Родительское собрание. "Слезы отличника"
статья

Арефьева Елена Александровна

Данное родительское собрание  будет актуально в любом классе. В данной разработке затронута тема воспитания и обучения отличников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie_.slezy_otlichnika.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское  собрание в 5 классе «Слезы отличника»

Подготовительный этап:

-анкетирование родителей

-тест для учеников

-памятка для родителей.

План проведения собрания:

  1. Лекция по теме собрания.
  2. Анализ тестов учащихся.
  3. Анкетирование и анализ анкет родителей.
  4. Составление памятки родителям
  5. Итог собрания.

Оформление: на доске цитата: «Тройки в аттестате –

                                                      не всегда приговор

                                                      на всю оставшуюся жизнь».

Учитель:  Добрый день, уважаемые родители. Сегодня мы с вами обсудим очень важную тему – успеваемость наших детей. Очень часто мы, педагоги сталкиваемся с такой ситуацией:

….Приходит мама ученика в школу

- Мой так старается, так старается! Если получит «четыре», то плакать будет целый день. И расстраивается, когда другие получают пятерки. А скажите, кто-нибудь в классе учится лучше его? Нет? Ну, хорошо! Я так ему и передам, утешу.

 Тот же ученик напоминает учителю:

-А вы мне не забыли вчера пятерку поставить, когда я с места отвечал?

-За пятерку удавится, - презрительно замечают товарищи…

 Мамы же хорошистов и, в особенности, троечников, зачастую с завистью поглядывают на детей, которые приносят домой дневники, полные отличных оценок, потому что никогда не приходят в школу не подготовленными. «А мой – то, лентяй…» - вздыхают они, глядя на гоняющего в футбол сына…

  Психологи и педагоги со стажем говорят, что не все отличники одинаковы. В ходе наблюдений они выявили, как минимум, три группы детей, которые приносят домой «пятерки».

Первые – их  очень немного – это малыши, обладающие блестящими способностями «от Бога». Кажется, что страсть к учебе они впитали с молоком матери: такие ребята на лету схватывают материал, у них прекрасная память, замечательное образное мышление. Кроме школы они успевают заниматься в нескольких кружках, участвовать в олимпиадах и соревнованиях, где неизменно завоевывают призы.

Вторых условно можно назвать маленькими карьеристами. Эти детишки, не отличаясь особенно высоким интеллектом, упорно и планомерно грызут гранит науки, не сворачивая с пути и не обходя трудные участки. Они не знают слова «не могу», их девизом является слово «надо». Основная цель таких старательных – золотая медаль, последующая учеба в престижном вузе, высокооплачиваемая работа и приобщение через денежный эквивалент успеха ко всем блага цивилизации.

И, наконец, третий тип представляют «маменькины отличники». Таким детям несвойственны ни легкость в усвоении материала, ни усидчивость. В глубине души они  твердые троечники или хорошисты, а учиться на «отлично» их заставляют родители, которые с первого класса внушают, что получать допустим только «пятерки», чтобы иметь …Далее – на сколько хватит воображения: от лавров лучшего ученика школы до миллионных прибылей олигарха. Каждая плохая оценка, полученная ребенком из такой семьи, сопровождается скандалами, а то и побоями.

    Если с отличниками «от Бога» и «маленькими карьеристами» все более-менее понятно – первым учеба в радость, вторые своим упорством приобретают бесценный опыт борьбы за выживание, который им пригодится во взрослой жизни, то  с «маменькиными  отличниками» все ох как не просто! Это для них психиатры придумали специальный термин: «синдром отличника».

 Вот что он включает в себя:

  1. Страх. Когда ребенок все время находится в напряжении, потому что боится получить плохую оценку, результат бывает иногда прямо противоположным: он остерегается сказать маме, что устал, не может признаться, что ошибся в решении задачки и получил пять с  минусом, и опять боится, боится, боится…
  2. Частые болезни. Переутомление дает о себе знать частыми простудами и другими вирусными заболеваниями. А потом ребенок как бы «уходит в болезнь» от бесконечного круговорота оценок – ведь это его единственное спасение, потому что в таком состоянии он может рассчитывать на жалость и сострадание родителей.
  3. Неадекватное поведение. Учителя «маменькиных отличников» обычно жалуются либо на излишнюю замкнутость такого ребенка в коллективе, либо на желание привлечь к себе внимание неадекватными, порой грубыми выходками: драками, оскорблениями, другими асоциальными действиями.
  4. Невротизм. Дети с «синдромом отличника» часто страдают от головных болей и бессонницы – по ночам их гложет мысль о том, что какой-то урок еще не сделан. Иногда они вскакивают с постели и начинают лихорадочно проверять ответы на задачки или запятые в сочинении.

