Методическая разработка "Интерактивное родительское собрание"
классный час
Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию. Куда более эффективны интерактивные формы проведения родительских собраний: они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
petrushina_valentina_vladimirovna.docx | 34.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Петрушина Валентина Владимировна
Преподаватель
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Республики Мордовия
«Ковылкинский аграрно-строительный колледж»
г. Ковылкино
Методическая разработка
Родительское собрание
"Секреты взаимопонимания"
Форма проведения: обучающий семинар
2019
Эффективность традиционных собраний не всегда высокая. Объясняется это просто. Такая форма встречи, где ведущая роль отводится одному выступающему, по сути, не предоставляет родителям возможность проявить свою активную позицию. Куда более эффективны интерактивные формы проведения родительских собраний: они повышают интерес и инициативность родителей в вопросах обучения и воспитания детей, активизируют их участие в решении проблемных вопросов, способствуют созданию доброжелательной атмосферы и ведению конструктивного диалога. Родительские собрания, организованные в интересной форме, посещаются родителями более охотно, позволяют сформировать дружный родительский коллектив.
Родительское собрание
"Секреты взаимопонимания"
Цели: помочь родителям преодолеть трудности в решении конфликтных ситуаций в семье; способствовать осмыслению конфликтной ситуации и путей выхода из неё;
уточнить, закрепить и углубить знания родителей о развитии творческих способностей у подростков;
развивать у родителей инициативу, творчество при выполнении заданий.
Форма проведения: обучающий семинар.
Вопросы для обсуждения: определение конфликта; умение разрешать проблемы и конфликты; конфликты «трудного» возраста; тактика поведения в конфликте.
Подготовительная работа: анкетирование обучающихся и родителей; подготовка ситуаций для анализа; подготовка классным руководителем теоретического материала для выступления; подготовка памятки для родителей (см.приложение).
Ход собрания
I. Вступительное слово классного руководителя
Уважаемые родители, позвольте мне начать нашу встречу с отрывка из произведения Ф. М. Достоевского "Записки из мертвого дома": ...Весь этот народ, - за некоторыми немногими исключениями неистощимо веселых людей, пользовавшихся за это всеобщим презрением, - был народ угрюмый, завистливый, страшно тщеславный, хвастливый, обидчивый. Способность ничему не удивляться была величайшей добродетелью. Все были помешаны на том, как наружно держать себя. Но нередко самый заносчивый вид с быстротою молнии сменялся на самый малодушный. Было несколько истинно сильных людей. Те были просты и не кривлялись...
Сплетни и пересуды были беспрерывные: это был ад, тьма кромешная... Ругались они утонченно, художественно. Ругательство возведено было у них в науку; старались взять не столько обидным словом, сколько обидным смыслом, духом, идеей, а это утонченнее, ядовитее.
"Черт трое лаптей сносил, прежде чем нас собрал в одну кучу!"
- говорили они про себя сами; а потом сплетни, интриги, бабьи наговоры, зависть, злость были всегда на первом плане в этой кромешной жизни.
Не мог я раньше представить, как можно ругаться из удовольствия, находить в этом забаву, милое упражнение, приятность. Впрочем, не надо забывать и тщеславия".
Итак, без конфликтов жизнь невозможна, поэтому необходимо учиться их конструктивно разрешать. Для того чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их.
Уход от решения конфликтной ситуации может привести к проблемам куда более серьезным.
О причинах конфликтов между детьми и родителями, о способах их преодоления мы будем сегодня говорить на нашем собрании.
Давайте попробуем дать определение понятию «конфликт», так как вы его понимаете. (Ответы родителей)
Общее определение конфликта: ситуация, в которой каждая из сторон стремится занять позицию, несовместимую и противоположную по отношению к интересам другой стороны.
А теперь попробуйте продолжить: Причиной конфликта может быть…(Ответы родителей)
Когда и почему возникают конфликты между нами и нашими детьми? Чаще всего тогда, когда наш ребенок начинает превращаться в подростка.
