Родительские собрания. Проблемы, Поиски, Решения.
презентация к уроку
Главная проблема школы заключается в том, что в современной ситуации, на фоне кризиза многих семей не налажено настоящее сотрудничество между родителями, учениками, классным руководителем и педагогами, работающими в классе. Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_ped.chteniyah.doc | 49.5 КБ |
roditelskoe_sobranie.ppt | 1.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на районные педагогические чтения
Сабуриной Ольги Михайловны
МБОУ СОШ № 47
«Родительские собрания. Проблемы. Поиски. Решения.»
Личный опыт создания содружества взрослых и детей в классе
Главная проблема школы, я считаю, заключается в том, что в современной ситуации, на фоне кризиса многих семей не налажено настоящее (не для галочки!) сотрудничество между родителями, учениками, классным руководителем и педагогами, работающими в классе.
Так сложилось, что это мой третий класс, где я работаю в качестве классного руководителя уже третий год. Я должна сказать, что мне повезло, потому что все эти предшествующие годы в решении любых проблем, возникающих при работе с классом, мне помогали семьи учеников – их мамы и папы, бабушки, старшие сестры и братья. Именно в нашем содружестве я вижу успешность своей работы с классом.
Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На нем обсуждаются задачи образовательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение системы воспитательной работы, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год.
Общие задачи
Задача классного руководителя – забота о развитии личности каждого ученика.
Задача учителя – дать определенную сумму знаний по предмету, научить творчески мыслить.
Задачи родителей – помочь ребенку стать образованным и мыслящим, надежным и любящим, здоровым и выносливым, готовым к испытаниям и самостоятельным решениям и т.д., то есть воспитать саморазвивающуюся личность.
Нетрудно увидеть, что цели и задачи школы идеально совпадают с потребностями семьи. Поэтому я считаю, что без участия родителей просто невозможен эффективный учебный и воспитательный процесс. Классные руководители обязаны сделать все, чтобы родители стали им помощниками и сотрудниками.
Сотрудники – это те, кто трудятся вместе, на равных. А когда делаешь одно дело, то по ходу возникают различные вопросы. И надо научиться задавать их друг другу. Учитель знает о ребенке что-то такое, чего не знает родитель, и наоборот – родители, если с них не только требовать и требовать, а еще и задавать им вопросы, могут много интересных, а порой и принципиально важных деталей рассказать. Спрашивайте, интересуйтесь, вырабатывайте общую позицию!
В первую очередь мне хочется поделиться опытом организации родительских собраний.
Виды собраний
В своей практике я использую несколько видов собраний.
1. Общее родительское собрание класса.
2. Совместные собрания родителей и учеников (по необходимости).
3. Собрание родителей или учеников и родителей с ограниченным числом участников (состав участников определяется решением поставленной учебной или поведенческой проблемы).
4. Педпрактикум (например, на тему дурных привычек).
5. Особые встречи (индивидуальные беседы с родителями)- каждую неделю.
6. Летучки (стихийные обсуждения) – на крыльце школы, в коридоре, в фойе, на улице и т.д.).
Каждое родительское собрание (кроме летучек) «протоколируется»: о чем шла речь, какие проблемы, пути решения, примерные сроки. Все решения родительских собраний обязательно доводятся мною до коллектива класса.
В классе есть неписаный закон: родительское собрание – это высший законодательный орган жизни класса, его решения выполняются беспрекословно.
Тематика
- Тематика собраний диктуется самой жизнью. Вот примеры тем, обсуждаемых в разные годы (формулировки выписала из своих рабочих тетрадок).
• Взаимодействие школы и семьи в организации комфортного обучения (с приглашением
педагогов, работающих в классе)-5 класс
• Задачи и проблемы класса, возникшие в связи с переходом в среднее звено-5 класс
• Новоселье в 5 классе с участием родителей.
• О странном поведении девочек 5 «Б» на переменах.
• Взаимоотношения в семье (по книгам Р. Кэмпбла)-6 класс
• Организация досуга (участие в театральной студии и легкоатлетической секции; совместный досуг детей и родителей)-5-7 класс
• О странном поведении учеников 6 «Б» класса на уроках и переменах (совместное собрание учеников и родителей).
• Итоги учебного года. Проблемы. Мысли. Сомнения. Поиски и находки (приглашение к дискуссии)-5-6 класс
• 6 «Б» класс: поездка с одной ночевкой. Оргмоменты. Посещение пансионата «Буревестник» совместный отдых детей и их родителей.• Конфликтная ситуация: причины, проблемы, выходы из конфликта-6 класс.
• О некоторых подходах к вопросу об ответственности родителей за воспитание детей в семье-6 класс
• Новогодний капустник с участием родителей-5-6 класс
• Чем я лично могу помочь своему ребенку в учебе?-7 класс
Общие собрания
Практика жизни класса подсказывает время проведения общих родительских собраний – за 2–3 недели до конца очередной четверти.
