Занятие с родителями по теме: «Я - родитель»
план-конспект
Задачи занятия:
1. Формирование доверительных отношений.
2. Осознание родительской позиции и целей воспитания.
Использована программа родительского образования «Школа ответственного родительства»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_dlya_roditeley.docx | 19.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие с родителями по теме: «Я - родитель»
Дата: 15.10.2018г
Задачи занятия:
1. Формирование доверительных отношений.
2. Осознание родительской позиции и целей воспитания.
Структура занятия:
1. Приветствие «Знакомство руками».
2. Упражнение «Пантомима».
3. Групповая работа «Цели воспитания».
4. Упражнение «Родитель-ребенок».
5. Упражнение «Слепой и поводырь».
6. Упражнение «Возрастная регрессия».
7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
8. Домашнее задание.
9. Рефлексия занятия.
Материалы: альбомные листы, ватман, ручки, шарфы (платки) по
количеству пар участников.
Ход занятия
1. Приветствие. «Знакомство руками».
Участники работают по двое - садятся таким образом, чтобы можно
было взять друг друга за руки. Их задача с закрытыми глазами, обязательно
молча, встретиться друг с другом руками: «познакомиться«поссориться»,
затем «помириться» и «попрощаться». После такого общения все садятся в
круг и обсуждают полученный опыт.
Далее психолог сообщает о различных способах общения, об
использовании вербальных и невербальных элементов коммуникаций с
ребенком.
2. Упражнение «Пантомима».
Инструкция: Передать друг другу фразу «каратист убил быка одним
ударом» невербально. Каждый по очереди записывает на бумаге, как он
понял смысл и передает эту фразу следующему участнику.
3. Работа в парах «Цели воспитания».
Участники садятся друг напротив друга и записывают свои ответы на
поставленные вопросы. Затем происходит обмен ответами в парах. Основные
моменты, одобренные группой, фиксируются на ватмане.
* Каковы цели вашего воспитания?
* Каким своего ребенка вы хотите видеть?
* Что значит быть хорошим родителем и как им быть?
4. Упражнение «Родитель-ребенок».
Инструкция: договоритесь, кто из вас будет - А, а кто - Б. В начале
пусть А стоит, а Б сидит на полу у его ног. Поговорите друг с другом в этом
положении. Что вы при этом чувствуете? Обсудите, насколько приятно вести
разговор в таких позициях. Было время, когда мы все время ощущали себя в
позиции человека, который сидит на полу, в то время как все остальные
стоят. Это — позиция маленького ребенка. Опять займите позиции А и Б.
попробуйте хорошенько прочувствовать и определить для себя, чем вызваны
ощущения вашего тела. Тот, кто сидит, должен смотреть вверх. Через 30
секунд его шея и плечи начнут болеть, глаза почувствуют напряжение и
усталость Возможно, вы ощутите головную боль. Тот, кто стоит, будет
вынужден согнуться и смотреть вниз. Это упражнение помогает осознать
внутреннее состояние, потребности и чувства ребенка. Физический
дискомфорт, который вы испытываете, находясь в этом положении,
отрицательно влияет на ваши чувства и взаимоотношения. Правда, это
влияние не всегда осознается. При общении с ребенком очень важен
визуальный контакт. Поэтому желательно разговаривать с ним, сидя на
корточках или же ставить ребенка на небольшую табуретку.
5. Упражнение «Слепой и поводырь».
Участники разбиваются на пары. В каждой паре одному из участников
завязываются глаза. Задача второго - помочь «слепому» пройти намеченный
маршрут.
Обсуждение упражнения:
* Как вы себя чувствовали в роли «слепого», в роли
«поводыря»?
* В какой роли вам было комфортнее?
* Какие сложности вызвало данное упражнение?
Психолог сообщает, что данное упражнение демонстрирует модель
взаимодействия «взрослый-ребенок».
6. Упражнение «Возрастная регрессия».
Расскажите нам, на что вы были обижены в детстве. Примите удобное
положение и закройте глаза. Представьте, что вы стоите возле дома, где
жили, когда были маленьким. Теперь представьте, что:
- Вы упали и разодрали коленку. Вы с рыданиями бежите в дом, а по
ноге у вас стекает капля крови.
