Особенность подросткового возраста.
статья

Манечкина Татьяна Юрьевна

Советы родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennost_podrostkovogo_vozrasta.docx25.55 КБ

Предварительный просмотр:

Особенность подросткового возраста. Советы родителям.

        Период от 10-11 дет до 13-14 лет является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей. Этот возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие и качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.

        В организме ребенка происходят серьезные физиологические изменения:

  • Начинают вырабатываться новые гормоны, отвечающие за половую функцию организма; запускается процесс полового созревания.
  • Под воздействием новых гормонов происходят серьёзные изменения в сердечнососудистой системе подростка: изменяются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений.
  • Влияние гормонов приводят к ослаблению иммунной системы, в результате чего подростки становятся более подверженными появлению различных хронических заболеваний.
  • Резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического «Я».

Какие выводы из этого должны сделать родители?

        Их задача – помочь подростку справиться неизбежными физиологическими изменениями, вызванными процессом взросления организма.

        Необходимо следить за тем, чтобы:

  • подросток правильно питался;
  • соблюдал режим дня (сон не менее 10 часов в сутки);
  • больше времени проводил на свежем воздухе;
  • регулярно делал физические упражнения или начал заниматься спортом (если этого не было прежде).

  Самым сильным изменениям подвергается нервная система подростка:

        Под влиянием гормональных и физиологических изменений изменяются его эмоциональные и поведенческие реакции.

  • Резко повышается возбудимость и раздражительность;
  • Возникает тревожность, агрессивность, снижение работоспособности;
  • Наблюдается взрыв непослушания, грубость, конфликтность, немотивированное противостояние к взрослым;
  • Появляется негативизм по отношению к учителям, бравада своей независимостью;
  • Отстаивая свои права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними;
  • Эмоциональная неустойчивость приводит к резким колебаниям настроения (от экзальтации до депрессии)

        Поведение подростка зачастую бывает непредсказуемым! За короткий период он может продемонстрировать  абсолютно противоположные реакции:

  • целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
  • неуемная жажда деятельности может смениться апатией, отсутствием стремлений и желаний что-либо делать;
  • повышенная самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенностью в себе;
  • развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
  • романтическое настроение нередко граничит с цинизмом, расчетливостью;
  • нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
  • потребность в общении сменяется желанием уединиться.

        

        Наиболее бурные эмоциональные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих (родителей прежде всего)  ущемит самолюбие подростка. Пик эмоциональной неустойчивостью приходится у мальчиков на возраст 11-13 лет, у девочек – на 13-15 лет.

        ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ РОДЕТЕЙ в реагировании на эти изменения в поведении ребенка-подростка, прежде бывшим таким милым и послушным малышом:

  1. Стремление «задавить» ребенка своей властью и запретить всяческую самодеятельность (ужесточить систему наказаний за непослушание, невыполнение родительских просьб и наставлений).
  2. Выбор тактики «игры в молчанку» в ответ на нежелание подростка общаться с родителями по принципу «Ты мне ничего не рассказываешь и Я с тобой разговаривать не буду!» .
  3. Чрезмерная легкомысленность и надежда на «авось», когда родители самоустраняются от воспитательных воздействий и процесс взросления ребенка пускается «на самотек» под девизом «Чем раньше станет самостоятельным, тем лучше!»

ЗАКОН ТРЕХ: «Д» ДИАЛОГ, ДОВЕРИЕ, ДОСЦИПЛИНА

  • ДИАЛОГ -        общение с подростком с учетом его точки зрения, его вкусовых пристрастий, интересов, устремлений.
  • ДОВЕРИЕ – предоставление подростку самостоятельности в разумных пределах, приглашение к совместной деятельности.
  • ДИСЦИПЛИНА – установление четких границ самостоятельности, совместная с подростком выработка новых, более гибких и взрослых правил поведения одновременно с указанием системы наказаний за несоблюдение этих правил.

        Семья, родительский дом – должны стать для подростка местом, где он чувствует себя в безопасности, принятым и защищенным. А родители – теми людьми, у которых достаточно терпения и мудрости, чтобы понять и принять его в случае любой неудачи.  

        Хороший контакт с ребенком – главное средство воспитания в любом возрасте.

        Как же наладить такой плодотворный контакт с подростком?

        Главное в позиции родителя – правильный настрой, умение воспользоваться опытом собственного подросткового периода  и тщательное соблюдение главных правил эффективного общения.

        Правило 1:

        Займите правильную позицию.

        Не ожидайте, что подросток беспрекословно примет любой ваш совет или распоряжение и станет немедленно послушно его выполнять. Настраивайтесь заранее на то, что если он не проявит  покорность и послушание, вы испытаете стресс. Чтобы избегать излишних проблем и конфликтов, соразмеряйте собственные ожидания с возможностями ребенка.

        Правило 2:

        Оглянитесь в свое собственно подростковое прошлое – ваши воспоминания могут стать вам хорошим помощником в понимании вашего ребенка, его поступков, переживаний.

        Правило 3:

        Доверяйте своему ребёнку. Все родители мучаются вопросом: «какую степень свободы предоставить подростку?». И каждый отвечает на него по-своему. Но главное, считают психологи, взрослым нужно придерживаться золотого  правила – не перегибать палку, найти «золотую середину» между уровнем самостоятельности подростка и уровнем контроля со стороны родителей.

