семинар-практикум «Родитель-Студент» (Я-куратор)
методическая разработка

Калинина Галина Анатольевна

семинар-практикум «Родитель-Студент» (Я-куратор)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar-praktikum_roditel-student.docx24.47 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Итак, ребенок преодолел вступительные испытания и теперь в семье появился студент. Впереди  новая интересная студенческая жизнь. Но обучение в профессиональном учебном заведении отличается от обучения в школе. С одной стороны он уже взрослый человек, а с другой – вчерашний школьник, который еще не расстался с детством. В личности и в характере первокурсника происходят серьезные изменения. Студенту необходима адаптация: это осознание себя в новом коллективе «Я - студент», адаптация в новом студенческом коллективе привыкание к требованиям преподавателей,  к новой ситуации обучения. Этот процесс может длиться в течение года. Ребенок должен снова о себе заявить и сделать это по-новому, в качестве будущего специалиста.

Сегодня в «Стратегии развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2020 года» (Приложение к распоряжению Правительства ХМАО – Югры от 19.02.2010 г. № 91-РП) выделена одна из актуальных проблем: «большую часть учащихся и студентов учреждений довузовского образования составляют выпускники школ, имеющие низкий уровень базовой подготовки «социализации» и мотивации к обучению. Учащиеся… недостаточно подготовлены к активной социальной жизни, у них не сформированы социально жизненно важные навыки, установки на здоровый образ жизни, бизнес-поведение, низкий уровень культуры». И этот важный сегодня  факт имеет при выборе абитуриентом  своей будущей профессии.

Первый курс обучения в профессиональном учебном заведении является наиболее трудным. Студент остро нуждается в семейной поддержке. Чтобы поддержать студента в этот сложный период, родителям необходимо понимать и принимать это новое качественное состояние ребенка и самим приобретать новый статус «статус  «Я – родитель студента»».

Среди всего множества позиций родителей можно выделить несколько наиболее ярких.

  1. Родители пассивно относятся к профессиональному образованию детей, предоставляя им в этом полную свободу.
  2. Родители активно пытаются навязать своему ребенку собственную точку зрения.
  3. Родители разумно и обоснованно пытаются помочь своим детям в развитии профессиональных способностей и интересов.

Подобные установки: «Пусть он сам решает!» или «Что он там без меня решит!» редко оказываются продуктивными и, в конечном счете, могут привести к отчуждению между родителями и ребенком.

И студент, который приобретает больше возможности самостоятельно принимает решения,  может занять одну из позиции по отношению к учебе.

  1. Понимает и принимает самостоятельность, как ответственность за свое будущее профессиональное образование.
  2. Либо использует самостоятельность для подобных решений: «Хочу - гуляю, хочу – нет» или «Сессия - нескоро, лекции спишу»

Очень важно в данный период в профессиональном образовательном учреждении использовать различные формы организации и проведения родительских собраний.

Семинар-практикум для обучающихся 1 курса по специальности «Преподавание в начальных классах» и их родителей способствует созданию условий для поддержки студента в семье, для активного взаимодействия родителей и обучающихся на период профессионального обучения.

Основная часть.

Цель семинара:

Формирование условий для активного взаимодействия родителей и обучающихся 1 курса по осмыслению профессиональных стандартов по специальности «Преподавание в начальных классах»

Задачи:

  • Создать условия для активного принятия и осознания обучающимися нового статуса в обществе «Будущий  учитель начальных классов»
  • Разъяснить активную качественную позицию родителя в современном профессиональном образовании детей;
  • Создать пункт деятельности семинара – практикума «Рекомендации родителю студента», « Рекомендации студентам «Я – будущий учитель начальных классов»».

Участники семинара: родители, обучающиеся 1 курса по специальности «Преподавание в начальных классах», педагог- психолог.

Предварительная подготовка .

  • Предварительный опрос родителей и студентов. Цель: определение активной или пассивной позиции родителей в профессиональном выборе детей.

Анкета (для родителей)

1.Обсуждали ли Вы со своим ребенком проблему выбора профессии?

