Таблица возрастных особенностей детей от 7 до 17 лет
статья

Шилова Кристина Владимировна

Физические, интеллектуальные, социальные, эмоциональные характеристики. Выводы и рекомендации. Очень любопытная и полезная таблица.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2018.tablitsa_vozrastnyh_osobennostey.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

7 – 10 лет

11 – 13 лет

14 – 17 лет

Физические Характеристики

Быстрая утомляемость физическая и умственная.

Руки и ноги растут быстрее тела, непропорционально развиты

Большая подвижность

Очень быстро растут, рост девочек опережает рост мальчиков. В начале мальчики и девочки имеют равные силы, затем мальчики становятся сильнее. Период полового созревания

Сомневаются в своей привлекательности

Пробуют элементы экспериментального поведения (курение, алкоголь, бунт)

Стремительно растут руки-ноги, мозг не успевает сориентироваться (отсюда угловатость, неуклюжесть)

Наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девушек к 13 годам)

Завершение роста скелета

Различия среди детей усиливаются, так как многие из них уже повзрослели, а другие только начинают взрослеть

Сосредоточенность на собственной уникальности

Девочки едят мало, мальчики много

Очень переживают из-за внешности

Интеллектуальные

Высокая мотивация к учебе. Очень любопытны. Интересы быстро меняются. Начинают мыслить логически. Впитывают суждения о хорошем и плохом. Большие максималисты

Начинают мыслить абстрактно. Вариативность мышления. Повышается понимание причинно-следственного механизма.

Более реалистичны.

Умеют мыслить абстрактно

Подвергают критики любые суждения.

Формирование собственной точки зрения

Социальные характеристики

Авторитет видят во взрослых людях

Следуют правилам, если их понятно объяснить

Дружат с детьми своего пола.

Постоянно нуждаются в одобрение и поддержке.

Любят рисовать, петь и принимать участие во всех играх-конкурсах.

Отрицательные проявления: клички, дразнилки.

Переключают внимание на противоположный пол, влюбчивы.

Важны оценки сверстников

Попадают под сильное влияние лидеров, в т.ч. отряд

Нуждаются в признании, доверии.

Ищут взрослую модель поведения, копируют взрослых, иногда отзеркалевают.

Часто ставят под сомнение семейные ценности и авторитеты

Возникают проблемы с дисциплиной

Большое значение приобретают массовые мероприятия, стремятся к соревновательности.

Подчиняют свои интересы мнению команды, боятся поражения, чувствительны к критике.

Интересы постоянно меняются

Хотят независимости от семьи

Идеализируют свободу и взрослость

Важна обособленность, самостоятельность постановки целей

Реалистичнее оценивают свои силы и возможности

Растет социальная активность

Характерно объединение в неформальные группы.

Отрицают авторитет старших.

Эмоциональные характеристики

Большая впечатлительность. непосредственность, фантазия, неумение долго концентрироваться на чем-то одном, быстрая утомляемость, несамостоятельность, эмоциональность и восприимчивость.

Стараются подчинятся правилам. Свое мнение – мнение семьи. Ценят домашнюю, привычную обстановку, вещи. Подражают поведению старших. Начинают чувствовать ответственность за свои поступки. Очень хотят быть «как все», бояться быть «белой вороной». Чувствительны к критике. Ценят единые требования ко всем. Важны личные отношения со всеми вожатыми

Сравнивают себя с другими. Оценка своей привлекательности. Очень важны понятия ДРУГ-ПОДРУГА. В отношениях ценят верность. Нуждаются в помощи и поддержке. Особенно остро чувствуют личное пространство. Хотят быть часть чего-то большого и важного. Возникает проблема адекватного выражения чувств.

Ценят равенство и справедливость.

Сложность взаимоотношений между полами.

Дисциплина может страдать из-за «группового» авторитета

Стремятся к соревновательности, подчиняют свои интересы мнению команды

Очень ценят уважение взрослых и сверстников, фанатизм проявляется во многом.

