Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей
статья на тему

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.

Все это ярко свидетельствует о том, что развитием речевого дыхания необходимо заниматься уже с этого возраста.

Работу над речевым дыханием следует начинать с формирования длительного ротового выдоха, что отрабатывается с помощью различных игрушек: легких вертушек, надувных шариков, всевозможных дудочек, губной гармошки, мыльных пузырей. Можно играть с пушинкой или ваткой: поставить игрушечные ворота и стараться задуть туда пушинку («Забей мяч в ворота»). Занимательно для детей и очень полезно упражнение «Фокус»: на нос кладется ватка, перышко, язык высовывается изо рта вверх и с силой выдыхается воздух. Ватка должна полететь вверх.

К основным видам упражнений для детей раннего возраста по формированию длительного ротового выдоха можно отнести следующие:

«Подуй на одуванчик», «Сдуй бабочку с цветка» или «Сдуй ватку с ладошки», «Раскрути вертушку» и т.д.

Для одновременной отработки речевого дыхания и произнесения гласных звуков применяются такие игровые приемы:

         

Скажи, как:

Девочка плачет – а-а-а-а (длительное произнесение);

Мышонок смеется – и-и-и-и;

Волк зовет другого волка – у-у-у-у;

Лось трубит в лесу – о-о-о-о;

Ребенок маленький плачет – уа-уа-уа-уа;

Дети в лесу перекликаются – ау-ау-ау-ау.

Смеется лиса – хи-хи-хи-хи  и т.д.

Речевое дыхание.

Большое значение для правильного развития произносительной стороны речи имеет хорошо развитое речевое дыхание, которое обеспечивает нормальное звуко- и голосообразование. Правильное речевое дыхание обеспечивает наилучшее звучание голоса. Своевременный вдох и правильный последующий выдох создают условия для непрерывного и плавного звучания речи, для свободного скольжения голоса по высоте, для перехода от тихой речи к громкой и наоборот. Нарушение речевого дыхания (короткий или слабый выдох, речь на вдохе, неэкономное расходование воздуха, несвоевременный его добор и т.д.) может явиться причиной недостаточно громкого произнесения слов, неправильной модуляции голоса, нарушения плавности речи.

Дыхание в процессе речи (речевое дыхание) в спокойном состоянии имеет существенные от физиологического отличия, предъявляемые к дыхательному акту во время речи (см. табл.)

Физиологическое дыхание

Речевое дыхание

Фазы: вдох-выдох-пауза

Фазы: вдох-пауза-выдох.

Происходит непроизвольно, рефлекторно, вне нашего сознания.

Происходит сознательно, произвольно, контролируемо, управляемо.

Назначение: осуществление газового обмена.

Назначение: основа голосообразования, формирования речевых звуков, речевой мелодики.

Вдох и выдох через нос.

Вдох и выдох через рот.

Время, затраченное на вдох и выдох, примерно одинаковое (4:5).

Выдох значительно длиннее вдоха (1:2 или 1:3). Чем длиннее фаза, тем длиннее выдох.

Смена фаз дыхания однообразно-ритмическая.

В смене фаз дыхания ритмической последовательности нет.

Нарушения дыхательной функции наблюдаются у большинства детей с речевой патологией и обусловлены различными факторами: незрелостью клеток дыхательного центра, недостаточной иннервацией органов дыхательного аппарата, нарушением проходимости носовой полости вследствие полипов, аденоидов, хронических ринитов и т.п.

Физиологическое дыхание таких детей имеет свои особенности. Оно, как правило, поверхностное, верхне-реберного типа, ритм его недостаточно устойчив, легко нарушается при физической и эмоциональной нагрузке. Объем легких у таких детей существенно ниже возрастной нормы.

Если речевое дыхание в онтогенезе формируется у детей без отклонений в развитии спонтанно по мере становления речевой функции, то у детей с речевыми нарушениями оно развивается патологически.

В процессе речевого высказывания у них отмечаются задержки дыхания, судорожные сокращения мышц диафрагмы и грудной клетки, дополнительные вдохи, недостаточный объем вдыхаемого воздуха перед началом речевого высказывания, а также укороченный и нерационально используемый речевой выдох. Произнесение отдельных слов происходит в разные фазы дыхания – как на вдохе, так и на выдохе.

Таким образом, дошкольникам с речевой патологией, прежде всего, необходимо развивать объем легких, формировать нижнереберный тип дыхания.

Наиболее важными при развитии физиологического дыхания являются классические упражнения, цель которых – координация ротового и носового дыхания, выработка нижнереберного типа дыхания при активном участии диафрагмы, вызывание и закрепление у детей энергетического экономного типа дыхания, который лежит в основе речевого дыхания.

От речевого дыхания зависит и громкость, и чистота, и выразительность звучащей речи, поэтому необходимо научиться управлять речевым дыханием.

Сначала упражнения связаны с формированием правильной осанки, т.к. речевое дыхание не должно встречать на своем пути мышечной преграды. Дальше дети учатся регулировать свое дыхание: правильно расходовать воздух при произнесении слова, фразы, мягко, неслышно «добирать» воздух во время паузы, дышать легко, естественно. Основа этих упражнений – правильное чередование вдоха и выдоха, умение произвольно замедлять выдох, делать его плавным, прерывистым. К этим упражнениям подключаем голос. Сначала на выдохе произносится один звук (гласный или согласный), дальше – слог, слово, фраза.

Одновременно формируются навыки речевого дыхания и проводится работа над дикцией.

Дыхательная гимнастика.

Педагог – Мы с вами в лесу. Давайте вдохнем осенний воздух. (Дети делают глубокий вдох носом, не поднимая плеч).

Педагог – На улице холодно, надо разжечь костер. Нарубим дров. (упражнение «Дровосек» выполняется 3 – 4 раза).

Развитие дыхания и голоса.

Педагог.  В лесу подул ветер. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.

Заблудились мы в лесу,

Закричали все: ау, ау, ау...

Дыхательно-голосовая игра «Царство ветров»

(на материале гласных звуков)

Цель: Формировать речевой голос (звучность, диапазон).

Описание: Взрослый рассказывает детям, что далеко за морями, за горами живут все ветры (северный – холодный, южный – теплый, восточный – усиливающийся, западный – затихающий).

Взрослый показывает символы звуков – у, и, а, о.

Дети пропевают звуки, разные по высоте, силе, тембру, громкости модуляции.

Звук у – холодный северный ветер. Звук завывающий (низким голосом).

Звук и – южный теплый ветер. Звук радостный (высоко, звонко, ровно).

Звук а – ветерок потеплее, восточный, оттуда, где солнышко просыпается. Звук усиливается.

Звук о – западный, оттуда, где солнышко ложится спать. Звук затухающий от сильного к слабому (нежно).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения для развития речевого дыхания.

Для выработки сильной, направленной воздушной струи, необходимой для постановки звуков, рекомендую выполнять следующие упражнения....

Методическая разработка Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Игры и упражнения для развития ренченвого дыхания...

Игры и упражнения на развитие речевого дыхания для детей с ОВЗ.

В своей практике  я часто сталкиваюсь с неправильным речевым дыханием у детей ( и особенно у детей с ОВЗ). Предлагаю комплекс игр и упражнений на развитие непосредственно речевого дыхания, которы...

Игры и упражнения для развития речевого дыхания

Игры и упражнения для развития речевого дыхания...

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания.

Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания....

Консультация Буклет Игры и упражнения на развитие речевого дыхания

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система – это энергетическая база для речевой системы.     Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуля...