Виды речевых нарушений у мадших школьников
консультация
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_roditelyam.docx | 22.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды речевых нарушений у младших школьников
Консультация для родителей
Учитель-логопед МБОУ «СШ№13»:Шабельникова К.С.
Ежегодно в сентябре логопеды проводят обследование речевого развития школьников 1-4 классов и составляют списки детей, имеющих речевые проблемы и нуждающихся в логопедическом воздействии. Учителя сообщают родителям о результатах обследования, и тут мамы и папы, далекие от логопедии и дефектологии, сталкиваются с непонятными и пугающими терминами «ФНР», «ОНР», «ФФНР», «дисграфия».
Что же это такое, чем грозит и как жить дальше? Давайте разбираться вместе, какими бывают речевые нарушения младших школьников.
Фонетическое и фонетико-фонематическое недоразвитие речи
В норме к 5 года у ребенка должна быть полностью сформирована речь – то есть:
- Во-первых, малыш должен правильно произносить все звуки,
- Во-вторых, различать на слух звуки, сходные по звучанию, например, [п-б], [ш-с] (это называется «фонематический слух»),
- И, в-третьих, иметь развитую смысловую сторону речи – то есть богатый словарный запас и умение изменять слова – например, назвать детеныша лисы «лисенком» или сказать, что варенье, сваренное из вишни – «вишневое».
Однако в силу различных причин этого не происходит и в 6-7 лет ученик приходит в школу с недостаточно сформированной речью.
Если у ребенка нарушено произношение одного или нескольких звуков, можно говорить о фонетическом недоразвитии речи (ФНР).
Возможно вы, уважаемые родители, и сами замечали, что при произношении звуков с, з, ц, л ваш ребенок просовывает кончик языка между зубами, при произношении звуков [ш], [ж], [ч], [щ] «хлюпает» или заменяет на звук, похожий на [ф], а при произношении звука [р] грассирует, как француз.
Иногда для устранения этого досадного дефекта достаточно пройти лечение у врача-ортодонта, исправить строение челюсти или подрезать уздечку, и произношение звуков нормализуется. А в некоторых случаях этого бывает недостаточно и ребенку следует пройти курс занятий с логопедом.
Особенно это важно в том случае, когда наряду с неправильным произношением звуков у ребенка нарушен фонематический слух, о котором говорилось раньше.
Вы, уважаемые родители, можете сами проверить, насколько четко ваши сын или дочь распознает звуки. Достаточно предложить ребенку повторить за вами цепочку слогов со сходными звуками, например: па-ба-ба-па, са-за-ца и др.
Если ребенок затрудняется повторить сочетания звуков или повторяет их неправильно – это может свидетельствовать о снижении фонематического слуха или «фонетико-фонематическом недоразвитии речи» (ФФНР).
В таком ребенку следует обязательно пройти курс занятий с логопедом — ведь процесс обучения письму и чтению, овладение иностранными языками основывается на умении ребенка различать на слух и воспроизводить (устно или письменно) звуки речи.
Общее недоразвитие речи
Если же ваш ребенок, кроме проблем с произношением и различением звуков имеет бедный словарный запас, не может пересказать прочитанное или услышанное, затрудняется придумать рассказ по картинке, не может правильно связать слова в фразу, ограничивается короткими однословными ответами на вопросы – все это может свидетельствовать об общем недоразвитии речи (ОНР).
Такие дети, как правило, говорить начинают позже своих сверстников: первые слова появляются к 3-4, а иногда и к 5 годам; они, такие дети, лучше понимают обращенную к ним речь, однако не могут сами правильно озвучить свои мысли.
Поскольку развитие речи теснейшим образом связана с развитием мышления и другими психическими процессами, у детей с ОНР наблюдаются неустойчивое внимание, сниженная память, отставание в развитии логического мышления. И все это приводит к тому, что дети либо не могут усваивать школьную программу, либо учеба дается им с огромным трудом.
