Система работы с детьми с асоциальным поведением
опыты и эксперименты
Дети – это наше будущее. Истина банальная. Только вот каким станет это будущее? Слабое здоровье, множество социальных проблем превращают самую незабываемую и яркую страницу в жизни любого человека – детство – в мрачную полосу безрадостного существования. Усугубляют положение окружающие сегодня ребёнка жестокость, насилие, криминальные разборки, социальная нестабильность в общество, сумасшедшая индустрия развлечений и повсеместная реклама сомнительных ценностей. В условиях изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Вот почему проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится всё более актуальной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
asotsialnoe_povedenie.docx | 24.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Система работы с детьми с асоциальным поведением
Дети – это наше будущее. Истина банальная. Только вот каким станет это будущее? Слабое здоровье, множество социальных проблем превращают самую незабываемую и яркую страницу в жизни любого человека – детство – в мрачную полосу безрадостного существования. Усугубляют положение окружающие сегодня ребёнка жестокость, насилие, криминальные разборки, социальная нестабильность в общество, сумасшедшая индустрия развлечений и повсеместная реклама сомнительных ценностей. В условиях изменения моральных и ценностных установок возросло число подростков, склонных к асоциальному поведению. Вот почему проблема профилактики асоциального поведения детей и подростков становится всё более актуальной. Какое поведение называют асоциальным?
Асоциальное поведение - поведение, противоречащее общественным нормам и принципам, выступающее в форме безнравственных или противоправных деяний.
Как правило, подросток, характеризующийся асоциальным поведением, имеет определенные личностные особенности: несдержанность и агрессивность; склонность к межличностным конфликтам; упрямство; нежелание подчиняться общепринятым правилам поведения; трудности социальной адаптации.
Чаще всего такое поведение возникает у подростков в семьях которых:
Родители
- имеют психические отклонения или другие заболевания, последствия после болезней;
- пристрастия к наркомании, алкоголизму, асоциальному поведению в обществе;
- во взаимоотношениях между родителями существует неуважение друг к другу, враждебность к детям, невнимание;
- нехватка отцовского воспитания по отношению к подростку;
- имеют авторитарный способ воспитания
Одно из важнейших направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика асоциального поведения. Школа уделяет большое внимание работе с детьми «группы риска». Эта работа заключается в:
1. Ликвидации пробелов в знаниях обучающихся. Что является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя и родителей позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путём проведения индивидуальной работы с такими обучающимися, организовать помощь педагогам-предметникам и успевающим ученикам.
Если ребёнок по каким-то причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейший учебный материал, ощущает себя не нужным на уроке, ему скучно, и он ищет понимание у дворовых ребят, «друзей с улицы».
2. Вторым важным звеном в нашей воспитательной и учебной работе, обеспечивающим успешную профилактику асоциального поведения является борьба с прогулами занятий. Ведь, у ученика, прогулявшего хотя бы один день занятий, если не принять к нему своевременных мер, появится чувство безнаказанности, которое подтолкнёт его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика. Такого подростка очень легко вовлечь в преступную среду. Классные руководители ежедневно контролируют посещаемость уроков. В случае пропуска занятий учеником у родителей выясняется причина отсутствия. Устанавливается контроль со стороны родителей и педагогов за поведением «прогульщика». Когда прогулы носят систематический характер, школа подключает работников полиции и Комиссию по делам несовершеннолетних, принимает меры к родителям, которые не обеспечивают контроль обучения и воспитания ребёнка.
3. Третье - организация досуга учащихся. Широкое вовлечение учащихся в занятия спортом, художественное творчество, кружковую работу - одно из важнейших направлений воспитательной деятельности, способствующее развитию творческой инициативы ребенка, активному полезному проведению досуга, формированию законопослушного поведения. Классные руководители и руководители дополнительных занятий привлекают детей в спортивные секции, кружки. Организация предметных и спортивных олимпиад, конкурсов, выставок, привлечение к ним детей не только в качестве участников, но и болельщиков, зрителей, организаторов помогает удовлетворить потребность ребят в общении, организует их активность.
4. Следующее звено – это пропаганда здорового образа жизни.
К программе формирования здорового образа жизни, профилактике вредных привычек мы стараемся привлекать не только специалистов (медиков, наркологов, психологов, экологов, спортсменов), но и широко использовать детский потенциал, озабоченных перспективой своего будущего здоровья и организовать самих обучающихся на реализацию этой программы. В нашей школе создана волонтерские группа «Добрые сердца», которая участвует в этой работе.
