Влияние гаджетов на речевое развитие детей
статья
В данной статье рассматривается негативное влияние гаджетов на речевое, интеллектуальное, психическое и физическое развитие детей до 6-7 лет. Статья будет интересна родителям дошкольников и младших школьников, логопедам, классным руководителям и воспитателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние гаджетов на речевое развитие детей | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор статьи – воспитатель ГПД школы №84
Мясоедова Галина Валентиновна
Влияние гаджетов на речевое развитие детей
Проблема влияния гаджетов на развитие детей, в том числе и речевое, относится к основным вопросам современной педагогики, по мнению многих учителей и воспитателей. Вот почему я с большим интересом посетила научно-практическую конференцию «На пути к школе здоровья: становление образования в контексте ФГОС», прошедшую в рамках VIII Петербургского международного образовательного форума (ПМОФ 2018).
О влиянии гаджетов на речевое развитие детей рассказала петербургский учитель-логопед Эмма Сантриковна Агопян в своем докладе «Влияние гаджетов на речевое развитие детей». Она рассмотрела все этапы речевого развития ребёнка, от внутриутробного состояния до 7 лет, когда заканчивается сензитивный период формирования речи.
По мнению Эммы Агопян, современный, ещё не родившийся ребёнок уже обделён вниманием и общением, поскольку будущая мама часто сидит в сети и не общается с родственниками: обычно современные семьи живут отдельно от своих родителей (бабушек и дедушек малышей), а муж, будущий папа, тоже, вернувшись с работы, пропадает в виртуальном мире. Следовательно, ребёнок не может реагировать на «знакомые» по внутриутробному периоду жизни голоса, узнавать по интонации маму, папу или бабушку.
Родившись, в период довербального этапа в развитии речи (от 0 до 1,5 лет), современный ребёнок лишён самостоятельности в исследовании мира. Он в основном пристегнут: к коляске, к маме, к стульчику. Разнообразные приспособления, игрушки, «развивалки» и «отвлекалки» мешают ребенку самостоятельно исследовать окружающий мир. Как только малыш вырастает до самостоятельного сидения, ему вручается старый телефон или планшет или включается телевизор.
От 1,5 до 3-х лет ребёнка все так же привлекают гаджеты, у него уже сформировалась экранная зависимость. В планшетных играх есть только яркие, сопровождаемые музыкой, меняющиеся картинки, которые очень увлекают детей, неоправданно продлевают их довербальный уровень активности. Этот довербальный мир образов становится очень ценным, ребенок начинает предпочитать его всем остальным способам деятельности. У него не формируется потребность развивать речь. А ведь если не развивается речь, то не развиваются и соответствующие зоны мозга.
Современный ребёнок от 3-х до 5-ти лет смотрит мультики, играет с гаджетами, гуляет под присмотром мамы, ходит на занятия к логопеду. Его главным «воспитателем» становится экран, который совершенно вытеснил бабушкины сказки, мамины колыбельные песенки, разговоры с отцом.
Что же мы получаем в итоге к 5-ти годам, когда устная речь у ребёнка должна быть сформирована? Ответственные за речь зоны мозга перестают быть пластичными, и если ребенок к этому времени говорит очень плохо или почти не говорит, то научить его и исправить положение полностью уже не получится. За 20 последних лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!
Чем больше ребенок времени проводит, уткнувшись в экран, тем меньше он учится общаться, накапливать опыт общения, сканирования и обмена эмоциональными состояниями. Телевизор с говорящими персонажами не формирует у ребёнка речь, поскольку овладеть речью можно только в диалоге.
Речь – это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, регуляции и овладения своим поведением, это средство осознания своих переживаний, своего поведения. При увлечении детей гаджетами мышление становится примитивным, поскольку речь и мышление взаимосвязаны. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, формируется внутренний мир. Именно диалог с собой даёт устойчивость и независимость. Если же способность к внутреннему диалогу не сформировалась, человек становится управляемым и несамостоятельным. Он не может удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате – внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне.
Гаджеты формируют «клиповое» сознание: дети не могут воспринять информацию на слух, у них слышимые предложения не складываются в единый текст. При чтении та же ситуация: отдельные слова и короткие фразы не объединяются в связный текст.
Как итог, дети после «воспитания» гаджетами и телевизором становятся самодостаточными. Им не нужен внешний мир, родители и другие дети… Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в формировании личности ребёнка, перестают влиять на него. «У детей, находящихся в зависимости от гаджетов, разрушается культурный, социальный код. Дети становятся самодостаточными, они не нуждаются в родителях, в окружающем мире, культуре. Этим вызван рост числа детей с различными психическими (аутистическими) расстройствами», - заключила Агопян Э.С.
Но логопед не призывает к полному отказу от компьютера и телевизора, просто взрослые должны тщательно дозировать время, выделяемое для детей на гаджеты и телевизор, и не подменять экраном реально общение со своими детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СИСТЕМА ДИАГНОСТИКИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ И ОТ-СЛЕЖИВАНИЯ ДИНАМИКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ, 1999 г. Диплом II ст. на республиканском конкурсе
В данном докладе подробно описывается система диагностики и отслеживания динамики в речевом и познавательном развитии детей с ОНР. Указываются основные организационные принципы, описываются диагностич...
Влияние уровня речевого развития детей младшего школьного возраста на обучение
краткая характеристика речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста, их причины возникновения. Роль педагога и родителей в подготовке детей к школе Диагностика готовности детей к школьном...
Конспект занятия к рабочей программе «Коррекция речевого развития детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (I уровень речевого развития)»
Конспект занятия...
Влияние взрослых на речевое развитие ребёнка.
Речь — одна из линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убежд...
Влияние музыки на речевое развитие детей.
Статья о роли музыке в развитии речи....
Влияние музыки на речевое развитие детей дошкольного возраста
Музыка является одним из эффективных выразительных средств развития всех компонентов устной речи детей. Под влиянием музыкальных упражнений, пения, игр, при условии использования правильно подобранных...