что относится к навыкам звукового анализа и синтеза:
- Умение выделять звук на фоне слова;
- Слышать и выделять первый и последний звук в слове;
- Определять позицию звука в слове (начало, середина, конец);
- Определять количество и последовательность звуков в слове, место звука в слове по отношению к другим звукам;
- Называть слова с заданным звуком;
- Уметь составлять слова из звуков.
Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение».
Без специального обучения ребёнок этими навыками овладеть не может. Обучение звуковому анализу и синтезу проходит на логопедических занятиях как элемент индивидуального занятия и НОД по развитию речи. Отдельно обучения грамоте в утвержденной сетке занятий нет.
Слоговая структура слова
Ребенку 6 -7 лет доступны слова сложной слоговой структуры (аквариум, библиотекарь, баскетболист, экскаватор). Он произносит их в быстром темпе, не переставляет, не выкидывает, не добавляет звуки и слоги.
Словарный запас
К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (около 3000 слов). В своей речи он активно использует все части речи (существительные, прилагательные, глаголы, наречия, антонимы, синонимы, числительные), понимает переносное значение слов, подбирает обобщающие понятия для группы предметов, знает многозначные слова.
Картинки с изображением обобщающих понятий, синонимов, антонимов, многозначных слов.
Сформированность грамматического строя речи ("Говорят дети") - Слайд
Ребенок должен уметь пользоваться разными способами словообразования и словоизменения (правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, образовывать слова в нужной форме, образовывать прилагательные от существительных, изменять существительные по числам, падежам, глаголы по видам, понимать и употреблять предлоги, согласовывать числительные и прилагательные с существительными).
Связная речь
К 7 годам ребёнок должен уметь: пересказывать небольшие по объёму рассказы и сказки; составлять рассказ по картинке; составлять рассказ по серии картин; отвечать на вопросы по тексту. При пересказе (рассказе) обращать внимание на понимание ребёнком текста (он должен правильно формулировать основную мысль), на структурирование текста (он должен уметь последовательно и точно строить пересказ), на лексику (полнота и точность использования слов), на грамматику (он должен правильно строить предложения, уметь использовать сложные предложения).
Речевая коммуникация
Ребёнок 6- 7 лет достаточно активен в общении: умеет слушать и понимать речь, строить общение с учетом ситуации, легко входить в контакт с детьми и взрослыми, ясно и последовательно выражать свои мысли, пользоваться формами речевого этикета.
Сформированность графо моторных навыков
Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.
Графомоторные навыки включают в себя:
1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);
2. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);
3. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);
4. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);
Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу.
Конечно же, всё перечисленное выше должно быть сформировано к школе, но хотелось бы отметить, что самым главным при поступлении в школу должно быть желание вашего ребёнка учиться, умение владеть собой и принимать авторитет учителя. Чтобы у вашего ребёнка было желание учиться, вам необходимо создать положительную мотивацию. Это ваше спокойное и радостное отношение к школе, отсутствие завышенных требований к успехам ребёнка, оптимистические рассказы о школе, отсутствие страха у ребёнка перед возможной ошибкой.
Желаю успехов в занятиях с ребенком и позитивного настроя всем родителям, чьи дети скоро пойдут в 1-й класс!
Интернет – ресурсы:
Приложение № 1
Советы учителя – логопеда
1.Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития ребёнка
Не перегружайте его речевыми занятиями.
Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать возрасту.
2.При общении с ребёнком следите за своей речью.
Говорите с ним не торопясь.
Звуки и слова произносите чётко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните.
3.Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно – ласкательными суффиксами – всё это тормозит речевое развитие.
4.Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над малышом, самое лучшее – тактично поправить то или иное слово, если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
5.Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.
И не забудьте проверить: «А понятен ли ему Ваш вопрос?»
Если в доме есть магнитофон, записывайте речь ребёнка. Такие записи не только помогут в работе над речью, но со временем будут хорошим подарком для сына или дочери.
Приложение 2
Анкета для родителей «Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?»
Как правило, родителей будущего первоклассника волнует множество вопросов: сможет ли он учиться в школе, достаточно ли развит, что должен уметь накануне поступления в школу.
С помощью этого теста вы можете достаточно объективно оценить подготовленность ребёнка к школе. Ответьте на вопросы «ДА» или «НЕТ».
1.Часто ваш малыш заявляет о своём желании идти в школу?
2.Вашего ребёнка сильнее привлекают атрибуты школы (портфель, книги, новое «взрослое» положение), чем возможность больше узнать и многому научиться?
3.Считаете ли вы, что ваш ребёнок достаточно усидчив и внимателен при выполнении не слишком привлекательного для него задания?
4.Общителен ли ваш ребёнок как с детьми, так и со взрослыми?
5.Способен ли хорошо запомнить и выполнить устное поручение (например, по телефону)?
6.Может ли побыть один и заняться чем-либо самостоятельно?
7.Как относится к игрушкам и личным вещам (всегда ли убирает их или вы устали напоминать об этом)?
8.Умеет ли считать до 10/20 и обратно?
9.Может ли сравнивать числа и предметы?