В пропаганде здорового образа жизни мы используем такие мероприятия:
- беседы медработников по проблемам, которые выбрали в качестве приоритета сами учащиеся;
– беседа, дискуссия, диспут, мозговой штурм, подготовленные при поддержке классного руководителя самими учениками;
– встречи с «интересными людьми», общение с которыми продемонстрируют преимущества здорового образа жизни;
– «уроки здоровья», с обсуждением видеофильма или фрагментов фильмов, записей телепередач.
5. Необходимым звеном в профилактике асоциального поведения, также, является правовое воспитание. Мы проводим беседы на классных часах, родительских собраниях, разъяснительной работы о видах ответственности за те или иные противоправные поступки, характерные для подростковой среды. К такой работе мы привлекаем сотрудников правоохранительных органов, специалистов, имеющих опыт работы с подростками с асоциальным поведением.
6. Следующее важнейшее звено нашей работы это - профилактика наркомании и токсикомании. Мы планируем и проводим работу по ранней профилактике наркомании и токсикомании. Стараемся консолидировать усилия в этом направлении с органами милиции и здравоохранения, родительской общественностью.
Также, классные руководители, ежегодно планируют мероприятия, направленные на профилактику асоциального поведения учащихся. А, именно:
- просмотр видео- и кинофильмов, отражающих ситуации борьбы людей с собственными пороками и пути их преодоления с последующим обсуждением;
- чтение и обсуждение публикаций о силе и стойкости человеческого духа в самых трудных жизненных ситуациях;
- тематические викторины;
- выставки рисунков, стенгазет, буклетов, проведение акций, краткосрочных проектов, направленных против вредных привычек;
- нравственные классные часы;
- интерактивные игры;
- пресс-конференции.
Одновременно организуется и проводится работа с родителями: родительский лекторий, в рамках работы которого организован цикл лекций для родителей, испытывающих затруднения в воспитании своих детей; работа с группами родителей по конкретной проблематике. Выявляются учащиеся «группы риска», анализируются особенности их семейного и дружеского окружения, в соответствии с этим планируется индивидуальная работа и отслеживаются её результаты.
В своей работе стараемся создавать благоприятный психологический климат на уроках и во внеурочной работе с учащимися, используем активные формы организации урока и внеклассных мероприятий. Проводим работу по организации содержательного досуга.
По итогам года классные руководители составляют отчет по проведенной работе, проводят анализ работы, намечают основные направления деятельности по профилактике асоциального поведения школьников на следующий учебный год. Думаем, многие согласятся, что проводить профилактику намного проще, чем впоследствии пытаться что-то изменить.
Но, жизнь ребёнка состоит из двух важных сфер: школа и семья. Поэтому одной из важных и насущных проблем является сотрудничество школы и семьи. Великий русский педагог Василий Александрович Сухомлинский писал: «В семье закладываются корни, из которых вырастают потом и ветви, и цветы, и плоды. На моральном здоровье семьи строится педагогическая мудрость школы».
Мы считаем, что от родителей и педагогов требуется единство требований. Мы рекомендуем родителям, прежде всего, поддерживать контакт с классными руководителями и при конфликтных ситуациях принимать правильное решение, а при необходимости обратиться к специалистам. Наш совет вам прост и доступен. Любите своих, будьте искренне и честны в своём отношении к свои детям и к самим себе, чаще говорите своему ребёнку слова любви и благодарности. Наша с вами миссия создать для детей пространство любви и понимания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ШАГ НАВСТРЕЧУ (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)
Статья (Из опыта работы с детьми с девиантным поведением учителя истории)...
Доклад на тему: "Система работы школы по профилактике асоциального поведения учащихся"
В докладе рассказано о работе школы по профилактике асоциального поведения учащихся....
Система работы с детьми девиантного поведения
Цель: создание условий, способствующих социализации несовершеннолетних через развитие их творческого, интеллектуального и спортивного потенциала, а также профилактики безнадзорности и правонарушений н...
Доклад «Методика воспитательно – профилактической работы. Профилактика и предупреждение асоциального поведения учащихся»
Доклад на школьный педагогический совет...
Презентация "Система работы с детьми с асоциальным поведением"
Презентация "Система работы с детьми с асоциальным поведением"...
1.5. Система работы с детьми девиантного поведения
Копии дипломов, сертификатов...