Какая бы важная проблема ни обсуждалась на этих собраниях, вторым вопросом обязательно будут предварительные итоги успеваемости учеников. Здесь же намечаются пути выхода из конкретных критических учебных ситуаций. Предварительная картина оценок за четверть мобилизует и учеников, и родителей. Они могут внимательнее отнестись к учебе, распорядку дня и проблемам своего ребенка (не только школьным, но и возрастным).
На вклеенных в дневниках листочках с предварительными оценками постепенно исчезают двойки, тройки перерастают в четверки, а четверки – в пятерки. Все это, конечно, говорит об усилении внимания родителей к учебе своих детей. Однако будет лучше, чтобы родители не только в конце четверти, а хотя бы раз в неделю проявляли любопытство к делам своих детей. Дети очень хорошо отличают родительскую корысть от неформальной заинтересованности. И когда они чувствуют подлинный к себе интерес, то и сами мобилизуются, больше контролируют себя.
Все это я обязательно озвучиваю на собраниях.
Сам себе психолог
Когда назревает необходимость, провожу педпрактикумы: «Дурные привычки» (например, на тему курения), «Свои и чужие вещи» (о краже). Но даже родители нашего класса, хорошо знающие друг друга, с трудом раскрываются, говоря о больных вопросах семьи.
В прошлом году я начала на родительских собраниях практиковать простейшие психологические игры. Например, «Мои плюсы и минусы: как минусы перевести в плюсы» (из серии «Познай себя»). Все чаще использую психологический материал – тесты, анкеты. И каждый раз получаю какую-то новую информацию о своих учениках и их родителях. Мне кажется, это очень полезно.
И родителям в том числе.
Например, в этом учебном году тесты подсказали родителям, в каком состоянии у них нервы. А в 5 классе проводилось тестирование на тему «Какой вы родитель?». Многие из родителей уходили из кабинета в задумчивости, а кое-кто выглядел просто удрученно. Следовательно, было над чем подумать. (Только ни в коем случае нельзя использовать результаты тестирования в целях манипуляции. Анкетирование обязано быть сугубо анонимным.)
На личном опыте я много раз убеждалась, что психологическое обследование решает сразу много задач.
• Дает возможность организовать педагогическое и психологическое просвещение родителя.
• Позволяет заострить внимание родителей на поведении и своих детей, и учеников всего класса. Это заставляет думать о детях, сопоставлять и анализировать их поступки.
• Помогает привлечь внимание родителя к своему внутреннему миру и к внутреннему миру своего ребенка. Дает возможность найти точки соприкосновения родителей и детей, определить сильные и слабые стороны своего характера, а также сына, дочери.
• Обсуждение и разрешение всех организационных вопросов жизни класса проходят с опорой на эти знания.
Если назрела серьезная проблема
Чтобы такое собрание действительно стало полезным, считаю, что необходима тщательная подготовка. Обычно она проходит через несколько этапов.
• Выявление проблемы. В полном объеме это можно сделать, я считаю, только в совместной работе с родителями. Потому что именно дома дети делятся тем, что их беспокоит в школе.
• Нужно обсудить данную ситуацию с педагогами, с родителями.
• Покопаться в литературе, постараться найти ответы или хотя бы подсказки.
• Посоветоваться с близкими людьми.
• Продумать и наметить план подготовки собрания: посещение уроков родителями, классным руководителем, подготовить или провести анкетирование, сочинения и т.д.
• На собрании в ходе обсуждения проблемы необходимо включить в разговор как можно больше родителей. (Они не должны бояться высказываться, а это во многом зависит от вас!) Так выявляются различные точки зрения, а это важно для принятия окончательного решения.
• В случае крайней необходимости стоит подключить к проведению собрания специалистов (например, психологов и юристов), учеников, учителей, администрацию.
• Нужно заранее с родительским комитетом обсудить и прописать возможные выходы из сложившейся ситуации.
Такая подготовка поможет создать полную картину по обсуждаемому вопросу. Ведь только в этом случае можно найти единственно правильный выход из трудной ситуации.
Проверено на практике
Несколько подсказок.
• Важно постоянно накапливать и фиксировать интересный, полезный, нужный (а иногда с первого взгляда и ненужный) материал к собранию. У меня есть специальная амбарная книга, куда я вношу все, что необходимо к собранию, которое будет, может быть, через 2–3 месяца. Среди таких мелочей выявляются порой интересные и важные вопросы. Но если оставить их незамеченными, то потом они вырастают в очень серьезные проблемы. Перед собранием я свою амбарную книгу пролистываю и то, что считаю нужным, обговариваю с родителями.
• К собраниям мы всегда готовим с учениками что-то интересное из жизни класса. Устраиваем выставки рисунков, поделок, сочинений. Например: конкурс рисунков «Дерево дружбы и любви».( каждый ученик класса оформляет свое «дерево дружбы и любви». На ветки «дерева» он вешает сердечки с вписанными в них именами дорогих и значимых для него и его семьи людей. «Деревья» выставляются в классе где проходит родительское собрание). Цель этой работы – показать детей с неожиданной для родителей стороны.