10.Способен ли складывать и вычитать в пределах 10/20?.
11.Знает ли простые геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник)?
12.Умеет ли выделять существенные признаки в предметах (например, клюв у птиц, перья)?.
13.Может ли объединить одним словом понятия одного вида, рода, характера (например, словом «обувь» объединить слова «сапоги, туфли, валенки, т.д.)?
14.Сможет ли придумать к предложенному слову слова с противоположным значением (холодно – жарко)?
15.Умеет ли составлять рассказы по картинкам?
16.Знает ли буквы и умеет ли читать по слогам?
17.Как декламирует стихи и рассказывает сказки? (с трудом и без всякого удовольствия).
18.Умеет ли уверенно пользоваться ручкой?
19.Любит ли мастерить, пользуясь клеем, ножницами, инструментами?
20.Доставляет ли ему удовольствие раскрашивать или рисовать?
21.Рисунки вашего ребёнка, как правило, неаккуратны, размашисты и не завершены?
22.Может ли без особого труда собрать разрезную картинку?
23.Может ли придумать слово к предложенному слову так, чтобы они были связаны по смыслу (например, дерево – ветки, листья; книга – страница, строка)?
24.Считаете ли вы, что ваш ребёнок нелюбознателен и плохо осведомлён?
Соотнесите свои ответы с ключом:
-если на вопросы 1, 3, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 18, 19, 20, 22, 23 ответили «ДА», то за каждый ответ начислите по 1 баллу;
-если на вопросы 2, 6, 7, 17, 21, 24 ответили «НЕТ», то начислите за каждый ответ ещё по одному баллу.
Подсчитайте общее количество баллов. Если оно составляет:
20 -24 балла, то поздравляем! Ваш ребёнок готов к школе, ему будет легче справляться со школьными трудностями. Позаботьтесь о том, чтобы у него не пропал интерес к школе и получению знаний.
15 -19 баллов – вам следует уделить больше внимания своему ребёнку, содержание вопросов либо задания в них помогут вам выбрать нужное направление работы. Не отчаивайтесь, ваш ребёнок почти готов к школе.
14 баллов и менее – лучшим советом для вас будет поговорка: «Терпение и труд всё перетрут». Ваш ребёнок ждёт помощи и сотрудничества. Погрузитесь вместе с ним в развивающие, занимательные игры, путешествуйте по страницам книг. Всё это поможет достигнуть успеха и пойти в школу подготовленным.
Приложение 3
Презентация «Речевая готовность к школе».
Приложение 4
Результаты анкетирования для родителей
«Готов ли Ваш ребёнок идти в школу?»
Из 26 родителей присутствовало 14 родителей. В анкетировании участвовали 14 родителей.
№ вопроса | Ответы | 1 - 7,14% | |
да | нет | ||
1 | 10 | 4 | |
2 | 10 | 4 | |
3 | 7 | 7 | |
4 | 8 | 6 | |
5 | 10 | 4 | |
6 | 7 | 7 | |
7 | 7 | 7 | |
8 | 13 | 1 | |
9 | 12 | 2 | |
10 | 7 | 7 | |
11 | 14 | 0 | |
12 | 9 | 5 | |
13 | 11 | 3 | |
14 | 12 | 2 | |
15 | 9 | 5 | |
16 | 8 | 6 | |
17 | 4 | 10 | |
18 | 14 | 0 | |
19 | 14 | 0 | |
20 | 14 | 0 | |
21 | 4 | 10 | |
22 | 14 | 0 | |
23 | 12 | 2 | |
24 | 1 | 13 |
По итогам анкетирования: 14 баллов – 3 (21,42%)
15-19 – 5 (35,7%)
20 -24 – 6 (42,84%)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание "Адаптация пятиклассников к школе"
При переходе ребят из начального звена в среднее всегда возникают трудности с адаптацией. И всегда первое родительское собрание посвящено этой проблеме....
Родительское собрание-основная форма общения школы и семьи
Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, э...
Родительское собрание в подготовительной к школе группе «Подготовка детей с недостатками речи к школе»
Подготовка детей с недостатками речи к школе...
ДОКЛАД К РОДИТЕЛЬСКОМУ СОБРАНИЮ (для родителей начальной школы) ТЕМА: «СПЕЦИАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ГРУППА В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ. РОЛЬ РОДИТЕЛЕЙ В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ»
Государство заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. Для решения этой задачи необходимо повысить эффективность...
Родительское собрание "Итоги года" (старшая логопедическая группа)
В данной работе представлен план проведения итоового родительского собрания в старшей логопедической группе. Отмечаются результаты работы за год, даются рекомендации на летний период....
Родительское собрание "Как уберечь детей от "групп смерти"?"
В последнее время проблема "групп смерти" суицидальной направленности в сети Интернет очень актуальна. Данный материал можно использовать на классных и общешкольных родительских собраниях, чтобы донес...
Логопрактикум на родительском собрании в подготовительной к школе группе 2023 Думитраш И.Н.
Практикум о том, как должны быть развиты компоненты речевой системы к моменту поступления ребёнка в первый класс....