        Правило 4:

        Всегда будьте готовы к общению с ребенком. Общайтесь с подростком в форме диалога, где существует равенство позиций взрослого и ребенка.

        Правило 5:

        Уважайте личное пространство подростка. Не покушайтесь на его свободу в установлении порядка по его собственному усмотрению.

        Правило 6:

        Помните, что каждому ребенку нужно признание – ему хочется знать, видеть и чувствовать, что его таланты ценят; его способностями  и навыками гордятся. Не скупитесь на похвалу. Поощряйте и вдохновляйте своего ребенка!

        Правило 7:

        Воспитывайте подростка своим примером. Подростки остро чувствуют любую фальшь со стороны взрослых. Поэтому родителя, прежде чем требовать от сына или дочери, к примеру, убирать свою комнату, нужно самим почаще наводить порядок в квартире.

        Правило 8:

        Не предъявляйте к подростку слишком много претензий и не возлагайте больших надежд. Такой моральный груз непросто вынести даже взрослому. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой.

        Правило 9:

        Будьте справедливы: не делайте различий при общении с вашими детьми разного возраста. Не делайте поблажек одному ребенку в том, чего не простили бы другому.

        Правило 10:

        Указывайте подростку на совершаемые им ошибки. Многие родители боятся, что дети их «разлюбят» или обидятся на них, если мамы-папы будут слишком строгими. Такая тактика обычно приводит к непослушанию и потере контроля. Попустительство вредно.

        Правило 11:

        Научите подростка ценить деньги. Обязательно рассказывайте подростку о своей профессии, о своем бизнесе. Он должен понимать, как зарабатываются деньги, как создается и как распределяется семейный бюджет.

        Правило 12:

        Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями. Пусть он самостоятельно ставит цели и определяет пути их достижения. Учите ребенка выстраивать собственный путь – помогите ему сориентироваться в мире профессий.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

        Как уберечь своего ребенка от негативного влияния плохой компании?

        Совет 1. 

        Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка. Вас должны насторожить резкие смены его настроения, подавленность, проявление других несвойственных ему прежде реакций.

        Совет 2.

        Тренируйте у вашего ребенка умение отказывать. Жизнь показывает, что очень часто первым шагом в дурную компанию является неумение дать достойный отпор фразе: «А тебе слабо?»

        Совет 3.

        Не впадайте в панику по поводу новой компании ребенка. Досконально разберитесь в ситуации.

        Совет 4.

        Постарайтесь познакомиться с ребятами из новой компании вашего ребенка, чтобы иметь возможность составить личное и объективное суждение об этой компании. Позовите их в гости, устраивайте совместные мероприятия, чтобы ненавязчиво общаться с ними.

        Совет 5.

        Несмотря на то, что вы не можете решать, с кем подростку общаться, но абсолютно в ваших силах поселить в его голову сомнения касательно правильности выбора круга друзей.

        Совет 6.

        Покажите ребенку альтернативу деструктивному общению. Переключите его внимание на спорт или другие интересные занятия: способствуйте тому, чтобы он ходил в интересные походы, записался в развивающие кружки (язык, художественное развитие и прочее).

        Совет 7.

        Приглашайте ребенка на совместные досуговые мероприятия – чаще ходите вместе с ним в кино и на концерты.

        Совет 8.

        Каждый родитель должен помнить, какие методы точно не работают:

  • не нужно безапелляционно и категорически запрещать встречаться с друзьями;
  • не нужно запирать подростка дома;
  • не нужно применять физические методы наказания.

        Совет 9.

        Занятия спортом – прекрасная альтернатива общению в неподходящей, деструктивной компании.

        

        Дорогие родители, не сдавайтесь, несмотря на постоянно возникающее трудности! Не опускайте руки, не теряйте любви и уважения к своему ребенку!

Семья – это счастье, любовь и удача,

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья  - это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно! Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

Какая хорошая Ваша семья!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Особенности подросткового возраста" для 7 класса

Разработка собрания по теме "Особенности подросткового возраста"  для 7 класса...

Родительское собрание в 7 классе "Особенности подросткового возраста"

Цель: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый – подросток, сплочение семьи.Задачи:Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подростковог...

Родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Цель данного родительского собрания: нахождение путей преодоления кризиса отношений взрослый - подросток, сплочение семьи.Задачи собрания:- познакомить родителей с особенностями подросткового возраста...

Общешкольное родительское собрание "Особенности подросткового возраста"

Познакомить родителей с особенностями подросткового возраста;Найти пути преодоления подросткового кризиса;Определить правильное поведение родителей с детьми подросткового возраста...

Особенности работы по духовно- нравственному воспитанию с подростками. Психофизиологические особенности подросткового возраста

Возрастная периодизация подростков особенность подросткового возраставедущая деятельность подросткового возрастанаправления в воспитании подростков...

Особенности подросткового возраста, опасность подростковых комплексов

Особенности подросткового возраста,опасность подростковых комплексов (выступление на родительском собрании 6 классапедагога-психолога А.В.Чекановой) Подростковый возраст – один из наиболее т...