Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении
статья (11 класс)

Вензелева Наталия Игоревна

В статье пойдет речь об организации работы с неблагополучными семьями обучающихся, которые в любой момент могут оказаться в социально опасном положении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Воронежской области

«Борисоглебский сельскохозяйственный техникум»

Доклад

на заседании методического объединения классных руководителей

«Работа с семьями, находящимися в социально опасном положении»

Преподаватель: Вензелева Н.И.,

классный руководитель группы 1-3 «М»

2019 г.

Прежде всего необходимо сказать, что термин семья, находящаяся в социально опасном положении, не встречается в научной литературе, там используются понятия неблагополучная семья и семья социального риска, которая чаще всего оказывается в социально опасном положении. Кроме этого в силу определенных обстоятельств (природная или социогенная катастрофа, вынужденная миграция населения, тяжелое заболевание или травма, полученная ребенком либо его родителями, потеря родителей и ряд других) любая семья может оказаться в таком положении.

Если же рассматривать проблему уже – а именно только неблагополучные семьи, сама жизнедеятельность которых постоянно создает угрозу попадания их в опасную ситуацию, то здесь главным фактором является профилактическая работа. Чем раньше мы вмешаемся в ситуацию, тем больше шансов, что удастся предвидеть социально опасную ситуацию и тогда можно не доводить ее до этой крайней точки, а заблаговременно помочь ребенку в такой семье.

Я в своем выступлении буду говорить именно о работе с неблагополучными семьями, которые в любой момент могут оказаться в социально опасном положении.

Просмотрев большое число литературы, как научной, так и с описанием опыта практической работы органов опеки и попечительства, я выделила все модели работы по защите детей. Они следующие:

- выявление и учет детей, находящихся в социально опасном положении;

- реализация в учреждениях образования индивидуальных программ социально-педагогической реабилитации детей, находящихся в социально опасном положении, и улучшение функций семьи;

- формирование механизмов межведомственного взаимодействия в работе по выведению семьи из социально опасного положения, профилактике вытеснения из нее ребенка, детской безнадзорности, правонарушений, жестокого обращения с ребенком;

- признание детей нуждающимися в государственной защите по решению органа опеки и попечительства либо комиссии по делам несовершеннолетних;

- утверждение руководителем местного исполнительного и распорядительного органа межведомственного плана защиты прав и законных интересов ребенка, признанного нуждающимся в государственной защите;

- отобрание ребенка у родителей на срок до 6 месяцев, реализация в течение этого срока плана защиты прав и законных интересов ребенка;

- социальный патронат семьи, объединение всех имеющихся в регионе ресурсов по выведению семьи из социально опасного положения;

- представление в суд документов на лишение родителей родительских прав после оценки эффективности работы с семьей.

Характеристика семей, находящихся в социально опасном положении

Типы семей:

- семьи беженцев или вынужденных переселенцев,

- малообеспеченнные,

- с избыточной иждевенческой нагрузкой, (многодетные или имеющие в своем составе инвалидов, семьи, воспитывающие детей-инвалидов, неполные),

- семьи безработных.

- семьи, где родители или законные представители несовершеннолетних не исполняют своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию, отрицательно влияют на их поведение либо жестоко обращаются с ними.

Одним из типичных вариантов поведения в социально неблагополучной семье является оставление без попечения несовершеннолетних и членов семей, не способных к самостоятельному существованию, ”выталкивание” детей на улицу, склонение или побуждение их к асоциальному образу жизни.

В семьях наблюдается рост различных проявлений жестокого обращения с детьми, некорретных приемов воспитания. В результате подростки все чаще убегают из дома, кончают жизнь самоубийством, совершают правонарушения.

Кроме того, с ростом числа семей, находящихся в социально опасном положении, увеличивается количество социальных сирот при живых родителях (родители бросают своих детей на воспитание своим престарелым родителям, отказываются от их содержания, воспитания и обучения); происходит деградация семей (пьют, ведут аморальный образ жизни, живут в антисанитарных условиях, не работают и пр.) дома таких семей становятся “притонами”, где собираются группы людей без определенного места жительства и рода занятий, занимаются распитием спиртных напитков, устраивают драки и т. д. 

Технология работы с семьей включает в себя несколько этапов:

·  сбор и анализ информации об асоциальных семьях;

·  постановка социального диагноза (выявление основных проблем семьи, находящейся в социально опасном положении, определение их показателей и причин возникновения);

·  выбор способов воздействия и планирование работы с семьей;

·  практическая работа по оказанию помощи семье.