- Вы вбегаете в дом злым и плачущим, потому что кто-то из детей
постарше отобрал у вас игрушку.
- Вы вбегаете в дом, потому что увидели большую собаку.
- Вы вбегаете в дом, смеясь и радуясь тому, что получили в школе приз.
- Вы вбегаете в дом с чувством сильнейшего стыда, потому что
промочили одежду, а старшие ребята над вами смеялись.
Посмотрите на выражение лиц членов вашей семьи. Что они говорят
вам? Какие чувства они испытывают? Что они делают?
Откройте глаза, разбейтесь на пары и поделитесь впечатлениями.
7. Упражнение «Диалог сторон моего Я».
В центре круга ставится два стула.
Инструкция: Эта игра поможет нам раскрыть положительные и
отрицательные черты характера каждого из участников. В любом человеке
два противоположных начала и он не может разумно объединить их —
преобладает то одно, то другое. Итак, на первом стуле нужно изобразить
ласковую, нежную и внимательную маму, которая всегда наполняет свои
отношения с ребенком теплом и заботой, которая любит его. Эту маму
никогда не раздражает неумелость ребенка, его медлительность и
неловкость. Она никогда не кричит на него и тем более никогда не применяет
телесные формы наказаний...
На втором стуле продемонстрируйте ваше поведение в той же
ситуации, но с противоположными качествами, качествами строгой мамы
(проигрывание ситуаций осуществляется с использованием режимных
моментов - подъем, одевание, завтрак, выполнение домашних заданий и др.).
Групповое обсуждение:
* Что вы чувствовали в первой и второй ситуации?
* В какой ситуации вы чувствовали себя более комфортно?
* Какие выводы вы сделали для самих себя?
8. Домашнее задание.
Записать в дневнике «плохие», оскорбительные слова, которыми в
порыве гнева вы называете или называли своего ребенка. Перечеркнуть их и
рядом написать нейтральные слова, которые с одной стороны, помогают вам
высвобождать свой гнев, а с другой, не позволяют унижать личность ребенка.
Фиксируйте в дневнике как часто вы наказываете ребенка и за что? Как
часто хвалите и за что?
9. Рефлексия занятия.
Использованная литература:
В.В. Зикратов.Программа родительского образования «Школа ответственного родительства»-Барнаул, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия с замещающими родителями на тему:"Особенности взаимодействия с тревожным ребенком. Как играть с тревожными детьми".
Данный материал предназначается для педагогов-психологов и социальных педагогов, взаимодействующих с детьми-сиротами, которые воспитываются в замещающих семьях. Этот материал может быть включен в корр...
Работа с родителями. Практические советы логопеда родителям.Беседа-семинар для родителей дошкольников-подготовишек.
Данный материал перекликается с темой речевой готовности ребёнка к школе, дополняя её игровым материалом. Предназначен для консультаций и бесед с родителями....
Тематическое собрание для родителей на тему" Почему родители иногда не понимают своих детей"
Разработка тематического собрания на тему"Почему родители иногда не понимают своих детей?". Данный материал предлагается классным руководителям 6-8 классов, когда возникают разногласмя между роди...
памятка для родителей на тему "Роль родителей в проектной деятельности"
Памятка для родителей, как помочь ребёнку выполнить творческий проект...
Сценарий встречи с родителями на тему: «Содружество родителей и классного руководителя в вопросе мотивации обучающихся к игре на фортепиано». Внеклассное мероприятие с родителями.
Проблемой обсуждения с родителями является вопрос: как повысить мотивацию обучающихся к занятиям на фортепиано? ...
Консультация для родителей по теме «Ответственность родителей за неисполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей».
Консультация для родителей по теме: «Ответственность родителей за неисполнение родительских обязанностей по воспитанию и содержанию своих детей»....
Рекомендации родителям на тему: "Советы родителям по заучиванию стихотворений"
quot;Советы родителям по заучиванию стихотворений"...