игры на развитие слухового внимания
картотека

Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации  неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, соотнесение с предметными образами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_sluhovogo_vnimaniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ  НА  РАЗВИТИЕ  СЛУХОВОГО  ВНИМАНИЯ

Где позвонили?

Цель. Определение направления звука.

Оборудование. Звоночек (или колокольчик, иди дудочка и т. п.).

Описание игры. Дети сидят группами в разных местах комнаты, в каждой группе какой-нибудь звучащий инструмент. Выбирается водящий. Ему предлагают закрыть глаза и угадать, где позвонили, и показать направление рукой. Если ребенок правильно укажет направление, ему говорят: «Пора» и водящий открывает глаза. Тот, кто звонил, встает и показывает звоночек или дудочку. Если воздящий укажет направление неправильно, он снова водит, пока не угадает.

                          Скажи, что ты слышишь

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Описание игры. Дети закрывают глаза, внимательно послушают и определяют, какие звуки они услышали (щебет птиц, сигнал машины, шорох падающего листа, разговор прохожих и т. д.)

Тихо — громко!

Цель. Развитие координации движений и чувства ритма.

Оборудование. Бубен

Описание игры. Педагог стучит в бубен тихо, потом громко, и очень громко. Соответственно звучанию бубна дети выполняют движения: под тихий звук идут на носочках, под громкий — полным шагом, под более громким — бегут. Кто ошибся, тот становится в конце колонны.

Наседка и цыплята

Цель. Закрепление понятий о количестве.

 Оборудование. Шапочка курицы из бумаги, маленькие карточки с разным количеством   нарисованных цыплят.

Описание игры. Два стола составляют вместе. За стол садятся наседка (ребенок). Около стола садятся и цыплята. У цыплят карточки, на которых нарисовано разное число цыплят.

Каждый ребенок знает, сколько цыплят на его карточке. Наседка стучит по столу, а цыплята слушают. Если она, например, постучит 3 раза, ребенок, у которого на карточке три цыпленка, должен пропищать 3 раза (пи-пи-пи).

Кто что услышит?

Цель. Накопление словаря и развитие фразовой речи.

Оборудование. Ширма, разные звучащие предметы: звонок, молоток, трещотка с камешками или горохом, труба и т.д.

Описание игры. Педагог за ширмой стучит молотком, звонит в звонок и т. д., а дети должны отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясные и контрастные.

Продавец и покупатель

Цель.   Развитие словаря и фразовой речи.

Оборудование. Коробки с горохом и различной крупой.

Описание игры. Один ребенок — продавец. Перед ним две коробки (затем число их можно увеличить до четырех - пяти), в каждой разный вид продуктов,

например, горох, пшено, мука и пр. Покупатель входит в магазин, здоровается и просит отпустить ему крупу. Продавец предлагает найти ее. Покупатель должен по слуху определить, в какой коробке нужная ему крупа или другой требуемый товар.

Найди игрушку

Цель.  Развитие  координации  движении.

Оборудование. Небольшая яркая игрушка или кукла.

Описание игры.

Вариант 1. Дети стоят полукругом. Педагог показывает игрушку, которую они будут прятать. Водящий ребенок или уходит из комнаты, или отходит в сторону и отворачивается, а в это время педагог прячет у кого-нибудь из детей за спиной игрушку. По сигналу «Пора» водящий идет к детям, которые тихо хлопают в ладоши. По мере того как водящий приближается к ребенку, у которого спрятана игрушка, дети хлопают громче, если отдаляется, хлопки стихают. По силе звука ребенок отгадывает, к кому он должен подойти. После того как будет найдена игрушка, водящим назначается другой ребенок.

Вариант 2. Дети сидят на стульчиках полукругом. Один ребенок водит (он уходит в другую комнату или отворачивается). Куклу прячут. По сигналу водящий входит, а дети ему говорят: «Кукла Таня убежала, Вова, Вова, поищи, Как найдешь  то смело с нашей Таней попляши». Если водящий оказывается в том месте, где спрятана кукла, дети громко хлопают в ладоши, если отдаляется, хлопки стихают.

Ребенок находит куклу и пляшет с ней, все дети хлопают в ладоши.

Часовой

Цель.  Развитие ориентации в  пространстве.

 Оборудование.  Повязки.

Описание игры. Посредине площадки чертят круг. В середине круга ребенок с завязанными глазами (часовой). Все дети с одного конца площадки должны пробраться тихонько через круг на другой конец. Часовой слушает. Если услышит шорох, кричит: «Стой!» Все  останавливаются.   Часовой  идет   на   звук   и   старается отыскать, кто  шумел. Найденный выходит из игры. Игра продолжается дальше. После того как будут пойманы четыре — шесть детей, выбирается новый часовой, и игра начинается сначала.

                            Где звенит?

Цель.  Развитие ориентации в  пространстве.

 Оборудование.  Колокольчик или погремушка.

Описание игры. Один ребенок берет колокольчик или погремушку, а остальные дети не смотрят, куда спрячется их товарищ (или выходит). Дети по направлению звука отыскивают товарища.

