Игры, способствующие развитию слухового внимания.
методическая разработка
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_sposobstvuyushchie_razvitiyu_sluhovogo_vnimaniya.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры, способствующие развитию слухового внимания и фонематического слуха у дошкольников.
Подготовил учитель-дефектолог Шалагина Н.Н.
Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться и понимать речь. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом.
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки. Цель игровых упражнений – научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
Игры, способствующие развитию слухового внимания
«Отгадай, что звучит». Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их угадать, сидя спиной к взрослому (если нет ширмы).
«Угадай, что делать». Ребенку дают в руки два флажка. Если взрослый громко звенит бубном, ребенок поднимает флажки вверх и машет ими, если тихо – держит руки на коленях. Чередовать громкое и тихое звучание рекомендуется не более 4 раз.
«Где позвонили?». Ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает слева, справа, позади малыша и звонит в колокольчик. Ребенок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук, и, не открывая глаза, рукой показать направление. После правильного ответа он открывает глаза, а взрослый поднимает и показывает колокольчик. Если ребенок ошибся, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4-5 раз.
«Угадай, кто сказал». Ребенка предварительно знакомят со сказкой «Три медведя». Затем взрослый произносит фразы из текста, меняя высоту голоса, подражая или Мишутке, или Настасье Петровне, или Михайле Ивановичу. Ребенок поднимает соответствующую картинку. Рекомендуется нарушать последовательность высказывания персонажей, имеющуюся в сказке.
Игры, способствующие развитию фонематического слуха
«Так ли это звучит?» Взрослый предлагает ребенку разложить картинки в два ряда: в каждом ряду должны находиться изображения, названия которых звучат сходно. Если ребенок не справляется с заданием, взрослый помогает ему, предлагая ясно и отчетливо (насколько это возможно) произнести каждое слово. Когда же картинки будут разложены, взрослый и ребенок вместе называют слова. Отмечают многообразие слов, их сходное и разное звучание.
Примеры: лук – луг, роса – роза, плод – плот, дрова – трава.
«Кто внимательный». Взрослый называет ряд гласных звуков. Ребенок должен поднять соответствующий символ. На начальном этапе игра может проводиться с одним символом, затем с двумя и более, по мере усвоения ребенком навыков звукового анализа и синтеза. Символами служат картинки с изображением положения губ при произнесении гласного звука.
«Звуковые песенки». Взрослый предлагает ребенку составить звуковые песенки типа: АУ – дети кричат в лесу. Или ИА – как кричит ослик. Или УА – так плачет ребенок. Как удивляемся? ОО! и т.п. Сначала ребенок определяет первый звук в песенке, протяжно пропевая его, затем – второй. Потом с помощью взрослого выкладывает звукокомплекс из символов, сохраняя последовательность как в песенке. После этого «прочитывает» по символам составленную им схему.
«Кто первый?» Взрослый показывает картинку, обозначающую слово, которое начинается с ударного гласного [а], [о], [у] или [и]. Ребенок четко называет то, что нарисовано на картинке, выделяя голосом первый звук, например: «У-у-удочка». Затем выбирает из звуковых символов тот, который соответствует начальному гласному в данном слове.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей "Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке"
Рекомендации для воспитателей...
игры на развитие слухового внимания
Развитие слухового восприятия обеспечивается устойчивыми ориентировочно-поисковыми слуховыми реакциями, способностью к сличению и дифференциации неречевых, музыкальных звуков и шумов, гласных, с...
Игры на развитие слухового внимания
Слуховое внимание- это умение сосредотачиваться на звуке, без которого невозможно слушать и понимать речь человека....
Игры для развития слухового внимания
Для детей 5 - 6 лет...
Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха.
Игры и игровые упражнения на развитие слухового внимания и фонематического слуха....
"Игры с игрушками на развитие слухового внимания"
С детства ребенка окружает множество игрушек. По мере того как ребенок растет, они меняются, становятся всё сложнее. Но оказывается, любые, даже самые простые, игрушки можно использовать для того, что...
Игры для развития слухового внимания
Предлагаю игры для развития слухового внимания, такие как:«Отгадай, что звучит»Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звонит в колокольчик и предлагает ребенку отгадать, к...