Сбор и анализ информации о семье, находящейся в социально опасном положении

Первым этапом работы с семьей является сбор и анализ информации, что необходимо для выявления асоциальных семей, имеющих несовершеннолетних детей, и для определения направлений дальнейшей работы.

Для организации работы специалисту необходима определенная информация.
        Информация общего характера (адрес проживания и прописка, состав семьи: Ф. И.О. родителей и детей, их возраст, национальность; сведения из учреждений, свидетельствующие о неблагополучии семьи, например, из КДН, школы, поликлиники и т. д.).
Специальная информация (сведения о социальном статусе семьи: полная, неполная, безработная, многодетная, малообеспеченная; состояние здоровья, уровень образования, нарушение функций семьи и т. д.).

Общая информация дает представление обо всех социально-неблагополучных семьях определенной территории и характере их неблагополучия.
        Специальная информация позволяет более глубоко и объективно оценить состояние семейных проблем, выявить их причины, спланировать работу по оказанию адресной социальной помощи и поддержки конкретной семье.

Большую помощь в сборе информации оказывает социальный педагог. Через запросы он осуществляется сбор общей информации, в основном документации, предоставляемой местной администрацией, ЖЭУ, органами опеки и попечительства, школой, инспекцией по делам несовершеннолетних, УВД и т. д.

Основные проблемы семей, находящихся в социально опасном положении

Социальная дезадаптация – это нарушение процесса социального развития, социализации индивида, неспособность или невозможность индивида приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения.

Необходимо различать социальную дезадаптацию несовершеннолетних и социальную дезадаптацию семьи.

Социальная дезадаптация несовершеннолетних проявляется в:

- школьной дезадаптации;

- беспризорности, безнадзорности;

- правонарушениях;

- раннем алкоголизме, наркомании, токсикомании, табакокурении;

- резком ухудшении физического, нервно-психического здоровья.
Социальная дезадаптация семьи характеризуется наличием следующих проблем:

·  неопределенность гражданского статуса членов семьи;

·  малообеспеченность;

·  безработица;

·  неудовлетворительные жилищные условия;

·  алкоголизм, наркомания, токсикомания членов семьи

·  нарушение здоровья;

·  семейная дезадаптация;

·  духовно-нравственная деградация семьи.

Перечисленные выше проблемы можно выявить на основе наблюдения, анализа документации и фактологической информации о семье.

Система работы с семьями, находящимися в социально опасном положении

После проведения социальной диагностики необходимо разработать индивидуальную программу или план работы с семьей, находящейся в социально опасном положении, определить цели и задачи, формы и методы работы, определить сроки проведения конкретных мероприятий.

Первопричины социальной дезадаптации несовершеннолетних кроются в проблемах семьи в целом. С учетом этого обстоятельства практическая работа специалиста должна быть связана с деятельностью, направленной на изменение ситуации в его семье.

Планирование работы можно осуществлять в следующей последовательности:

·  составление перечня реальных проблем и их причин;

·  определение цели воздействия (ожидаемого результата);

·  определение участников воздействия ("узких" специалистов);

·  определение содержания деятельности конкретных специалистов, выбор способов воздействия;

·  определение сроков выполнения всех планируемых мероприятий;

·  составление плана работы с семьей.

Важным фактором успешности и эффективности работы станет заключение своеобразного договора (устного или письменного) с семьей или отдельными ее членами о совместной деятельности, которая будет направлена на достижение положительных результатов, а ее содержание будет прописано в данном плане.

Наиболее эффективные методы работы с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Беседа. Этот метод, во-первых, дает возможность выяснить трудности данной семьи или ее членов, т. е. является одним из средств диагностики; во-вторых, становится методом воздействия на семью; в-третьих, выполняет консультативную функцию. Классный руководитель, который ведет беседу, должен уметь: выстроить беседу так, чтобы расположить к себе ребенка, членов семьи; слушать; во время беседы варьировать разные тональности речи, в зависимости от изменения ситуации; быть тактичным. Очень важно именно во время беседы расположить к себе семью, дать понять, что вы действительно хотите ей помочь.