В юношеском и подростковом возрасте происходит поиск и становление своего «я». Подросток стремится освободиться от влияния взрослых и больше общаться со сверстниками. В этот период жизни нашим детям внимания и понимания требуется с нашей стороны, со стороны родителей, не меньше, а в какой - то степени даже больше чем в возрасте, скажем 5 – 10 лет. В это время наш ребенок уже не ребенок, но еще и не взрослый. Он пытается осознать и занять свое место в мире.
Так за что же и против чего ведет борьбу подросток в переходном возрасте?
- За то, чтобы перестать быть ребенком.
- За прекращение посягательств на его физическое начало, неприкосновенность.
- За утверждение среди сверстников.
- Против замечаний, обсуждений, особенно ироничных, по поводу его физической взрослости.
Причины конфликта родителей с подростками
- кризис переходного возраста;
- стремление к самостоятельности и самоопределению;
- требование большой автономии во всем - от одежды до помещения;
- привычка к конфликту, воспитанная поведением взрослых в семье;
- бронирование подростка своими правами перед сверстниками и авторитетными для него людей;
- нежелание родителей признавать, что ребенок стал взрослым;
- боязнь выпустить ребенка из гнезда, не веря в его силы;
- проецирование поведение подростка на себе в его возрасте;
- борьба за собственную власть и авторитетность;
- отсутствие понимания между взрослыми и в воспитании подростка.
Чтобы сохранить любовь и уважение своих подросших детей не следует видеть в самостоятельности ребенка угрозу его лишиться ведь вашему ребенку нужна не столько самостоятельность, сколько право на нее; не злоупотребляйте опекой и контролем. Чтобы ребенок выполнил то, что вам нужно, постарайтесь сделать так, чтобы он сам этого захотел. Все замечания делайте доброжелательным, спокойным тоном, не используйте ярлыков.
Не создавайте в семье «конфликтных ситуаций», а если создали, то приложите все усилия, чтобы разрешить ее мирным путем.
II. Анализ анкетирования обучающихся и родителей
(анкеты в приложении)
III. Анализ и решение конфликтных ситуаций
А теперь мы с вами, вооружившись некоторыми рекомендациями по решению конфликтных ситуаций, попробуем их разрешить. У вас на столах лежат листы с описанием конфликтной ситуации, пожалуйста, прочтите и попробуйте найти выход из нее. (Родители читают и моделируют ситуации. Ситуации обсуждаются вслух. Классный руководитель комментирует ответы родителей).
Ситуация 1. Вам позвонили близкие друзья, которые хотят заглянуть к вам на часок. Вы лихорадочно начинаете что-то готовить, убирать в квартире, но явно не успеваете. Обратившись к своему ребенку за помощью, слышите в ответ: «Это твои друзья, вот ты с ними и разбирайся». Как вы поступите в такой ситуации?
Ситуация 2. Вы возвращаетесь с работы домой и уже на лестнице слышите громкую музыку, веселье в вашем доме. Вы входите в квартиру и видите своего ребенка в компании веселящихся друзей. В доме - полный беспорядок. Ваш ребенок смотрит на вас и говорит: «Привет! Мы немного повеселимся! Не возражаешь?» Как вы поступите в подобной ситуации?
Ситуация 3. После собрания родители приходят домой и в ярости требуют объяснений от ребенка. Они говорят о том, что с такими неудовлетворительными результатами учебы его никуда не возьмут после школы. Ученик спокойно отвечает: «Значит, пойду работать». Как нужно разрешать конфликтную ситуацию подобного рода?
IV. Тренинг бесконфликтного поведения обучающихся и родителей (проводит психолог)
Упражнение 1. Самопредставление. Участники группы усаживаются в круг и представляются по следующей схеме:
- имя;
- увлечение и интересы;
-ожидания от участия в группе.
Упражнение 2. Зеркало. Каждый участник поворачивается по очереди к другому участнику, всматривается в его лицо и рассказывает о тех чувствах, которые переживает другой человек.
