План работы с родителями детей, требующими особого внимания.
материал (9 класс)

Кузнецова Альфреда Накиповна

План работы с родителями детей, требующих особого внимания содержит комплекс  мероприятий, дополнительных к воспитательной программе. Проводится классным руководителем в течении учебного года  Цель данной работы:совместный поиск методов эффективного вляиния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков, оказание помощи семье в воспитании и обучении детей, профилактика дивиантного поведения учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_s_roditelyami_detey.docx31.95 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Новоаганская средняя школа имени маршала Советского Союза  Г.К. Жукова»

План работы  с родителями детей, требующими особого внимания

 9а класса а 2016-2017 учебный год.

Классный руководитель:  Кузнецова Альфреда  Накиповна

Актуальность специальной работы с родителями.

Дети, требующие особого внимания - «трудные дети». Психологи и педагоги предложили несколько систем типизации трудных детей. Почти все они относятся к детям более позднего возраста, когда трудный ребёнок становится асоциальным подростком. Одна из наиболее разработанных систем принадлежит профессору А.И. Кочетову. Он выделяет такие типы трудных детей:

1.         дети с нарушениями в сфере общения

2.         дети с повышенной или пониженной эмоциональной реакцией (с повышенной возбудимостью, острой реакцией или, наоборот, пассивные, равнодушные)

3.         дети с недостатками умственного развития

4.         дети с неправильным развитием волевых качеств (упрямые, безвольные, капризные, своевольные, недисциплинированные, неорганизованные).

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

1.         циники; вожаки асоциальных групп со сложившейся аморальной системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила по убеждению и считают себя правыми; сознательно противопоставляют себя обществу.

2.         неустойчивые, не имеют твёрдых моральных убеждений и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком зависят от ситуации; подвержены дурному влиянию, не способны ему противостоять.

3.         подростки и старшие школьники, которых толкают на асоциальные поступки сильные личные непосредственные потребности при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в зрелищах, вкусной еде, нередко – табаке, вине и т.д.) оказываются у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

4.         аффективные дети, переживающие постоянное чувство обиды на основе мнения о том, что их недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

5.         Основными признаками ненормальности поведения трудных детей Д.Футер (1929) считает склонность к праздношатанию – бродяжничество, лживость, образование шаек с вожаками, агрессивность

Трудные дети – это всегда запущенные дети, на которых вовремя не обратили внимания, не приняли своевременных мер к коррекции их поведения. В категорию трудных попадают школьники, выпавшие из процесса нормального обучения и воспитания, у которых не сложились правильные отношения с учителем, которые не нашли своего места в коллективе и социально приемлемых способов в нём утвердится.

К трудным относятся и недисциплинированные школьники. Их бурная активность, кипучая энергия порой не находят разумного выхода и проявляются в шалостях, озорстве, нарушениях дисциплины. Дурной пример товарищей, праздность, безделье, безнадзорность благоприятствуют развитию недисциплированности. Для её преодоления необходимо переключать активность и энергию детей на интересные увлекательные дела, направлять их инициативу в правильное русло.

Если ребёнок работает не в полную силу, ленится, лодырничает – он тоже трудный. У нормальных и здоровых школьников должно быть нормальное стремление, потребность, привычка к труду.

Основные причины возникновения трудного поведения.

На самом деле, по мнению современных социологов, психологов и педагогов, никаких специальных причин возникновения у детей асоциального поведения искать не нужно, их нет. Они в нашей ежедневной жизни, в примерах поведения взрослых. Причины неудовлетворённости детским поведением взрослые должны искать в себе, в своих поступках, которые преподносятся как образцы поведения.

Дети копировали, и всегда будут копировать взрослых. Так они входят в жизнь и развиваются, перенимая всё без разбору. Отличать плохое от хорошего они ещё не умеют.

Современная жизнь изобилует асоциальным, т.е. не согласующимися с требованиями общества и моральными нормами, поведением взрослых. Постоянно имея перед глазами такие «образцы», дети впитывают их как нечто совершенно естественное. Они часто не понимают, почему учитель требует от них быть вежливыми, не сквернословить, не курить; в их реальной жизни подобные нормы отсутствуют. Потому так сложно корректировать асоциальное поведение детей

Исследования неблагополучных семей позволяют определить основные причины педагогической запущенности подростков:

1)         грубое, неуважительное, пренебрежительное отношение к детям со стороны родителей и взрослых членов семьи;

2)         отсутствие требований к детям со стороны родителей;

3)         несоблюдение единства требований к подростку со стороны отца и матери;

4)         нарушение меры в поощрении;

5)         нарушение меры в наказании;

6)         нездоровая нравственная атмосфера семьи;

7)         пребывание подростка в позиции иждивенца, в атмосфере ничегонеделанья;

8)         злоупотребление родителей прямыми назойливыми назиданиями;

9)         безнадзорность (объективная и субъективная);

10)      избалованность, изнеженность детей,

11)      нездоровый образ жизни родителей;

12)      дурной пример родителей.

Именно эти причины должен учитывать классный руководитель при работе с родителями данной группы.

Основным принципом работы с родителями в современных условиях является отказ от репрессивного характера общения. Традиционное «донесение» родителям об успеваемости детей, об их поступках и прегрешениях с требованием принять меры без педагогического анализа причин, результатов наблюдения, рекомендаций -  неприемлемо. Сегодня требуется сформировать конструктивный характер общения родителей со школой и школы с родителями. Конструктивный характер общения предполагает понимание сторонами того, чем они занимаются. Поэтому в основе любого общения с родителями должно лежать понимание того, что такое школа, что она может, должна и каковы пределы ее возможностей и ответственности.