Жмурки с колокольчиком

Цель.  Развитие ориентации в пространстве

Оборудование.  Колокольчик,  повязки.

Описание игры. Вариант 1. Играющие сидя на скамейках или стульях по одной линии или полукругом. На некотором расстоянии от играющих лицом к ним стоит ребенок с колокольчиком. Одному из детей завязывают глаза, и он должен найти ребенка с колокольчиком и дотронуться до него; тот же старается уйти (но не убежать!) от водящего и при этом звонит.

Вариант 2. Несколько детей с завязанными глазами стоят в кругу. Одному из детей дают в руки колокольчик, он бегает по кругу и звонит. Дети с завязанными глазами должны его поймать.

Жмурки с голосом

Цель. Найти товарища по голосу и определить направление звука в пространстве.

Оборудование.  Повязки.

Описание игры Водящему завязывают глаза, и он должен поймать кого-нибудь  из бегающих детей. Дети тихо переходят или перебегают с одного места на другое (лают, кричат петухом, кукушкой, зовут водящего по имени). Если водящий кого-нибудь поймает, пойманный должен подать голос, а водящий угадывает, кого он поймал.

Встречайте гостей!

Цель. Развитие слухового внимания.

Оборудование. Колпачок с бубенчиками для петрушки, шапочки с ушками для зайки и мишки, различные   озвученные    игрушки    (погремушка,   дудочка и т.д.)

Описание игры. Педагог объявляет детям, что к ним сейчас приедут гости: петрушка, зайка и мишка. Он выделяет троих ребят, которые заходят за ширму и переодеваются там. Педагог предупреждает, что мишка придет с погремушкой, петрушка - с барабаном, а зайка - с балалайкой. Дети должны по звуку отгадать, какой гость идет. Прежде чем выйти к детям, звери полают звуки за ширмой, каждый на своем инструменте. Затем выбираются новые гости, и игра повторяется. При повторении игры  можно дать гостям другие звучащие  игрушки.

Ветер и птицы

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование.   Любая   музыкальная   игрушка (погремушка, металлофон и др.)  и стульчики (гнезда).

Описание игры. Педагог распределяет детей на две группы: одна группа — птички, другая — ветер; и объясняет детям, что при громком звучании музыкальной игрушки будет дуть «ветер». Та группа детей, которая изображает ветер, должна свободно, но не шумно бегать  по комнате, а другая (птички) прячется в свои гнезда. Но вот ветер утихает (музыка звучит тихо), дети, изображающие ветер, тихо усаживаются на свои места, а птички должны вылетать из своих гнезд и порхать.

Солнце или дождик

Цель. Развитие координации и темпа движений.

Оборудование. Бубен.

Описание игры. Педагог говорит детям: «Сейчас мы с вами пойдем гулять. Дождя нет. Погода хорошая, светит солнце, и можно собирать цветы. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном, вам будет весело гулять под его звуки. Если начнется дождь, я начну стучать в бубен. А вы, услышав, должны скорее идти в дом. Слушайте внимательно, как я играю».

Воспитатель проводит игру, меняя звучание бубна 3—4 раза.

                                 Угадай, что делать

Цель. Развитие координации движений.

Оборудование. По два флажка каждому ребенку, бубен.

Описание игры. Дети сидят или стоят полукругом. У каждого в руках по два флажка. Педагог громко ударяет в бубен, дети поднимают флажки вверх и машут ими. Бубен звучит тихо, дети опускают флажки. Необходимо следить за правильной посадкой детей и правильным выполнением движении. Менять силу звука не более 4 раз, чтобы дети могли легко выполнять движения.

Узнай по звуку

Цель. Развитие фразовой речи.

Оборудование. Различные игрушки и предметы (книжка, бумага, ложка, дудки, барабан и т. п.).

Описание игры. Играющие садятся спиной к ведущему. Он производит шумы и звуки разными предметами. Тот, кто догадывается, чем ведущий производит шум, поднимает руку и, не оборачиваясь, говорит ему об этом.

Шумы можно производить разные: бросать на пол ложку, ластик, кусок картона, булавку, мяч и т. п.; ударять предмет о предмет, перелистывать книгу, мять бумагу, рвать ее, разрывать материал, мыть руки, подметать, строгать, резать и т. п.

                             Кто это?    

Цель. Закрепление понятий по теме «Животные и птицы». Формирование правильного звукопроизношения.

Оборудование. Картинки с изображением животных и птиц.

Описание игры. Педагог держит в руке несколько картинок с изображением животных и птиц. Ребенок вытягивает одну картину так, чтобы остальные дети ее не видели. Он подражает крику животного и его движениям, а остальные дети должны угадать, какое это животное.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры на развитие слухового внимания

Слуховое внимание- это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека....

Игры, способствующие развитию слухового внимания.

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из к...

Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха.

Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....

"Игры с игрушками на развитие слухового внимания"

С детства ребенка окружает множество игрушек. По мере того как ребенок растет, они меняются, становятся всё сложнее. Но оказывается, любые, даже самые простые, игрушки можно использовать для того, что...

Игры для развития слухового внимания

Предлагаю  игры для развития слухового внимания, такие как:«Отгадай, что звучит»Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, к...