Уважаемые родители, если такие проблемы наблюдаются у вашего ребенка, ему в обязательном порядке следует, во первых, пройти курс занятий с логопедом, причем коррекционная работа может занять не один год; во вторых, при необходимости, нужно проконсультировать ребенка у врача-невропатолога или психоневролога. Медикаментозное лечение в данном случае может стимулировать, ускорить развитие речи ребенка.
Дисграфия
Но вот ваш ребенок закончил первый класс. Однако с переходом во 2, 3,4 классы проблема правильного развития речи становится еще острее, ведь теперь ребенок овладевает более сложным видом речи – письменной речью – письмом и чтением.
Представьте, чтобы написать слово, ребенку необходимо:
- Определить последовательность и место каждого звука;
- Соотнести выделенный звук с определенным образом буквы;
- Воспроизвести с помощью движений руки букву.
Чтобы написать предложение, необходимо мысленно его выстроить, проговорить, сохранить нужный порядок написания, разбить предложение на составляющие его слова, обозначить границы каждого слова.
Если у ребенка имеются затруднения хотя бы на одном этапе такой работы, то может возникнуть нарушение процесса овладения письмом – дисграфия.
Несложно догадаться, что чаще всего такая проблема возникает у детей, имеющих или имевших в дошкольном возрасте нарушения устной речи, о которых говорилось ранее.
Дисграфию можно определить по специфическим, регулярно повторяющимся на письме ошибкам:
- Это пропуски и замены букв на письме, о которых говорилось ранее, например, «комнта» или «комата» вместо «комната», «шук» вместо «жук»;
- Перестановки и пропуски слогов: «онко» — окно, «стрки» — стрелки;
- Часто дети не могут определить границы предложений – то есть не ставят точки в конце предложений, первое слово пишут с маленькой буквы или, наоборот ставят точку в самом немыслимом месте, а слово в середине предложения начинают писать с большой буквы.
- Могут написать, например, словосочетание «на стене» слитно, а слово «набухли» наоборот, раздельно.
- Дети-дисграфики могут путать буквы, похожие по написанию, например «п» и «т».
Если такие «нелепые» ошибки не случайны, а повторяются регулярно, то ребенку необходима консультация и коррекционная помощь логопеда. Ведь очевидно, что дисграфия, не преодоленная в начальных классах, приведет к низкой успеваемости ребенка в средних и старших классах.
Дорогие родители, если у вашего ребенка обнаружено нарушение речи, нужно не прятаться от проблемы, в надежде, что она сама собой «рассосется», а запастись терпением, с пониманием отнестись к проблеме вашего сына или вашей дочери, при необходимости проконсультировать ребенка у врачей, постоянно поддерживать взаимосвязь с учителем и логопедом, помогать ребенку преодолевать трудности в учебе.
Только при таком тесном взаимодействии родителей и педагогов возможно преодоление нарушений речи у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Виды речевых нарушений при разных формах ДЦП
В презентации перечислены фрмы детского церебрального паралича и речевые нарушения, характерные для каждой формы....
Виды речевых нарушений.
Выступление на семинаре по логопедии (март 2015г)....
Консультация для родителей "Виды речевых нарушений"
Краткое, доступное для родителей описание основных речевых нарушений у детей дошкольного возраста....
Буклеты в помощь родителям и учителям:"Виды речевых нарушений.Виды дисграфий.
Буклеты помогают наладить связь с родителями или лицами их замещающими.В них кратко и доступно изложен материал по значимым проблемам ....
Инновационные (здоровьесберегающие) технологии в системе коррекции речевых нарушений у младших школьников.
Включение инновационных здоровьесберегающих технологий в коррекционно- логопедическую работу с детьми младшего школьного возраста помогает более эффективно исправлять их речевые нарушения, а так...
Виды речевых нарушений.
Все виды нарушений, рассматриваемые в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы в зависимости от того, какой вид речи нарушен: устная...