Специалисты советуют всем без исключения родителям отличников обратить внимание на описанные выше симптомы. Если у ребенка есть хотя бы один из них – пора идти к доктору, чтобы тот подсказал, как с наименьшими потерями выйти из кризиса и ребенку, и его родителям. Да-да именно родителям, поскольку, если они  продолжат давление на свое чадо, проводя политику «курса на «пятерки», даже вмешательство психолога на определенном этапе станет уже бесполезным…

 Мамам и папам «маменькиных отличников» придется смириться с тем, что ребенок больше не будет приносить домой круглые «пятерки». А это значит, им придется отыскать в маленьком человеке совсем иные достоинства. Возможно, он неплохо рисует, пишет стихи, а может быть, у него появится тяга к какому-то виду спорта, он захочет научиться играть на музыкальных инструментах или начнет вкусно готовить. Да мало ли на свете интересных и полезных занятий помимо учебы!

 Тем же родителям, чьи дети идут в первый класс в первый раз, психологи советуют, как без напряжения и страха помочь ребенку стать успешным в учебе.

6-9 лет.

Познаем мир, играя.

Игра в этом возрасте – главный способ познания мира. В ней ребенок развивает свои творческие способности, учится общению и осваивает новые социальные роли.

Действие родителей: по возможности выбирайте школу, где в младших классах много творческих занятий. Старайтесь организовать жизнь ребенка так, чтобы у него оставалось время на игры. Не слишком ругайте его за вольности на уроках.  Вместе с ребенком время от времени играйте в игры на развитие памяти, мышления, внимания.

10-12 лет. 

Учимся, сравнивая.

В это время сверстники начинают играть серьезную роль в жизни ребенка. Он часто сравнивает свои успехи с успехами других детей. У многих появляется потребность в общении с одним, близким по духу, другом своего пола.

Действия родителей: не уставайте повторять, что вы любите ребенка таким, какой он есть, что ваши чувства не зависят от того, как его оценивают окружающие. Но не забывайте хвалить ваше чадо за достижения! Уважайте его потребность в дружеском общении и личном пространстве.

12-17 лет.

Получаем знания, общаясь.

Общение – настоящий бог подростков. Ведь выросшему ребенку необходимо найти свое место в компании, коллективе, мире. Учеба теперь скорее повод для общения, чем демонстрация преимуществ.

Действия родителей: не принижайте значение дружеских связей, не критикуйте взгляды подростка, наберитесь терпения и не пугайтесь некоторого снижения успеваемости. Дайте ребенку возможность самому осознать, что хорошая учеба – в его интересах.

Тест дл учащихся. «Школа – дом родной?»

  1. Ты любишь ходить в школу?
  2. Тебя хвалят учителя?
  3. У тебя есть в классе друг (подруга)?
  4. Тебе нравится твой портфель?
  5. Ты любишь отвечать у доски?
  6. На переменах тебе весело?
  7. Бывает ли, что тебе хочется домой?
  8. Тебе нравятся твои одноклассники?
  9. Пошел бы ты в школу простуженным, если бы мама разрешила?
  10. Тебе звонят школьные друзья?

За каждый ответ «да» начисляется по 2 балла (кроме вопроса №7 – здесь баллы начисляются за ответы «нет»).

За «нет» - 0 баллов.

Ключ к тесту:

Если набирается больше 12, ребенок хорошо адаптирован и нормально уживается в коллективе.

Если меньше 12 – возможно у ребенка существуют определенные проблемы в общении.

Анкеты для родителей.

 1. Поддерживаете ли вы своего ребёнка в учебной деятельности?

2. Говорят ли с вами дети «по душам», советуются ли по проблемам?