К беседе с семьей необходимо предварительно подготовиться: проанализировать уже имеющуюся информацию, подготовить вопросы, составить план разговора. Вопросы, продуманные заранее, должны вплетаться в ход беседы; их не следует ставить прямо, если они не касаются формальных данных. Если в задачу определенной беседы входит консультация или коррекционное, обучающее воздействие, то классный руководитель должен ясно представлять (продумать) результат встречи.

Метод поддержки. Применяется, когда ребенок, семья находятся в сложной ситуации. Классный руководитель помогает проанализировать состояние, положение в жизни, сформулировать, что нужно в корне изменить, попытаться сформировать жизненную установку. Здесь, может быть, необходимо наладить бытовые условия жизни ребенка, отношения между членами семьи. Большую помощь в этом вопросе оказывает социальный педагог.

Метод преодоления конфликта используется, когда происходит конфликт в семье, в техникуме, между сверстниками: обучающийся - обучающийся, родители - ребенок, родители - педагог. Прежде всего, необходимо выяснить, что привело к конфликту. Следует представить себя в данной ситуации и постараться не делать поспешных выводов. Нельзя втягивать в конфликт новых участников - это усложнит решение проблемы. Необходимо спокойно проанализировать мнения конфликтующих сторон, продумать этапы разрешения конфликта, найти положительные точки соприкосновения конфликтующих (чаще всего – это общая деятельность).
Метод социального патронажа. Конечно же, этот метод не всегда приемлем в условиях работы техникума, потому что многие обучающиеся являются приезжими не только из ближайших районов, но и  соседних областей. Например, в моей группе 80% приезжих обучающихся. Тем не менее, при  возможности (в условиях города, ближайших районов) и необходимости классный руководитель может посещать квартиру, обследовать жилищно-бытовые условия, познакомиться с семьей, родственниками, понаблюдать за семьей в обычной домашней обстановке.

При проведении патронажа необходимо быть в хорошем настроении, всем своим поведением проявлять интерес ко всему, чем живет подросток и его семья, уважение ко всем ее членам, какими бы они на самом деле ни были, готовность к контактам с ними. Классный руководитель не должен осуждать или критиковать; свое несогласие ему лучше выражать мягко, допуская возможность существования другого мнения. При этом нужно находить для себя способы получить в непринужденном разговоре ответы на все поставленные вопросы; следует давать советы в доброжелательном тоне, чтобы при расставании у всех участников встречи осталось приятное ощущение того, что общий язык найден. Закрепить такое впечатление помогает положительный отзыв, высказывание о семье при встрече в дальнейшем с подростком, выражение удовлетворения от знакомства с его домом.

Консультирование.

По содержанию консультирование может быть: социально-правовым; социально-педагогическим; социально-психологическим; информационным. Если у самого классного руководителя не хватает квалификации ответить на все вопросы, он должен посоветовать человеку, куда можно обратиться и получить необходимую консультацию.

В заключении хотелось бы сказать, что классный руководитель многое может выяснить, провести необходимые мероприятия, но все же эффективность его деятельности будет зависеть от тесной связи с социальным педагогом, который поможет и направит в нужное русло его работу.

Литература

  1. Лозовская Е. Г., Фалалеева Ю. В. Теоретические основы организации работы с семьями, оказавшимися в социально опасном положении. - Учебное пособие.- Волгоград, 2005.

  2. Семейный кодекс РФ от 29.12.1995 №223-ФЗ; Федеральный закон от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». 
  3. Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз (ред. От 07.05.2013 с изменениями, вступившими в силу с 19.05.2013) "об образовании в российской федерации". 
  4. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. — М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. — 272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА «ТЕХНОЛОГИИ РЕАБИЛИТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С СЕМЬЯМИ, НАХОДЯЩИМИСЯ В СОЦИАЛЬНО ОПАСНОМ ПОЛОЖЕНИИ»

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утр...

Программа по работе с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Программа направлена:·         на осуществление педагогически целесообразной коррекции с целью уменьшения силы негативного влияния на микроклимат в семье,·...

План работы с семьями находящихся в социально опасном положении

Учебно-методический материал помогающий в работе с семьями находящимися в социально опасном положении...

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или трудной жизненной ситуации»

Круглый стол « Алгоритм реализации регламента межведомственного взаимодействия в сфере выявления семейного неблагополучия и организации работы с семьями, находящимися в социально опасном положении или...

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении

Работа с семьями, находящимися в социально-опасном положении...

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении

Методика кейс-менеджмент в индивидуально-профилактической работе с семьей, находящейся в социально опасном положении...