Нуждаются в одобрение взрослых и поэтому проявляют инициативу где надо и где нет.

Очень оберегают свой внутренний мир.

7 – 10 лет

11 – 13 лет

14 – 17 лет

Выводы и рекомендации

  • Ставьте реальные, конкретные цели
  • Объясняйте правила подробно и доступным языком
  • Организуйте больше подвижных игр при ограничении прыжков и бега
  • Организуйте физкультминутки для всех групп мышц, частую смену деятельности

Иногда просто нужны перерывы.

  • Давайте задания, где нужно что-то выяснить, разузнать, разгадать
  • Проводите командные игры, где каждый может почувствовать свой успех
  • Используйте ритмические виды деятельности; пение, драматические постановки
  • Обучайте правильным навыкам труда
  • Обеспечивайте конкретности поручений и творческой свободы детей при их выполнении
  • Предоставляйте детям свободу действия, развития способностей (при соблюдении нравственных норм, распорядка лагеря и т. п.), но приглядывайте со стороны.
  • Учите как вести себя в спорах и находить компромисс.
  • Не давайте поручений, связанных со временем, но распределяйте ответственность за конкретные дела между детьми.
  • Нужен лидер-наставник
  • Учитывайте то обстоятельство, что дети данного возраста особенно нуждаются в поощрении и похвале
  • Используйте такие виды деятельности, которые дают простор проявлению мускульной активности
  • Организуйте коллективные спортивные игры, занятия по интересам
  • Организуйте разумное руководство творчеством, направление пробуждающихся интересов к окружающему миру, культурам и традициям
  • Стремитесь обстоятельно ответить на многочисленные вопросы детей
  • Вовлекайте в проектную деятельность (важен конкретный результат)
  • Обсуждайте отношения с противоположным полом
  • Организовывайте работу в смешанных группах (Нужны соответствующие игры, чаще перемешивать, сталкивать, на дискотеках “подталкивать друг к другу”)
  • Дайте возможность пообщаться без взрослых
  • Позволяйте принимать решения, решать творческие задачи.
  • Очень важно установить правильный авторитет
  • Оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
  • Руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
  • Создавайте необходимые условия для отдыха
  • Учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
  • Давайте возможность быть частью процесса принятия решений
  • Разрешайте проявлять свою уникальность
  • Чаще хвалите
  • Дайте возможность побыть лидерами
  • Поговорите о принципах и ценностях
  • Налаживайте атмосферу для глубоких разговоров
  • Проводите тематические дискуссии
  • Необходим старший товарищ, который не будет подавлять подростков.

Советы разрешения педагогических ситуаций

  • Раздражительность, тоска по домашним, слезы - Отвлечь интересными делами, переключить внимание, дать какое-либо задание, чтобы ребенок почувствовал себя нужным в новом коллективе.
  • Множество вопросов - Внимательно выслушивать и спокойно отвечать, повторяя ответ столько раз, сколько необходимо для понимания.
  • Быстрая утомляемость - Быстрее «бежать» к финишу мероприятия, к результатам в игре, труде...
  • Неуверенность в себе - Давать нагрузку с учетом физического здоровья, без акцентирования на этом внимания.
  • Готовы пробовать все на вкус - Рассказывать детям о ядовитых ягодах, растениях.
  • Опасность травматизма - Избегать чрезмерный ограничений в деятельности детей, заполнять их жизнь полезными и нужными играми, состязаниями, следя при этом за соблюдением необходимых правил безопасности. Организовывать свободное время
  • Потеря интереса к занятиям, рассеянное внимание - Частая смена видов деятельности, игры, конкурсы, соревнования не должны быть продолжительными по времени.
  • Слезы и страхи в темноте - Не оставлять одного в темноте.
  • Желание играть со сверстниками - Поддержка, поощрение и направление действий детей по опеке малышей.
  • Копирование привычек, манеры поведения, лексикона взрослых - Стремиться не подавать дурного примера ни в чем.
  • Постоянные опоздания - Не давать поручений, связанных с учетом времени.
  • Впечатлительность - Не рассказывать сказки, истории с «плохим концом».

