Развитие речевого дыхания у детей
консультация
рекомендации родителям по формированию правильного речевого дыхания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechevogo_dyhaniya_u_detey.docx | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие речевого дыхания у детей
Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы.
Правильное физиологическое дыхание не есть правильное речевое дыхание. Это связано с тем, что дыхательный аппарат выполняет не только основную физиологическую функцию – осуществление газообмена, но и участвует в образовании звука и голоса.
Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Именно благодаря правильному речевому дыханию мы изменяем громкость речи, делаем ее плавной и выразительной. Дети, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. При нерациональном расходовании воздуха нарушается плавность речи, так как дети на середине фразы вынуждены добирать воздух. Часто такие дети не договаривают слова и нередко в конце фразы произносят их шепотом. Иногда, чтобы закончить длинную фразу, они вынуждены говорить на вдохе, отчего речь становится нечеткой, судорожной, с захлебыванием. Укороченный выдох вынуждает говорить фразы в ускоренном темпе, без соблюдения логических пауз.
Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха.
Задача взрослых - помочь детям преодолеть возрастные недостатки их речевого дыхания, научить правильному диафрагмальному дыханию.
Упражнения на дыхание необходимо выполнять ежедневно и проводить в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.
Рекомендации по проведению дыхательной гимнастики:
Перед проведением дыхательной гимнастики необходимо вытереть пыль в помещении, проветрить его, если в доме имеется увлажнитель воздуха, воспользоваться им.
Дыхательную гимнастику не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
Упражнения рекомендуется выполнять в свободной одежде, которая не стесняет движения.
Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи, груди.
Техника выполнения упражнений:
• воздух набирать через нос
• плечи не поднимать
• выдох должен быть длительным и плавным
• необходимо следить, за тем, чтобы не надувались щеки (для начала их можно придерживать руками)
• нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести к головокружению.
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:
- Дутье при сомкнутых губах.
- Дутье сквозь губы, вытянутые трубочкой.
- Дутье сквозь растянутые в улыбке губы.
- Дутье на язык.
Упражнения для развития речевого дыхания:
Кто дальше загонит шарик. Сядьте с ребенком за стол, положите перед собой два ватных шарика. Дуйте на шарики, как можно сильнее, стараясь загнать шарики в ворота (ворота из двух кубиков).
Воздушный шарик. Лежа на полу, ребенок кладет руки на живот. Делая медленный глубокий вдох, надувает живот, одновременно представляя, что в животе надувается воздушный шарик. Задерживает дыхание на 5 секунд. Делает медленный выдох, живот сдувается. Задерживает дыхание на 5 секунд. Выполняется 5 раз подряд.
Ветреная мельница
Ребенок дует на лопасти игрушки-вертушки.
Снегопад. Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Предложить ребенку сдувать "снежинки" с ладони.
Бабочки. Вырезать из бумаги бабочек и подвесить их на нитках. Предложить ребенку подуть на бабочку так, чтобы она полетела (при этом следить, чтобы ребенок сделал длительный плавный выдох).
Одуванчик. Предложите ребенку подуть на одуванчик (следите за правильностью выдоха).
Шторм в стакане. Предложите ребенку подуть через соломинку в стакан с водой (нужно следить, чтобы щеки не надувались, а губы были неподвижными).
Бульбульки. Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду.
Волшебные пузырьки. Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.
Губная гармошка. Предложите ребенку стать музыкантом, пусть он поиграет на губной гармошке. Важно, чтобы ребенок вдыхал воздух через губную гармошку и выдыхал в нее же.
Воздушный шарик. Повесьте воздушный шар на уровне лица ребенка. Подуйте на шар так, чтобы он высоко взлетел, затем предложите подуть ребенку. Возможен более сложный вариант игры. Подбросьте воздушный шарик вверх. Предложите ребенку подуть на шарик несколько раз так, чтобы он подольше не опускался на пол.
Надуй игрушку. Ребенок должен надуть шарик или игрушку, плавно, длительно выдыхая воздух в отверстие. Вдох проводится через нос, губы трубочкой.
Кораблик. На невысокий стол поставьте таз с водой, в котором плавает кораблик. Взрослый дует на кораблик, затем предлагает подуть ребенку. Игру можно усложнить, предложив ребенку покататься на кораблике из одного города в другой, обозначив города значками на краях таза. В этом случае струя воздуха во время ротового выдоха должна быть не только сильной, но и направленной.
Покатай карандаш. Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по гладкой поверхности круглый карандаш (катушку ниток и т.п.).
Трубочка. Ребенку предлагается подуть через короткую трубочку на мелко нарезанные кусочки бумаги, шарики из ваты или фольги и т.п., покатать катушку от ниток, дуя на них через трубочку. Задание усложняется путем увеличения расстояния от трубочки до предмета.
Эти игры и упражнения развивают дифференцированное дыхание, более длинный, ровный и плавный выдох.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игры и упражнения на развитие речевого дыхания для детей с ОВЗ.
В своей практике я часто сталкиваюсь с неправильным речевым дыханием у детей ( и особенно у детей с ОВЗ). Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие непосредственно речевого дыхания, которы...
Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей
Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование....
Развитие речевого дыхания у детей.
Методические рекомендации по развитию речевого дыхания дошкольников. Предложено несколько вариантов игр на развитие речевого дыхания:...
Развитие речевого дыхания у детей
Развитие речевого дыхания у детей...
Развитие речевого дыхания у детей с дизартрией
Дыхание – один из компонентов речевой деятельности. Наряду с голосом и интонацией дыхание является базой мелодико-интонационной стороны речи. Дыхание — одна из самых важных функций ор...
Методические рекомендации для родителей по развитию речевого дыхания у детей с различными речевыми нарушениями
Произнесение речи тесно связано с дыханием. Дыхание в этот момент отличается от обычного. Когда человек молчит, продолжительность выдоха и вдоха примерно одинаковая. В момент речи выдох намного длинне...