2. Что Вы ему советовали?

3.Совпадают ли Ваши интересы и точки зрения на выбранную профессию?

4.Что служит Вашим аргументом в выборе профессии Вашим ребенком?

5.Вы  препятствовали выбору Вашего ребенка?

Анкета (для студентов)

1.Обсуждали ли Вы со своими родителями проблему выбора профессии?

2.Что Вам советовали?

3.Совподают ли Ваши интересы и точки зрения на выбранную профессию с точкой зрения родителей?

4. Что служит Вашим аргументом в выборе профессии?

5. Ваши родители препятствовали  Вашему выбору профессии?

  • Подготовка мини-проектов по темам «В нашей семье- студент».Цель: определение позиций родителей и студентов к новому понятию в жизни семьи «Профессиональное образование»
  • Распределение участников семинара на две группы: 1 группа- студенты, 2 группа- родители.
  • Определение правил работы на семинаре.
  • Определение правил работы в группе.
  • Определение правил участия в дискуссии.

Оформление. На стенде представлены афоризмы об образовании и воспитании.

«Воспитывая детей, нынешнее родители воспитывают будущую историю нашей страны, а значит и историю мира»

А.С Макаренко

«Ребенок, получивший образование только в учебном заведении -необразованный ребенок»

Джордж Сантаяна

«Детей надо учить тому, что пригодится им, когда они вырастут»

Аристипп

Ход мероприятия

  1. Анализ и обсуждения результатов анкетирования родителей и студентов. Куратор предъявляет и анализирует результаты опроса. Можно предложить родителям и студентам высказать свое мнение по проблемным вопросам анкеты.

Время проведения этапа 6 минут.  Затем предлагается участникам определить собственные цели работы на семинаре (высказывание родителей и студентов, что они хотят получить от семинара).

  1. Представление мини-проектов. Этот этап показывает, насколько изменился статус ребенка и родился в семье в связи с началом профессионального образования, каковы взаимоотношения «Родитель-студент».

Время проведения 10 минут.

  1. Мозговой штурм.

Задание: получив карточку с утверждением, постарайтесь изменить его в сторону позитивного восприятия. Объясните , почему и каким образом Вы изменили утверждение.

Примеры утверждений:

  1. «Родители должны все делать для ребенка, ведь он должен всегда получать самое лучшее».
  2. «Ты обязан делать так, как я тебе сказала, я старше и лучше знанию, что хорошо, а что плохо. Дети обязаны беспрекословно подчинятся старшим».

На выполнение задания 5 минут. Группа представляет позицию, организуется свободная дискуссия. Вывод данного задания: «Необходимое условие успеха семьи – это понимание детей; знания о развитии, воспитании, обучении; практические умения организации жизни и деятельности детей в семье».

  1. Решение педагогических ситуаций.

Данный этап поможет выявить отношение родителей и студентов к какой-либо проблеме; принять и осознать другую роль; выработать новые поведенческие модели отношений с детьми.

Группы разбирают предложенную педагогическую ситуацию .

Схема анализа ситуации

1.Дайте качественную оценку поведения в данной ситуации.

2. Предложите правильное решение данной  ситуации.

3.В какой степени учитываются интересы личности студента (родителя) в данной ситуации?

Примеры педагогической ситуации:

«Вы – студент. Последнее время родители перестали контролировать вас в учебе. Это дает возможность самому решать ,как готовиться к заданиям. Есть предмет, который вам не интересен. Вы часто не готовы по этому предмету. Близится сессия, преподаватель грозит не допустить до сессии. Родители вызывали к заведующему отделением. Ваши чувства и действия в данной ситуации».

«Вы - родитель.  Ваш ребенок уже студент. Вполне самостоятельный. Вы очень заняты в последнее время. Иногда просматриваете успехи в электронном дневнике. Но внезапно звонит куратор и приглашает на беседу, речь пойдёт о неуспеваемости, так как студент систематически не готов. Ваши чувства и действия в данной ситуации».