  • Обидчивость, повышенная чувствительность к несправедливости - Внимательное, доброе отношение к детям, стремление разобраться в причинах поведения детей.
  • Курение, игра в карты, проба спиртного, употребление взрослого лексикона – разъяснительная беседа с привлечением старшего воспитателя, письменное объяснение поведения.
  • ЗАМКНУТОСТЬ, одиночество - Стремиться переключать внимание детей, давать поручения, связанные с необходимостью общения, проводить игры в смешанных группах. Уделить внимание играм на знакомство и контактность в первые дни
  • Непослушание, действие «наперекор», постоянные споры - Вникать в интересы детей, сотрудничать с ними. Возможно ребенок просто не умеет по-другому привлекать внимание, реагировать нестандартно на такую ситуацию.
  • Появление тайн, укромных уголков, озорство, шалости - Знать секреты детей, совместно сохранять их, разумно использовать. Организовывать интересные игры с элементами романтики.

  • Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых - Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.
  • Неподчинение взрослым, действия «наперекор», критиканство. Действия опережают мысли - Пытаться понять подростков, понять причины того или иного их поступка, тактично направлять их действия в нужное русло.
  • Замкнутость, одиночество, сильная ранимость, вспыльчивость, раздражительность. Интерес к себе - В индивидуальной беседе разъяснять подростку, как избавиться от этих особенностей или сгладить их, как сделать, чтобы «этого» было меньше. В коллективной беседе — находить у такого подростка лучшие качества и подчеркивать их.
  • Проявление чрезмерной самостоятельности - Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.
  • Несбывающиеся мечты подростков - Поразмышлять вместе с подростками о будущем.
  • Курение, алкоголь – обязательно беседа в присутствии старшего воспитателя, руководителя заезда. Возможно прекращение пребывания на программе.
  • Хамство – строгая реакция, неприятие такого поведения в коллективе. Индивидуальная беседа
  • Вызывающее поведение – индивидуальные беседы с привлечением старшего воспитателя, психолога
  • Объединение подростков в неформальные группы – воздействие на группу через лидеров, личные беседы.

7 – 10 лет

11 – 13 лет

14 – 17 лет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект родительского собрания в 11 классе "Возрастные особенности детей юношеского возраста".

Собрание посвящено психологическим особенностям детей, уже вышедших из подросткового возраста, но ещё не ставших взрослыми. Что волнует их больше всего? Всегда ли мы, родители, правильно понимаем их п...

Возрастные особенности детей подросткового возраста

Многие дети, вступая в подростковый возраст, поразительно меняются. Из ласковых, спокойных и послушных вдруг превращаются в “ершистых”, неуправляемых, грубых. Пожалуй, именно грубость сильнее всего ра...

Учет возрастных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста на занятиях по хореографии.

Соотношение форм и методов обучения хореографии с особенностями детей определенного возраста. Принципы работы педагога по хореографии с детьми дошкольного и младшего школьного возраста....

Возрастные особенности детей 15 - 17 лет.

Теоретический материал для учителей физической культуры, педагогов и родителейВозрастные особенности детей 15 - 17 лет....

Возрастные особенности детей юношеского возраста

родительское собрание для учащихся 9 класса...

ПЛАНИРОВАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ХОРЕОГРАФИИ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Личность старшего дошкольника находится в непрерывном развитии. В детском организме совершаются очень значительные изменения, как в отношении физического развития, так и в складе его психики. По...

Протокол родительского собрания «Возрастные особенности детей. Адаптация детей к дошкольному учреждению»

Ваш малыш пришёл в детский сад. Для него началась новая жизнь. Чтобы ребёнок вступил в неё радостным, общительным, повзрослевшим, хотим предложить несколько рекомендаций....