Как помочь своему ребенку в процессе подготовки к ГИА
презентация к уроку

Малютина Ольга Викторовна

Единый государственный экзамен (ЕГЭ) – это новая реальность в об-разовательном пространстве. Он отличается от привычной формы экзамена. В педагогических кругах проблемы и перспективы, связанные с ЕГЭ, активно обсуждаются с тех самых пор, когда он впервые вошел в школь-ную жизнь. И тем самым негативные суждения создают тревожную обстановку у родителей.  Это самый ответственный период жизни каждого старшеклассника, поэтому подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Потому как от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в Вуз.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как помочь своему ребенку в процессе подготовки к ГИА СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ. КАК ПОМОЧЬ ДЕТЯМ ПОДГОТОВИТЬСЯ К ЭКЗАМЕНАМ · тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей. · не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться". · Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо. · Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок. · Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением. · Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. · Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал подготовке ребенка к экзаменам. · Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага стимулируют работу головного мозга. · Посоветуйте детям распределить темы подготовки по дням. · Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д. · Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов. · Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен. · Накануне экзамена обеспечьте ребенку полноценный отдых, он должен отдохнуть и как следует выспаться. · Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: 1. пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; 2. внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования - не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); 3. если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; 4. если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант. Самое главное - снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий. ПРИЕМЫ, МОБИЛИЗУЮЩИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ И СДАЧЕ ЭКЗАМЕНОВ Во время стресса происходит сильное обезвоживание организма . Это связано с тем, что нервные процессы происходят на основе электрохимических реакций, а для них необходимо достаточное количество жидкости. Её недостаток резко снижает скорость нервных процессов. Следовательно, перед экзаменом или во время него целесообразно выпить несколько глотков воды. В антистрессовых целях воду пьют за 20 минут или через 30 минут после еды. Лучше всего подходит минеральная вода , ибо она содержит ионы калия или натрия, участвующие в электрохимических реакциях. Можно пить просто чистую воду или зеленый чай. Все остальные напитки с этой точки зрения бесполезны или вредны. Чай и кофе лишь создают иллюзию работоспособности . Вторая проблема – это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно их них – правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Но можно восстановить гармонию или приблизиться к ней. Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «Перекрестный шаг» и проводится следующим образом: Имитируем ходьбу на месте, поднимая колено чуть выше, чем обычно; можно сделать это сидя, приподнимая ногу на носок, навстречу руке. Одним словом, соприкасаются то левое колено с правой рукой, то правое колено с левой рукой. Обязательное условие выполнения этого упражнения – двигаться не быстро, а в удобном темпе и с удовольствием. Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий. Во время экзамена целесообразно повесить изображение косого креста на стене класса. Цвет не имеет значения, главное, чтобы он был изображен контрастно: темный на светлом фоне и наоборот. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «Энергетическое зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющие нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3 – 5 зевков. ПРИЕМЫ СНЯТИЯ ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ ТРЕВОЖНОСТИ 1. Приспособление к окружающей среде Мощным источником стресса для школьников, сдающих ЕГЭ, является незнакомое место проведения экзамена и незнакомые педагоги – члены экзаменационных комиссий. Для ослабления влияния этого стрессогенного фактора на учащихся целесообразно по возможности побывать на месте проведения будущего экзамена, осмотреться, отметить достоинства и недостатки этого места. 2. Переименование Зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность . Не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование» или «очередной экзамен». 3. Разговор с самим собой Можно порекомендовать учащимся поговорить с самим собой (можно с родителями или товарищами) о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя , какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена лично для меня и как их облегчить?

Слайд 2

ЕГЭ и ОГЭ – это реальность в нашем образовательном пространстве. Проблемы подготовки к экзаменам – это поле деятельности не только педагогов и психологов, но и РОДИТЕЛЕЙ .

Слайд 4

Слово «экзамен» переводится с латинского как «испытание». И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для школьников. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни.

Слайд 5

Сомневаются в полноте и прочности своих знаний. Сомневаются в собственных способностях: умении логически мыслить, анализировать, концентрировать и распределять внимание. Испытывают страх перед экзаменом в силу личностных особенностей - тревожности, неуверенности в себе, астеничности (быстрой утомляемости) и т.д. Боятся незнакомой, неопределенной ситуации. Испытывают повышенную ответственность перед родителями и школой. Каждая из этих причин может в той или иной степени влиять на состояние вашего ребенка.

Слайд 6

Выяснить (у учителей в школе или с помощью прохождения демоверсий), какие ошибки допускает ребенок в заданиях ЕГЭ по тому или иному предмету. Помочь ребенку выбрать те блоки учебного материала, на которых нужно сконцентрироваться. Помочь ребенку поставить конкретные, достижимые цели. Помочь ребенку научиться пользоваться своими познавательными ресурсами в условиях стресса и сжатых сроков.