Работа в группах 5 минут. Затем представление ситуации, разбор ситуации, обсуждение ситуации с другими группами. Важно выслушать мнение обоих групп и попытаться соотнести их точки зрения.

Педагог-психолог, присутствующий на семинаре-практикуме, предлагает данную ситуацию обсудить со стороны преподавателя. Важно выслушать мнение студентов и мнение родителей.

Куратор озвучивает вывод: общие цели, равные интересы и равная ответственность взрослых и детей принесут успех, качественное образование, умение учиться.

V.   Презентация профессиональных компетенций учителя начальных классов.

Куратор представляет профессиональные компетенции учителя начальных классов (согласно Федерального Государственного Профессионального Стандарта Среднего Образования). Во время презентации группы готовят мини-проект «Модель выпускника социально-гуманитарного колледжа: учителя начальных классов». При защите проектов важно определить, насколько совпадают взгляды родителей и студентов.

Время выполнения проектов 10 минут.

VI.   Обсуждение в группах следующих вопросов:

1. Что является основополагающим в нашей модели?

2. Что нужно сделать, чтобы соответствовать этой модели?

3. Что может быть сложным для Вас?

4. В чем могут родители помочь студентам?

Время обсуждения 3 минуты.

Вывод озвучивается следующий: важно, чтобы и студенты и их родители принимали требования общества к профессии – учитель, осознавали важность и ценность данной профессии.

VII.   Обсуждение в парах.

Распределение участников семинара на пары «Родитель-Студент». Обсуждение следующих вопросов:

1.Что нужно сделать, чтобы соответствовать этой модели?

2. Что может быть самым сложным для Вас?

3. В чем могут родители помочь студентам?

Во время обсуждение вопросов в парах активно помогает педагог-психолог, индивидуально работая с парой. «Родитель-Студент».

После данного вида работы куратор предоставляет слово родителям с целью деть рекомендации для родителей студентов, группа студентов формирует рекомендации для студентов 1 курса по специальности «Преподавание в начальных классах»

VII.   Рефлексия.

Рефлексия проводится с целью получения обратной связи и выявления новых качественных позиций родителей и студентов. Для данного этапа можно использовать следующую анкету.

Вопросы для родителей:

1. Насколько полезна была информация следующего семинара- практикума?

2. Какой позиции Вы будете придерживаться в дальнейшем профессиональном образовании Вашего ребенка (активной, поддерживающей, пассивной)? Нужное подчеркните или напишите самостоятельно.

3. Какие формы встреч Вы предпочитаете в дальнейшем (деловые игры,  дискуссии, круглые столы (также совместно с детьми), лекции, индивидуальные консультации)?

4. Если нужна индивидуальная консультация, запишитесь.

Вопросы для студентов:

1. Что сегодня тебе понравилось / не понравилось в ходе семинара – практикума?

2. Какой вид деятельности на семинаре тебе понравился больше всего?

3. С каким чувством (настроением) ты идешь домой?

4. Сотрудничество с родителями – это хорошо?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум по теме: «Взаимное расположение прямой и окружности».

Цель:  закрепить умение определять взаимное расположение прямой и плоскости, проверить навыки решения задач, воспитывать чувство коллективизма.  ...

Семинар-практикум на тему " Обобщение и систематизация изученного о предложениях с однородными членами"

Разработка урока по русскому языку в 8 классе " Обобщение и систематизация изученного по теме "Предложения с однородными членами". Форма урока - семинар-практикум. На уроке класс делился на группы: до...

Семинар-практикум "Трудности формирования процесса письма, пути их преодоления"

Данный материал предназначен родителям обучающихся, но будет  интересен логопедам-практикам. учителям начальных классов. Содержит понятие процесса письма, конкретные рекомендации по профилактике ...

Семинар-практикум "Слагаемые педагогического мастерства учителя ФК"

Ежегодно проводится 6-часовой семинар-практикум, где учителя становятся учениками....

Семинар - практикум для педагогов на тему: «Практикум общения педагогов с родителями»

У педагогов и родителей есть единые задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, активными, здоровыми, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они стали гармонически развитыми личностями.Любая с...