Упражнение 3. Горе. Один из участников садиться в круг. Он изображает горе, каждый из участников по кругу должен выразить сочувствие. Все участники определяют, кто был наиболее искренен и убедителен в утешении.
Упражнение 4. К солнцу. Участники встают и берутся за руки. Они должны поднять руки вверх, крепче их сплести и потянуться к солнцу. Глаза закрыты, в тишине нужно услышать биение чужого сердца.
Упражнение 5. Экзамен. Участники должны последовательно назвать:
— три лучшие черты своего характера;
— три слабые черты своего характера;
— желаемые черты характера.
Упражнение 6. Мои чувства. Участники получают листы бумаги и рисуют свои чувства, которые они переживали в самом начале занятия и в его конце. Свои чувства можно сопроводить цитатой, стихами и т.д.
V. Подведение итогов (родителя вручается памятка по теме собрания)
Ключевое понятие: «Подростковый возраст». Родители свободно называют свои ассоциации, связанные с понятием, в результате чего образуется кластер (пучок):
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рожденье детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волненье и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно! Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите
Обиды и ссоры подальше гоните!
Приложение
Анкетирование обучающихся и родителей
Продолжите предложения:
1. Конфликт – это _______________________________________________.
2. Причиной конфликта может быть _______________________________.
3. Конфликт может привести к тому, что ____________________________.
4. Чаще всего поводом для конфликта в семье бывает __________________.
5. Для того чтобы избежать конфликта, нужно _______________________.
Анкетирование родителей
1. Считаете ли вы необходимостью поднимать проблему конфликтов на родительском собрании?
2. Бывают ли у вас конфликтные ситуации в семье?
3. Как вы их разрешаете?
4. Могут ли быть в школе конфликтные ситуации?
5. Переживал ли ваш ребенок школьный конфликт?
6. Можно ли вообще обойтись в жизни без конфликтов?
7. Как вы научились выходить из конфликтов в семье?
Анкетирование обучающихся
Ответьте, по возможности честно и правдиво, на поставленные вопросы:
1 Ты - конфликтный человек?
2 Легко ли тебе выяснять с кем-то отношения?
3 Что ты чувствуешь после того, как ты выяснил с кем-то отношения?
4. Становишься ли ты умнее после выхода из конфликтной ситуации, делаешь ли для себя какие-нибудь выводы?
5. Что может стать поводом к конфликтной ситуации?
6. Кто первым пытается разрешить конфликт - ты или другая сторона?
7. Нужно ли учиться людям разрешать конфликтные ситуации?
Памятка для родителей
Уважаемые папы и мамы!
Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!
— Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
— Утвердитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
— В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
— Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации: решайте проблему, а не сводите счеты.
— Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
— Никогда не унижайте и не оскорбляйте человека, с которым конфликтуете.
— Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
— Умейте вовремя остановиться, чтобы не остаться без оппонента.
— Уважайте самого себя, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка родительского собрания« Причины и последствия детской агрессии».
Родительское собрание в 7 классе " Причины и последствия детской агрессии"...
Методическая разработка родительского собрания "Адаптация учащихся 5 классов к новым условиям учебы"
Родительское собрание на тему "Адаптация пятиклассников к новым условием учебы" представляет собой материал, в котором раскрываются особенности адаптции детей в школе в среднем звене с точки зрения пс...
методическая разработка родительского собрания
Родительское собрание "В 21 век - без наркотиков". Рекомендуется для классных руководителей старших классов...
Методическая разработка родительского собрания "Как помочь ребенку в учебе"
Цель: Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе; интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка.Задачи: - проинформировать родителе...
Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка"
Методическая разработка родительского собрания "Взаимопонимание в семье - важнейшее условие успеха в воспитании ребенка". А так же рассматривается влияние авторитета родителей на ребенка и основные ош...
Методическая разработка родительского собрания
Материал к родительскому собранию...
Методическая разработка родительского собрания "Роль семьи и школы в выборе учащимися дальнейшего образования".
Цель данной методической разработки состоит в создании условий для осознанияродителями и школьниками важности проблемы профессионального выбора. Познакомить ...