ЦЕЛИ:

· Просветительская

научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.

· Консультативная

совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного влияния на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.

· Коммуникативная

обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями. Опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

ЗАДАЧИ:

· Оказание психолого-педагогической помощи семье в воспитании и обучении детей.

· Привлечение родителей к управлению школой.

· Установление связи с правоохранительными и другими заинтересованными органами по охране прав детей и семьи в целом.

· Организация общественно-значимой деятельности родителей и учащихся.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ:

Сформированность понимания сильных и слабых сторон ребенка;

уважительное отношение к ребенку как личности и гордость за его достижения в саморазвитии.

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ.

1.  Изучение семей учащихся, положение детей в семье, условий их жизни:

-создание «социального паспорта семьи» учащихся постоянного контингента и учащихся из неблагополучных семей;

-раннее выявление семей группы риска, посещение этих семей совместно с социальным педагогом.

2.  Регулярное проведение родительского всеобуча (лекторий)

3.  Правовое просвещение родителей.

4.  Проведение индивидуальных и групповых консультаций: беседы для предупреждения конфликтных ситуаций; своевременное направление на консультацию к специалисту.

5.  Привлечение родителей к сотрудничеству по всем направлениям деятельности:

  • помощь в проведении творческих дел;
  • помощь в благоустройстве школы;
  • помощь в проведении спортивных мероприятий;
  • помощь в организации экскурсий, поездок.

6.  Поощрение родителей, активно участвующих в жизни школы, класса.

7.  Привлечение к работе общешкольного родительского комитета.

8.  Участие в традиционных общешкольных праздниках.

I. Организационные мероприятия

Мероприятия

Взаимодействие классного руководителя со службами школы

Кл.рук.

Социальный

педагог

Зам. директора по УР

Зам.

 директора по ВР

по ВР

Психолог

1

Составление социального паспорта класса.

сентябрь

+

2

Составление характеристик на детей данной  группы

ноябрь

+

+

3

Организация встреч учителей и специалистов школы с родителями

По мере необходимости

+

+

+

+

4

Организация работы и отдыха школьников в летний период

Май-август

+

+

5

Составление и реализация индивидуальных планов сопровождения.

Сентябрь - май

II. Индивидуальная работа с семьями

1

Беседа с родителями о необходимости вовлечения учащихся в кружки и секции

+

Привлечение социального педагога к беседе в случае необходимости

2

Беседа о необходимости контроля посещаемости занятий

+

В случае необходимости организовать консультацию социального педагога  с родителями,  зам. директора по ВР

3

Беседа о необходимости быстрого обмена информацией между классным руководителем и родителями с целью контроля посещаемости занятий

+

В случае необходимости организовать консультации социального педагога  с родителями детей данной  группы.

4

Выступления на родительском собрании (лекторий):

- Причины девиантного поведения ребенка.

- «Трудности и страхи старшего подростка».

- «Чем я могу помочь своему ребенку».

По графику род. собраний

Приглашение  на род. собрание инспектора, зам. директора по ВР,  социального педагога  

Приглашение психолога школы на собрание.

5

Приглашение родителей и детей на беседы с учителями - предметниками

ежемесячно

В случае необходимости организовать встречу замдиректора по УР с родителями детей (ФИО уч-ся). Консультации с зам. директора по ВР, социального педагога.  

6

Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания

ноябрь

Консультация с психологом

7

Проведение консультаций для родителей

Каждую четверть

Со всеми специалистами и службами

8

Направление на консультацию к психологу или к врачам

В случае необходимости

Консультация с психологом и школьной медсестрой.

9

Разбор конфликтных ситуаций

По мере возникновения

Консультации с зам. директора по ВР

10

Посещение семей  «группы риска».

По графику

Совместно с социальным педагогом и инспектором  

11

Привлечение родителей к работе родительского комитета

В течение года

12

Привлечение родителей к внеклассной работе:

- участие в проведении классных часов;

- к организации экскурсий;

- к  посещению род. собраний совместных  с детьми;

-  к посещению внеклассных мероприятий.

В течение года

13

Работа Совета профилактики

В случае необходимости по графику

Совместно с социальным педагогом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания

План работ  педагога-психолога с учащимися, требующими особого внимания ( дети-инвалиды, под опекой,  склонные к девиантному поведени., находящиеся на домашнем обучении)...

Педсовет "система профилактической работы с детьми, требующими особого внимания"

Наш педсовет был посвящён именно системе работы с детьми, требующими особого внимания педагогов. рассмотрена система взаимодействия школы со всеми имеющимися в микрорайоне субъектами профилактики прав...

для работы с ВШУ. СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА, ТРЕБУЮЩЕГО ОСОБОГО ВНИМАНИЯ.

СОЦИАЛЬНО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕНИКА, ТРЕБУЮЩЕГО ОСОБОГО ВНИМАНИЯ....

Перспективный план работы с родителями детей подготовительной к школе группы с ОНР (III уровень) на 2019 – 20120 учебный год

Сотрудничество с семьей В современных  условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей,...

План работы с родителями детей с ОВЗ

В силу огромной роли семьи, ближайшего окружения в процессе становления личности ребенка необходима такая организация социума, которая могла бы максимально стимулировать это развитие, сглаживать негат...

План работы с родителями детей, посещающих хореографический ансамбль.

В данном материале составлен план для родителей о мероприятиях на год: родительские собрания, консультации и анкетирование для родителей, план праздников и конкурсов в течение года....