Проблемы ребенка в выборе друзей.
консультация

Васикова Ирина Максютовна

Вконсультации для родителей рассмотрены проблемы детей в выборе друзей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rod.sob_.docx25.23 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы ребенка в выборе друзей

                                             

               Большинству родителей жизнь их ребенка кажется успешной и счастливой, когда сын или дочь в кругу друзей и близко общается со своими сверстниками. Но стоит услышать фразы «почему приятель со мной не во-дится», «никто не хочет со мной дружить», как возникает чувство беспомощ-ности и отчаянья, злости на других детей, их родителей и собственного ребенка, вплоть до самообвинений. И подобная реакция понятна, ведь  школьная компания – это упрощенная модель общества и в ней отраба-тывается навык взаимоотношений с окружающими, а реакция на ребенка сверстников формирует его представление о себе и отношение к своей личности.
              Младшие школьники 9-10 лет чаще дружат с верными и сообрази-тельными сверстниками, делящимися школьными принадлежностями, и того же пола, что и они. Ребенок также выбирает друга и с учетом географическо-го принципа – сидит с ним за одной партой, посещает те же кружки или живет рядом. Дружба скорее воспринимается школьниками как взаимовы-годное сотрудничество, не требующее понимания и принятия интересов своего приятеля.
                Родителям  надо учитывать, что каждый ребенок формируется по-своему. Это связано не только со свойствами нервной системы, темпера-мента, но и с условиями развития, которые придают неповторимость  возрастным проявлениям. Однако в любом возрасте для ребенка важность контактов с друзьями неоценима.

Поэтому именно родители должны взять на себя ответственность и предпринять активные действия, если ребенок: 
-
   жалуется на отсутствие друзей и нежелание сверстников общаться с ним;
-
    с неохотой идет или радуется любой возможности не пойти в школу или на кружок;
-
   ничего не рассказывает об одноклассниках и о приятелях;
-
  не хочет никому звонить, звать в гости или ему никто не звонит и не приглашает к себе;
-
   целыми днями в одиночестве чем-то занимается дома (читает, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор и т.д.). 
            Перед тем как вмешаться в ситуацию и помочь ребенку решить проблему, родителям следует как можно скорее разобраться в причинах этой дисгармонии. Психологами давно замечено, что чем лучше у ребенка отношения с родителями, тем легче ему находить общий язык и со сверст-никами. Поэтому нарушения в сфере семейного воспитания нередко оказы-вают отрицательное влияние на способность ребенка к установлению дружеских контактов.  

          Чрезмерная опека детей со стороны родителей, принудительное ограничение общения ребенка с другими детьми, запрет на приглашение друзей в дом, отсутствие условий для самоутверждения ребенка и отрицание его права действовать самостоятельно могут привести к психологической неготовности к общению со сверстниками.
                 У ребенка проблемы с приобретением друзей могут возникнуть также и в связи с личностными (повышенная эмоциональность, замкнутость и застенчивость) и внешними особенностями (излишняя тучность, неприятные черты лица, особенности в развитии). И так как детская компания – довольно жестокое сообщество, то неспособный вписаться в группу безжалостно изгоняется.
        Причина того, что ребенок не может найти себе друга или поддержать отношения с ним, нередко связывается и с тем, что современные дети чаще играют в одиночку и зачастую с компьютером. В результате,  как мальчики, так и девочки не знают простых способов знакомства, не могут проявить соучастие и сопереживание, высказать поддержку своему приятелю, что вместе с «неумением» разговаривать с ровесниками на их языке приводит к отторжению ребенка из среды сверстников.
          Определив причину возникшей проблемы, необходимо спокойно и ненавязчиво начинать исправлять положение, придерживаясь следующих правил: 
1. Давать ребенку возможность общаться с друзьями и его одногодками. Например, заинтересовывать занятиями в кружках или секциях, ходить в гости в те семьи, где есть дети, приглашать соседей-сверстников домой, устраивать детские праздники.
2. Предоставлять детям возможность действовать самостоятельно, проявлять инициативу и свои способности.
3. Помогать ребенку мириться с приятелями и стремиться как можно больше узнавать про них.
4. Стараться качественно проводить время с ребенком.
5. Учить ребенка открыто и спокойно высказывать собственное мнение, доказывать его, не повышая голоса, без истерик и обид.
        
Первоначально ребенку, расстроенному и столкнувшемуся с чем-то незнакомым, неожиданным и пугающим из-за отсутствия друзей, надо оказать эмоциональную поддержку.  Самое важное, что в сложной ситуации будет что-то сказано и нередко особого значения не имеет, какие это будут слова. Для ребенка главное, чтобы слова были произнесены, его «печаль» заговорила и перешла из разряда «трагедии» на менее болезненный уровень.
        Варианты слов, которые родители произнесут, могут быть различны. Но есть основные моменты, которые дети должны услышать. Во-первых, если приятель с ним «не водится», то это совсем не значит, что он не достоин любви. Во-вторых, каким бы он ни был, быть любимым всеми без исклю-чения невозможно. В-третьих, и он сам также кого-то принимает как друга, а кого-то игнорирует. В-четвертых, совместный анализ возможных причин конфликта.
       Детям необходимо живое общение с родителями, так как именно во время непосредственного контакта сын или дочь черпают уверенность в себе, формируют собственную идентичность и жизненные ценности.

         В заключении отмечу, в младшем школьном  возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом возрастном этапе.

         Младший школьный возраст - это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость общения, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь своему ребенку в выборе профессии

Выбор профессии - задача не из легких даже для взрослых людей, обладающих определенной личностной зрелостью. Еще более она сложна для старшеклассников, поэтому помощь родителей в ее решении просто нео...

Как помочь ребенку в выборе профессии

Родители чувствуют ответсвенность за будущее своего ребенка. Как сделать так, чтобы чувство ответственности не переросло в гиперопеку? Как дать ребенку возможность прислушаться к себе? Предлагаю неск...

Как помочь ребенку в выборе профессии

Выступление психолога на родителском собрании...

Памятка для родителей "Помощь ребенку в выборе профессии"

Памятка для родителей "Помощь ребенку в выборе профессии"...

родительское собрание «Склонности и интересы ребенка в выборе профессии»

Это родительское собрание провела как завершающее в учебном году для родителей учащихся 10 класса....

Памятка для родителей по помощи ребенку в выборе профессии

Памятка для родителейпо помощи ребенку в выборе профессии...