3. Назовите самый любимый и самый сложный для вашего ребёнка учебные предметы.

4. Часто ли вы обсуждаете с ребёнком их учёбу (трудности, успехи, взаимоотношения с педагогами)?    

5. Назовите, какой предмет в школьные годы был самым любимым у вас и у вашего мужа (жены)?

6. Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

7. Наказываете ли вы своего ребёнка за промахи в учёбе?

8. Любит ли ваш ребёнок учиться?    

Памятка для родителей:

  Помогайте только в том, с чем он действительно не в состоянии справиться самостоятельно (например - не может найти правильного решения задачи).

  Контролируйте выполнение домашнего задания, но не сидите рядом с ним, проверяя каждую запятую и правильно/неправильно решенный пример.

  Никогда не разговаривайте с ребенком в приказном тоне. Помните: он еще только учится.

  Никогда не используйте систему вроде: "Прочитай, пожалуйста, параграф, а я тебе шоколадку куплю". Таким образом, вы приучите ребенка делать все только ради поощрения. И в будущем он, привыкнув, уже перестанет учиться бескорыстно, с каждым разом требуя большего "угощения".

Постарайтесь объяснить вашему сыну/дочке, что ни одно занятие, а тем более, учеба не принесет ощутимой пользы, если уже от самого процесса он/она не научится получать удовольствие. Домашнюю работу необходимо организовывать таким образом, чтобы
ребенок сам тянулся к новым знаниям.

  И, конечно, же - не забывайте почаще подбадривать ребенка. Именно "хвалить" а не поощрять сладостями каждый решенный пример или прочитанный рассказ.  

Итог собрания.

 Все когда-то становятся взрослыми – вырастают и маленькие отличники. «Отличники от Бога» становятся успешными деловыми людьми, «маленькие карьеристы» - большими карьеристами, а «маменькины отличники» - самыми несчастными существами, у которых исчезает цель жизни – ведь больше никто не поставит «пятерку» за вызубренный урок! А раз нет оценки, то нет и стимула что-то делать хорошо. И зачастую детишки с «синдромом отличника» коротают свой век на неинтересной, низкооплачиваемой работе, либо становятся «вечными аспирантами» или заурядными преподавателями вузов без особых перспектив и интереса к своей деятельности.

Но это еще не самый худший вариант! Кое-кого из «маменькиных отличников» ждет  куда более незавидная участь: умея только «учиться, учиться и учиться», они зачастую не могут трудоустроиться, опускают руки и начинают пить. Поэтому родителям, которые, как Дамоклов меч, заносят над головой ребенка фразу: «Будь отличником!», стоит крепко задуматься.,

 

Использованная литература:

  1. Газета «Провинция» 2007 - №28
  2. Захарова Л.Н. «Родительские собрания»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кто хочет стать отличником по математике.

Предмет: математика.Тема: Игра «Кто хочет стать отличником».Продолжительность: 1 урок по 40 минут.Класс: 5.Технологии: компьютер, интерактивная доска, презентации, приложения.Цели:Обучающая – По...

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником по русскому языку" 6 класс.

Внеклассная работа по русскому языку и литературе в форме познавательной игры....

Интеллектуальная игра "Кто хочет стать отличником по информатике" для учащихся 5 класса

Внеклассное мероприятие по информатике.Цели и характеристики игры: Обобщить и систематизировать знания по предмету информатика.Повторить пройденный материал и раскрыть способности воспитанников в усво...

Внеклассное мероприятие "Кто хочет стать отличником"

Игра способствует азвитию логического мышления, интереса к предмету,    активизации познавательной деятельности обучающихся...

Вечер чествования хорошистов и отличников (5-7 класс): «Бал хорошистов и отличников»

Ежегодно в конце января в нашей школе проводится «Бал хорошистов и отличников» для 5-7 классов. Проводить это мероприятие поручается учащимся 7-х классов. В этом учебном году «Бал хорошистов и отлични...

Родительское собрание "Воспитай отличника"

презентация для проведения родительского собрания...

Родительское собрание "Воспитай отличника".

Статья для неравнодушных родителей. Рассматриваем некоторые проблемные, часто возникающие, вопросы воспитания и обучения детей.и находим ответы....