Слайд 8

Экспресс-приемы повышения эмоциональной устойчивости Резкий поворот головы направо. Активизирует левополушарные процессы: рассудительность, здравомыслие, холодную логику, которая может очень понадобиться. Занимает несколько секунд. Медленное дыхание. Считаем до 12: на 1-4 долгий вдох, как будто мы собираемся нырнуть, на 5-8 долгий выдох, на 9-12 задерживаем дыхание. Три-четыре раза так подышали, мозг кислородом насытился, переключились — активизировались. Тоже быстрый прием, который не вызовет никакого изумления наблюдателя. Моргание . Чередование быстрого моргания с закрыванием и расслаблением глаз. Переключение внимания на предмет. Выбрать взглядом любой предмет, находящийся в поле зрения. (Допустим, ручка.) Мысленно назвать предмет про себя. (Ручка.) Мысленно назвать 5 свойств этого предмета — любые, какие придут в голову. (Синяя, пластмассовая, прозрачная, легкая, ребристая.) И последнее — зачем этот предмет нужен. (Для письма.)

Слайд 9

Наблюдайте за самочувствием ребенка. Никто, кроме Вас, не сможет заметить и вовремя предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением, стрессом. Первый шаг на пути избавления вашего ребенка от стресса состоит в том, чтобы научиться распознавать определенные признаки, сообщающие о том что он испытывает стресс.

Слайд 10

- физические : хроническая усталость, слабость, нарушение сна (сонливость или бессонница), холодные руки или ноги, повышенная потливость или выраженная сухость кожи, сухость во рту или в горле, аллергические реакции, речевые затруднения (заикания и пр.), резкая прибавка или потеря в весе, боли различного характера (в голове, груди, животе, шее, спине и т.д.). - эмоциональные : беспокойство, сниженный фон настроения, частые слезы, ночные кошмары, безразличие к окружающим, близким, к собственной судьбе, повышенная возбудимость, необычная агрессивность, раздражительность, нервозность по пустяковым поводам. - поведенческие : ослабление памяти, нарушение концентрации внимания, невозможность сосредоточиться, неспособность к принятию решений, потеря интереса к своему внешнему виду, навязчивые движения (кручение волос, кусание ногтей, притопывание ногой, постукивание пальцами и пр.), пронзительный нервный смех, постоянное откладывание дел на завтра, изменение пищевых привычек (голодание или избыточное прием пищи), злоупотребление алкоголем, курением, лекарствами.

Слайд 11

Не пытайтесь полностью преодолеть волнение. В какой-то степени оно даже полезно, так как адреналин, который выбрасывается в кровь, помогает сконцентрировать интеллектуальные и физические силы на достижении цели.

Слайд 12

Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал подготовке ребенка к экзаменам. Стол школьника часто пребывает в хаосе, но для подготовки к ЕГЭ нужно все привести в порядок, структурировать. Это, по сути, «структурирует голову» — настроит на системность и последовательность в действиях.

Слайд 13

Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом. Оптимально делать 10-15 минутные перерывы после 40-50 минут занятий. Физически легкая работа может выступать в роли разгрузки, позволяющей сменить деятельность. Режим дня

Слайд 14

Фрукты и овощи помогают зарядиться энергией, морковь, например, стимулирует работу мозга, ананас – улучшает память, капуста – снижает стресс. Для обеспечения активной работы мозга важно пить много жидкости: минеральную воду, зеленый чай; есть сладкое.

Слайд 15

От приема лекарственных препаратов (стимуляторов, антидепрессантов) лучше воздержаться – их воздействие на организм не всегда предсказуемо и часто чревато побочными эффектами.

Слайд 16

От матери, отца и других родственников больше всего зависит, каким будет предэкзаменационный период. Их главная задача — «не сеять панику».

Слайд 17

Ваши отношения должны быть достаточно теплыми и доверительными, чтобы в случае неудачи ребенок пришел именно к вам за поддержкой и пониманием. Помните о том, что вы — мощный психологический ресурс для своего ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь своему ребенку учиться (рекомендации) учитель английского языка и СБО Корсунова О.А.

Как помочь своему ребенку учиться (рекомендации)  учитель английского языка и СБО Корсунова О.А....

Трудный диалог с учебой или как помочь своему ребенку подготовить домашнее задание.

Выступление на общешкольном родительском собраниии, где даны рекомендации по подготовке домашнего задания. А также представлены анкеты для детей, родителей и учителей по теме ...

Как помочь своему ребенку

"Психотерапия  неуспеваемости" по советам психологов О.В.Полянской и Т.И.Беляшкиной...

Родительское собрание на тему: "Как помочь своему ребенку учиться"

Родительское собрание было проведено  в 6 классе....

Как помочь своему ребенку учиться

Интеграция усилий родителей и педагогов по формированию успешной учебной деятельности учащихся....

Как помочь своему ребенку при подготовке к выпускным экзаменам

Экзамены – это испытания для Ваших детей, но испытания индивидуальные, а Вы, уважаемые родители, в это время можете поддержать свое любимое чадо только на расстоянии, волнуясь и переживая. И сейчас, н...

Буклет "Ваш ребенок-пятиклассник, или как помочь своему ребенку в период адаптации"

Рекомендации родителям в период адаптации ребенка к условиям средней школы...