• На каждом собрании я обязательно обнародую работу родителей для класса. Благодарю в самых теплых словах за любую, самую небольшую помощь, так как из мелких дел часто рождаются большие друзья класса. Именно благодаря тесному сотрудничеству и взаимопониманию было достигнуто и сделано многое: за эти 2 с небольшим года вместе с родителями постоянно организовывался досуг детей( различные походы, экскурсии, мероприятия к праздникам). Также силами родителей был произведен капитальный ремонт в классе.
• На общем собрании я всегда говорю только о хорошем (как о ребенке, так и о родителе). А если надо обсудить «больной» вопрос, то делаю это индивидуально или после собрания. Иногда приглашаю на особую встречу – время, специально отведенное мной для личных разговоров. Все родители это знают и приходят за советом или помощью.
Литература
1. Мой мир и я. Учебное пособие. М., 2005.
2. Сонин В. А. Психологический, практикум. М., 2010.
3. Дереклеева Н. И. Справочник классного руководителя. М., 2012.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Как редко ребёнок бывает таким, как нам хочется… Януш Корчак
Личный опыт создания содружества взрослых и детей в 7 « Б » классе МБОУ СОШ №47.
Участие родителей в организации внеклассных мероприятий за последние 2 года
Задачи Задача классного руководителя – забота о развитии личности каждого ученика. Задача учителя – дать определенную сумму знаний по предмету, научить творчески мыслить. Задачи родителей – помочь ребенку стать образованным и мыслящим надежным и любящим, здоровым и выносливым, готовым к испытаниям и самостоятельным решениям, то есть воспитать саморазвивающуюся личность.
Только добрый пример отца и матери может дать добрые всходы! Без участия родителей просто не возможен эффективный учебный и воспитательный процесс.
Виды собраний Общее родительское собрание класса. Совместное собрания родителей и учеников (по необходимости). Собрание родителей или учеников и родителей с ограниченным числом участников. Педпрактикум Особые встречи (индивидуальные беседы с родителями). Летучки (стихийные обсуждения). и др.
Родительское собрание – это высший «законодательный» орган жизни класса, его решения выполняются беспрекословно.
Тематика родительских собраний Взаимодействие школы и семьи в организации комфортного обучения. Задачи и проблемы класса, возникшие в связи с переходом в среднее звено. Новоселье в 5 классе с участием родителей. Организация досуга (совместный досуг детей и родителей). О странном поведении учеников 6 Б класса на уроках и переменах. Итоги учебного года. Проблемы. Мысли. Сомнения. Поиски и находки. Конфликтная ситуация: причины, проблемы, выходы из конфликта. Новогодний капустник с участием родителей. Чем я лично могу помочь своему ребенку в учёбе.
Совместный досуг детей и родителей
Взаимодействие школьных и домашних воспитателей - шаг к взаимопониманию, усвоение педагогического опыта, который учитель и родители передают друг другу
Сам себе психолог . Психологическое обследование решает сразу много задач: Дает возможность организовать педагогическое и психологическое просвещение родителей. Позволяет заострить внимание родителей на поведении своих детей и учеников всего класса. Помогает привлечь внимание родителей к своему внутреннему миру и к внутреннему миру своего ребенка. Дает возможность найти точки соприкосновения родителей и детей.
Если назрела серьезная проблема. Необходимо : Выявит проблему. Обсудить данную ситуацию с педагогами, с родителями. Постараться найти ответы или хотя бы подсказки. Посоветоваться с близкими людьми. Продумать и наметить план подготовки собрания. В случае необходимости подключить специалистов (администрацию, соц.педагога,психолога). Заранее с родительским комитетом обсудить и прописать возможные выходы из сложившейся ситуации.
Рекомендации по проведению родительских собраний Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т. д. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей детей.
Многообразие литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ
Материал предназначен для выступлений с публичным докладом на семинарах и совещаниях различных уровней с презентациейhttp://narod.ru/disk/57793703001.dc55439bdd8b7d0ba8ab8bf24f4ac1ac/%D0%B2%D1%8B%D1%8...
ХХII городская НПК "Природа:проблемы, поиск, решение"
Цели проведения конференции1. Выявление способных школьников, склонных к научно-исследовательской деятельности в области биологии и экологии, пропаганда организации данной деятельности в учебных...
Презентация к родительскому собранию "В поисках призвания"
Презентация по профориентации для родительского собрания по выбору элективного курса. Представлены курсы,предлагаемые учащимся для выбора....
Родительское собрание: Проблемы молодежи. Проблемы подростка. 8 класс
Цель родительского собрания: привлечь внимание родителей к проблемам старших подростков, научить способам повышения уровня самооценки подростка...
Инклюзивное образование: проблемы, поиски, решения.
Материалы для проведения заседания Круглого стола по проблемам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья....
Родительское собрание «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье»
Презентация «Проблемы детско-родительских отношений и благополучия подростка в семье» - отличная возможность привлечь внимание родителей к проблемам в воспитании детей. В презентации идет речь о ...
Общешкольное родительское собрание «Проблемы наших детей – наши общие проблемы, нам их решать. Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка».
Данная разработка предназначена для родителей учащихся.Вид мероприятия: общешкольное родительское собрание.Цели: информационно-просветительская работа по вопросам семейного воспитания и профилактике н...